Просмотр содержимого документа
«Обучение детей с ОВЗ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Ульяновска «Средняя школа № 72 с углублённым изучением отдельных предметов»
Доклад
«Обучение детей с ОВЗ на уроках истории в рамках инклюзивного образования»
Учитель истории
Андриянова Т. А.
г. Ульяновск 2017г.
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. В рамках внедрения ФГОС проблема инклюзивного образования стоит наиболее остро. В МБОУ СШ №72 , где я работаю учителем истории и обществознания почти в каждом классе есть дети, требующие обучения по специальной программе VIII вида (как это определено Муниципальной психолого-медико-педагогической комиссией). Обычно таких детей в каждом классе от 1 до 3. Таким образом, перед нами две проблемы. Первая – найти особый подход к обучению детей в классах выравнивания. Вторая - каким образом учащиеся с ограниченными возможностями здоровья могут адаптироваться в обычном классном коллективе.
Прежде чем найти ответ, необходимо понять основные трудности для учащихся при изучении истории как предмета.
Во-первых, довольно большое количество фактического материала (даты, цифры, различные исторические факты и т. д.)
Во-вторых, требуется не только запоминание фактического материала, но и умение применять его в динамике обучения (например, изучение темы рабства предполагает знание его особенностей в различных древних обществах).
В-третьих, необходимо постоянное сопоставление событий прошлого и современного, что также требует определенного аналитического мышления.
Понятно, что обучение истории представляет для детей определенную трудность. Первые уроки показали, что дети очень не любят много писать (10-12 строк на доске – это предел, которого может добиться учитель). Кроме того, серьезные проблемы с пересказом текста (задания на дом в плане пересказа текста превращаются для учителя в головную боль при опросе на следующем уроке). Также дети часто отвлекаются во время урока (наведение дисциплины – одна из серьезных задач).
Уровень способностей различный. Те учащиеся, которые хорошо усваивают материал, стесняются поднять руку, ответить, но должным образом исполняют письменные задания. Наоборот, дети с холерическим типом характера по большей части равнодушны к изучаемому предмету.
Что же было сделано мною как учителем истории в этом классе в плане привлечения внимания учащихся к данному предмету и соответственно успешности в его освоении?
Главное, надо дать понять этим детям, что они могут при желании получить самую высокую оценку. Не надо стесняться ставить оценку «отлично», даже если учащийся имеет способности ниже средних. «Пять» явится для него стимулом к дальнейшему труду, так как в противном случае он получит «три» (оценка «два» данным детям не ставится). Боязнь «разбазарить» свой капитал в виде «пятерок» и «четверок» сама по себе заставит ученика работать.
Несколько слов о применяемых мною специфических приемах обучения, которые зарекомендовали себя, на мой взгляд, как наиболее эффективные.
Наибольшую сложность вызывает запоминание дат. Одним из возможных вариантов может стать их естественное запоминание. Во время приветствия учителя, какой-либо просьбы дети говорят соответствующую дату. Таким образом, в игровой форме происходит запоминание цифр, что нравится детям. Следует периодически менять даты, по мере того как дети их полностью усвоят. К концу года можно добиться хорошего знания 20-30 важнейших дат.
Следующий прием - степень сложности. Особенно помогает во время пересказов. Учитель объявляет критерии оценивания, а дети сами решают, на какую оценку им рассказать (например, 10 фраз – «пять», 6 – «три»). Соответственно, выходя отвечать, ребенок не боится провала. Он сам хозяин своей оценки.
Задания на выбор также нравятся детям. После объяснения нового материала можно предложить учащимся на выбор : а) пересказать определенный материал, б) написать сочинение (используя материал, изученный на уроке), в) составить кроссворд. Каждый выбирает задание по своему желанию. При этом при написании сочинения, я принципиально говорю детям. Что не обращаю внимания на грамматические ошибки. В результате дети могут наиболее полно реализовать свою фантазию и творчество
Помощь товарищей – также один из используемых мною приемов. Очень хороший прием по отношению к тем учащимся, которые хотят получить минимальную положительную оценку, но испытывают трудности с заданием. Разумеется помощь в разумных пределах. При этом достигаются две цели – адаптивная (учащиеся «молчуны» становятся более активными на уроке), и морально-нравственная (сплочение классного коллектива). Немаловажное значение на уроках в классе выравнивания имеют игровые ситуации. Особенно это помогает при необходимости запоминания определенного количества имен. Например, при изучении темы «Религия древних греков» просто необходимо организовать «суд богов» распределив роли между учащимися. При этом наиболее темпераментные дети также принимают в играх самое активное участие.
При изучении отдельных исторических личностей хорошим подспорьем может стать Интернет. Ребенок получит самый высокий балл, если напишет одну страницу текста, пользуясь Интернетом. Напечатанный реферат, в данном случае, худший вариант, так как в погоне за быстротой многие дети даже не вчитываются в его содержание
Так как дети любят рисовать, неплохо использовать этот момент при обучении (придав ему элемент соревновательности). Например, при изучении темы «Нашествие персов на Грецию» учитель может нарисовать на доске две фигуры, разделив их на несколько секторов: отрицательная - Ксеркс и положительная - Леонид. Учащиеся, отвечая на вопрос учителя, заштриховывают сектора. Побеждает тот, кто закончит эту работу быстрее. Таким образом, повышается интерес к изучению текста учебника.
В конце урока можно применить такой прием как лотерея (с обязательным победителем того, кто дал правильный или наиболее близкий к правильному ответ). Главное условие - в лотерее участвуют те, кто работал на уроке, что является для учащихся дополнительным стимулом.
В тех классах где количество детей, обучающихся по программе VII вида невелико, самое главное для учителя - не оставить этих детей без внимания. Для таких учащихся составлена особая индивидуальная программа обучения. Как правило данные дети не всегда на «хорошем счету» у учителей (в лучшем случае – ничего не делают, в худшем – мешают вести урок, а это уже довольно серьезная проблема в плане усвоения знаний основным контингентом учащихся класса). Но эти дети могут быть незаменимы при игровых ситуациях, технической поддержке учителя. Они должны еще до начала урока знать характер и объем своего задания, чтобы не испытывать неловкости на уроке.
Работать должны абсолютно все дети и внимание учителя должно быть приковано к каждому ребенку. Не случайно, один из принципов инклюзивного образования гласит:
« Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным». Когда – то, один из мудрецов, говоря о монархии, оставил потомкам такую фразу «Монарх должен также заботиться обо всех своих подданных, как хороший отец должен заботиться обо всех своих детях». Учитель для всех детей должен быть и хорошим родителем и добрым монархом!
Список источников:
Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011. - N 1. -С. 83-92. - Библиогр.: с. 91
Бубеева Б. Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / Б. Н. Бубеева. - (Организация учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы) // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - Вып. 1. -С. 221-225. - Библиогр.: с. 225
Жиркова С. Г.
Формы и особенности применения инклюзивного образования / С. Г. Жиркова // Научное обозрение. - 2010. - N 1. -С. 79-83. - Библиогр.: с. 82-83