kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для 6 класса. Урок изучения нового материала

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме»

Тема: Батыево нашествие на Русь.

1 шаг. Здравствуйте. Сегодня мы с вами изучим важную тему «Батыево нашествие на Русь.» Это трагическое событие повлияло и изменило судьбу и историю нашей страны . Что такое нашествие? Дети пишут в тетрадь, а на слайде определение.

Нашествие- Насильственное вторжение неприятеля в страну. К этой теме не раз обращались художники XVIII ,XIX и XX веков. Вашему вниманию представлена картинная галерея известных мастеров чьи работы составляют золотой фонд нашей культуры.

-Картинная галерея.

2 шаг. Итак, перенесёмся с вами в XIII век и попытаемся воссоздать ситуацию тех далёких событий. Работа с летописью. Потомок - современник. Один читает на древнерусском языке летопись, другой переводит. (Один ученик, который читает за современника тех событий, подпоясанный поясом).

3шаг. Звучит топот конницы (фон). Кто такие монголы? Что нам известно о них? Предки монголов в средние века населяли обширное пространство от Великой китайской стены до верховьев реки Селенги. Главным занятием монголов было скотоводство, существенное значение имела охота. Земледелие монголы не знали. Жилище монголов представляло собой юрту. На слайде юрты и картины Рериха.

Как вы думаете, почему у монголов такое жильё?

Они были кочевниками. На слайде определение. Кочевники -народы, не имеющие осёдлости, занимающиеся скотоводством и переходящие, по мере уничтожения подножного корма на новые места. Кочевой образ жизни предопределял особенности монгольской армии. Она была одной из самых манёвренных. Армии не требовалось длительного времени для подготовки к войне, каждый мальчик с детства готовился стать воином, обучался обращаться с оружием и с лошадьми.

Сообщение о Чингисхане. (Читает 3 ученик).

В начале XIII века могущественное Монгольское государство возглавил Чингисхан. При рождении в 1154г.был назван Темучином. Ему пришлось пережить немало превратностей судьбы и трудных испытаний. Темучину исполнилось 13 лет, когда умер его отец Есукай –багатур. Данники отца отказались платить дань малолетнему наследнику и стали нападать на его кочевья. Темучин терпел неудачи в войнах, измены, обиды, не раз попадал в руки врагов. Ему удалось бежать из плена. Прежде чем стать великим ханом, Темучину пришлось свыше 20 лет вести жестокую борьбу со своими противниками. Темучину было уже за 40 лет, когда он вышел победителем из смертельной схватки за единоличную власть.

В 1206г.на съезде всех монгольских ханов - он провозгласил себя их верховным победителем-Чингисханом («великим ханом», «посланным небом») Чингисхан создал первоклассную для своего времени армию. Всё его войско делилось на десятки, сотни и тысячи. Начальниками и командирами этих подразделений были соответственно десятники, сотники и тысячники. Пред тем как вступить главной массой в чужую землю, они посылали передовые отряды с целью уничтожить как можно больше людей и, посеяв панику, обратить их в бегство. Потом следовало основное войско, истреблявшее всё на своём пути. Но главной отрицательной чертой армии Чингисхана, значительно повышавшей её боеспособность, была наряду с чёткой организацией железная воинская дисциплина.

На армию монголо-татар непрерывно работала разведка. С такой армией Чингисхан сравнительно быстро покорил многие народы и раздвинул границы Монголии до огромных размеров.

4 шаг. На доске висит карта «Борьба Руси против иноземных захватчиков в XIII веке.

Из интернета найти карты современных Монголии, Китая, России. А теперь посмотрим как выглядели эти государства в XIII веке. Карты Золотой Орды, Китая, Руси.

Топот конницы и интерактивная карта.

К 1211г войска Чингисхана захватили земли бурят, якутов, енисейских киргизов и уйгуров. В это же время они вели кровопролитную войну в Северо-Западном Китае.

В 1212г на сопках Маньчжурии монголы разгромили основные цзиньские воинские соединения.

В 1215г пал город Яньцзин (Пекин).

В 1218г-Завоевание Кореи.

Лето 1219г завоёваны Средняя Азия, Иран, Закавказье, Кавказ, Волжскую Булгарию. Опустошив страну аланов(предки осетин),они затем обманом разгромили половцев.

Провести разминку

-упр. Из лука

-упр. Богатыри.

Продолжаем урок.

Вы помните что в 1223году монголы вторглись в Половецкую степь. Половецкий хан обратился к русским князьям за помощью.

«Сегодня перебьют нас, а завтра вас, если не поможете нам»

Вспомните, какое событие произошло в 1223 год? Дети отвечают: «Это первая встреча русских с монголо-татарами».

Вопросы к классу.

1 Чем закончилась битва?

2 Почему русские князья в этой битве потерпели поражение?

5 шаг. В 1235году совет монгольских ханов решил начать поход на Запад. Войско возглавил внук умершего к тому времени Чингисхана Батый.

В 1226году монголы вновь появились у границ Волжской Булгарии и разгромили

булгарские отряды.

В тетрадь запишем дату и событие.

1237г-нашествие монголо-татар на Русь. Вторжение в Рязань.

С.12-13 —1мин. Прочитать текст и ответить на вопросы по тексту.

1) Какие условия выдвинул хан, чего потребовал?

2) Как жители Рязани встретили неприятеля?

3) Что сделали завоеватели с рязанцами?

С. Есенин «Песнь о Евпатии Коловрате»

-читает 4 и 5 ученик четверостишье.



Не ждала Рязань, не чуяла

А и той разбойной допоти,

Под фатой варяжьей засынькой

Коротала ночку тёмную.



Не совиный ух защурился,

И не волчья пасть оскалилась,-

То Батый с холма Чурилкова

Показал орде на зарево.

Как вы думаете, что такое допоть? Высказывают предположение. Допоть – татарское нашествие.

6 шаг. Евпатий Коловрат.

Читаем на стр. 13 «Повесть о разорении Рязани Батыем» 1 минута. Работа с источником. Ответы на вопросы по тексту.

  1. Кто такой Евпатий Коловрат?

  2. Что он сделал?

  3. Что стало с Евпатием Коловратом?

Рис.12 Штурм Рязани иллюстрация + на слайде.

Вопросы

1)Как художник показал многострадальный город?

2)Почему небо красное, зарево?

3)Способ штурма? Какое оружие использовалось?

7 шаг. Владимирское княжество.

Разорив Рязань, монголы двинулись дальше на северо – восток. Пали упорно оборонявшаяся Коломна, Москва, и Батый устремился к Владимиру.

3 февраля 1238г-войско Батыя подошло к Владимиру.

Обращаюсь к карте. Показываю город Владимир. Дети пишут дату в тетрадь.

-Прочитать стр. 14.

1) Что использовали монголы при штурме? Какую технику?

2) Почему не было князя Юрия?

3) Кто остался воеводой?

4) Как погиб город Владимир, участь его жителей?

7 февраля 1238г-монголы ворвались в город и подожгли его.

После опустошения Владимира воины Батыя разделились на отдельные отряды и захватили почти всё Владимиро-Суздальское княжество. Они разоряли, жгли и грабили русские города и сёла, убивали и уводили в плен людей. После, монгольские войска устремились к Новгороду. Их путь лежал через Торжок. Этот город был перевалочным пунктом для новгородских купцов и торговцев из Владимира и Рязани, снабжавших Новгород хлебом. В Торжке всегда имелись запасы зерна. Здесь монголы рассчитывали пополнить оскудевший за зиму запас кормов.

Но жители Торжка заранее подготовились к схватке с противником. Они наморозили на городских стенах и воротах ледяной панцирь, чтобы татары не смогли закрепить штурмовые лестницы и поджечь город. Горожане в течение 2-х недель отбивали атаки врага. Но, даже овладев Торжком, монголы так и не смогли пополнить хлебные запасы, жители подожгли склады с зерном.

В середине марта монгольская армия возобновила поход на Великий Новгород. Но поредевшие в битвах с русскими ратями и не имеющие достаточных запасов продовольствия и Фуража монгольские отряды были вынуждены остановиться, не дойдя до Новгорода сто вёрст. Фураж откройте страницу 19 записать в тетрадь. Город имел мощные укрепления, хорошо подготовленные войска. Во главе его военных сил стоял способный военачальник князь Александр. Бои с новгородцами могли затянуться и монгольским конникам пришлось бы действовать в условиях весенней распутицы на лесисто-болотистой местности.

В конце марта 1238г монголы подошли к небольшой крепости Козельск. Горожане оказывали мужественное сопротивление захватчикам в течение почти 2-х месяцев. Страница 15 миниатюра Козельска. Что вы видите, что изображено? Прочитайте на странице 15 предпоследний абзац и ответьте на вопрос. Почему хан Батый назвал Козельск «злым городом?»

Юго-западную и центральную Русь разберите дома самостоятельно.

- п № 13 отв.на вопр.

Итог

Мы с вами изучили важную тему. Обращаю ваше внимание, что историю творят люди. Мы должны помнить своих героев.

Слайд

В каждом княжестве - князь.

Рязанское княжество- княжич Фёдор, княжна Евпраксия, Евпатий Коловрат.

Владимирское княжество-князь Юрий Всеволодович, воевода Пётр Ослядюкович .



Ребята, а какую важную дату мы будем отмечать 9 мая. С кем воевали? А теперь сравните эти два события. Что общего в этих событиях? Что их связывает?.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме

Автор: Оксана Владимировна Сугатова

Дата: 29.06.2022

Номер свидетельства: 610771

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема «Атмосферное давление и ветер» "
    ["seo_title"] => string(61) "plan-konspiekt-uroka-tiema-atmosfiernoie-davlieniie-i-vietier"
    ["file_id"] => string(6) "239640"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444833824"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока  Тема: Святые заступники Руси. Василий Блаженный. "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-tiema-sviatyie-zastupniki-rusi-vasilii-blazhiennyi"
    ["file_id"] => string(6) "224807"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439192236"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема и номер урока в теме: Квадратные уравнения,"
    ["seo_title"] => string(67) "plan_konspekt_uroka_tema_i_nomer_uroka_v_teme_kvadratnye_uravneniia"
    ["file_id"] => string(6) "583111"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1623318777"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока. Тема: "Двойная роль букв е,ё, ю, я". 2 класс "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-tiema-dvoinaia-rol-bukv-ie-io-iu-ia-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "127994"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415395455"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока. Тема: гласные звуки"
    ["seo_title"] => string(33) "konspekt_uroka_tema_glasnye_zvuki"
    ["file_id"] => string(6) "581580"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1621932429"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства