Просмотр содержимого документа
«Гражданская война в России»
Разработка урока по теме « Гражданская война в России 1918 – 1922 гг.» (Технология развития критического мышления)
Цели: 1) Расширение и углубления знаний учащихся;
2) Развитие умения систематизировать и анализировать информацию
стадия – стадия вызова.
Стихи русских писателей о гражданской войне:
Было время безумных действий, Одни восстали из подполий, Время диких стихийных сил. Из ссылок, фабрик, рудников, А я стою один меж них Отравленные темной волей В ревущем пламени и дыме И горьким дымом городов. И всеми силами своими Другие – из рядов военных, Молюсь ха тех и за других. Дворянских разоренных гнезд, (С. Есенин.) Где проводили на погост
Отцов и братьев убиенных
Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.
(М. Волошин.)
2. На экране показывается видео ряд из плакатов времен Гражданской войны.
3. Звучит фрагмент песни «Дан приказ ему на запад…»
Объявление темы урока
Актуализируем имеющиеся знания учащихся, ставим задачи, для этого используем таблицу:
Знаю
Хочу знать
Узнал
На первой стадии заполняем первую и вторую колонку. После обсуждения формулируем задачи.
стадия – стадия осмысления и содержания
План изучения темы:
1. Предпосылки и причины Гражданской войны в России
2. Периодизации Гражданской войны
3. Белое движение
4. Красное движение
Класс делится на 4 группы, каждая группа работает по своей части плана, по которой должна составить опорный конспект. Каждой группе выдаются позиции, они должны быть отражены в опорном конспекте или кластере . Группы также получают исторические источники, сводные таблицы и карты.
1 группа: Почему стала возможной гражданская война в России? Какие мероприятия в политике большевиков явились причинами Гражданской войны? Можно ли было избежать Гражданской войны в России?
2 группа: Выделить основные периоды Гражданской войны, определить критерии для их обозначения. Показать на карте основные военные операции. Какова роль интервенции в развитии событий Гражданской войны?
3 группа: Белое движение: лидеры, социальный состав, политическая ориентация (цели, идеи). Причины поражения белого движения.
4. группа: Красное движение: лидеры, социальный состав, политическая ориентация (цели, идеи). Причины победы красных
Каждая группа выступает по своей теме. Показывает свой опорный конспект или кластер.
3 стадия - стадия рефлексии
Рефлексия строится на принципе общения. Атмосфера свободного обмена мнениями способствует активному формированию у учащихся механизма критического мышления: анализа, обобщения, прогнозирования, самооценки.
В тетради учащиеся заполняют схему, определив свою оценку на сегодняшнем уроке в 10-ти бальной системе. Ответьте на вопросы.
Вопросы
а) Как Я работал: глубоки знания – 9-10 баллов; частично усвоил материал – 7-8 баллов; мало что понял – 4-5 баллов?
б) Как МЫ работали: четко, согласовано – 9-10 балов; нарушали ритм – 7-8 баллов; неорганизованно – 4-5 балл?
в) ДЕЛО: тема изучена глубоко – 9-10 баллов; тема изучена частично – 7-8 баллов; затруднения в новом способе получения знаний – 4-5 баллов?