Освещение темы «Эпоха дворцовых переворотов в России» в программе 10 класса целесообразно провести в в форме семинарского занятия . Материал темы велик, сложен и важен. Одного учебного часа для этого будет недостаточно, поэтому занятие рассчитано на 2 учебных часа.
Для более успешной подготовки к семинару класс необходимо предварительно разделить на группы. Каждая группа получает опережающее задание: познакомиться с личностью правителя Эпохи дворцовых переворотов. Учитель предлагает учащимся вопросы для обсуждения, рекомендуемый список источников и литературы, адреса Интернет-ресурсов.
Для более качественной подготовки, за несколько дней до семинара, для каждой группы необходимо провести консультацию.
В начале семинара необходимо создать образно-эмоциональное пространство, что позволит учащимся эмоционально погрузиться в содержание урока. Это можно сделать посредством фрагмента «Завещание Петра Великого» из романа В.А. Дружинина «Именем Ея Величества». После чего создается проблемная ситуация и формулируется учебная задача.
На основе самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой учащиеся смогут раскрыть причины череды дворцовых переворотов после смерти Петра Великого, дать характеристику правителей Российской Империи и внутренней политики приемников Петра I, получить представление о насущных общественных проблемах России XVIII века и сделать вывод о влиянии смены власти на развитее страны.
Следует обратить внимание учащихся на то, что дворцовые перевороты представляли собой борьбу различных группировок дворянства за власть, а не смену формы правления. Решающую роль при этом имела дворянская гвардия.
Преемниками Петра I стали поочередно Екатерина I, Петр II, Анна Иоановна, Елизавета Петровна, Петр III. Следует особо отметить, что в это время решалась судьба петровских преобразований. Рассматривая положение российского дворянства в эпоху дворцовых переворотов, необходимо проследить расширение прав и привилегий дворянства: облегчение службы в армии, право торговли во всех городах и на ярмарках, право заводить мануфактуры. Особо следует отметить отмену указа о единонаследии, создание для дворян шляхетских корпусов (сухопутного, морского, артиллерийского, инженерного, пажеского), усиление власти помещиков над крестьянами, введение монополии дворянства на винокурение.
Целесообразно отдельно остановиться на вопросах, связанных с экономическим развитием империи и внутренней политикой данного периода.
Каждая группа при выступлении может воспользоваться компьютером, подтвердить свои выводы цитатами из документов. Можно использовать презентацию фильма « Дворцовые перевороты», воспользоваться галереей портретов «Государственные деятели середины XVIII века». В этот ЦОР помещены портреты государственных деятелей России, сыгравших существенную роль в событиях Эпохи дворцовых переворотов.
В ходе занятия, по мере выступления групп, необходимо предложить учащимся заполнить таблицу «Политические силы в борьбе за власть». Это поможет им сформировать целостное представление об изучаемом периоде.
По завершению работы с таблицей можно вернуться к решению проблемной задачи. К этому моменту учащиеся получат достаточный объем информации и смогут сформулировать свое суждение по проблеме. Можно предложить им на выбор изложить свои мысли в виде эссе или досье. Как правило, учащиеся с ярко выраженным словесно-логическим мышлением выбирают досье, а учащиеся с наглядно-образным мышлением – эссе. Таким образом, учитель учитывает индивидуальные особенности учащихся.
Урок можно завершить показом кадров видеофильма о восшествии на престол
Екатерины II. Учитель должен подчеркнуть, что именно воцарением на престол Екатерины II завершается эпоха дворцовых переворотов. В «наследство» Екатерина получила Россию в глубоком кризисе, но сумела вернуть ей былое величие, за что и получила прозвище Великой. Таким образом, учащиеся будут иметь представление, о чем пойдет речь на следующем уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эпоха дворцовых переворотов в России »
Эпоха дворцовых переворотов в России.
Учебная задача:
Учитель предлагает вниманию учащихся текст «Дворцовые перевороты в оценках историков»:
В.О. Ключевский – время ослабления русского абсолютизма.
Н.Я Эйдельман – дворянско-гвардейская поправка к самовластию.
Д.Н. Шанский – укрепление абсолютизма, приобретение им большей зрелости.
Н.П. Ерошкин – время ничтожных приемников Петра I.
Н.М. Карамзин – пигмеи спорили о наследии великана.
Учитель: Как видите, среди историков нет единого мнения относительно оценки дворцовых переворотов. Нет также единого научного определения дворцового переворота, причём отсутствуют и чёткие временные границы этого явления. Это бурная и противоречивая эпоха в истории нашей страны породившая множество тайн и загадок.
Задача нашего сегодняшнего урока, определить, какое историческое содержание несли в себе дворцовые перевороты? Разобравшись в этом, с мнением кого-то из историков вы согласитесь, а с кем-то, возможно, поспорите. В конце урока каждый из вас выберет наиболее точное на ваш взгляд высказывание историка, и представит свои аргументы в его пользу в виде эссе или досье.
Наличие в документе различных точек зрения на проблему подскажет учащимся, что период дворцовых переворотов сложная и противоречивая эпоха в русской истории. Высказывание Н.Я.Эйдельмана – дворянско-гвардейская поправка к самовластию - заставит задуматься о роли гвардии в государственных делах в этот период. « Время ничтожных приемников Петра» подвергает сомнению - был ли у Петра достойный наследник? Н.М. Карамзин вообще называет их «пигмеями». И, наконец, совершенно противоположные точки зрения В.О.Ключевского и Д.Н. Шанского – ослабление или укрепление абсолютизма? С помощью этого документа мы можем сформулировать больше вопросов, чем получить готовых ответов. А это особенно ценно на уроках истории. Именно поэтому я решила использовать этот документ вначале урока, что бы пробудить мыли учащихся, заставить их задуматься, подвергнуть сомнению мнения историков и попытаться сформировать свое собственное суждение на проблему.
Основные учебные элементы занятия.
Элементы содержания образования:
Причины дворцовых переворотов
Политическая борьба за власть после смерти Петра I
Российские монархи эпохи дворцовых переворотов
Роль гвардии и аристократии в государственной жизни
Расширение прав и привилегий дворянства
Развитие системы крепостничества
Основные понятия: дворцовый переворот, Верховный Тайный совет, конституционная монархия, кондиции, абсолютная монархия
Важнейшие даты:
1725-1727 гг. - правление Екатерины I;
1727-1730 гг. - царствование Петра II;
1730-1740 гг. - царствование Анны Ивановны;
1741-1761 гг. - правление Елизаветы Петровны;
1754 г. - отмена внутренних таможен;
1761-1762 гг. - правление Петра III;
1762 г. - начало царствования Екатерины II;
1762 и 1764 гг. - указы, освободившие дворян от обязательной службы.
1756-1763 гг. - Семилетняя война;
Элементы дополнительного содержания: Фаворитизм. Бироновщина.
Последовательность подачи информации учащимся:
В начале урока посредством фрагмента «Завещание Петра Великого» из романа В.А. Дружинина «Именем Ея Величества» учитель создает образно-эмоциональное пространство, что позволяет учащимся эмоционально погрузиться в содержание урока.
Учитель формулирует вопрос: Предположите, какая судьба теперь ждала наше государство, опять не имевшего законного наследника престола?
Выслушивается мнение учащихся, в результате чего появляется формулировка темы урока: Эпоха дворцовых переворотов.
Далее учащимся предлагается текст «Дворцовые перевороты в оценках историков»:
В.О. Ключевский – время ослабления русского абсолютизма.
Н.Я Эйдельман – дворянско-гвардейская поправка к самовластию.
Д.Н. Шанский – укрепление абсолютизма, приобретение им большей зрелости.
Н.П. Ерошкин – время ничтожных приемников Петра I.
Н.М. Карамзин – пигмеи спорили о наследии великана.
Можно предложить учащимся обсудить точки зрения историков.
Задается вопрос: Есть ли схожие взгляды историков? А какие из них совершенно противоположные?
Выслушивается мнение учащихся, после чего учитель объявляет учебную задачу урока: Задача нашего сегодняшнего урока, определить, какое историческое содержание несли в себе дворцовые перевороты? Разобравшись в этом, с мнением кого-то из историков вы согласитесь, а с кем-то, возможно, поспорите? В конце урока каждый из вас выберет наиболее точное на ваш взгляд высказывание историка, и представить свои аргументы в его пользу в виде эссе или досье.
Чтобы выполнить это задание учащимся необходимо познакомиться с причинами дворцовых переворотов и персоналиями изучаемого периода.
В ходе беседы, учащиеся совместно с учителем определяют причины частых переворотов, общие черты эпохи, сравнивают с эпохой Петра I.
Далее организуется работа в группах. Каждая группа получает индивидуальное задание и соответствующий набор учебных, литературных и документальных источников
(Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России.17 - 19 века. Учебник для 10 класса; Анисимов Е.В. В борьбе за власть: страницы политической истории XVIII века; Выдержки из текста кондиций и т.д.).
I группа характеризует Екатерину Алексеевну (1725-1727 гг.).
II группа рассказывает о Петре II (1757-1730 гг.).
III группа анализирует правление Анны Иоанновны (1730-1740 гг.).
IV рассказывает о недолгом правлении Иоанна Антоновича (1740-1741 гг.).
V группа рассказывает о приходе к власти и о правлении Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.).
VI группа рассказывает о Петре III Федоровиче (1761-1762 гг.).
Каждая группа работает по индивидуальному плану. Выступление групп сопровождается показом презентации, что помогает воздействовать на эмоциональную сферу с целью активизации интереса аудитории к объекту изучения.
По мере выступления групп, учащиеся заполняют таблицу «Политические силы в борьбе за власть».
Учащимся предлагается обсудить вопрос: Был ли у Петра достойный наследник?
На следующем этапе урока учитель предлагает рассмотреть социальную политику самодержавия в период дворцовых переворотов.
Группы получают новое задание.
Задание для первой и второй группы:
На основе анализа указов и других источников покажите процесс расширения привилегий российского дворянства в период дворцовых переворотов.
Задание для третей и четвертой группы:
На основе анализа указов и других источников установите, менялось ли положение крестьян в эпоху дворцовых переворотов? Какие данные говорят об усилении крепостного строя?
Задание для пятой и шестой группы:
Можно ли говорить о преемственности социально - экономической политики самодержавия в 1726 - 1762гг. и петровскими преобразованиями? Наблюдались ли отступления от реформ Петра I?
Задания предлагается выполнить в виде схем и таблиц.
Пример таблицы: Политические силы в борьбе за власть.
Правитель
Годы правления
Кто поддержал?
Основные мероприятия
Итоги
В результате учащиеся приходят к выводу, что внутренняя политика самодержавия в этот период отвечала интересам дворянства и отчасти купечества.
Чтобы закрепить знания учащихся учитель предлагает отрывки из документов, а учащиеся должны определить о ком идет речь.
В конце урока десятиклассники выполняют проблемное задание, сформулированное в начале урока. Работа выполняется по желанию ученика в виде эссе или досье
Какие именно знания учащиеся получат по теме, работая с данным текстом:
В эпоху дворцовых переворотов часто смена монархов не влияла на абсолютистскую сущность власти. Решающую роль в этих событиях играла гвардия. Начало этой эпохи положила смерть Петра I и последовавшая за ней борьба за власть.
Какие навыки смогут приобрести и применить учащиеся при работе с текстом.
Приобрести:
Извлекать и осмысливать текстовую и подтекстовую информацию
Соотносить различные точки зрения
Выдвигать предположения, рассуждать и делать выводы
Определять собственное отношение к информации
Применить:
Сравнение различной информации
Оценивание источника с определенной позиции
Определение позиции автора
Определение собственной точки зрения и ее аргументация
Методические рекомендации учителю:
Освещение темы «Эпоха дворцовых переворотов в России» в программе 10 класса целесообразно провести в в форме семинарского занятия . Материал темы велик, сложен и важен. Одного учебного часа для этого будет недостаточно, поэтому занятие рассчитано на 2 учебных часа.
Для более успешной подготовки к семинару класс необходимо предварительно разделить на группы. Каждая группа получает опережающее задание: познакомиться с личностью правителя Эпохи дворцовых переворотов. Учитель предлагает учащимся вопросы для обсуждения, рекомендуемый список источников и литературы, адреса Интернет-ресурсов.
Для более качественной подготовки, за несколько дней до семинара, для каждой группы необходимо провести консультацию.
В начале семинара необходимо создать образно-эмоциональное пространство, что позволит учащимся эмоционально погрузиться в содержание урока. Это можно сделать посредством фрагмента «Завещание Петра Великого» из романа В.А. Дружинина «Именем Ея Величества». После чего создается проблемная ситуация и формулируется учебная задача.
На основе самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой учащиеся смогут раскрыть причины череды дворцовых переворотов после смерти Петра Великого, дать характеристику правителей Российской Империи и внутренней политики приемников Петра I, получить представление о насущных общественных проблемах России XVIII века и сделать вывод о влиянии смены власти на развитее страны.
Следует обратить внимание учащихся на то, что дворцовые перевороты представляли собой борьбу различных группировок дворянства за власть, а не смену формы правления. Решающую роль при этом имела дворянская гвардия.
Преемниками Петра I стали поочередно Екатерина I, Петр II, Анна Иоановна, Елизавета Петровна, Петр III. Следует особо отметить, что в это время решалась судьба петровских преобразований. Рассматривая положение российского дворянства в эпоху дворцовых переворотов, необходимо проследить расширение прав и привилегий дворянства: облегчение службы в армии, право торговли во всех городах и на ярмарках, право заводить мануфактуры. Особо следует отметить отмену указа о единонаследии, создание для дворян шляхетских корпусов (сухопутного, морского, артиллерийского, инженерного, пажеского), усиление власти помещиков над крестьянами, введение монополии дворянства на винокурение.
Целесообразно отдельно остановиться на вопросах, связанных с экономическим развитием империи и внутренней политикой данного периода.
Каждая группа при выступлении может воспользоваться компьютером, подтвердить свои выводы цитатами из документов. Можно использовать презентацию фильма « Дворцовые перевороты», воспользоваться галереей портретов «Государственные деятели середины XVIII века». В этот ЦОР помещены портреты государственных деятелей России, сыгравших существенную роль в событиях Эпохи дворцовых переворотов.
В ходе занятия, по мере выступления групп, необходимо предложить учащимся заполнить таблицу «Политические силы в борьбе за власть». Это поможет им сформировать целостное представление об изучаемом периоде.
По завершению работы с таблицей можно вернуться к решению проблемной задачи. К этому моменту учащиеся получат достаточный объем информации и смогут сформулировать свое суждение по проблеме. Можно предложить им на выбор изложить свои мысли в виде эссе или досье. Как правило, учащиеся с ярко выраженным словесно-логическим мышлением выбирают досье, а учащиеся с наглядно-образным мышлением – эссе. Таким образом, учитель учитывает индивидуальные особенности учащихся.
Урок можно завершить показом кадров видеофильма о восшествии на престол
Екатерины II. Учитель должен подчеркнуть, что именно воцарением на престол Екатерины II завершается эпоха дворцовых переворотов. В «наследство» Екатерина получила Россию в глубоком кризисе, но сумела вернуть ей былое величие, за что и получила прозвище Великой. Таким образом, учащиеся будут иметь представление, о чем пойдет речь на следующем уроке.
Домашнее задание: А.Н. Сахаров «История России» Учебник для 10 класса, М., Русское слово, 2006г. параграф № 14-15; Написать мини-сочинение «Мне симпатичен (на) или (не) симпатичен (на)…». Дополнительное задание. Сравнить эпоху Петра I и последующий период дворцовых переворотов. Дайте оценку этим двум этапам.
Приложение:
Завещание Петра Великого
... 27 января (1725 г.) болящему полегчало. Кабинет - секретарь Макаров сел на край постели, подался к царю, внимая напряженно. Петр будто и впрямь поборол хворь - озаботился морской коммерцией. Мало иноземных флагов у пристаней Петербурга. Адмиралтейств - коллегия нерадива, так, значит, содержать чиновных за счет сбыта икры и клея.
- И для того, - диктовал царь, - в приготовлении тех товаров иметь той коллегии старание...
Но голос слабел. Не к месту помянул капитана Беринга. Макаров горестно заморгал.
Во втором часу пополудни царь опять - в сознании, требует перо, бумагу. Спазмы утихли. Теперь боль истязает присутствующих, боль ожидания. Петр умирает, он примирился, сдался. Царапанье пера подобно нарастающему грому.
Всеконечно, это завещанье.
Живет воля самодержца и будет жить, отделившись от бренной оболочки. Всяк покорен ей. Исхудавшая рука, мертвенно белая, движется с усилием. Дрожь сотрясает ее.
Перо выпало.
Меншиков ринулся вперед, хотя читать быстро не умеет. Ломкие, веером разбежавшиеся строки. Он задыхался. Кто-то выхватил листок.
"Отдайте все..."
Только это и удалось понять. Кому, кому отдает? Спросить по-прежнему боязно, да и будет ли толк? Осмелилась царевна Анна. В духоте "конторки", в дурмане лекарств, копоти светильников, лампад звенели ее мольбы, обращенные то к родителю, то к иконе. Слышит ли он? Через короткое время, отвечая дочери или некоему видению, молвил отчетливо:
- После...
Отрешенно умолк. Заснул? Что - после? Вспышка надежды... Досказать обещал? Встать с одра болезни? Царевны, Екатерина, вельможи долго стояли в оцепенении.
Минула еще одна ночь - последняя ночь Петра. Он не кричал больше, погружался в покой. Люди, придавленные наступившей тишиной, не отходили. В шестом часу утра он перестал дышать. Эпоха Петра кончилась. ...