kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Начало правления Александра II, подготовка к реформе 1861г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальные листы, схемы: "Подготовка проекта отмены крепостного права", "Размер крестьянского надела по реформе 1861г.", "Порядок выкупной сделки".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Начало правления Александра II, подготовка к реформе 1861г.»

Тема урока: Начало правления Александра II, подготовка реформы 1861г. Крестьянская реформа 1861г.

9 класс


Средства обучения: Индивидуальные листы обучения; схемы «Подготовка проекта отмены крепостного права», «Размер крестьянс­кого надела по реформе 1861 г.», «Порядок выкупной сделки», иллюстрации(портре­ты Александра II, Н.А. Милютина и др.).


I. Вводно-мотивационная часть, постановка целей и задач.


- На прошлом уроке мы с вами закончили рассматривать правление Николая I. С чем пришла Российская империя к 18 февраля 1855г.?

  • Проигранная Крымская компания (военно-техническая отсталость);

  • Незавершенный промышленный переворот;

  • Наличие социальных противоречий (крестьянские бунты и др.)

- Какая на ваш взгляд основная проблема стояла перед российским обществом и властью в этот период?

Крепостная зависимость крестьян, необходимость ее отмены.

- Именно эта проблема и станет темой нашего сегодняшнего занятия.

- Давайте попытаемся вместе наметить пути исследования этой проблемы..

1. Выявить причины отмены крепостного права.

2. Рассмотреть положение реформы.

3. Определить значение реформы.


II. Содержательный аспект.


- Не для кого из нас не секрет, как порой велика бывает роль личности в истории и как часто от личности история зависит…

Всесторонне По военному обладал широким

Образован дисциплинирован кругозором



Опытен в гос. Александр II великодушный

делах

благородный

добродушный

любящий свой

мягкий по натуре прямой народ


19 февраля 1855г. на российский престол вступил старший сын Николая I – Александр II. Представит нам Императора Никита Ольков, которому было дано индивидуальное исследовательское д/з. Внимательно слушая сообщение, я предлагаю вам составить портрет личности Александра II в ваших ИЛО.















Обсуждаем портрет личности.


III. Структурно-деятельностный этап.


- Вот таким предстает перед нами Александр Николаевич, который 30 марта 1856г. произнес речь перед представителями московского дворянства, которую я предлагаю вашему вниманию.

«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

- Что Александр II называет причиной возможной отмены крепостного права? Каким единственным способом, по мнению Александра II, возможна отмена крепостного права? Почему?


  • - Какие причины на ваш взгляд могли лежать в основе необходимости решения данной задачи? (предлагается самостоятельно поработать с ИЛО, записать туда свои предположения) – обсуждение.

Причины:

  1. незаинтересованность крестьян в результатах собственного труда – снижение с/х производства;

  2. возрастающие волнения крестьян (50-60гг.) (Призрак пугачевщины);

  3. торможение развития промышленности (нехватка рабочих рук);

  4. Россия последняя христианская, европейская держава, где оставалось рабство → нравственно-социальное отставание;

  5. поражение в Крымской войне.


- Понимание необходимости отмены крепостного права уже давно созревало в российском обществе, и самодержавные цари не раз принимались за эту задачу, но довести дело до конца выпало на долю Александра II.


  • Подготовка реформы.

Учащимся предлагаются дифференцированные задания в ИЛО.

«А» Заполнить таблицу с помощью учебника, стр.125-126.

Подготовка отмены крепостного права.

Год

Событие

Результат

1857г.

Создание секретного комитета

Его деятельность была не эффективна, так как он состоял из яростных крепостников – сановников николаевского времени, - которые старались только тянуть время, а о преобразованиях и не помышляли.

Осень 1857г.

Виленский губернатор В.И. Назимов передал Александру 2 просьбу литовских помещиков о разрешении им отпускать на волю своих крестьян без земли.

Император издал рескрипт на имя Назимова В.И., предписывающий создать губернский комитет по обсуждению отмены крепостного права и указывающий, что крестьяне не должны лишиться надела.

1858г.

Так как рескрипт носил силу указа, то дворянские комитеты в 1858г. стали создаваться и в других губерниях. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу(Великий кн. Константин Константинович). Предложения по крестьянскому делу отправлялись в Петербург, где рассматривались Редакционными комиссиями(генерал Яков Иванович Ростовцев – В.Н. Панин), задачей которых была выработка проекта закона об освобождении крестьян.

