kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока "Москва - столица российского государства". 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Москва—столица Российского государства

Цель:  Показать, что Москва в XVI веке являлась центром  ремесла, торговли, культуры, сердцем России.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока "Москва - столица российского государства". 8 класс»



ОГБОУ «Архангельская школа-интернат»













Конспект урока по истории

«Москва – столица Российского государства».

8 класс.





Учитель истории

Седова Н.М.











2021 г.





Тема: Москва—столица Российского государства

Цель:

Показать, что Москва в XVI веке являлась центром ремесла, торговли, культуры, сердцем России.

Задачи

Образовательные: дать учащимся представление о Москве как о центре Российского государства, о строительстве Московского кремля, замечательного произведения русского зодчества.

Корекционно- развивающие: способствовать развитию познавательных способностей, внимания, восприятия, памяти. Развивать умение работать с иллюстрациями, анализировать и обобщать исторический материал.

Воспитательные: воспитывать у учащихся глубокое уважение к русским людям - создателям настоящих произведений искусства, пробудить у учащихся понимание и восхищение красотой русской архитектуры, воспитывать бережное отношение к историческому наследию.

Основные знания

Москва- столица Российского государства, Московский кремль. Красная площадь, башни кремля.

Основные термины и понятия: усыпальница, надгробие

Оборудование и материалы

Презентация: Москва- столица Российского государства.

Компьютер. Мультимидийная доска или плеер.

Тип урока: комбинированный.







Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Повторение пройденного

материала



-Какую тему изучали на предыдущем уроке?

Что нового узнали?

Учитель проводит опрос, опираясь на иллюстрацию «КРЕСТЬЯНСКАЯ ИЗБА».

Задания

  1. Какие сословия проживали в Российском государстве?

  2. Опишите крестьянское жилище, используя слова для справок (печь,

деревянная изба, оконце, лучина,

деревянная и глиняная посуда, полати, лавки, красный угол, лохань).

  1. Выберите из перечисленных предметов те, которые существовали в домах крестьян того времени:

Кровать стулья

Люстра полати

Чугунок лучина

Лавки подсвечник

Диван кастрюля

Шкаф полки

Бадья сундук

  1. Составьте с помощью опорных предложений рассказ о быте боярина.

- Жили в хоромах с несколькими светлицами.

- Одежда из заморского сукна, бархата, шелка.

- Ели из золотой и серебряной посуды



Вспоминают тему и содержание предыдущего урока

Задания выполняются индивидуально- устно.





Дают ответ.































Дают развернутый ответ.

Задания выполняют индивидуально - устно.








Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация

Знаний.







Объявление новой темы


Изучение нового материала














































Этап урока

-----------------

Вступительное слово учителя.

-Как называется главный город государства?

-Как сейчас называется столица нашего государства?

На прошлых уроках мы говорили об укреплении и расширении Российского государства. Центром объединения русских земель уже в те времена становится Москва.

Сообщение темы урока:

«Москва – столица Российского государства».

( Презентация. Кадр 1)

В Москве жил царь, работали приказы, трудом ремесленников и зодчих создавался московский Кремль.

Давайте вспомним:

- В каком году Москва впервые упоминается в летописи?

- Какой князь считается основателем Москвы?

( Презентация. Кадр 2)

- Из чего был построен первый московский кремль?

( Презентация. Кадр 3)

Еще Иван IV и Василий III начинают перестраивать Кремль .

Кремль должен был символизировать могущество и богатство Российского государства.

( Презентация. Кадр 4)

Схема московского кремля.

- Какую геометрическую фигуру напоминает схема кремля?

- Сколько башен на схеме?

С одной стороны протекает река Москва, с другой- Неглинная, с третьей был прорыт ров.

Кремль оказался на острове.

Попасть в Кремль можно было через ворота.

Шесть башен были проездные.

Рассмотрим несколько самых важных башен.

Используем гиперссылки. Кликаем на изображение башни, затем снова возвращаемся к схеме, чтобы уточнить местоположение следующей.

( Чтобы вернуться к схеме надо кликнуть по изображению башни.)

(Презентация. Кадр 5).

Троицкая башня. В Троицкой башне находилась темница, где содержали опасных преступников.

(Презентация. Кадр 6).

Водовзводная башня. Здесь располагался колодец для снабжения Кремля водой..



Деятельность учителя.

-------------------------------------------------

(Презентация. Кадр 7).

Тайницкая башня. Какую же тайну она хранила… Из нее подземный ход вел на берег

Москвы реки.

(Презентация. Кадр 8).

Спасская башня- главная башня Кремля.

Сейчас на этой башне часы, которые звонят нам в новогоднюю ночь. А тогда над входом весела икона «Спас нерукотворный».

Перед Спасской башней располагалась площадь. Ее называли Торговая, а потом – Красная.(Красная – красивая).

(Презентация. Кадр 9).

На Красной площади стояли торговые ряды и шла бойкая торговля.

В XVI веке здесь был построен один из самых красивых соборов. Собор Покрова или Василия Блаженного.

( Презентация. Кадр 10).

Внутри Кремля также располагались храмы. Главные храмы страны.

( Презентация. Кадр 11).

Успенский собор. Он считался главным храмом страны. В праздники здесь проводил службу сам митрополит – глава православной церкви.

(Презентация. Кадр 12).

Благовещенский собор. Домашняя церковь русских царей. Построен он был рядом с дворцом и соединен с ним переходом.

( Презентация. Кадр 13).

Архангельский собор. Здесь хоронили русских царей.

( Презентация. Кадр 14).

Над каждым захоронением ставили каменную плиту – надгробие. Собор был усыпальницей русских царей. Усыпальница – место захоронения.

Между соборами находилась колокольня Ивана Великого.

( Презентация. Кадр 15).

Сейчас вы слышите голос колокольни Ивана Великого. Колокольня была самой высокой башней в Москве. Ее высота 81 метр.

За колокольней располагалась Ивановская площадь, где читали царские указы. На ней находились удивительные вещи.

( Презентация. Кадр 16).

Эту пушку сделал русский мастер Андрей Чохов. Царь – пушка. Вес 40 тонн.


Дают ответ.







Записывают тему урока в тетрадь.






Дают ответ.






Следят за показом.







Рассматривают схему.

Отвечают на вопросы.








Рассматривают изображения башен.





















Деятельность учащихся

---------------------------------













Рассматривают иллюстрации






















Слушают звоны колоколов




















































Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся








Первичное закрепление нового материала




























Подведение итогов


Домашнее задание


Индивидуаль. задание


( Презентация. Кадр 17).

Позднее здесь был установлен и самый большой колокол – «Царь – колокол». Его вес 200 тонн.

(Презентация. Кадр 18).

Вывод. В Кремле заседала Боярская дума, работали приказы. Из Кремля царь руководил Российским государством. Московский Кремль был сердцем России.


КРОССВОРД.

(Презентация. Кадр 19).

1. Как называлась башня Кремля, в которой находился подземный ход? (Тайницкая).

2.Как называется площадь перед Кремлем?

( Красная).

3.Как называется главная башня Кремля?

(Спасская).

4.Как называлась башня, в которой была темница? (Троицкая).

5.Какой собор стал усыпальницей русских царей? (Архангельский).

6.Какая удивительная вещь находится на площади перед колокольней Ивана великого?

( Пушка).


ВОПРОСЫ ДЛЯ БЕСЕДЫ.

1.ИЗ какого материала строили новый Кремль?

2.Сколько всего башен у Кремля?

3.Почему Красная площадь так называлась?

4.Почему Красная площадь была особенно многолюдной?

5.Что находилось внутри Кремля?


ЗАДАНИЕ. Игра «Третий лишний».

Успенский собор – Благовещенский собор – Петропавловский собор.

Реки: Волга – Москва – Неглинная.


Комментарии, объявление оценок за работу.


Сообщение домашнего задания.

Прочитать текст учебника, составить рассказ об убранстве царского дворца.

Прочитать и рассказать об Ивановской площади.




Записывают вывод в тетрадь.






Разгадывают кроссворд.
















Участвуют в беседе.









Участвуют в игре.





Слушают комментарии учителя.


Записывают домашнее задание



Литература

При составлении вопросов для опроса и закрепления использованы материалы:

Учебно- методического пособия «Уроки истории»

8 класс специальной (коррекционной)

общеобразовательной школы VIII вида

Из-во «Владос». Москва. 2003г.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект открытого урока "Москва - столица российского государства". 8 класс

Автор: Седова Нина Михайловна

Дата: 24.06.2022

Номер свидетельства: 610517

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока ОРКСЭ "Россия - наша Родина""
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-orkse-rossiia-nasha-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "249665"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446955036"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Основной закон России. Права человека в обществе"
    ["seo_title"] => string(55) "osnovnoi-zakon-rossii-prava-chielovieka-v-obshchiestvie"
    ["file_id"] => string(6) "288421"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454614471"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства