опираясь на материал учебника (п. 2 и 5§ 20), проанализируйте преобразования в сфере государственного управления и составьте сравнительную таблицу, в которой необходимо отразить изменения в системе управления Российского государства до преобразований Петра I и в результате административных реформ первой четверти XVIIIв)
Реформы
Административная
Россия
Реформы
до реформ Петра I (конец XVII В.)
и результаты (первая четверть XVIII в.)
Задание для второй группы:
опираясь на материал учебника (п. 1-2§ 19 и п. 3 §20)), проанализируйте преобразования в военной, финансовой и промышленной сферах, а также сословную реформу и составьте сравнительную таблицу, в которой должны быть отражены изменения в этих сферах до преобразований Петра I и в результате реформ первой четверти XVIIIв)
Реформы
Военная
Россия
Реформы
Финансовая, промышленная и сословная
до реформ Петра I (конец XVII В.)
и результаты (первая четверть XVIII в.)
Задание для третьей группы:
опираясь на материал учебника (п. 4 и 6§ 20), проанализируйте преобразования Петра I в области образования, культуры и быта и составьте сравнительную таблицу, в которой должны быть отражены изменения в этих сферах до преобразований Петра I и в результате реформ первой четверти XVIIIв)
Реформы
В области образования, культуры и быта.
Россия
Реформы
до реформ Петра I (конец XVII В.)
и результаты (первая четверть XVIII в.)
Р е ф о р м ы
Административная
Военная
Финансовая,
промышленная и сословная
В области образования,
культуры и быта
Административная реформа
Губернская реформа – учреждены восемь губерний во главе с губернаторами; губернии делились на провинции, а провинции на уезды
1711 г. Создан Сенат. Контролировал правосудие, сбор налогов и их расходы ведал торговлей и др.
Здание Сената и Синода.
Памятник Петру I
1711г. Появился институт фискалов. Осуществлял надзор за работой учреждений и чиновников.
1717-1721 гг. Созданы 12 коллегий – коллективные органы власти. Ведали управлением: армией, флотом, дипломатией, доходами, расходами, ревизией финансов, тяжелой промышленностью, легкой промышленностью, торговлей.
1722 г. Генеральный регламент положил начало возникновению бюрократии
1722г. Учреждение прокуратуры во главе с генерал-прокурором.
Здание Двенадцатиколлегий –
Санкт-Петербургский университет.
1721г. Ликвидация патриаршества. Появление Священного Синода. Подчинение церкви государству.
СвященныйСинод
Русской Православной Церкви
Главный и городские магистры. Управление городами возлагалось на выборных бурмистров из купечества и городского населения.
Военная реформа
Создание военных учебных заведений: Навигацкая школа в Москве, Морская академия в Петербурге, Артиллерийское, Медицинское училище и др.
Башня в Москве, в которой
размещалась Навигацкая школа.
Создание регулярной армии с единообразной формой комплектования(рекрутская система), обучения, ведения боевых действий, с однотипным вооружением, снаряжением и экипировкой на полном обеспечении государства
1696г. Указ о постройке первой верфи в Воронеже. Создание военно-морского флота. В результате победы в Северной войне Россия стала морской державой.
Ботик ПетраI (Дедушка Российского флота .)
Финансовая, промышленная
и сословная реформа
1714г. Указ о единонаследии – поместье передавалось одному сыну, по выбору родителей .
Указ о запрете священнослужителям регистрировать брак, если жених из дворян был не грамотным
1722г. Табель о рангах. В о енная и гражданская карьера дворян зависела не от знатности, а от профессионализма и способностей
Подушная подать крестьян и перепись населения каждые 10 лет(«ревизские сказки») увеличили доход казны, ввели все категории зависимого населения в крепостное состояние. Вводилась паспортная система
Увеличение налогов привело к разорению купечества. Правительство строит мануфактуры на государственные средства и передает их купеческим компаниям. В стране действовало около сотни мануфактур. Купцам даровано право покупать к мануфактурам крестьян
1724г. Таможенный тариф – повышенная пошлина с товаров, ввозимы из-за границы
Медный бунт 1662 г. В Москве.
Реформы в области образования,
культуры и быта
Создана сеть учебных заведений для дворян. Военные школы и училища, цифирные школы, епархиальные училища(для детей духовенства).Кунскамера. Академия наук.
С 1702г. Стала издаваться первая в России печатная газета «Ведомости»
Первая русская печатнаягазета ,
" Ведомости ". Санкт-Петербург, 1724.
Преобладание светской культуры. Новые типы административного (здание Двенадцати коллегий), промышленного (Адмиралтейство), культурно-просветительского (Кунскамера) назначения. Строительство Санк-Петербурга
По указам Петра I мужчины начали брить бороды; введены европейский костюм, предметы быта. «Юности честное зерцало» - наставление о правилах воспитания и поведения. Ассамблеи. «Всепьянейший собор». Европеизация затронула в основном дворянское сословие. Культурное сближение России с Европой. Культурный раскол русского общества – дворянская и народная культура.
В чем суть регулярного государства?
Приступив к преобразованиям, Петр I использовал господствовавшую в Европе идею «регулярного государства», в котором абсолютная власть монарха путем строгой регламентации всех сторон общественной и частной жизни должна привести к «общему благу». В России «общее благо» понималось как благо Отечества, т. е. государства. Какие черты «регулярного государства» воплотились в государственном устройстве Российской империи?
Объясните, почему именно в России эти идеи нашли благодатную почву.
Вопросы
Постарайтесь продолжить утверждение историка В.О.Ключевского, объясняющее логику петровских преобразований: «Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы. Преобразовательные меры следовали одна за другой в том порядке, в каком вызывали их потребности, навязанные войной. Она поставила на первую очередь преобразования военных сил страны. Военная реформа повлекла за собой …»
В . О . КЛЮЧЕВСКИЙ (1841-1911)
русский историк, профессор...
Сравните систему государственного управления России в XVII веке, и после проведения административных реформ Петра I.
Охарактеризуйте изменения, произошедшие в положении разных сословий Российского общества.
Как вы думаете, почему ПетрI уделял большое внимание развитию образования и науки?
Объясните значения понятий «модернизация» и «европеизация». Можно ли их считать синонимами? В чем особенность Петровской модернизации и европеизации?
ВЫВОД.
Необходимость перемен была продиктована самой логикой исторического развития России: осуществить реформы – это единственная возможность преодолеть и сохранить страну от распадов, причем спасти Россию в этих условиях могли только радикальные реформы, связанные с европеизацией.
Домашнее задание. § 20, ответить на вопросы устно. Выполнить задания 5.13, 5.14, 5.15 в рабочих тетрадях (стр. 53)
Спасибо за внимание
ЦЕЛЬ УРОКА: способствовать формированию
- знаний об идеологии и направлениях реформаторской деятельности Петра I; европеизации как сущности модернизации России в первой четверти XVIII столетия, крепостнической и самодержавной ее основе; историческом значении преобразований, проведенных в России при Петре I;
- умений сопоставлять однородные исторические факты и процессы функционирования государственной системы, другие сферы общественной жизни до и после петровских модернизации; формулировать выводы о сходстве и различиях между ними и на этой основе устанавливать причинно-следственные связи между фактами и процессами; Выделять особенности и противоречия европеизации России первой четверти XVIII столетия.