В благодарность за военный подвиг люди воздвигают памятники участникам Великой Отечественной войны, взрослым и детям, участникам сражений и работникам тыла. Актуальность исследования заключается в специфике предмета исследования – формирование памяти о детях войны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Памятники детям войны как форма сохранения памяти»
V
Памятники детям войны как форма сохранения памяти
В благодарность за военный подвиг люди воздвигали и воздвигают памятники участникам Великой Отечественной войны, взрослым и детям, участникам сражений и работникам тыла. Актуальность исследования заключается в специфике предмета исследования – формирование памяти о детях войны. Тема исследования является общемировой, так как значительная часть стран на карте мира имеет опыт ведения войн с последующей гибелью, как взрослого населения, так и детей, чего в природе не должно быть по определению. Целью исследования является показать, что памятники детям войны являются уникальной формой сохранения памяти. В ходе исследования были решены следующие задачи: определить понятие памятник и его виды с использованием специальной литературы и источников; 2) систематизировать информацию о памятниках детям Второй мировой войны с последующим оформлением каждого памятника как отдельного объекта. 3) создать Базу данных в форме каталога «Памятники детям войны» 4) создать виртуальную карту памяти «Памятники детям войны». Объект исследования: памятники детям Второй мировой войны. Предмет исследования: сохранение памяти о детях войны как культурологический феномен . Гипотезой исследования является предположение, что социальное общество сохраняет память о детях войны посредством сооружения памятников. Распространение информации, в том числе, и через создание Каталога способствует формированию памяти о детях войны. Хронологические рамки исследования: нижняя граница датируется 1951 годом – год установления первого памятника, посвященного детям войны; верхняя граница датируется 2020 годом – дата создания последнего памятника, который освещен в Каталоге. Новизна исследования состоит в том, что была предпринята попытка создать Базу данных – каталог, в котором систематизирована информация о памятниках «Дети войны». Созданный Каталог является источником популяризации знаний о синтезе материальной и духовной культуре, выраженной в памятниках детям войны. При изучении теоретического материала использовалась Энциклопедия Брокгауза и Ефрона; «Краткое описание музейного предмета: информационно-лингвистическое обеспечение» авторов Е.С. Кузьмина, Е.Л. Кощеева, помогло нам в определении каждого памятника как отдельного объекта при создании каталога.
Памятник – это сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, объектов. Памятники детям войны относятся к памятникам истории. Памятники детям войны отличаются от любых других памятников по самому определению. Дети являются наиболее пострадавшими от любой войны.
Герои памятников детям войны являются дети в возрасте от самого рождения до совершеннолетия: дети – узники концлагерей, дети – участники военных событий, дети – доноры, дети – невинные жертвы военных операций, дети – труженики тыла. Было выявлено, что памятники устанавливались в разное время. Первый памятник в России был установлен в Керчи в 1951 году пионеру-герою Володе Дубинину, который наравне со взрослыми воевал против фашистов. В дальнем зарубежье первый памятник был установлен в Японии в 1958 году. Это памятник с названием «Детский памятник мира – жертвам взрыва атомной бомбы». Далее памятники устанавливались в разные годы до 2020.
Изучив места, где были сооружены памятники детям войны, мы подразделили их по территориальному признаку (географии) на Памятники России, Памятники ближнего зарубежья и Памятники дальнего зарубежья. Памятники детям в России находятся в населённых пунктах по всей стране. В бывших союзных республиках (ныне ближнее зарубежье) были обнаружены памятники детям второй мировой войны только в Белоруссии и Украине, Армении. Одиннадцать стран дальнего зарубежья установили памятники детям, пострадавшим от войны. Это Бельгия и Венгрия, Испания и Польша, США. Япония, и другие. Далее памятники были разделены на Именные памятники и Общие памятники.
К первой группе памятников мы отнесли памятники пионерам-героям. Они установлены на Родине, где проходили бои, и где погибли юные герои. Далее памятники Тане Савичевой и японской девочке, которая погибла от взрыва атомной бомбы. Вторая группа памятников (общие памятники) включают в себя памятники Блокады Ленинграда, памятники малолетним узникам концлагерей, памятники детям-труженикам тыла и памятники с необычной историей. Например, Памятник малолетним узникам концлагерей установлены в Смоленске. В группу памятники с необычной историей выделены памятники необычные по своему содержанию, теме или дизайну. Приводим примеры таких памятников в России, ближнем зарубежье и дальнем зарубежье. В поселке Красный берег, Беларусь, создан Мемориал детям войны. Памятник расположен в яблоневом саду деревни, в которой находился один из крупнейших детских донорских концлагерей. «Луч Памяти» является главным входом в комплекс и следует через «мертвый класс» из белых парт и школьной доски, где располагаются витражи с рисунками, выполненными детьми в концлагерях. В Бельгии, г.Мелехен, создан «Памятник потерянным детям в войну» . Корявые руки войны тянутся к хрупкому деревцу, а на постаменте маленькие ступни и ладошки.
При создании каталога [6] каждому объекту был присвоен личный номер, который состоит из серии (по территориальному признаку ), где буквы Р обозначают «Россия», БЗ «Ближнее зарубежье», и ДЗ «Дальнее зарубежье» и номеру по порядку. Каталог открытый: отсутствуют некоторые данные о памятниках (автор, год установления, неполная информация об истории памятников). Каталог завершается сводной таблицей памятников по разделам.
Памятники детям войны различаются по дизайну. Например, г.Будапешт, Венгрия, «Древо жизни». Памятник в виде металлической плакучей ивы, на многочисленных листьях которой написаны имена жертв, в том числе и детей. Смысловую нагрузку несёт статуя Маленького повстанца в Варшава, дальнее зарубежье. Большая каска, не по размеру сапоги подчёркивают непомерную, недетскую ношу, которую взвалили на себя дети, чтобы защитить свою Отчизну в одном строю со взрослыми.
Проект архитектора Игоря Морозова, Беларусь, Могилёв, называется «Последняя зарубка детства». В объемно-пространственной композиции из бронзы авторы представили образ девочки, которая стоит на крыльце сгоревшего дома с маленьким братом. Они стоят у косяка родного дома, на котором ежегодно в день рождения детей зарубками отмечался их рост. Символизм чисел представлен в скульптуре. 1941 – последняя зарубка на косяке двери, отметившая прежний рост девочки, сейчас она много выше. 1418 – брусчаток на поляне – суровых военных дней. Цифра5 – военные годы, они же ступени гранитного крыльца.
В Алтайском крае установлено 4 памятника детям войны. Они имеют свои истории. Например, Памятник детям блокадного Ленинграда, с. Боровлянка. Открыт 23 октября 2012 года. В 1942 году в село Боровлянка эвакуировали 140 детей в возрасте от полутора до шести лет из детских домов Ленинграда. Под сенью боровлянских берёз нашли успокоение 88 детей. Памятники в Алтайском крае установлены в Бийске, г.Рубцовске, и с.Карамышево Змеиногорского района. Также мы выяснили, что в Белокуриху во время войны был переведен детский лагерь «Артек». На его территории находится памятный знак. Таким образом, в ходе исследования мы выяснили, что памятники детям войны относятся к памятникам истории, которые повествуют о трагических судьбах детей войны. Было обнаружено 83 памятника детям войны во всём мире. Первый памятник установлен в 1951 году, последний - в 2020 году. 13 памятников установлено в последнее десятилетие. Это говорит о тенденции возрастания внимания к проблеме, осознания недопустимости страданий и гибели детей – будущего любой страны. Мы систематизировали информацию о памятниках детям войны и создали каталог, классифицировав памятники по территориальному признаку, тематическому признаку и содержанию, выделив их как отдельный объект. В каталоге представлена история каждого памятника. Памятники детям войны являются культурологическим феноменом.
Список литературы:
1. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. — М.: ИНФРА-М,2007. — VI, 858 с.
2. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.onlinedics.ru/slovar/brok.html
3. Бобров К.М. Сохранение памяти о событиях Великой Отечественной войны. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sohranenie-pamyati-sobytiy-velikoy-otechestvennoy-voyny
4. Е.С. Кузьмин, Е.Л. Кащееев «Краткое описание музейного предмета: информационно-лингвистическое обеспечение». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://museum.ru/future/part03/030202.htm
5. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федкрации»http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/
6. Еремеева А. Н., Коваленко Т. В. Сохранение памяти о Великой Отечественной войне: региональные практики (1941–1945) // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2021. Т. 23, No 1. С. 25–39. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doi.org/10.15826/izv2.2021.23.1.002
5. Е.А. Колосова «Проблемы сохранения и актуализации памяти о Великой Отечественной войне у современных детей и подростков» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sohraneniya-i-aktualizatsii-pamyati-o-velikoy-otechestvennoy-voyne-u-sovremennyh-detey-i-podrostkov
6. Определение формата культурного ландшафта (как составная часть работы по формированию Российской сети культурного наследия) // Ю.А.Веденин, М.Е.Кулешова, И.П.Чалая, И.Г.Иванова, О.Е.Штеле, А.Н.Давыдов, Л.Е.Востряков, А.В.Еремеев, С.А.Пчелкин. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.museum.ru/future/part03/030203.htm
7. Краткое описание недвижимого памятника культуры: информационно-лингвистическое обеспечение // Е.А.Шорбан, В.И.Колесникова, В.И.Плужников. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.museum.ru/future/part03/030201.htm
Населенный пункт: Посёлок Лычково Демянского района Волгоградской области
Тип объекта: Мемориал
Название памятника:«Детям, погибшим в годы Великой отечественной войны 1941—1945»
Время установления памятника: 2005 год
Состояние памятника: приемлемое
Комментарии по местоположению: п.Лычково
Авторы памятника: скульптор, народный художник России, Герой Социалистического труда В.Фетисов
http://i022.radikal.ru/0912/86/31026505a773.jpg
история памятника
Мемориальный комплекс представляет собой глыбу красного гранита весом в 13 тонн, высотой 3,5 метра. В нее вмонтирована бронзовая фигура девочки, левой рукой держащейся за сердце. Кроме этого, в комплекс входит черный гранитный куб, на котором выбита надпись «Детям, погибшим в годы Великой отечественной войны 1941—1945». Основание мемориала выполнено из черного полированного гранита, ступени и площадка вокруг него облицованы мрамором. В 1941 году гитлеровцы разбомбили и уничтожили эшелон с эвакуированными из Ленинграда детьми.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
["file_id"] => string(6) "220207"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1434545723"
}
}