kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эпоха дворцовых переворотов в России

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Освещение темы «Эпоха дворцовых переворотов в России» в программе 10 класса целесообразно провести в  в форме семинарского занятия . Материал темы  велик, сложен и важен. Одного учебного часа для этого будет недостаточно, поэтому занятие рассчитано на 2 учебных часа.

 Для более успешной подготовки к семинару класс необходимо предварительно разделить на группы.  Каждая группа получает опережающее задание: познакомиться с личностью правителя Эпохи дворцовых переворотов. Учитель предлагает учащимся  вопросы для обсуждения, рекомендуемый список источников и литературы, адреса Интернет-ресурсов.

  Для более качественной подготовки, за несколько дней  до семинара, для каждой группы необходимо провести консультацию.

   В начале семинара необходимо создать образно-эмоциональное пространство, что позволит учащимся эмоционально погрузиться в содержание урока. Это можно сделать посредством фрагмента «Завещание Петра Великого» из романа В.А. Дружинина «Именем Ея Величества». После чего создается проблемная ситуация и формулируется учебная задача.

  На основе самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой учащиеся смогут раскрыть причины череды дворцовых переворотов после смерти Петра Великого, дать характеристику правителей Российской Империи и внутренней политики приемников Петра I, получить представление о насущных общественных проблемах России XVIII века и сделать вывод о влиянии смены власти на развитее страны.

  Следует обратить внимание учащихся на то, что дворцовые перевороты представляли собой борьбу различных группировок дворянства за власть, а не смену формы правления. Решающую роль при этом имела дворянская гвардия.

   Преемниками Петра I стали поочередно Екатерина I, Петр II, Анна Иоановна, Елизавета Петровна, Петр III. Следует особо отметить, что в это время решалась судьба петровских преобразований. Рассматривая положение российского дворянства в эпоху дворцовых переворотов, необходимо проследить расширение прав и привилегий дворянства: облегчение службы в армии, право торговли во всех городах и на ярмарках, право заводить мануфактуры. Особо следует отметить отмену указа о единонаследии, создание для дворян шляхетских корпусов (сухопутного, морского, артиллерийского, инженерного, пажеского), усиление власти помещиков над крестьянами, введение монополии дворянства на винокурение.

Целесообразно отдельно остановиться на вопросах, связанных с экономическим развитием империи и внутренней политикой данного периода.

 Каждая группа при выступлении может воспользоваться компьютером, подтвердить свои выводы цитатами из документов. Можно использовать презентацию фильма « Дворцовые перевороты»,  воспользоваться галереей портретов «Государственные деятели середины XVIII века». В этот ЦОР помещены портреты государственных деятелей России, сыгравших существенную роль в событиях Эпохи дворцовых переворотов.

  В ходе занятия, по мере выступления групп, необходимо предложить учащимся заполнить таблицу «Политические силы в борьбе за власть». Это поможет им сформировать целостное представление об изучаемом периоде.

По завершению работы с таблицей можно вернуться к решению проблемной задачи. К этому моменту учащиеся получат достаточный объем информации и смогут сформулировать свое суждение по проблеме. Можно предложить им на выбор изложить свои мысли в виде эссе или досье.  Как правило, учащиеся с ярко выраженным словесно-логическим мышлением выбирают досье, а учащиеся с наглядно-образным мышлением – эссе. Таким образом, учитель учитывает индивидуальные особенности учащихся.

Урок можно завершить показом кадров видеофильма о восшествии на престол

Екатерины II. Учитель должен подчеркнуть, что именно воцарением на престол Екатерины II завершается эпоха дворцовых переворотов. В «наследство» Екатерина получила Россию в глубоком кризисе, но сумела вернуть ей былое величие, за что и получила прозвище Великой. Таким образом, учащиеся будут иметь представление, о чем пойдет речь на следующем уроке. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эпоха дворцовых переворотов в России »

Эпоха дворцовых переворотов в России.


  1. Учебная задача:


Учитель предлагает вниманию учащихся текст «Дворцовые перевороты в оценках историков»:

В.О. Ключевский – время ослабления русского абсолютизма.

Н.Я Эйдельман – дворянско-гвардейская поправка к самовластию.

Д.Н. Шанский – укрепление абсолютизма, приобретение им большей зрелости.

Н.П. Ерошкин – время ничтожных приемников Петра I.

Н.М. Карамзин – пигмеи спорили о наследии великана.


Учитель: Как видите, среди историков нет единого мнения относительно оценки дворцовых переворотов. Нет также единого научного определения дворцового переворота, причём отсутствуют и чёткие временные границы этого явления. Это бурная и противоречивая эпоха в истории нашей страны породившая множество тайн и загадок.

Задача нашего сегодняшнего урока, определить, какое историческое содержание несли в себе дворцовые перевороты? Разобравшись в этом, с мнением кого-то из историков вы согласитесь, а с кем-то, возможно, поспорите. В конце урока каждый из вас выберет наиболее точное на ваш взгляд высказывание историка, и представит свои аргументы в его пользу в виде эссе или досье.


Наличие в документе различных точек зрения на проблему подскажет учащимся, что период дворцовых переворотов сложная и противоречивая эпоха в русской истории. Высказывание Н.Я.Эйдельмана – дворянско-гвардейская поправка к самовластию - заставит задуматься о роли гвардии в государственных делах в этот период. « Время ничтожных приемников Петра» подвергает сомнению - был ли у Петра достойный наследник? Н.М. Карамзин вообще называет их «пигмеями». И, наконец, совершенно противоположные точки зрения В.О.Ключевского и Д.Н. Шанского – ослабление или укрепление абсолютизма? С помощью этого документа мы можем сформулировать больше вопросов, чем получить готовых ответов. А это особенно ценно на уроках истории. Именно поэтому я решила использовать этот документ вначале урока, что бы пробудить мыли учащихся, заставить их задуматься, подвергнуть сомнению мнения историков и попытаться сформировать свое собственное суждение на проблему.


  1. Основные учебные элементы занятия.

Элементы содержания образования:

  • Причины дворцовых переворотов

  • Политическая борьба за власть после смерти Петра I

  • Российские монархи эпохи дворцовых переворотов

  • Роль гвардии и аристократии в государственной жизни

  • Расширение прав и привилегий дворянства

  • Развитие системы крепостничества

Основные понятия: дворцовый переворот, Верховный Тайный совет, конституционная монархия, кондиции, абсолютная монархия


Важнейшие даты:

1725-1727 гг. - правление Екатерины I;

1727-1730 гг. - царствование Петра II;

1730-1740 гг. - царствование Анны Ивановны;

1741-1761 гг. - правление Елизаветы Петровны;

1754 г. - отмена внутренних таможен;

1761-1762 гг. - правление Петра III;

1762 г. - начало царствования Екатерины II;

1762 и 1764 гг. - указы, освободившие дворян от обязательной службы.

1756-1763 гг. - Семилетняя война;


Элементы дополнительного содержания: Фаворитизм. Бироновщина.

  1. Последовательность подачи информации учащимся:

В начале урока посредством фрагмента «Завещание Петра Великого» из романа В.А. Дружинина «Именем Ея Величества» учитель создает образно-эмоциональное пространство, что позволяет учащимся эмоционально погрузиться в содержание урока.

Учитель формулирует вопрос: Предположите, какая судьба теперь ждала наше государство, опять не имевшего  законного наследника престола?

Выслушивается мнение учащихся, в результате чего появляется формулировка темы урока: Эпоха дворцовых переворотов.


Далее учащимся предлагается текст «Дворцовые перевороты в оценках историков»:

В.О. Ключевский – время ослабления русского абсолютизма.

Н.Я Эйдельман – дворянско-гвардейская поправка к самовластию.

Д.Н. Шанский – укрепление абсолютизма, приобретение им большей зрелости.

Н.П. Ерошкин – время ничтожных приемников Петра I.

Н.М. Карамзин – пигмеи спорили о наследии великана.


Можно предложить учащимся обсудить точки зрения историков.

Задается вопрос: Есть ли схожие взгляды историков? А какие из них совершенно противоположные?

Выслушивается мнение учащихся, после чего учитель объявляет учебную задачу урока: Задача нашего сегодняшнего урока, определить, какое историческое содержание несли в себе дворцовые перевороты? Разобравшись в этом, с мнением кого-то из историков вы согласитесь, а с кем-то, возможно, поспорите? В конце урока каждый из вас выберет наиболее точное на ваш взгляд высказывание историка, и представить свои аргументы в его пользу в виде эссе или досье.


Чтобы выполнить это задание учащимся необходимо познакомиться с причинами дворцовых переворотов и персоналиями изучаемого периода.


В ходе беседы, учащиеся совместно с учителем определяют причины частых переворотов, общие черты эпохи, сравнивают с эпохой Петра I.


Далее организуется работа в группах. Каждая группа получает индивидуальное задание и соответствующий набор учебных, литературных и документальных источников

(Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России.17 - 19 века. Учебник для 10 класса; Анисимов Е.В. В борьбе за власть: страницы политической истории XVIII века; Выдержки из текста кондиций и т.д.).


I группа характеризует Екатерину Алексеевну (1725-1727 гг.).

II группа рассказывает о Петре II (1757-1730 гг.).

III группа анализирует правление Анны Иоанновны (1730-1740 гг.).

IV рассказывает о недолгом правлении Иоанна Антоновича (1740-1741 гг.).

V группа рассказывает о приходе к власти и о правлении Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.).

VI группа рассказывает о Петре III Федоровиче (1761-1762 гг.).


Каждая группа работает по индивидуальному плану. Выступление групп сопровождается показом презентации, что помогает воздействовать на эмоциональную сферу с целью активизации интереса аудитории к объекту изучения.


По мере выступления групп, учащиеся заполняют таблицу «Политические силы в борьбе за власть».


Учащимся предлагается обсудить вопрос: Был ли у Петра достойный наследник?


На следующем этапе урока учитель предлагает рассмотреть социальную политику самодержавия в период дворцовых переворотов.


Группы получают новое задание.


Задание для первой и второй группы:

На основе анализа указов и других источников покажите процесс расширения привилегий российского дворянства в период дворцовых переворотов.


Задание для третей и четвертой группы:

На основе анализа указов и других источников установите, менялось ли положение крестьян в эпоху дворцовых переворотов? Какие данные говорят об усилении крепостного строя?


Задание для пятой и шестой группы:

Можно ли говорить о преемственности социально - экономической политики самодержавия в 1726 - 1762гг. и петровскими преобразованиями? Наблюдались ли отступления от реформ Петра I?

Задания предлагается выполнить в виде схем и таблиц.


Пример таблицы: Политические силы в борьбе за власть.


Правитель

Годы правления

Кто поддержал?

Основные мероприятия

Итоги







В результате учащиеся приходят к выводу, что внутренняя политика самодержавия в этот период отвечала интересам дворянства и отчасти купечества.


Чтобы закрепить знания учащихся учитель предлагает отрывки из документов, а учащиеся должны определить о ком идет речь.

В конце урока десятиклассники выполняют проблемное задание, сформулированное в начале урока. Работа выполняется по желанию ученика в виде эссе или досье


  1. Какие именно знания учащиеся получат по теме, работая с данным текстом:

В эпоху дворцовых переворотов часто смена монархов не влияла на абсолютистскую сущность власти. Решающую роль в этих событиях играла гвардия. Начало этой эпохи положила смерть Петра I и последовавшая за ней борьба за власть.


  1. Какие навыки смогут приобрести и применить учащиеся при работе с текстом.

Приобрести:

  • Извлекать и осмысливать текстовую и подтекстовую информацию

  • Соотносить различные точки зрения

  • Выдвигать предположения, рассуждать и делать выводы

  • Определять собственное отношение к информации

Применить:

  • Сравнение различной информации

  • Оценивание источника с определенной позиции

  • Определение позиции автора

  • Определение собственной точки зрения и ее аргументация



Методические рекомендации учителю:

Освещение темы «Эпоха дворцовых переворотов в России» в программе 10 класса целесообразно провести в в форме семинарского занятия . Материал темы велик, сложен и важен. Одного учебного часа для этого будет недостаточно, поэтому занятие рассчитано на 2 учебных часа.

Для более успешной подготовки к семинару класс необходимо предварительно разделить на группы. Каждая группа получает опережающее задание: познакомиться с личностью правителя Эпохи дворцовых переворотов. Учитель предлагает учащимся вопросы для обсуждения, рекомендуемый список источников и литературы, адреса Интернет-ресурсов.

Для более качественной подготовки, за несколько дней до семинара, для каждой группы необходимо провести консультацию.

В начале семинара необходимо создать образно-эмоциональное пространство, что позволит учащимся эмоционально погрузиться в содержание урока. Это можно сделать посредством фрагмента «Завещание Петра Великого» из романа В.А. Дружинина «Именем Ея Величества». После чего создается проблемная ситуация и формулируется учебная задача.

На основе самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой учащиеся смогут раскрыть причины череды дворцовых переворотов после смерти Петра Великого, дать характеристику правителей Российской Империи и внутренней политики приемников Петра I, получить представление о насущных общественных проблемах России XVIII века и сделать вывод о влиянии смены власти на развитее страны.

Следует обратить внимание учащихся на то, что дворцовые перевороты представляли собой борьбу различных группировок дворянства за власть, а не смену формы правления. Решающую роль при этом имела дворянская гвардия.

Преемниками Петра I стали поочередно Екатерина I, Петр II, Анна Иоановна, Елизавета Петровна, Петр III. Следует особо отметить, что в это время решалась судьба петровских преобразований. Рассматривая положение российского дворянства в эпоху дворцовых переворотов, необходимо проследить расширение прав и привилегий дворянства: облегчение службы в армии, право торговли во всех городах и на ярмарках, право заводить мануфактуры. Особо следует отметить отмену указа о единонаследии, создание для дворян шляхетских корпусов (сухопутного, морского, артиллерийского, инженерного, пажеского), усиление власти помещиков над крестьянами, введение монополии дворянства на винокурение.

Целесообразно отдельно остановиться на вопросах, связанных с экономическим развитием империи и внутренней политикой данного периода.


Каждая группа при выступлении может воспользоваться компьютером, подтвердить свои выводы цитатами из документов. Можно использовать презентацию фильма « Дворцовые перевороты», воспользоваться галереей портретов «Государственные деятели середины XVIII века». В этот ЦОР помещены портреты государственных деятелей России, сыгравших существенную роль в событиях Эпохи дворцовых переворотов.

В ходе занятия, по мере выступления групп, необходимо предложить учащимся заполнить таблицу «Политические силы в борьбе за власть». Это поможет им сформировать целостное представление об изучаемом периоде.


По завершению работы с таблицей можно вернуться к решению проблемной задачи. К этому моменту учащиеся получат достаточный объем информации и смогут сформулировать свое суждение по проблеме. Можно предложить им на выбор изложить свои мысли в виде эссе или досье. Как правило, учащиеся с ярко выраженным словесно-логическим мышлением выбирают досье, а учащиеся с наглядно-образным мышлением – эссе. Таким образом, учитель учитывает индивидуальные особенности учащихся.


Урок можно завершить показом кадров видеофильма о восшествии на престол

Екатерины II. Учитель должен подчеркнуть, что именно воцарением на престол Екатерины II завершается эпоха дворцовых переворотов. В «наследство» Екатерина получила Россию в глубоком кризисе, но сумела вернуть ей былое величие, за что и получила прозвище Великой. Таким образом, учащиеся будут иметь представление, о чем пойдет речь на следующем уроке.



Домашнее задание: А.Н. Сахаров «История России» Учебник для 10 класса, М., Русское слово, 2006г. параграф № 14-15; Написать мини-сочинение «Мне симпатичен (на) или (не) симпатичен (на)…». Дополнительное задание. Сравнить эпоху Петра I и последующий период дворцовых переворотов. Дайте оценку этим двум этапам.



Приложение:

Завещание Петра Великого

... 27 января (1725 г.) болящему полегчало. Кабинет - секретарь Макаров сел на край постели, подался к царю, внимая напряженно. Петр будто и впрямь поборол хворь - озаботился морской коммерцией. Мало иноземных флагов у пристаней Петербурга. Адмиралтейств - коллегия нерадива, так, значит, содержать чиновных за счет сбыта икры и клея.

- И для того, - диктовал царь, - в приготовлении тех товаров иметь той коллегии старание...

Но голос слабел. Не к месту помянул капитана Беринга. Макаров горестно заморгал.

Во втором часу пополудни царь опять - в сознании, требует перо, бумагу. Спазмы утихли. Теперь боль истязает присутствующих, боль ожидания. Петр умирает, он примирился, сдался. Царапанье пера подобно нарастающему грому.

Всеконечно, это завещанье.

Живет воля самодержца и будет жить, отделившись от бренной оболочки. Всяк покорен ей. Исхудавшая рука, мертвенно белая, движется с усилием. Дрожь сотрясает ее.

Перо выпало.

Меншиков ринулся вперед, хотя читать быстро не умеет. Ломкие, веером разбежавшиеся строки. Он задыхался. Кто-то выхватил листок.

"Отдайте все..."

Только это и удалось понять. Кому, кому отдает? Спросить по-прежнему боязно, да и будет ли толк? Осмелилась царевна Анна. В духоте "конторки", в дурмане лекарств, копоти светильников, лампад звенели ее мольбы, обращенные то к родителю, то к иконе. Слышит ли он? Через короткое время, отвечая дочери или некоему видению, молвил отчетливо:

- После...

Отрешенно умолк. Заснул? Что - после? Вспышка надежды... Досказать обещал? Встать с одра болезни? Царевны, Екатерина, вельможи долго стояли в оцепенении.

Минула еще одна ночь - последняя ночь Петра. Он не кричал больше, погружался в покой. Люди, придавленные наступившей тишиной, не отходили. В шестом часу утра он перестал дышать. Эпоха Петра кончилась. ...





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Эпоха дворцовых переворотов в России

Автор: Капелюшная Людмила Анатольевна

Дата: 19.06.2014

Номер свидетельства: 107219

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "конспект урока по истории "Эпоха дворцовых переворотов" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-po-istorii-epokha-dvortsovykh-pierievorotov"
    ["file_id"] => string(6) "227892"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441003682"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Тест. Эпоха дворцовых переворотов"
    ["seo_title"] => string(38) "tiest_epokha_dvortsovykh_pierievorotov"
    ["file_id"] => string(6) "405360"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1490946942"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Тесты по истории России для 7 класса по теме: "Россия в эпоху Дворцовых переворотов""
    ["seo_title"] => string(91) "tiesty-po-istorii-rossii-dlia-7-klassa-po-tiemie-rossiia-v-epokhu-dvortsovykh-pierievorotov"
    ["file_id"] => string(6) "317247"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1460306199"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Дворцовые перевороты на пути формирования российского самодержавия "
    ["seo_title"] => string(75) "dvortsovyie-pierievoroty-na-puti-formirovaniia-rossiiskogho-samodierzhaviia"
    ["file_id"] => string(6) "232110"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442753843"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Дворцовые перевороты 1725-1762 "
    ["seo_title"] => string(34) "dvortsovyie-pierievoroty-1725-1762"
    ["file_id"] => string(6) "190786"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427216229"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства