Данный педагогический проект рассматривает проблему связанную с социальной потребностью общества и государства в гражданах, которые принимают правовые ценности, владеют глубокими и разносторонними правовыми понятиями и представлениями, уверенно применяют умения и навыки правомерного поведения в практической деятельности.
Идейным основанием для данного проекта явилась правовая культура, в которой отражены цели, принципы и задачи права.
Проект направлен на развитие у старших школьников основ правового знания и элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения терпимости к другим людям и их правам.
Проект является инновационной на уровне образовательного учреждения и может служить для распространения педагогического опыта по созданию модели внеурочной деятельности в основной школе, с целью развития общей правовой культуры путем интеграции проектно-исследовательской деятельности в процесс основной ступени образования.
Структура проекта
Обоснование необходимости проекта
Правовая культура - это высокий уровень овладения человеком системой правовых знаний, ценностей и способов оценки, правовой деятельностью; степень развития правового сознания, эмоций, поведения и волевых проявлений личности. Это психологическое новообразование личности, а также способы самоопределения, самоутверждения, самореализации, обуславливающие отношения воспитанника, как субъекта межличностного взаимодействия, выражающиеся в частично осознаваемой и переживаемой потребности и готовности к осуществлению правомерной и общественно значимой деятельности.
Конец XX века и начало XXI века характеризуется в России эпохой глобальных перемен. В связи с этим очень активно идет изучение вопросов правовой культуры – одной из наиболее важных структурных элементов общества. Наличие правовой культуры, как общества, так и отдельной личности служит гарантом эффективности проводимых политических и экономических реформ. Уровень правовой культуры Российского общества XXI века зависит, от того насколько она сформирована у сегодняшних школьников.
В настоящее время государство делает ряд важных шагов для повышения качества образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Вышедшие в последние годы нормативно-правовые акты («Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и др.), отмечают необходимость усиления функций воспитания в работе образовательных организаций.
В российской педагогической системе существует противоречие между государственным заказом образования на подготовку личности с развитыми правовыми качествами и недостаточно высоким уровнем его реализации в системе образования. Несмотря на все попытки сделать право частью государственной идеологии, реальный результат не соответствует ожидаемому. Причины этого следует искать в социальных процессах, которые связаны с воспитанием подрастающего поколения, в весьма противоречивых реформах, проводимых в сфере образования, в недостаточной степени исследования проблем формирования правовой культуры применительно к современным условиям.
Таким образом, на педагогическом уровне актуальность данного проекта связана с социальной потребностью общества и государства в гражданах, которые принимают правовые ценности, владеют глубокими и разносторонними правовыми понятиями и представлениями, уверенно применяют умения и навыки правомерного поведения в практической деятельности.
В системе педагогической практики основного образования существует противоречие между потребностью педагогов в рекомендациях использования возможностей внеурочной деятельности в правовом воспитании старших школьников и недостаточной разработанностью методического обеспечения этого процесса. В контексте правового воспитания жителей нашей страны особая роль отводится образовательным учреждениям, которые являются главным звеном в формировании правовой культуры у подрастающего поколения. В период обучения в начальной школе в сознании детей закладываются предпосылки формирования ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации. Работа по правовом воспитанию важна именно в старших классах, поскольку в этот период у учащихся формируется единая система знаний, складывающаяся затем в систему убеждений, правовую культуру личности. Педагоги и психологи доказывают, что в этом возрасте подросток из мира предметной деятельности вступает в мир идей.
Сознательное обоснование выбора поведения в той или иной правовой ситуации невозможно без овладения школьниками достаточным запасом правовых знаний, которые приобрели бы личностный смысл и стали бы личностно значимыми.
Установлено, что данный возраст наиболее благоприятен для формирования ценностно-правовых ориентаций как основы правовой культуры, что объясняется характерной для этого периода специфической ситуацией развития, связанной с переходом от детства к взрослости, необходимостью самоопределения, выбора жизненного пути, формированием мировоззрения и ценностных приоритетов.
Однако, анализ работы школ Ульяновской области показал недостаточность методического обеспечения в процессе формирования правовой культуры у учащихся в условиях основной ступени образования. Таким образом, деятельность педагогов, по организации правового воспитания не всегда носит системный характер и, как следствие, не приводит к должному результату. Этим характеризуется методический уровень актуальности проекта.