Процесс подготовки отмены крепостного права ускорился и стал необратим.

1860г.

Проект отмены крепостного права был готов в 1859г. В начале 1860г. в Петербург съехались представители дворянских комитетов для утверждения проекта.

Проект был утвержден.

19 февраля1861г.

Александр 2 подписал Манифест и Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

Крепостное право в России было отменено. Крестьяне не должны были выкупать личную свободу. Они становились свободными сельскими обывателями и получали ряд личных и имущественных прав.

«В» Составить схему «Подготовка проекта отмены крепостного права».






















«С» Работая с документом, заполнить таблицу:

Отношение помещиков к отмене крепостного права.


Помещики оброчных имений

Помещики барщинных имений

Сходство позиций помещиков

Земля

Сохранить за собой угодья и те земли, которыми не пользовались крестьяне

Отдать крестьянам нищенский надел, чтобы затем продолжать эксплуатировать их труд

Стремление сохранить право собственности на землю

Выкуп

Выкуп должен соответствовать оброчным доходам помещика

Сумма выкупа должна вознаградить помещика за потерю крепостного труда

Сумма выкупа должна соответствовать прибыли, получаемой помещиком от эксплуатации крепостных крестьян




  • Положение реформы.


- Итак, как мы с вами уже знаем, на годовщину своего правления, Александр II обнародовал Манифест об отмене крепостного права. Предлагаю рассмотреть основные положения реформы, а помогут в этом мне мои ассистенты, Аслан и Женя. (Выступают о положениях реформы, комментируя подготовленные схемы: «Размеры крестьянского надела» + работа с картой; «Порядок совершения выкупной сделки».)


  • Значение отмены крепостного права.


- Мы рассмотрели с вами основные положения реформы 1861г., предлагаю, проанализировав их подвести итоги и заполнить таблицу в ИЛО

Таблица№3 «Значение отмены крепостного права»

Прогрессивные черты

Отрицательные черты

1.Освобождение крестьян привело к появлению свободных рабочих рук и увеличению наемного труда в промышленности. Это дало толчок развитию экономики страны.

2. Отмена крепостного права изменила социальную структуру общества и поставила вопрос о необходимости других реформ.

Появление основного противоречия в деревне: крупное помещичье землевладение и безземелье крестьян. С того времени аграрный вопрос становится основным в деревне.


IV. Рефлексивный этап.













V. Домашнее задание.

- Написать сочинение на тему «Мой проект отмены крепостного права» (от имени помещика, крестьянина, представителя государства).

















Уч-ся подводят итог правлению НI.



Размышляют:





Записывают тему в ИЛО.


Предлагают пункты плана.













В ИЛО Составляют портрет личности.
























Анализируют текст, отвечают на вопросы.





Вписывают в ИЛО возможные причины.


Обсуждаем.

















Выбирают задание соответствующего уровня и самостоятельно го выполняют.




























15-20 мин. с обсуждением

























































Выступают уч-ся получившие индивидуальные задания. Рассказывают о положениях реформы в схемах.



Подводя итоги, заполняют таблицу в ИЛО.












Заполняют рефлексивные листы в ИЛО



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Начало правления Александра II, подготовка к реформе 1861г.

Автор: Шабалина Марина Сергеевна

Дата: 19.06.2023

Номер свидетельства: 633976

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Тема: «Александр 2. Начало правления. Крестьянская реформа 1861 года»"
    ["seo_title"] => string(67) "tema_aleksandr_2_nachalo_pravleniia_krestianskaia_reforma_1861_goda"
    ["file_id"] => string(6) "555767"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1597405921"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Разработка урока истории Казахстана "Реформы 1867-1868г.г в Казахстане" "
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka-uroka-istorii-kazakhstana-rieformy-1867-1868gh-gh-v-kazakhstanie"
    ["file_id"] => string(6) "171933"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423742589"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Александр I Начало правления. Реформы Сперанского"
    ["seo_title"] => string(50) "aleksandr_i_nachalo_pravleniia_reformy_speranskogo"
    ["file_id"] => string(6) "635443"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1691572476"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока по теме "Реформация. Контрреформация" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-tiemie-rieformatsiia-kontrrieformatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "111126"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407128483"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Программа элективного курса по истории "Рассказы русских летописей" 10 класс (профильное обучение) "
    ["seo_title"] => string(104) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-istorii-rasskazy-russkikh-lietopisiei-10-klass-profil-noie-obuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "106080"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402939837"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства