kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Александр I Начало правления. Реформы Сперанского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация выполнена на основе учебника "История России. 9 класс»" под ред.Торкунова. Презентация поможет учителю провести наглядный, интересный и запоминающийся урок по этой теме. Презентация также будет полезна учащимся, которые могут использовать ее для самостоятельного изучения темы, подготовки домашнего задания (доклада, сообщения и т.п.), подготовке к ОГЭ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Александр I Начало правления. Реформы Сперанского»

План урока 1.  Александр I 2 .  Негласный комитет 3.  Реформа управления: создание министерств 4.  Реформа образования 5. Политика в отношении крестьян 6. Деятельность М.М.Сперанского

План урока

1. Александр I

2 . Негласный комитет

3. Реформа управления: создание министерств

4. Реформа образования

5. Политика в отношении крестьян

6. Деятельность М.М.Сперанского

1. Александр I Александр I родился в 1777 г.  Огромное влияние на его развитие оказывала бабка – Екатерина II , отдалившая его от родителей. Она стремилась привить ему идеи Просвещения.  Воспитателем Александра был швейцарец Лагарп – сторонник либеральных идей, критиковавший отрицательные стороны крепостничества, выступавший за введение конституции и предоставление населению гражданских свобод. Екатерина II планировала передать престол внуку Александру,  минуя сына Павла.  Александр I

1. Александр I

Александр I родился в 1777 г. Огромное влияние на его развитие оказывала бабка – Екатерина II , отдалившая его от родителей. Она стремилась привить ему идеи Просвещения.

Воспитателем Александра был швейцарец Лагарп – сторонник либеральных идей, критиковавший отрицательные стороны крепостничества, выступавший за введение конституции и предоставление населению гражданских свобод. Екатерина II планировала передать престол внуку Александру, минуя сына Павла.

Александр I

1. Александр I От Павла I Александр унаследовал страсть к военным парадам и маневрам – зримым свидетельствам неограниченной власти монарха. Необходимость «лавировать» между дворами бабки и отца наложила отпечаток на характер будущего императора. Придя к власти в возрасте 24 лет, Александр I имел планы обновить страну и многое изменить. В манифесте о восшествии на престол он заявил, что будет управлять страной «по законам и по сердцу бабки своей – Екатерины Великой».  Павел I Александр I

1. Александр I

От Павла I Александр унаследовал страсть к военным парадам и маневрам – зримым свидетельствам неограниченной власти монарха. Необходимость «лавировать» между дворами бабки и отца наложила отпечаток на характер будущего императора. Придя к власти в возрасте 24 лет, Александр I имел планы обновить страну и многое изменить. В манифесте о восшествии на престол он заявил, что будет управлять страной «по законам и по сердцу бабки своей – Екатерины Великой».

Павел I

Александр I

2.  «Негласный комитет» Н.Н.Новосильцов  П.А.Строганов Вокруг Александра сложился круг друзей-единомышленников. На заседаниях «Негласного комитета»  в который входили  В.П.Кочубей, Н.Н.Новосильцов, П.А.Строганов,  А.А.Чарторыйский и др. обсуждались проекты преобразований в духе идей либерализма.

2. «Негласный комитет»

Н.Н.Новосильцов

П.А.Строганов

Вокруг Александра сложился круг друзей-единомышленников. На заседаниях «Негласного комитета» в который входили В.П.Кочубей, Н.Н.Новосильцов, П.А.Строганов, А.А.Чарторыйский и др. обсуждались проекты преобразований в духе идей либерализма.

2.  «Негласный комитет» Заседания Негласного комитета проходили до мая 1802 г. Главным результатом его деятельности должно было стать ограничение самодержавия. А.А.Чарторыйский В.П.Кочубей Среди первых шагов нового царствования: отмена многих законов, вызывавших недовольство дворян, восстановление действий «Жалованной грамоты дворянству» и «Жалованной грамоты городам», помилованы многие пострадавшие при Павле, открыты границы,  разрешен свободный ввоз европейских книг и товаров.

2. «Негласный комитет»

Заседания Негласного комитета проходили до мая 1802 г. Главным результатом его деятельности должно было стать ограничение самодержавия.

А.А.Чарторыйский

В.П.Кочубей

Среди первых шагов нового царствования: отмена многих законов, вызывавших недовольство дворян, восстановление действий «Жалованной грамоты дворянству» и «Жалованной грамоты городам», помилованы многие пострадавшие при Павле, открыты границы, разрешен свободный ввоз европейских книг и товаров.

3.  Реформа управления: учреждение министерств Военный парад в Петербурге В 1802 г. были упразднены устаревшие петровские коллегии и учреждены 8 министерств .  Для обсуждения общих вопросов управления создавался Комитет министров . Министерства были основаны на принципе единоличной власти – во главе министерства стоял министр, имевший широкие полномочия и нёсший личную ответственность за принимаемые решения.

3. Реформа управления: учреждение министерств

Военный парад в Петербурге

В 1802 г. были упразднены устаревшие петровские коллегии и учреждены 8 министерств . Для обсуждения общих вопросов управления создавался Комитет министров . Министерства были основаны на принципе единоличной власти – во главе министерства стоял министр, имевший широкие полномочия и нёсший личную ответственность за принимаемые решения.

3.  Реформа управления: учреждение министерств Здание Сената в Петербурге Все члены Негласного комитета вошли в состав правительства: В.П.Кочубей и П.А.Строганов возглавили МВД, А.А.Чарторыйский  –  стал заместителем министра иностранных дел, Н.Н.Новосильцов стал заместителем министра юстиции. В 1802 г. изменились функции Сената. Он стал высшим судебным органом, а также должен был контролировать деятельность местных властей.

3. Реформа управления: учреждение министерств

Здание Сената в Петербурге

Все члены Негласного комитета вошли в состав правительства: В.П.Кочубей и П.А.Строганов возглавили МВД, А.А.Чарторыйский стал заместителем министра иностранных дел, Н.Н.Новосильцов стал заместителем министра юстиции.

В 1802 г. изменились функции Сената. Он стал высшим судебным органом, а также должен был контролировать деятельность местных властей.

4.  Реформа образования Университет в Петербурге Указы 1803-1804 гг. заложили основы единой системы образования. В приходских школах могли обучаться дети крестьян, в уездных училищах – дети мещан, в губернских гимназиях – дети дворян. Страна была поделена на 6 учебных округов, каждый со своим университетом. Университеты получили значительную автономию (независимость от властей).

4. Реформа образования

Университет в Петербурге

Указы 1803-1804 гг. заложили основы единой системы образования. В приходских школах могли обучаться дети крестьян, в уездных училищах – дети мещан, в губернских гимназиях – дети дворян. Страна была поделена на 6 учебных округов, каждый со своим университетом. Университеты получили значительную автономию (независимость от властей).

5.  Политика в отношении крестьян Александр I издал ряд указов по «крестьянскому вопросу», но они не оказали серьезного влияния на положение крестьян: В 1801 г. купцам, мещанам и государственным крестьянам было разрешено покупать ненаселенные земли; - О «вольных хлебопашцах» (1803 г.) – разрешал помещикам отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп. - Об «Остзейских крестьянах»  (1804 г.):  были четко определены размеры крестьянских повинностей, крестьяне признавались наследными владельцами своих земельным участков. Александр I

5. Политика в отношении крестьян

Александр I издал ряд указов по «крестьянскому вопросу», но они не оказали серьезного влияния на положение крестьян:

В 1801 г. купцам, мещанам и государственным крестьянам было разрешено покупать ненаселенные земли;

- О «вольных хлебопашцах» (1803 г.) – разрешал помещикам отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп.

- Об «Остзейских крестьянах» (1804 г.): были четко определены размеры крестьянских повинностей, крестьяне признавались наследными владельцами своих земельным участков.

Александр I

6.  Деятельность М.М.Сперанского Александр I поручил М.М.Сперанскому подготовить проект реформ. В октябре 1809 г. Сперанский представил «План государственного преобразования» - основная идея состояла в создании органов управления на местах, которые помогали бы императору управлять страной. Сперанский предлагал: - Образовать органы самоуправления – думы волостные, уездные, губернские и Государственную; - Ввести разделение властей: законодательная - Государственной думе, исполнительная – министерствам, судебная - Сенату; - Образовать Государственный совет для помощи императору в законодательной деятельности; - Установить три основных сословия общества: 1) дворянство; 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, гос.крестьяне); 3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие); - Политические права первым двум сословиям, третьему – гражданские права и возможность перехода во второе;

6. Деятельность М.М.Сперанского

Александр I поручил М.М.Сперанскому подготовить проект реформ. В октябре 1809 г. Сперанский представил «План государственного преобразования» - основная идея состояла в создании органов управления на местах, которые помогали бы императору управлять страной.

Сперанский предлагал:

- Образовать органы самоуправления – думы волостные, уездные, губернские и Государственную;

- Ввести разделение властей: законодательная - Государственной думе, исполнительная – министерствам, судебная - Сенату;

- Образовать Государственный совет для помощи императору в законодательной деятельности;

- Установить три основных сословия общества: 1) дворянство; 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, гос.крестьяне); 3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие);

- Политические права первым двум сословиям, третьему – гражданские права и возможность перехода во второе;

6.  Деятельность М.М.Сперанского Сперанский предлагал: - Представителям первых двух сословий предоставить избирательные права; - Выборы в Государственную думу сделать четырехступенчатыми (волостная дума-окружные думы-губернские думы-Государственная дума); - Руководить Государственной думой должен назначаемый императором канцлер. М.М.Сперанский Конечной целью реформ Сперанский видел в ограничении самодержавия и ликвидации крепостного права.

6. Деятельность М.М.Сперанского

Сперанский предлагал:

- Представителям первых двух сословий предоставить избирательные права;

- Выборы в Государственную думу сделать четырехступенчатыми (волостная дума-окружные думы-губернские думы-Государственная дума);

- Руководить Государственной думой должен назначаемый императором канцлер.

М.М.Сперанский

Конечной целью реформ Сперанский видел в ограничении самодержавия и ликвидации крепостного права.

6.  Деятельность М.М.Сперанского В 1810 г. был создан Государственный Совет,  который должен был рассматривать все законопроекты и отчеты министерств (законосовещательный орган).  Сперанский был назначен его секретарем. В 1811  г.  вводился единый регламент деятельности министерств. В 1811 г.  был подготовлен проект Уложения Сената  -  он делился на Правительствующий  (местное самоуправление),  и Судебный.  Но этот проект не был принят.  М.М.Сперанский в 1812 г.

6. Деятельность М.М.Сперанского

В 1810 г. был создан Государственный Совет, который должен был рассматривать все законопроекты и отчеты министерств (законосовещательный орган). Сперанский был назначен его секретарем.

В 1811 г. вводился единый регламент деятельности министерств.

В 1811 г. был подготовлен проект Уложения Сената - он делился на Правительствующий (местное самоуправление), и Судебный. Но этот проект не был принят.

М.М.Сперанский в 1812 г.

6.  Деятельность М.М.Сперанского Деятельность М.М.Сперанского на посту секретаря Госсовета подвергалась резкой критике со стороны дворян.  Её возглавил Н.М.Карамзин  -  идеолог  консервативного течения. Александр I понимал, что критика Сперанского направлена в его адрес. Противники М.М.Сперанского обвиняли его в симпатиях к французским порядкам и Наполеону. Александр I отправил М.М.Сперанского в отставку,  а в марте 1812 г. он был выслан сначала в Нижний Новгород,  затем в Пермь. Н.М.Карамзин Реформы Сперанского не задевали основ феодально-самодержавного строя, но, несмотря на это, практически реализованы так и не были.

6. Деятельность М.М.Сперанского

Деятельность М.М.Сперанского на посту секретаря Госсовета подвергалась резкой критике со стороны дворян. Её возглавил Н.М.Карамзин - идеолог консервативного течения.

Александр I понимал, что критика Сперанского направлена в его адрес. Противники М.М.Сперанского обвиняли его в симпатиях к французским порядкам и Наполеону. Александр I отправил М.М.Сперанского в отставку, а в марте 1812 г. он был выслан сначала в Нижний Новгород, затем в Пермь.

Н.М.Карамзин

Реформы Сперанского не задевали основ феодально-самодержавного строя, но, несмотря на это, практически реализованы так и не были.

Полные блоки презентаций по Истории, Обществознанию и МХК Вы можете найти на сайте http://presentation-history.ru/  На сайте также размещены  поурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию  и истории открытого банка заданий ФИПИ, карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое.

Полные блоки презентаций

по Истории, Обществознанию и МХК

Вы можете найти на сайте

http://presentation-history.ru/

На сайте также размещены поурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию и истории открытого банка заданий ФИПИ, карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое.

Домашнее задание 1. Изучить параграф 2 2. Ответить на вопросы в конце параграфа Александр I

Домашнее задание

1. Изучить параграф 2

2. Ответить на вопросы в конце параграфа

Александр I


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Александр I Начало правления. Реформы Сперанского

Автор: Нафор Маточ

Дата: 09.08.2023

Номер свидетельства: 635443

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Тематическое планирование уроков истории России 8 кл. "
    ["seo_title"] => string(57) "tiematichieskoie-planirovaniie-urokov-istorii-rossii-8-kl"
    ["file_id"] => string(6) "239402"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444765015"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Задания по истории для студентов 1 курса"
    ["seo_title"] => string(43) "zadaniia-po-istorii-dlia-studientov-1-kursa"
    ["file_id"] => string(6) "252646"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447422138"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "История России XIX век."
    ["seo_title"] => string(23) "istoriia_rossii_xix_vek"
    ["file_id"] => string(6) "476090"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1534773510"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Россия в первой половине ХIХ века. "
    ["seo_title"] => string(39) "rossiia-v-piervoi-polovinie-khikh-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "134808"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416815702"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Тест по истории России 8 класс "
    ["seo_title"] => string(31) "tiest-po-istorii-rossii-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "144886"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1418815071"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства