I. Вводно-мотивационная часть, постановка целей и задач. - На прошлом уроке мы с вами закончили рассматривать правление Николая I. С чем пришла Российская империя к 18 февраля 1855г.? Проигранная Крымская компания (военно-техническая отсталость); Незавершенный промышленный переворот; Наличие социальных противоречий (крестьянские бунты и др.) - Какая на ваш взгляд основная проблема стояла перед российским обществом и властью в этот период? Крепостная зависимость крестьян, необходимость ее отмены. - Именно эта проблема и станет темой нашего сегодняшнего занятия. - Давайте попытаемся вместе наметить пути исследования этой проблемы.. 1. Выявить причины отмены крепостного права. 2. Рассмотреть положение реформы. 3. Определить значение реформы. II. Содержательный аспект. - Не для кого из нас не секрет, как порой велика бывает роль личности в истории и как часто от личности история зависит… Всесторонне По военному обладал широким Образован дисциплинирован кругозором Опытен в гос. Александр II великодушный делах благородный добродушный любящий свой мягкий по натуре прямой народ 19 февраля 1855г. на российский престол вступил старший сын Николая I – Александр II. Представит нам Императора Никита Ольков, которому было дано индивидуальное исследовательское д/з. Внимательно слушая сообщение, я предлагаю вам составить портрет личности Александра II в ваших ИЛО. Обсуждаем портрет личности. III. Структурно-деятельностный этап. - Вот таким предстает перед нами Александр Николаевич, который 30 марта 1856г. произнес речь перед представителями московского дворянства, которую я предлагаю вашему вниманию. «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу». - Что Александр II называет причиной возможной отмены крепостного права? Каким единственным способом, по мнению Александра II, возможна отмена крепостного права? Почему? - Какие причины на ваш взгляд могли лежать в основе необходимости решения данной задачи? (предлагается самостоятельно поработать с ИЛО, записать туда свои предположения) – обсуждение. Причины: незаинтересованность крестьян в результатах собственного труда – снижение с/х производства; возрастающие волнения крестьян (50-60гг.) (Призрак пугачевщины); торможение развития промышленности (нехватка рабочих рук); Россия последняя христианская, европейская держава, где оставалось рабство → нравственно-социальное отставание; поражение в Крымской войне. - Понимание необходимости отмены крепостного права уже давно созревало в российском обществе, и самодержавные цари не раз принимались за эту задачу, но довести дело до конца выпало на долю Александра II. Учащимся предлагаются дифференцированные задания в ИЛО. «А» Заполнить таблицу с помощью учебника, стр.125-126. Подготовка отмены крепостного права. Год | Событие | Результат | 1857г. | Создание секретного комитета | Его деятельность была не эффективна, так как он состоял из яростных крепостников – сановников николаевского времени, - которые старались только тянуть время, а о преобразованиях и не помышляли. | Осень 1857г. | Виленский губернатор В.И. Назимов передал Александру 2 просьбу литовских помещиков о разрешении им отпускать на волю своих крестьян без земли. | Император издал рескрипт на имя Назимова В.И., предписывающий создать губернский комитет по обсуждению отмены крепостного права и указывающий, что крестьяне не должны лишиться надела. | 1858г. | Так как рескрипт носил силу указа, то дворянские комитеты в 1858г. стали создаваться и в других губерниях. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу(Великий кн. Константин Константинович). Предложения по крестьянскому делу отправлялись в Петербург, где рассматривались Редакционными комиссиями(генерал Яков Иванович Ростовцев – В.Н. Панин), задачей которых была выработка проекта закона об освобождении крестьян. | Процесс подготовки отмены крепостного права ускорился и стал необратим. | 1860г. | Проект отмены крепостного права был готов в 1859г. В начале 1860г. в Петербург съехались представители дворянских комитетов для утверждения проекта. | Проект был утвержден. | 19 февраля1861г. | Александр 2 подписал Манифест и Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. | Крепостное право в России было отменено. Крестьяне не должны были выкупать личную свободу. Они становились свободными сельскими обывателями и получали ряд личных и имущественных прав. | «В» Составить схему «Подготовка проекта отмены крепостного права». «С» Работая с документом, заполнить таблицу: Отношение помещиков к отмене крепостного права. | Помещики оброчных имений | Помещики барщинных имений | Сходство позиций помещиков | Земля | Сохранить за собой угодья и те земли, которыми не пользовались крестьяне | Отдать крестьянам нищенский надел, чтобы затем продолжать эксплуатировать их труд | Стремление сохранить право собственности на землю | Выкуп | Выкуп должен соответствовать оброчным доходам помещика | Сумма выкупа должна вознаградить помещика за потерю крепостного труда | Сумма выкупа должна соответствовать прибыли, получаемой помещиком от эксплуатации крепостных крестьян | - Итак, как мы с вами уже знаем, на годовщину своего правления, Александр II обнародовал Манифест об отмене крепостного права. Предлагаю рассмотреть основные положения реформы, а помогут в этом мне мои ассистенты, Аслан и Женя. (Выступают о положениях реформы, комментируя подготовленные схемы: «Размеры крестьянского надела» + работа с картой; «Порядок совершения выкупной сделки».) - Мы рассмотрели с вами основные положения реформы 1861г., предлагаю, проанализировав их подвести итоги и заполнить таблицу в ИЛО Таблица№3 «Значение отмены крепостного права» | Прогрессивные черты | Отрицательные черты | 1.Освобождение крестьян привело к появлению свободных рабочих рук и увеличению наемного труда в промышленности. Это дало толчок развитию экономики страны. 2. Отмена крепостного права изменила социальную структуру общества и поставила вопрос о необходимости других реформ. | Появление основного противоречия в деревне: крупное помещичье землевладение и безземелье крестьян. С того времени аграрный вопрос становится основным в деревне. | IV. Рефлексивный этап. V. Домашнее задание. - Написать сочинение на тему «Мой проект отмены крепостного права» (от имени помещика, крестьянина, представителя государства). |