kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Культура Российского государства в 16 веке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка раскрывает особенности культуры Российского государства 16 века

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Культура Российского государства в 16 веке»








План – конспект урока истории в 7 классе





Учитель – истории и обществознания Иванова А.В.

МБОУ СШ № 48 им. Героя России Д.С. Кожемякина






















Тема урокаКультура Российского государства в 16 веке



Цель урока: выявить особенности развития культуры России XVI  в.


Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с развитием культуры в XVI  в.

охарактеризовать влияние политических процессов, происходивших в России XVI в. на развитие культуры.

Развивающая: развивать навык самостоятельной работы; работы с документами, умение формулировать собственную точку зрения; аргументировать и отстаивать свои взгляды; совершенствовать навыки работы с историческими экспонатами.

Воспитательная: продолжат, развивать коммуникативные умения в процессе работы; развивать чувство уважения к культурному прошлому своей страны; убеждают в необходимости охраны памятников культуры


Оборудование:

компьютер

доска

мультимедийная презентация

исторические источники

учебник


План урока:

1. Быт и обычаи

2.Век публицистики.

3. Первопечатник Иван Федоров.

4. Культурное развитие в XVI в.


ХОД УРОКА

I.Оргмомент.

Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами. И конечно жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот трудный, но интересный и увлекательный мир истории . А вы этого желаете? Тогда вперед!

Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала.

Проверка и актуализация знаний Слово учителя

-Для начала давайте вспомним события второй половины 16 века.

Исторический диктант.

Вопросы и задания: 1)  Назовите дату венчания Ивана IV на царство. (1547)

2) Назовите не менее трех членов Избранной рады. (Сильвестр, А. Адашев, А. Курбский)

3) Назовите имя митрополита, который венчал Ивана IV на царство и поддерживал его. (Макарий)

4)  Назовите имена митрополитов, которые поддержали боярство и осудили опричнину. (Афанасий, Филипп Колычев)

5) Как называлась часть территории государства, которая управлялась боярами? (Земщина)

6)  Назовите хронологические рамки опричнины. (1565—1572)

7) Назовите дату погрома в Новгороде. (1569—1570)

8) Назовите год падения Избранной рады. (1560)

9) Дайте определение термина «самодержавие».

10) Дайте определение термина «террор».


II. Изучение нового материала:

Слово учителя

-Ребята, обратимся к высказыванию французского политика Эдуара Эррио

Эпиграф

Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто

-Как вы его понимаете? (политика может всегда измениться, а культура более постоянна и надежна)

-Образование единого Русского государства нашло своё яркое воплощение в культурно-бытовом облике страны

Наверное, уже догадались, о чём пойдёт речь на уроке?

Тема урока: Русская культура в XVI в.

-Что же предстоит узнать (особенности развития культуры России XVI  в. познакомиться с развитием культуры в XVI  в. )характеризовать как влияли политические процессы, происходивших в России XVI в. на развитие культуры.


Ребята, давайте попробуем ответить на такой вопрос ? Кто оказал влияние на развитие культуры в XVI в.- государство, вставшее на путь реформ или общество, преодолевшее разобщение?




1Слово учителя. Учащимся предлагается вспомнить о влиянии политических процессов во второй половине XVI  в. на развитие общественной мысли. Обобщив ответы семиклассников, учитель отмечает особенности развития русской культуры в XVI в.:

— завершение процессов образования единого государства приводит к единообразию в развитии земель (бывших ранее самостоятельными княжествами);

— усиливается власть великого князя, а затем и царя;

— Москва становится общерусским центром культуры;

— огромную роль на развитие культуры оказывает Русская церковь (например, решения Стоглавого собора 1551  г. регламентировали деятельность иконописцев, архитекторов);

— развивается процесс формирования общенациональной культуры.


Но едва ли можно говорить о единстве русской средневековой культуры. Сословная неоднородность была свойственна тогдашнему обществу, она делала неоднородной и культуру. Выделялась культура «верхов» и образованных слоёв (духовенство, феодалы, горожане).Исследователи называют такую культуру высокой, она пронизана христианскими ценностями. Культура низов, народная культура, соединяла в себе элементы язычества и христианства. Представления о том, что человек должен стремиться к праведной духовной жизни, не мешали людям веселиться от души.


Модель верховной самодержавной власти нашла отражение и в семье. В 16 веке был написан знаменитый «Домострой».Идеологию монархии протопоп Сильвестр применил к частной жизни в произведении «Домострой».

Учащиеся работают с текстом исторического источника.

Из «Домостроя»

Как дети должны чтить отцов своих духовных и повиноваться им. Необходимо изыскать отца духовного доброго, боголюбивого, благоразумного, рассудительного, строгого, трезвого, несребролюбивого. Такого отца духовного надлежит почитать и повиноваться ему во всем, исповедовать грехи свои без утайки, откровенно, наставления его исполнять. Должно его приглашать к себе часто, совещаться с ним во всяком деле, повеления

его с любовью принимать, бить челом перед ним низко.

Как детей учить и страхом спасать. Наказывай сына твоего в юности, и он успокоит тебя в старости и принесет тебе честь. Не будь скуп на удары дитяти, ибо от палочных ударов он не умрет, а поздоровеет; нанося удары телу, спасаешь душу от смерти. Не

улыбайся ему, не играй с ним; ибо в малом деле посмеявшись, в большом пострадаешь. Не дай ему власти в юности и сокруши ему ребра, пока он растет, чтобы, возмужав, не перестал повиноваться тебе, ибо в таком случае будет больно и досадно твоей

душе, убыточно твоему дому, будет погибель имению твоему, укоризна от соседей, пред властью поплатишься и претерпишь разные неприятности.


Как научать мужу жену свою, как угодить Богу и мужу своему, как хорошо устроить дом, завести в хозяйстве порядок, рукоделие всякое знать и самой делать. Мужья должны поучать жен своих с любовью и разумно. Жены должны спрашивать мужей своих, как Богу и мужу угодить, дом свой устроить. Они должны им во всем покоряться… Хозяйка сама должна знать, как мука сеется, как квашня приготовляется, как в печи валяются хлебы, простые и сдобные, как выпекаются; она должна знать приготовление калачей и пирогов, количество муки, необходимое для этого, сколько чего можно сделать из четверти, осьмины… меру должно знать во всем. Сама хозяйка должна

уметь изготовлять мясные и рыбные блюда, всякие пироги и блины, всякие каши и кисели, всякие пирожки. Умея сама, пусть она и слуг научит этому. Такова должна быть хорошая хозяйка. Она должна знать все, что касается до пива, меда,

вина, кваса, уксуса, кислых щей, что как делается. Если она все это знает, то благодаря распоряжениям мужа и ее разумом хозяйство пойдет хорошо и всего будет много.


Как устроить дом хорошо и чисто. Согрев утром воды, перемыть, вытереть и высушить стол, блюда, ставцы; ложки и всякие сосуды… Все сосуды и принадлежности должны быть всегда чисты, не должны разбрасываться по скамьям, двору, хоромам; все должно быть на своем месте. Изба, стены, скамьи, пол, двери, даже в сенях и на крыльце должны быть вымыты, выкрашены, чтобы всегда было чисто. Пред нижним крыльцом сена положить для вытирания ног… Но если муж увидит, что у жены и слуг нет порядка и делается не так, как здесь написано, то должен он жену научить. Когда она делает

все как следует, то заслуживает любви и жалования; если же она не живет по наставлению, сама не исполняет своих обязанностей и слуг не учит исполнять, то пусть муж накажет и постращает ее наедине, а, наказав, пожалует и скажет доброе слово. Должно наказывать с любовью; не следует мужу сердиться на жену, а жене на мужа, но жить им в любви и откровенности. Со слугами и детьми поступать так же: наказать по вине и побить, потом пожаловать.

Но если жена, или сын, или дочь слова и приказания не слушают, не боятся, не делают того, что муж, отец или мать повелевают, то их плетью постегать, смотря по вине; а бить их наедине, не при людях наказать. За какую-либо вину не бить по уху, по лицу, под сердце кулаком, пинком, не колоть посохом, ничем железным и деревянным не ударять. Тот, кто в сердцах так бьет, может большой вред причинить: слепоту, глухоту, повреждение руки или ноги. Должно бить плетью и разумно, и больно, и страшно, и здорово. Когда вина велика, когда ослушание или небрежение было значительное, снять рубашку и плеткою вежливенько побить, за руки держа, да побив, чтобы гнева не было, сказать ласковое слово. Да чтобы люди этого не видели и не слышали.


Вопросы и задание: 1) Опираясь на текст «Домостроя»,

расскажите, каким образом следовало вести хозяйство.

2) Каковы были обязанности жены и мужа в семье? 3) Как

следовало воспитывать детей? 4) Как вы думаете, почему

наказывать предлагалось «не при людях» и «не в сердцах»?

5) Каково назначение этого произведения?


2Слово учителя. Драматическая история XVI столетия своеобразно отразилась в его культуре. Это время называют веком «публицистики». Никогда в средневековой России не были такими острыми споры. Своими спорами мыслители создавали атмосферу реформ. каждый из них выражал мнение того ли иного сословия о том, что должна делать власть и как надо строить государство


Одним из центральных вопросов публицистики того времени был вопрос о взаимоотношении общества и власти. В конце 40-х — начале 50-х гг. XVI в. пишет свои челобитные Ивану IV Иван Семенович Пересветов (возможно, вымышленная личность), в которых он изложил свои взгляды на государственное устройство и порядки.

Образцом для него выступал сильный правитель, но не самовластец, ибо кроме прав у него должны быть обязанности перед его воинами, которые являются опорой правителя. Таким образом, Пересветов обращал внимание на дворянство как государственную опору, а боярство обвинял в трусости и недостатке служебного рвения.


В начале XVI в. оформляется теоретическая концепция «Москва — Третий Рим». Идеи об особой миссии и ответственности России и Русской церкви перед православным миром выдвинули митрополит Зосима и псковский старец Филофей, который был автором ряда посланий к великому князю Василию  III и царю Ивану  IV. Главной мыслью теории «Москва — Третий Рим» была идея преемственности ведущей роли Москвы, Русского государства в христианском мире после утраты ее Константинополем. «Первый Рим, — писал Филофей, — пал от нечестия, второй (Константинополь) — от засилия агарянского (мусульманского), Третий Рим  — Москва, а четвертому  — не бывать»

Эти идеи были подкреплены материальными свидетельствами — царским троном Ивана Грозного и шапкой Мономаха. О шапке Мономаха впервые упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты 1328 г. Есть версия, что она была подарена Калите одним из татарских ханов. Под именем Мономаховой шапка известна с 1498 г., с момента венчания на великое княжение Дмитрия Ивановича дедом, великим князем Иваном III.


Церковь играла большую роль в жизни людей. Митрополитом Макарием были составлены «Четьи-Минеи»  — сборники для каждодневного чтения. Каждый из 12 томов

соответствует определенному месяцу (отсюда название «Четьи-Минеи»  — «ежемесячные чтения») и разбит по дням. «Великие Четьи-Минеи».это своеобразные энциклопедии 16 в.,способствовали формированию единого культурного пространства.

К 16 в.относится произведение Ермолая-Еразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских.(О чём оно?


Несомненно, публицистами были сам царь Иван Васильевич и князь воевода Андрей Курбский. Обратимся к их переписке


Работа с историческим источником.

Из послания князя Андрея Курбского, написанного Ивану Грозному

Царю пресветлому, в православии богом прославленному,

ныне же из-за грехов наших против бога и православия обратившемуся. Умный поймет, что совесть у него прокаженная и что такого не сыщешь и среди безбожных народов.

За что, о царь, сильных во Израиле побил и воевод, богом данных тебе, различным смертям предал? За что победоносную и святую кровь их в церквах божьих, во владыческих торжествах пролил и их мученическою кровью обагрил церковные пороги?

И на доброжелателей твоих, душу за тебя полагающих, неслыханные мучения, и гонения, и смерть замыслил, и, обвинив без вины православных в измене, чародействе и в ином неподобном, тщетно пытался белое за черное и сладкое за горькое выдать! В чем провинились перед тобою, о царь, чем прогневали тебя, христианский заступник?

То ли нам, бедным, воздал, всячески губя нас? Или думаешь, что ты бессмертен, царь? Или скверной ересью увлечен так, что не хочешь уже предстать перед неподкупным судьей, богоначальным Иисусом, который будет судить мир по правде, и являешься прегордым мучителем и истязаешь людей, не доказав их

вины?

Какого только зла и гонения от тебя не претерпел! Каких бед,

напастей не навлек на меня, каких поклепов не возвел на меня!..

Впереди войска твоего не один раз ходил и никакого бесчестья

тебе не приносил, но радостные победы с помощью ангела-заступника во славу тебе добывал и никогда войска твои спиной к чужим не поворачивал, но лишь победы преславные добывал во славу тебе. И это не год, не два, а много лет трудился с терпением, в поте лица и всегда отечество мое защищал; родительницу мою и жену мою мало видел, всегда в походах против врагов твоих в дальних городах, терпя нужду и болезни — тому господь мой, Иисус Христос, свидетель. Изранен во многих битвах

с  врагами, и тело мое изъязвлено многими ранами. Но тебе, о царь, все это ни во что, непримиримую ярость и жгучую ненависть, как печь пышущую, являешь нам...

Не думай, царь, не представляй мысленно, что мы, убитые, заточенные и изгнанные тобою без вины, уже погибли. Не радуйся этому, мнимой силой хвалясь: убитые тобою, стоя у престола господня, просят отмщения; заточенные же и несправедливо изгнанные в другие края, взываем мы к богу день и ночь. …

Послание это, слезами омытое, велю положить с собою в гроб, идя на суд с тобою бога моего Иисуса Христа. Аминь. Писано в Вольмере, граде государя моего, короля Августа Сигизмунда...





Из послания Ивана Грозного князю Андрею Курбскому

…Мы же хвалим бога за премногую милость к нам, что не допустил он деснице нашей обагриться единоплеменной кровью, ибо мы не отняли ни у кого царства, но по божию изволению и по благословению своих прародителей и родителей как родились на царстве, так и были воспитаны и выросли, и божиим повелением воцарились и взяли все родительским благословением, а не похитили чужое. Да будет известно повеление этой

истинно православной христианской самодержавной власти, владеющей многими землями, и да примет наш христианский смиренный ответ бывший истинно православный христианин и наш боярин, советник и воевода, ныне же отступник…

Ты же ради тела погубил душу, презрел вечную славу ради мимотекущей и, на человека разъярившись, на бога восстал. Пойми, бедный, с какой высоты в какую пропасть ты низвергся душой и телом!.. Могут и там понять твое злодейство те, кто поумнее: ты

бежал не от смерти, а желая мимотекущей славы и богатства. Если же ты, по твоим словам, праведен и благочестен, зачем ты боялся мученической смерти, которая не есть смерть, но приобретение? В конце концов, все равно умрешь... Зачем ты презрел апостола Павла, говорящего: «Всякая душа да повинуется властям; нет власти не от бога; тот, кто противится власти, противится божьему повелению»?.. А ведь это сказано о всякой власти, даже о власти, приобретенной кровью и войной. Вспомни же сказанное выше, что мы ни у кого не похитили престола, — кто противится такой власти, тем более противится богу!..Писание твое принято и прочитано внимательно. Змеиный яд у тебя под языком, и поэтому, хоть письмо твое и наполнено медом и сотами, но на вкус оно горше полыни… Мы не предавали своих воевод различным смертям, — с божьей помощью мы

имеем у себя много воевод и кроме вас, изменников. Мы же вольны награждать своих холопов, вольны и казнить...

Мук, гонений и различных казней мы ни для кого не придумываем, если же ты говоришь об изменниках и чародеях, так ведь таких собак везде казнят.

Когда же мы достигли 15 лет, то взялись сами управлять своим царством, и, слава богу, управление наше началось благополучно. Но так как человеческие грехи всегда раздражают бога, то случился за наши грехи по божьему гневу в Москве пожар,

и наши изменники — бояре, те, которых ты называешь мучениками (я назову их имена, когда найду нужным), как бы улучив благоприятное время для своей измены, убедили скудоумных людей, что будто наша бабка, княгиня Анна Глинская, со свои-

ми детьми и слугами вынимала человеческие сердца и колдовала и таким образом спалила Москву и что будто мы знали об этом их замысле. И по наущению наших изменников народ... захватил нашего боярина, князя Юрия Васильевича Глинского; его бесчеловечно убили в Успенском соборе... Это убийство в святой церкви всем известно, а не то, о котором, ты, собака, лжешь!

Ты пишешь, что ждешь воздаяния от бога, — поистине, время справедливо воздает за всякие дела  — добрые и злые, но только следует каждому человеку рассудить: кто какого воздаяния заслуживает за свои дела? Пишешь, что мы не увидим твоего лица до дня Страшного суда,  — видно, ты дорого ценишь свое лицо. Но кому же нужно такое эфиопское лицо видеть?..

А если ты свое писание хочешь с собою в гроб положить, значит, ты уже окончательно отпал от христианства. Господь повелел не противиться злу, ты же и перед смертью не хочешь простить врагам, как делают по обычаю даже невежды, — поэтому над то-

бой не должно будет совершать и последнего отпевания.


Вопросы и задание: 1)  Опираясь на текст посланий,

определите, в чем состояла суть противоречий между царем и знатным боярином. 2) В чем обвиняют они друг друга? 3) Чьи аргументы вы находите более доказательными?



Далее учитель предлагает учащимся познакомиться с мнением филолога.

Из работы Д. С. Лихачева «Великое наследие.

Классические произведения литературы Древней Руси»

…Как у многих эмоциональных писателей, стиль Грозного сохранял следы устного мышления. Он писал  — как говорил. Возможно, он диктовал свои послания. Отсюда не только следы устной речи в его писаниях, но и характерное для устной речи

многословие, частые повторения мыслей и выражений, отступления и неожиданные переходы от одной темы к другой, вопросы и восклицания, постоянные обращения к читателю как к слушателю. Грозный ведет себя в своих посланиях совершенно так, как в жизни. В нем не столько сказывается манера писать, сколько манера себя держать с собеседником. За его писаниями всегда стоит реальность: реальная власть, реальная жестокость, реальная насмешка. Он не только пишет, но действует: способен привести в исполнение свои угрозы, сменить гнев на милость или милость на гнев.


Вопрос: О каких чертах характера Ивана Грозного,

по  мнению современного ученого-филолога, академика Д. С. Лихачева, свидетельствует переписка царя с А. Курбским?


Важным достижением стало развитие книгопечатания.(и об этом расскажет Оксана.)

3Сообщение уч-ся «Первопечатник Иван Федоров»

В середине XVI в. Иван Федоров организовал типографию. К этому времени книгопечатание было уже широко распространено в большинстве европейских стран.

В 1564 г. вышла в свет первая печатная книга «Апостол» . Печатники старались сохранить в ней все особенности рукописи. Шрифт воспроизводил рукописное письмо, первая буква каждой главы выделена красной краской. Начало главы украшали заставки — орнаменты. Печатный двор в октябре 1565 г. выпустил вторую книгу — «Часослов» (сборник молитв). Однако вскоре Печатный двор прекратил свою работу. В последующие годы печатники жили в Литве. Иван Федоров объяснил свой отъезд из столицы «озлоблением… от многих начальник и священноначальник и учитель, которые на нас зависти ради многие ереси умыслили, хотели благое дело в зло превратить». После отъезда Ивана Федорова и Петра Мстиславца книгопечатание в Москве продолжили их ученики и последователи  — Невежа Тимофеев, Никифор Тарасиев. Федоров до самой смерти продолжал печатать книги на русском языке: «Учительное Евангелие», «Псалтырь с Часословцем», «Азбуку» и др.


Вопросы и задание: 1) Когда и при каких обстоятельствах была издана первая книга в России? 2) Назовите первые печатные книги. 3) Какое влияние на развитие культуры в России оказало книгопечатание?



 

4.Слово учителя Создание единого русского государства, его первые успехи, отразились на развитии культуры. Расширялось мировоззрение средневекового человека, развивалось национальное самосознание. ярче всего это выразилось в архитектуре. Превращение Москвы в столицу Российского государства активизировало строительство в городе. Совершенствование городского ремесла, увеличение финансовых средств государства способствовали расширению масштабов каменного строительства, как в храмовом строительстве, так и в гражданском. Рост производства кирпича открыл новые технические и художественные возможности для зодчих. Поиски новых архитектурных форм привели к возникновению шатрового стиля.



(Сообщение уч-ся) Успенский собор и Колокольня.

В шатровом стиле ярко выразилось национальное своеобразие

русского зодчества, так как новый стиль порывал с традиционным, принятым в Византии крестово-купольным типом храма. Однако шатровое зодчество противоречило церковным канонам, избравшим в качестве образца пятиглавый Успенский собор -главный храм Соборной площади Московского Кремля. Собор был построен ещё 1497 году. С 1547 года в нём венчались на царство русские цари. В память об Иване 3 в 1505 году на Соборной площади была заложена церковь-колокольня. Колокольня Ивана Великого стала самым высоким зданием в России (82 метра высота). В итоге Кремль окончательно превратился в административный и духовный центр страны, призванный зримо представлять могущество Москвы- «Третьего Рима»




(Сообщение уч-ся) Церковь Вознесения.

Церковь Вознесения Господня в селе Коломенском на Москве-реке была построена в 1532 году. Это первый шатровый храм на Руси, положивший начало замечательному храмовому стилю,

Архитектурные особенности церкви Вознесения в Коломенском (1530—1532). Площадь храма небольшая (8,5 × 8,5 м), высота, напротив, была более значительна (около 62  м). Устремленность ввысь подчеркивают кокошники, стрельчатые обрамления окон, грани шатра, ромбовидный узор. Летописец пишет, что «церковь та велми чудна высотою и

красотою и светлостью, такова не бывша прежде сего на Руси». Шатровые храмы строились не только в Москве, но и в других городах, например в Коломне, Ярославле,

Новгороде.


(Сообщение уч-ся ) Храм Василия Блаженного.

К числу самых значительных памятников средневековой русской культуры относится храм Покрова Богородицы на Рву, выстроенный при Иване IV в честь взятия Казани). «На Рву» означало, что храм находился по соседству со рвом, окружавшим Кремль.

Первоначально на этом месте стоял белокаменный храм во имя Живоначальной Троицы, где был погребен самый чтимый на Руси юродивый — Василий Блаженный. Легенда гласит, что он сам собирал деньги на храм, поэтому второе название собор получил по его имени.

Покровский храм возводили в 1555—1561 гг. русские зодчие Барма и Постник Яковлев (а возможно, это был один мастер  — Иван Яковлевич Барма). Известна легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Освятил храм митрополит Макарий в июле 1557 г. в присутствии царя, однако строительство продолжалось и в последующие годы. В правление сына Ивана Грозного Федора Ивановича были обретены мощи святого Василия Блаженного.По замыслу создателей, храм должен был олицетворять

красоту, силу и славу Руси. Храм снаружи выглядит мощным и сильным. Внутреннее убранство уже не настолько грандиозно. По свидетельству летописца, царь приказал соорудить храм с семью приделами в честь тех святых, чьи праздники пришлись на дни Казанского похода. Однако

зодчие выстроили восемь приделов вокруг главного.


По сторонам света от огромного шатрового храма (высота 65 м) были поставлены четыре самых высоких и массивных придела. Между ними по диагонали размещены четыре других, уступающие первым как по высоте, так и по объему. Первоначально Покровский собор венчали 25  глав: 9 основных и 16  маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. При всей своей многосоставности собор производит впечатление единого цельного сооружения. Покровский собор стал символическим воплощением московской национальной идеи Третьего Рима.


В XVI в. собор назывался Троицким, и по нему же была тогда названа Троицкой прилегающая торговая площадь, позднее получившая название Красной. В XVIII  в. храм

горел, был отреставрирован и реконструирован: были снесены 16 маленьких глав вокруг башен, шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную разноцветную окраску.


Задание: Найдите сходство и различия между церковью

Вознесения в Коломенском и храмом Василия Блаженного.


Мы уже знакомы с шедеврами иконописи XV в. Обратимся к иконописным традициям

в правление Ивана Грозного.


Сообщение уч-ся

Центром развития иконописи в XVI  в. стала Москва, именно сюда по приказу Ивана Грозного собирали лучших иконописцев. Различия между иконописными школами, сложившимися в период

раздробленности, постепенно сглаживались. На основе традиции и новых тенденций формировалась общерусская национальная иконописная школа. Стоглавый собор 1551  г. потребовал от иконописцев следовать творческой манере Андрея Рублева. Особое значение в иконописи XVI в. сохраняли традиционные сюжеты, цвета, символы.

Однако изменилось духовное содержание древнерусской иконописи. В 1553—1554 гг. церковь разрешила писать на иконах изображения царей, князей, святителей и т. д., что в прежнее время не соответствовало канону. Появились сложные символические изображения, аллегорические сюжеты, многофигурная композиция.

Ярким образцом произведения нового типа является икона «Благословенно воинство небесного царя» (или «Церковь воинствующая»). Она была создана после взятия Казани.

На иконе во главе движущегося православного воинства — архангел Михаил. Вслед за ним следуют три вереницы воинов. В рядах воинства — знаменитые русские князья. В среднем ряду во главе всего русского воинства с огромным красным стягом, вероятно, Иван Грозный.

В  центре композиции в царском венце и с крестом в руках  — либо император Константин, либо Владимир Мономах, за ним следуют Владимир Святой с сыновьями Борисом и Глебом. Во главе верхней колонны воинов — Дмитрий Донской со своим небесным покровителем Дмитрием Солунским, нижнюю колонну возглавляют Александр Невский и Георгий Победоносец.

Православное воинство движется от горящей крепости (по мнению искусствоведов, Казани) к Небесному Иерусалиму. По мнению исследователей, это означает, что Русь окончательно осознала духовный смысл своего земного существования и цель своего исторического развития — устроение Царствия Небесного, спасение и вечную жизнь в Небесном Иерусалиме.


В 16 веке в основных чертах сложился архитектурный облик московского Кремля Правда, деревянные постройки оказались недолговечными. Мы можем лишь, догадываться насколько живописно выглядел Кремль.

В 1552 г. была расписана Золотая Царицына палата Кремлевского дворца на тему «Сказания о князьях владимирских». Здесь нашли воплощение исторические сюжеты, получившие распространение в XVI  в., когда для России становится характерным осознание исторической роли Русского государства, унаследовавшего великие традиции прошлого. Стенопись безвозвратно погибла во время разбора сооружения в 1752 г. О том, что и как было изображено в палате, можно узнать из описи фресок, сделанных художником XVII в. Симоном Ушаковым. Главное место отводилось сюжету принятия христианства — сцене выбора веры великим князем Владимиром в 988 г., получению из рук византийского императора Константина Мономаха атрибутов царской власти (венца, скипетра и державы)

В завершении обсуждения темы культуры скажем, российская культура становится многообразной в процессе создания единого государства в состав России входят народы. Вспомним историческое событие в 1552 г. ликвидация Казанского ханства кардинально изменили историю мордовского народа — его вхождение в Русское государство. А мы относимся к мордовскому народу, точнее мы-эрзя. Так наш народ сложил исторические песни на тему взятия Казани. С одной из них мы познакомимся

III. Закрепление материала

1 Что нового появилось в русской культуре по сравнению с предшествующим периодом?

2. Составьте таблицу «Русская культура в XVI в.»

Выберите ответ на главный вопрос и обоснуйте.

Кто оказал большое влияние на развитие культуры в XVI в.- государство, вставшее на путь реформ или общество, преодолевшее разобщение?

А. В XVI в. было две культуры: государственная, ориентированная на просвещённых людей и способствующая реформам, и народная, чуждая власти и мешающая преобразованиям.

Б. Новая жизнь государства породила потребность в культурном развитии, оно было результативным и обогащающим все слои общества.

В Государство и народ в период войн и реформ интересует не культура, а сохранность и приумножение частной собственности.


IV Домашнее задание – доклады о развитии культуры Российского государства в 16 веке.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Культура Российского государства в 16 веке

Автор: Иванова Анастасия Валерьевна

Дата: 06.09.2020

Номер свидетельства: 556999

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Возрождение русской культуры. "
    ["seo_title"] => string(31) "vozrozhdieniie-russkoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "129793"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415775023"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Культура России XVII века "
    ["seo_title"] => string(26) "kul-tura-rossii-xvii-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "242939"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445585948"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект открытого урока "Москва - столица российского государства". 8 класс"
    ["seo_title"] => string(72) "konspekt_otkrytogo_uroka_moskva_stolitsa_rossiiskogo_gosudarstva_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "610517"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1656062726"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "«Казахское ханство в  XV века  -  XVII века»"
    ["seo_title"] => string(42) "kazakhskoie-khanstvo-v-xv-vieka-xvii-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "269094"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450765994"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Формирование правовой культуры старшеклассников средствами внеучебной деятельности."
    ["seo_title"] => string(92) "formirovaniie-pravovoi-kul-tury-starshieklassnikov-sriedstvami-vnieuchiebnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "254976"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447849052"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства