kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока. "Повседневная жизнь населения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме "Повседневная жизнь населения".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. "Повседневная жизнь населения".»

История 6 класс Дата_____

Тема. «Повседневная жизнь населения»

Цель урока: познакомить обучающихся с повседневной жизнью населения Древней Руси.

Задачи: Образовательные: - познакомить с повседневной жизнью земледельцев, горожан и знати; - охарактеризовать образ жизни представителей различных слоев древнерусского общества; - познакомить с особенностями жилища, одеждой женщин и мужчин, воспитанием детей и развлечениями древнерусского общества;

Развивающие: - работать с дополнительным материалом; - развивать умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией; - развивать коммуникативные способности обучающихся/

Воспитательные: - формировать уважительное отношение к старине; - воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: - презентация; - раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный, проблемный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная

  1. Орг. Момент

(нетрадиционная посадка)

Добрый день, ребята!

- Сядьте, пожалуйста, те кто, считает, что Владимир заложил в Киеве Софийский собор.

- Почему вы не сели?

- Верно. Владимир заложил в Киеве Десятинную церковь. Садитесь.

А при ком же был основан Софийский собор?

- О чем же мы говорили на прошлом уроке?

- Прежде, чем мы приступим к проверке домашнего задания, факты из рубрики «Знаете ли вы…»

«Когда человек улыбается у него задействовано 18 мышц лица, а когда хмурится 43, т.е. на 25 мышц больше. Что полезнее хмурится или улыбаться?

- Давайте улыбнемся друг другу и начнем работу.


(не садятся)



Владимир заложил в Киеве Десятинную церковь.



При Ярославе Мудром


О культуре Древней Руси

(позитивный настрой на урок)

  1. Проверка д/з

Проверим мы ваши знания по предыдущей теме с помощью цифрового диктанта: я буду зачитывать предложения, а ваша задача – выписать номера тех предложений, в которых дана неверная информация, то есть те, в которых есть ошибки.

1. Автор «Слова о Законе и Благодати» Нестор (-).

2. Софийский собор в Киеве был построен в годы правления Ярослава (+).

3. Роспись по старой штукатурке называется мозаикой (-).

4. Литературное описание жизни святых относится к жанру слова (-).

5. Вопрос «Откуда есть пошла земля Русская?..» содержится в «Повести временных лет» (+).

6. Поэтические сказания о прошлом, прославлявшие подвиги богатырей, называются былинами (+).

7. В 988 году началось строительство Десятинной церкви в Киеве (-).

8. Иллюстрации в рукописных книгах называются миниатюрами (+).

9. Техника в ювелирном деле – зернь (+).

10. Культура Древней Руси основана на патриотизме (+).

(учащиеся записывают номера неверных предложений и сдают листки учителю)

учащиеся записывают номера неверных предложений и сдают листки учителю


  1. Мотивация, целеполагание


















IV Проблемное задание

Сейчас я предлагаю вам сесть поудобнее и послушать стихотворение Утро, пробуждается природа.

Первые рассветные лучи

На воротах древнего поселка

Отблески оставили свои.

Здесь живет народ высокий и красивый –

Светлоокие и сильные мужи,

Женщины, изящные, как ивы,

Дети, словно крепкие дубки…

Прослушав строки из стихотворения, скажите, о ком или о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Сегодня мы будем говорить о наших предках – славянах, о повседневной жизни людей.

-Назовите тему нашего урока.

- Что мы должны узнать сегодня на уроке, какова наша цель?

Что включает в себя повседневная жизнь, из чего состоит?

Вот эти задачи нам и предстоит решить на уроке:

- Жилище

- Одежда

- Воспитание детей

- Развлечение

Давайте, вспомним, какие группы населения были в то время?

Какая характерная черта появилась в повседневной жизни разных групп населения?




О том, как жили славяне








Повседневная жизнь населения в древнерусском государстве.



Дома, еда, одежда, отдых.





Крестьяне, горожане, ремесленники, дружина, князь

V Изучение нового материала











  1. Жилище

















  1. Одежда






































































  1. Воспитание детей.













  1. Развлечения



Ребята, где и из каких источников вы узнаёте информацию по интересующему вас вопросу?

Главным источником знаний во все времена была книга. Из неё мы черпаем знания о прошлом, ищем совета в повседневной жизни. И сегодня она нам поможет разобраться и понять, как жили земледельцы и знать в те далёкие, далёкие времена. А также из сообщений одноклассников.

В течение урока мы будем заполнять рабочий лист, по мере выполнения каждого задания.

У вас на рабочем листе представлены три вида жилища. Ваша задача, определить к какой группе населения, каждое из них относится. А также заполнить пропуски в предложении.

В выполнении этого задания вам поможет учебник с.94 – 95.

Проверим выполнение задания

Какой вывод мы можем сделать, выполнив это задание?

Вывод: Мы встретились с неравенством. По внутреннему убранству дома можно сказать, что бояре и крестьяне относятся к разным слоям общества. Бояре живут в роскошных теремах, а крестьяне имеют малый достаток и живут в маленьких избах и даже полуземлянках.

Доп. А знаете ли вы, что место для дома выбиралось очень тщательно, а как именно нам расскажет Рома. Он подготовил интересные факты о выборе места для дома.

Есть старинная пословица, которая заканчивается строками «… провожают по уму». Кто ее вспомнит и воспроизведет полностью?

Верно. Сейчас мы перейдем к рассмотрению одежды древних славян. И обратимся мы к женской одежде.

А расскажет нам о ней Анна и узнаем о праздничном наряде славянок.

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно будет знать!

Костюм о людях призовет подумать.

О быте, нравах может рассказать.


В себе не станем мы растить невежду,

По выставке пройдемся неспеша.

