Данная презентация выполнена на основе учебника "История России. 7 класс»" под ред.Торкунова. Презентация поможет учителю провести наглядный, интересный и запоминающийся урок по этой теме. Презентация также будет полезна учащимся, которые могут использовать ее для самостоятельного изучения темы, подготовки домашнего задания
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Церковь и государство в XVI в»
План урока
1. Духовенство и миряне
2. Иосифляне и нестяжатели
3. Ереси
4. Церковь и государство
1. Духовенство и миряне
До1589 г.главой русской православной церкви былмитрополитМосковский и всея Руси. Под его властью находилось 11епархий, руководимыхархиереями. Центром религиозной жизни был приходской храм возводившийся на пожертвования землевладельца, крестьянской или посадской общины. На их средства храм обеспечивался всем необходимым для службы.
Прихожане сами избирали кандидата в священники, которого рукоположил в сан епископ. Священники вели богослужение, крестили детей, венчали, отпевали покойных, учили детей грамоте, выступали свидетелями при подписании актов и завещаний, участвовали в межевании земель и расследовании преступлений.
2. Иосифляне и нестяжатели
ИванIII
Архангельский собор
С образованием единого Российского государства власти все чаще стали пытаться изымать церковные земли. Это объяснялось не только стремлением получить плодородные и богатые монастырские земли, но и подчинить церковную власть светской. ИванIIIпланировал изъять у церкви земли, а взамен обеспечить церковь денежным содержанием. Это означало бы полную зависимость церкви от государства. Церковный собор 1503 г. выступил против этих планов.
2. Иосифляне и нестяжатели
Основатель и настоятель Иосифо-Волоколамского монастыряИосиф Волоцкийвыступал в защиту церковного землевладения. Он отстаивал право церкви на владение имуществом в целях осуществления широкой просветительской и благотворительной деятельности, и необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконами и образами. По убеждению Иосифа Волоцкого еретиков и вероотступников следует казнить. Его сторонников стали называтьиосифляне.
Иосиф Волоцкий
2. Иосифляне и нестяжатели
Противоположную позицию занималНил Сорский. Он считал, что монахи должны вести строгий и аскетичный образ жизни. Монастыри не должны заниматься благотворительностью и хозяйственной деятельностью и земельные владения им не нужны. Нил Сорский выступал против казни за еретические высказывания. Его сторонников стали называтьнестяжателями.
Нил Сорский
2. Иосифляне и нестяжатели
Православный отшельник
Максим Грек
Последователями Нила Сорского были монахВассиан (Патрикеев), критиковавший иосифлян в своих литературных произведениях, иМаксим Грек– один из видных представителей богословия, осужденный за свою поддержку нестяжателей и сосланный в монастырь. Одним из главных спорных вопросов для иосифлян и нестяжателей были отношения церкви с государственной властью. Церковные соборы 1547 г., 1549 г. и 1551 г. утвердили модель церковно-государственных отношений, во многом напоминавшую византийскую (значительная зависимость церкви от государства).
3. Ереси
Первая половинаXVIвека – время широкого распространения различных ересей. В 1553 г. в Москве был арестован боярский сынМатвей Башкин, выражавший сомнения в правильности некоторых положений Священного писания и церковных обрядов. МонахФеодосий Косойи его сторонники не признавали Святой Троицы, называли Иисуса Христа не сыном божьим, а основателем религиозного общества.
Церковь при поддержке власти жестоко преследовала и карала еретиков. Матвей Башкин был сослан в монастырь для «вразумления», Феодосий Косой бежал в Литву, где стал одним из протестантских лидеров.
Расправа с еретиками
Последователи Башкина и Косого призывали верующих не ходить в храмы, не соблюдать церковных обрядов и постов, не почитать кресты и иконы, не поклоняться мощам святых. А следование заветам Христа, по их мнению, должно проявляться не во внешней стороне церковной жизни, а в соблюдении заповеди о любви к ближнему.
4. Церковь и государство
ВXVIв. в России существовало около 500 монастырей. Некоторые монастыри были богатыми, владели обширными землями. В бедных монастырях братия самостоятельно занималась сельским хозяйством, торговала на ярмарках. Объединяя русские земли, великие князья ограничивали налоговые льготы церкви, но по-прежнему нуждались в ее поддержке. Иосиф Волоцкий провозгласил божественный характер власти государя «властию же подобен есть всевышнему Богу», он высший судья в церковных и светских делах.
4. Церковь и государство
Российские государиXVIв. выступали защитниками православия, к ним за «милостыней» приезжали монахи греческих и сербских монастырей, посланцы находившихся под властью османов Ближневосточных иерархов. Соборы 1547 и 1549 гг. причислили к лику святых 39 новых чудотворцев, что подняло авторитет Русской православной церкви. В 1547 г. митрополит Макарий был одним из сторонников и организаторов венчания ИванаIVна царство и возложил на его голову шапку Мономаха.
Венчание на царство ИванаIV
4. Церковь и государство
Стоглавый собор. Икона
На церковно-земском Стоглавом соборе 1551 г. ИванIVподнял вопрос о возможности церкви владеть землями и богатствами, вести торговлю, приобретать сёла. В ответ высшее духовенство провозгласило церковное и монастырское землевладение незыблемым, а всех покушающихся на него «разбойниками». Однако ИванIVзапретил без своего ведома продавать вотчины монастырям, а духовным землевладельцам сократили льготы по основным налогам и торговым пошлинам.
4. Церковь и государство
Митрополит Филипп и Иван Грозный
Митрополит Филипп открыто обличал опричные расправы и порицал ИванаIVза жестокость. За это его лишили сана и сослали в монастырь, где в 1569 г. его убил Малюта Скуратов. Следующие митрополиты боялись противоречить Ивану Грозному и благословляли действия царя. Для восстановления разрушенного опричниной хозяйства церковно-земский собор в 1584 г. отменил церковные и монастырскиетарханы(освобождение вотчин от всех налогов)
4. Церковь и государство
Первый патриарх Московский и всея Руси Иов
В 1588 г. в Москву за «милостыней» приехал константинопольский патриарх Иеремия. Дьяки Андрей и Василий Щелкаловы пообещали ему «все блага земные», если он согласится посвятить московского митрополита Иова в сан патриарха, и пригрозили, что в случае отказа его не отпустят из Москвы.26 января 1589 г.патриарх Иеремия возвел Иова в сан патриарха Московского и всея Руси.
Итоги:
ВXVIв. Россия стала единственной православной державой Европы. Интересы государства и церкви не всегда совпадали; во внутренней и внешней политике правительство нуждалось в поддержке церкви, но требовало от ее иерархов повиновения. Русская православная церковь сохранила свои земельные владения и приобрела статус патриархии.
Домашнее задание
1. Изучить параграф12
2. Ответить на вопросы в конце параграфа (устно)
3. Знать основные понятия и термины
Полные блоки презентаций
по Истории, Обществознанию и МХК
Вы можете найти на сайте
http://presentation-history.ru/
На сайте также размещеныпоурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознаниюи истории открытого банка заданий ФИПИ, карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое.