Просмотр содержимого документа
«Тема: Екатерина 2:эпоха и личность»
Тема урока: «Екатерина II: эпоха и личность»
Создание проблемной ситуации :
Две точки зрения на деятельность Екатерины II:
1 .Политика Екатерины II была непоследовательной, ее замыслы и деяния нередко расходились между собой.
2 .Екатерина II имела четкий план реформирования России, которому неукоснительно следовала.
Формулирование проблемы:
-Сравните две точки зрения о Екатерине II.
- Какой была политика Екатерины II?
Проблемный вопрос:
Как оценить эпоху
правления Екатерины II ?
Версии, гипотезы по решению проблемы
-Какие у вас есть предположения, версии по решению этой проблемы?
Цели урока:
дать характеристику личности Екатерины II и ее ролив событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России, продолжить отработку практических навыков учащихся при подготовке к ЕГЭ по истории
Актуализация знаний, планирование деятельности:
Для того, чтобы ответить на главный вопрос урока, нам предстоит составить исторический портрет.
Составление исторической характеристики является очень важной работой, так как при сдаче ЕГЭ по истории есть задание 25 ( бывшее С6) «Историческое сочинение». В нем необходимо написать об одном из периодов истории России.
Задание 25 ЕГЭ по истории:
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1425—1505 гг.;
2) 1762—1796 гг.;
3) 1941—1943 гг.
В сочинении необходимо:
— указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
—назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениям, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
— указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду .
По составлению характеристики исторической личности можно использовать
Простой план
1. Годы жизни (правление)
2. Описание внешности, характер.
3.Основная деятельность.
4. Итоги деятельности
Алгоритм характеристики и оценки исторической личности:
1 .Время деятельности исторической личности (примерные хронологические рамки; время правления; правители, при которых протекала деятельность).
2. Изложите основные сведения о происхождении, жизненном пути деятеля. Определите исторические условия, в которых формировались его взгляды, характер:
а) историческая обстановка;
б) ближайшее окружение;
в) путь формирования личности: основные черты характера, общественно-политические взгляды
3. Раскройте жизненные принципы, идеалы и мотивы поведения человека:
Определите, какие качества личности (интеллектуальные, нравственные, волевые) помогали или препятствовали достижению его целей, решению исторических задач.
4. Оцените средства, (способы) использованные данным деятелем для достижения поставленных целей.
5. Основные направления деятельности
6 .Выявите противоречия в характере и деятельности личности.
7. Определите, каких результатов данная историческая личность достигла в своей деятельности.
8. Выразите свое отношение к нему.
Составление исторической характеристики
( работа по памятке, с текстами исторических источников)
- Рассмотрим 1 вопрос плана.
К I.Указание времени жизни исторического деятеля:
Задание 1. Выберите правильный(е) ответ(ы) по К I.:
1.1 .Время жизни - вторая половина XVIII в.
1.2. Екатерина II правила с 1762-по 1796 гг.
1.3 .Екатерина II правила с 1765-по 1798 гг.
1.4 .Время жизни Екатерины II : 30-е годы - конец XVIII в.
- Приведите аргументы своего выбора.
Переходим ко второму вопросу плана .
Изложите основные сведения о происхождении, жизненном пути деятеля.
Определите исторические условия, в которых формировались его взгляды, характер:
а) историческая обстановка;
б) ближайшее окружение;
- Вокруг Екатерины сложился кружок преданных ей людей.
Задание: Назовите представителей, вошедших в ближайшее окружение Екатерины, чем они прославились?
Екатерина II дала оценку службе некоторых из них: «Патриоты до энтузиазма, очень честные люди».
Какой вывод можно сделать по окружению Екатерины II ?
в) путь формирования личности: основные черты характера, общественно-политические взгляды
Задание: суждения о характере Екатерины II .
Каждая группа должна привести аргументы, доказывающие данное высказывание.
3.Раскройте жизненные принципы, идеалы и мотивы поведения человека:
Определите, какие качества личности (интеллектуальные, нравственные, волевые) помогали или препятствовали достижению его целей, решению исторических задач.
Подведем итоги и перечислим качества личности, которые помогали Екатерине II идти к цели:
Общественно-политические взгляды
Согласны ли вы с высказыванием о том, что « Екатерина II в российской истории рассматривается как
« просвещенный монарх»?
Аргументируйте свой ответ.
5. Основные направления деятельности
Работа с таблицей «Преобразования Екатерины II».
Задание : определите значение преобразований Екатерины II.
Работа в группах
содержание
значение
I группа–Уложенная комиссия
II группа– документ « Из Наказа Екатерины II Уложенной комиссии »
III группа. –«Золотой век» российского дворянства
IV группа–Ужесточение внутренней политики в 70 - 90- е гг.
6.Выявите противоречия в характере и деятельности личности.
Возвратимся к двум точкам зрения, заданным в начале урока, на деятельность ЕкатериныII.
Задание 24 по истории ЕГЭ ( бывшее С5).Анализ различных точек зрения и их защита
Ниже приведены две точки зрения на деятельность Екатерины II.
1. Политика Екатерины II была непоследовательной, её замыслы и деяния нередко расходились между собой.
2. Екатерина II имела четкий план реформирования России, которому неукоснительно следовала.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающих избранную вами точку зрения.
Ответ:
Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие её аргументы.
Политика Екатерины носила
противоречивый характер. Идеи
«просвещённого абсолютизма»
не находили понимания у
общества, они не привели к
улучшению жизни народа, а
напротив, в ходе
преобразований народ утратил
остатки гражданских прав, что
всё больше усиливало
крепостничество.
Итоги правления Екатерины II.
Английский министр при дворе Екатерины II, присутствующий на ее похоронах, сказал: «Хоронят Россию». И действительно за три с лишним десятилетия образ императрицы стал своего рода символом России, ее богатства и могущества.
-Какую роль сыграла Екатерины II в истории нашей страны?
( Каждая группа должна будет дать оценку деятельности Екатерины II, при этом:
« Современники и историки» должны будут отразить те дела императрицы, которые вызывали их восхищение или осуждение.
«Потомки» должны вынести свое суждение, но постараться определить, в чем актуальность этой темы потомков, живущих в XXI веке .
Слова Г.Р. Державина, которые в полной мере относятся к Екатерине Великой и являются значимыми для русского человека во все времена
« А слава тех не умирает, кто за Отечество умрет».