Рассмотрим древнерусскую одежду:

Не правда ли, проста и хороша?


Наряды древних скифов послужили,

Пожалуй, прототипом для нее.

Итак, что прежде женщины носили?

У всех деталей имя есть свое:


Кафтан надет поверх рубахи длинной,

Орнаментом украшенный внизу.

На голове – убрус под шапкой чинной,

Или повойник – оттенить красу.


Ну, горожанки шли в сапожках новых,

Крестьянки чаще бегали в лаптях.

Носились и запоны, и поневы

Детали поясню вам в двух словах.


Поверх рубахи – красочной, нарядной,

Как видим, русский сарафан надет.

Он облегает грудь фигуры ладной –

Красавице не нужен был корсет!


Наряд на узких лямках не стареет!

Вот яркой украшена каймой

На даме – распашная душегрея,

А вот и летник, ценный, расписной.


Расшиты шелком, жемчугом и златом

Бобровый ворот, плечи, рукава.

Уж как хозяйка летника богата,

Он заявлял и сам – к чему слова?


Убрус и здесь был, кстати, для ношенья,

К лицу кокошник, ленты и венец.

Носились золотые украшенья –

В виде серег, браслетов и колец.


Был живописным очень и красками богат

Такой вот женский выходной наряд!

А чтобы узнать, как одевались мужчины, наши мальчики немного поиграют в игру, которую обычно любят играть девочки. Будут подбирать одежду простому мужчине для этого у них есть набор одежды и карточки с названием элементов одежды. Точного ответа они не знают, поэтому это будет их предположение, а чтобы их проверить все остальные выполняют задание на рабочем листе. пользуясь учебником с.94, второй ряд про знатного с. 96

Про знатного человека проверка на слайде.

Вывод: Одежда простых людей отличалась от одежды знати, в этом тоже проявляется неравенство.

О чем говорят русские пословицы: "Ученье в детстве - как резьба по камню", "Гни деревце, пока гнется, учи дитятку, пока слушается»?

Конечно о воспитании, Детство считалось только истоком, из которого развиваются все качества взрослого человека.

О том, как воспитывали детей в те далекие времена, узнать нам поможет учебник.

Заполнив пропуски в тексте, вы узнаете, как воспитывались дети простых людей и знатных. В учебнике страница93 и 95.

Зачитайте, что у вас получилось.

А интересный факт о воспитании нам расскажет Вова

У знатных людей была форма воспитания - "дядьки". Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. Дядьки были наставниками племянников, а те - первыми их помощниками, так был воспитан и сын Святослава - Владимир, дядькой которого был знаменитый Добрыня.

Доскажите пословицу «Сделал дело…»

О чем она нам говорит?

Да, уже тогда на Руси были праздники и развлечения.

На вашем рабочем листе есть иллюстрации, на которых показаны развлечения знати и простых людей. Ваша задача распределить развлечение знати и простых людей. Номера иллюстраций записывайте в таблицу.

Проверим. Все внимание на слайды.

Какой можно сделать вывод?

Вывод: в основном развлечения знати были недоступны для простого народа.

Учебник, книга






Самостоятельная деятельность по систематизации сведений







Жилища простых и знатных людей отличались.
















Встречают по одежке, провожают по уму.





















































Два человека работают у доски выполняя задание, остальные работаю на рабочих листах.
















О воспитании детей




Самостоятельная работа.




Сделал дело, гуляй смело.



Работа с иллюстрациями

VI Подведение итогов.


















Вернемся проблеме нашего урока: Какая характерная черта появилась в повседневной жизни разных групп населения?

Формирование государства и принятие христианства благотворно сказалось на быте и нравах восточных славян. Характерной чертой этого периода стало возникновение существенной разницы между образцом жизни знати и основной массы населения. Быт и нравы древней Руси определялись их занятиями и социальным положением.

Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережет.

А преданья старины

Забывать мы не должны!

Чему учат вас эти строки? Какие чувства вызывают они?

Существенная разница между образом жизни верхушки общества (знатными людьми) и основной массой населения










Мы должны гордиться своими предками, помнить и гордиться своей страной.

VII Рефлексия

На память о сегодняшнем уроке я вам дарю маленькие домики, но в них нет того, кто бы их оберегал. У вас на столах под скрепкой есть домовята с разными эмоциями на мордочках. Выберите того домовёнка, который бы показал и ваше настроение на сегодняшней встрече со мной.


VIII д/з

П.11р.т 1, узнаете об именах распространенных на Руси, на рабочем листе составить рассказ «один день крестьянина, знатного человека»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока. "Повседневная жизнь населения".

Автор: Татьяна Николаевна Пластовец

Дата: 18.01.2023

Номер свидетельства: 623455

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "План - конспект урока по ОБЖ для 5 класса "Основы безопасности жизнедеятельности человека" "
    ["seo_title"] => string(98) "plan-konspiekt-uroka-po-obzh-dlia-5-klassa-osnovy-biezopasnosti-zhizniedieiatiel-nosti-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "150325"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420465917"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Конспект урока "Единая система РСЧС""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekturokaiedinaiasistiemarschs"
    ["file_id"] => string(6) "290418"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454949901"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока математики в 4 классе "Диаграммы" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-4-klassie-diaghrammy"
    ["file_id"] => string(6) "102511"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402510429"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока обществознания для 9 класса "Международное гуманитарное право" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-dlia-9-klassa-miezhdunarodnoie-ghumanitarnoie-pravo"
    ["file_id"] => string(6) "134067"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416661333"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "План - конспект урока по ОБЖ для 5 класса "Город как среда обитания человека" "
    ["seo_title"] => string(81) "plan-konspiekt-uroka-po-obzh-dlia-5-klassa-gorod-kak-srieda-obitaniia-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "150302"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420464033"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства