Данная презентация выполнена на основе учебника "История России. 9 класс»" под ред.Торкунова. Презентация поможет учителю провести наглядный, интересный и запоминающийся урок по этой теме. Презентация также будет полезна учащимся, которые могут использовать ее для самостоятельного изучения темы, подготовки домашнего задания (доклада, сообщения и т.п.), подготовке к ОГЭ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Александр I Начало правления. Реформы Сперанского»
План урока
1.АлександрI
2.Негласный комитет
3.Реформа управления: создание министерств
4.Реформа образования
5. Политика в отношении крестьян
6. Деятельность М.М.Сперанского
1. АлександрI
АлександрIродился в 1777 г.Огромное влияние на его развитие оказывала бабка – ЕкатеринаII, отдалившая его от родителей. Она стремилась привить ему идеи Просвещения.
Воспитателем Александра был швейцарец Лагарп – сторонник либеральных идей, критиковавший отрицательные стороны крепостничества, выступавший за введение конституции и предоставление населению гражданских свобод. ЕкатеринаIIпланировала передать престол внуку Александру,минуя сына Павла.
АлександрI
1. АлександрI
От ПавлаIАлександр унаследовал страсть к военным парадам и маневрам – зримым свидетельствам неограниченной власти монарха. Необходимость «лавировать» между дворами бабки и отца наложила отпечаток на характер будущего императора. Придя к власти в возрасте 24 лет, АлександрIимел планы обновить страну и многое изменить. В манифесте о восшествии на престол он заявил, что будет управлять страной «по законам и по сердцу бабки своей – Екатерины Великой».
ПавелI
АлександрI
2.«Негласный комитет»
Н.Н.Новосильцов
П.А.Строганов
Вокруг Александра сложился круг друзей-единомышленников. На заседаниях«Негласного комитета»в которыйвходилиВ.П.Кочубей, Н.Н.Новосильцов, П.А.Строганов,А.А.Чарторыйский и др. обсуждались проекты преобразований в духе идей либерализма.
2.«Негласный комитет»
Заседания Негласного комитета проходили до мая 1802 г. Главным результатом его деятельности должно было стать ограничение самодержавия.
А.А.Чарторыйский
В.П.Кочубей
Среди первых шагов нового царствования: отмена многих законов, вызывавших недовольство дворян, восстановление действий «Жалованной грамоты дворянству» и «Жалованной грамоты городам», помилованы многие пострадавшие при Павле, открыты границы,разрешен свободный ввоз европейских книг и товаров.
3.Реформа управления: учреждение министерств
Военный парад в Петербурге
В 1802 г. были упразднены устаревшие петровские коллегии и учреждены 8министерств.Для обсуждения общих вопросов управления создавалсяКомитет министров. Министерства были основаны на принципе единоличной власти – во главе министерства стоял министр, имевший широкие полномочия и нёсший личную ответственность за принимаемые решения.
3.Реформа управления: учреждение министерств
Здание Сената в Петербурге
Все члены Негласного комитета вошли в состав правительства: В.П.Кочубей и П.А.Строганов возглавили МВД, А.А.Чарторыйский–стал заместителем министра иностранных дел, Н.Н.Новосильцов стал заместителем министра юстиции.
В 1802 г. изменились функции Сената. Он стал высшим судебным органом, а также должен был контролировать деятельность местных властей.
4.Реформа образования
Университет в Петербурге
Указы 1803-1804 гг. заложили основы единой системы образования. Вприходских школахмогли обучаться дети крестьян, вуездных училищах– дети мещан, вгубернских гимназиях– дети дворян. Страна была поделена на 6 учебных округов, каждый со своим университетом. Университеты получили значительную автономию (независимость от властей).
5.Политика в отношении крестьян
АлександрIиздал ряд указов по «крестьянскому вопросу», но они не оказали серьезного влияния на положение крестьян:
В 1801 г. купцам, мещанам и государственным крестьянам было разрешено покупать ненаселенные земли;
- О«вольных хлебопашцах»(1803 г.) – разрешал помещикам отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп.
- Об«Остзейских крестьянах»(1804 г.):были четко определены размеры крестьянских повинностей, крестьяне признавались наследными владельцами своих земельным участков.
АлександрI
6.Деятельность М.М.Сперанского
АлександрIпоручил М.М.Сперанскому подготовить проект реформ. В октябре 1809 г. Сперанский представил «План государственного преобразования» - основная идея состояла в создании органов управления на местах, которые помогали бы императору управлять страной.
Сперанский предлагал:
- Образовать органы самоуправления – думы волостные, уездные, губернские и Государственную;
- Образовать Государственный совет для помощи императору в законодательной деятельности;
- Установить три основных сословия общества: 1) дворянство; 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, гос.крестьяне); 3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие);
- Политические права первым двум сословиям, третьему – гражданские права и возможность перехода во второе;
6.Деятельность М.М.Сперанского
Сперанский предлагал:
- Представителям первых двух сословий предоставить избирательные права;
- Выборы в Государственную думу сделать четырехступенчатыми (волостная дума-окружные думы-губернские думы-Государственная дума);
- Руководить Государственной думой должен назначаемый императором канцлер.
М.М.Сперанский
Конечной целью реформ Сперанский видел в ограничении самодержавия и ликвидации крепостного права.
6.Деятельность М.М.Сперанского
В 1810 г. был создан Государственный Совет,который должен был рассматривать все законопроекты и отчеты министерств (законосовещательный орган).Сперанский был назначен его секретарем.
В 1811г.вводился единый регламент деятельности министерств.
В 1811 г.был подготовлен проект Уложения Сената-он делился на Правительствующий(местное самоуправление),и Судебный.Но этот проект не был принят.
М.М.Сперанский в 1812 г.
6.Деятельность М.М.Сперанского
Деятельность М.М.Сперанского на посту секретаря Госсовета подвергалась резкой критике со стороны дворян.Её возглавил Н.М.Карамзин-идеологконсервативного течения.
АлександрIпонимал, что критика Сперанского направлена в его адрес. Противники М.М.Сперанского обвиняли его в симпатиях к французским порядкам и Наполеону. АлександрIотправил М.М.Сперанского в отставку,а в марте 1812 г. он был выслан сначала в Нижний Новгород,затем в Пермь.
Н.М.Карамзин
Реформы Сперанского не задевали основ феодально-самодержавного строя, но, несмотря на это, практически реализованы так и не были.
Полные блоки презентаций
по Истории, Обществознанию и МХК
Вы можете найти на сайте
http://presentation-history.ru/
На сайте также размещеныпоурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознаниюи истории открытого банка заданий ФИПИ, карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое.