В.В. Краевским, Лернером и М.Н.Скаткиным в противоположность
исторически традиционному знаниевому подходу, «предметоцентризму» была выдвинута концепция «культурологического подхода», рассматривающая содержание образования как педагогически адаптированный социальный опыт человечества. Опыт, тождественный по структуре человеческой культуре.
Рассмотрим структуру человеческой культуры как основании содержания образования. Культура включает в себя:
- во-первых, объективные результаты деятельности людей (машины,
технические сооружения, результаты познания (книги, произведения искусства,
нормы права и морали и т.д.)
- во-вторых, субъективные человеческие силы и способности, реализуемые
в деятельности (ощущения, восприятия, знания, умения, производственные и
профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и
нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения
людей и т. д.) Освоение обучающимся – объективных компонентов культуры
происходит за счет освоения идеальных продуктов человеческой культуры в виде
общественного сознания – отражения общественно-исторического бытия
человечества в идеологической жизни общества
Формами общественного сознания - их всего девять - выступают: язык, обыденное сознание, мораль, право, политическая идеология, наука, искусство, философия, религия. Вот формы общественного сознания и являются основаниями
содержания образования в части освоения обучающимся объективных
компонентов культуры. ЯЗЫК служит средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности. Благодаря языку осуществляется человеческая форма передачи социального опыта, культурных норм и традиций, через язык реализуется преемственность поколений и исторических эпох.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«образование как часть человеческой культуры »
Выступление на пед. совет.26.01.2015 г.
Образование как часть человеческой культуры.
В.В. Краевским, Лернером и М.Н.Скаткиным в противоположность
исторически традиционному знаниевому подходу, «предметоцентризму» была выдвинута концепция «культурологического подхода», рассматривающая содержание образования как педагогически адаптированный социальный опыт человечества. Опыт, тождественный по структуре человеческой культуре.
Рассмотрим структуру человеческой культуры как основании содержания образования. Культура включает в себя:
- во-первых, объективные результаты деятельности людей (машины,
технические сооружения, результаты познания (книги, произведения искусства,
нормы права и морали и т.д.)
- во-вторых, субъективные человеческие силы и способности, реализуемые
в деятельности (ощущения, восприятия, знания, умения, производственные и
профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и
нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения
людей и т. д.) Освоение обучающимся – объективных компонентов культуры
происходит за счет освоения идеальных продуктов человеческой культуры в виде
общественного сознания – отражения общественно-исторического бытия
человечества в идеологической жизни общества
Формами общественного сознания - их всего девять - выступают: язык, обыденное сознание, мораль, право, политическая идеология, наука, искусство, философия, религия. Вот формы общественного сознания и являются основаниями
содержания образования в части освоения обучающимся объективных
компонентов культуры. ЯЗЫК служит средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности. Благодаря языку осуществляется человеческая форма передачи социального опыта, культурных норм и традиций, через язык реализуется преемственность поколений и исторических эпох. ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ – бытовой, житейский опыт, знание, не
идущее дальше простого наблюдения и практической деятельности. Обыденное
сознание формируется у обучающегося в процессе образования. МОРАЛЬ (синоним – нравственность) – социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни. мораль отличается способом осуществления своих требований: общественная необходимость, потребности, интересы общества или классов в морали выражаются в виде стихийно сформировавшихся и общепризнанных предписаний и оценок, подкрепленных силой массового примера, привычки, обычая, общественногомнения. Требования морали принимают форму безличного долженствования, одинаково обращенного ко всем, но ни от кого не исходящего повеления. ПРАВО – совокупность норм, правил поведения людей, установленных и утвержденных государством. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ представляет собой конкретно-исторически обусловленную совокупность системы идей, взглядов, теорий, объясняющих картину и явления мира в том или ином конкретном обществе,
социальной группе. НАУКА – область человеческой деятельности, цель которой – изучение явлений и процессов природы, человека и общества, их свойств, отношений и закономерностей. Буквальное значение слова «наука» – знание
Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими. Связь образования и культуры является наиболее тесной, уже «самые ранние стадии становления института образования связаны с культом, ритуалом: культура требовала постоянного воспроизводства...»одним из основных принципов существования и развития образования является «культуросообразность». При этом образование рассматривается прежде всего «кок социальный институт с функцией... культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе» Принцип «культуросообразности», императивно сформулированный еще А. Дистервегом: «Обучай культуросообразно!», означает обучение в контексте культуры, ориентацию образования на характер и ценности культуры, на освоение ее достижений и ее воспроизводство, на принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие. Культура понимается как воспроизводящаяся при смене поколений система образцов поведения, сознания людей, а также предметов и явлений в жизни общества.
Продуктивным является понятие типа культуры (например, архаичной, современной) и положение, что само определение типа культуры может быть соотнесено с характером обучения, образования. Так, М. Мид по этому основанию выделяет три типа культуры: постфигуративную, кофигуративную и префигуративную. При постфигуративной культуре (примитивные общества, маленькие религиозные сообщества, анклавы и т.д.) дети прежде всего учатся у своих предшественников. Власть в сообществах с такой культурой, по М. Мид, основывается на прошлом. Постфигуративные культуры — это такие культуры, в которых взрослые не могут вообразить себе никаких перемен и потому передают своим потомкам лишь чувство неизменной «преемственности жизни», прожитое взрослыми — это «схема будущего для их детей». Кофигуративньш тип культуры предполагает, что и дети, и взрослые учатся у сверстников. «Это культура, в которой преобладающей моделью поведения для людей, принадлежащих к данному обществу, оказывается поведение их современников»Префигуративная культура, «где взрослые учатся также у своих детей», отражает то время, в котором мы живем, отмечает М. Мид. Это культура, которую предвидят, это мир, который будет. Образование и должно подготовить детей к новому, сохраняя и преемствуя то ценное, что было в прошлом, ибо связь поколений есть история цивилизации. Существенный интерес представляет новый тип культуры, ориентированной на достоинство. «В такой культуре ведущей ценностью является ценность личности человека, независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет. В культуре достоинства дети, старики и люди с отклонениями в развитии священны». Очевидно, что культура достоинства требует новой парадигмы образования — образования, ориентированного на воспитание чувства собственного достоинства человека, чувства свободы, профессиональной и общеобразовательной (общекультурной) компетентности. Это требует коренного изменения содержания и организационных форм всей образовательной системы.