kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по учебному предмету "История Отечества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящий курс «История Отечества» предназначен для обучающихся, изучающих историю в 7,8,9 классах. 

Целью  данной программы является создание  условий для формирования временных и пространственных представлений на уроках истории и во внеурочное время, коррекционное воздействие исторического материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "История Отечества"»

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «История Отечества» составлена на основе:

  • «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9кл. в 2 сб.», / Под редакцией В.В. Воронковой. -8 – е изд. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011.

Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 7, 8, 9 класса общеобразовательной школы.

  • Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 года, №29/20 65-н. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии».

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

  • Закона Алтайского края от 0409.2013 № 56 – ЗС «Об образовании в Алтайском крае»

  • Учебного плана образовательного учреждения.



Настоящий курс «История Отечества» предназначен для обучающихся, изучающих историю в 7,8,9 классах. На изучение предмета в учебном плане КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа – интернат №1» в 2019-2020 учебном году выделено 1 час в неделю, т.е. 68 часов в год. Настоящая программа рассчитана на учащихся 7,8,9 классов. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). Программа включает в себя все темы, предусмотренные примерной программой.

Целью данной программы является создание условий для формирования временных и пространственных представлений на уроках истории и во внеурочное время, коррекционное воздействие исторического материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.


Основными задачами курса являются:

  • освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной истории; обучение осмысленному восприятию исторического времени, обучение умению конкретизировать каждый исторический период, наполняя его событиями, людьми, их действиями (конкретными образами), обучение умению увязывать изучаемую дату с существенными признаками времени, обучение умению делать простые выводы.

  • Развитие умения выделять главную мысль в прослушанной части рассказа педагога;

  • развитие умения анализировать читаемый текст;

  • развитие умения соотносить изучаемую дату с конкретным историческим событием; развитие умения соотносить каждый временной отрезок с определёнными образами и признаками изучаемого исторического времени;

  • развитие мыслительных и речевых процессов; развитие способности к анализу, синтезу, сравнению, классификации, обобщению, выделению лишнего.

  • воспитание чувств, адекватных изучаемому материалу: уважения, сопереживания, сострадания, гордости, восхищения, благодарности, а также презрения, неприятия и т. д.;

  • воспитание положительной направленности личности на примере деятельности исторических личностей, помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;

Данная программа отражает основные положения учебника «История России» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Пузанова Б.П., Бородиной О.И., Сековец Л.С., Редькиной Н.М.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии. В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. В силу неоднородности состава учащихся, которая определяется разными потенциальными возможностями и имеющимися нарушениями здоровья, учащиеся условно делятся на группы согласно клинической классификации М.С. Певзнер (в основу которой положена структура дефекта и уровням обучаемости по В.В. Воронковой).


Для контроля ЗУН воспитанников применяются тестовые, контрольные, срезовые, самостоятельные работы. В курс вошел 1 (один) урок проверки контроля знаний, на тестовые, срезовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке.

Воспитанники с легкой и средней степенью умственной отсталости по окончании 9 класса должны владеть максимально доступным их возможностям уровнем общеобразовательной подготовки, необходимым для самостоятельной жизни. Они должны уметь ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения, владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации.

Курс истории Отечества относится к общеобразовательным курсам в содержании основных компонентов Базисного плана. Относится к Федеральному компоненту.























Содержание учебного предмета

7 класс

Введение (7 часов)

Что такое история. Что изучает история. Как пользоваться книгой по истории.

Как и по каким источникам мы узнаем о жизни людей в про­шлом. Устные, вещественные и письменные памятники истории.

Наша Родина — Россия. Кто живет рядом и вокруг России. Наша страна на карте. Государственные символы России.

Глава нашей страны. Россия - наша родина. Как изучается ро­дословная людей. Счет лет в истории. «Лента времени».

История нашей страны древнейшего периода(11часов)

Кто такие восточные славяне. Легендарная история происхож­дения славян и земли русской.

Роды и племена восточных славян и их старейшины. Как жили наши предки — восточные славяне в далеком прошлом. Славянская семья и славянский поселок. Хозяйство, основные за­нятия и быт восточных славян.

Обычаи и верования восточных славян, их мудрецы и стар­цы-предсказатели (волхвы, вещуны и кудесники). Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. Славянские воины и богатыри. Оружие и доспехи восточных славян. Дружинники.

Объединение восточных славян под властью Рюрика.

Повторение по теме «История нашей страны древнейшего периода»(1час)

Экскурсия. История древнего Алтая (краеведческий музей)(1 час)

Киевская Русь(15 часов)

Образование государства восточных славян - Киевской Руси или Древней Руси. Первые русские князья: Олег, Игорь, Святослав. Княгиня Ольга.

Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки.

Крещение Руси при Князе Владимире и воеводе Добрыне. Об­разование Русской Церкви под управлением патриарха Константи­нополя. Священники и проповедники. Святые люди и подвижники. Образование первых русских монастырей.

Былины - источник знаний о Киевской Руси. Гусляры-сказочники и их былины. Былинные богатыри — спасители земли русской.

Культура и искусство Древней Руси. Древнерусские ремеслен­ники, иконописцы, белокаменное строительство, фресковая живо­пись, образование и грамотность. Летописи и летописцы. «Повесть временных лет».

Жизнь и быт в Древней Руси: княжеское и боярское подворье, вотчины, быт простых людей - холопов, закупов и смердов. Свобод­ные люди Древней Руси.

Правление Ярослава Мудрого и укрепление единого русского государства. Первые русские монеты. Создание первого русского сборника законов «Русская правда». Первые русские библиотеки Ярослава Мудрого.

Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха — первого русского царя. «Устав Владимира Мо­номаха» и «Поучения Владимира Мономаха» — советы детям о доброте и любви.

Рост и укрепление древнерусских городов. Городское строитель­ство и торговля.

Повторение по теме « Киевская Русь»(1 час)

Работа с Лентой времени(1 час)

Работа с летописью «Повесть временных лет» (1 час)

Распад Киевской Руси (9 часов)

Причины распада Киевской Руси. Появление отдельных 15 круп­ных княжеств-государств. Период раздробленности: ослабление обороноспособности Руси.

Киевское княжество в XII веке. Борьба князей за титул «великого Киевского князя»

Владимиро-Суздальское княжество. Основатель Москвы князь Юрий Долгорукий. Наследники Юрия Долгорукого - Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Дружина Всеволода и ее военные походы. Рост богатства и могущества Владимиро-Суздаль­ского княжества при князе Всеволоде.

Господин Великий Новгород. Географическое положение Новго­рода. Близость к Северной Европе, странам Прибалтики. Хозяйство новгородской земли. Внешнеторговые связи.

Торговля и ремесла Новгородской земли. Новгородская бо­ярская республика. Новгородское вече и правители Новгорода: посадник, тысяцкий и архиепископ. Новгородский князь - руко­водитель новгородского войска и организатор обороны города от внешних врагов.

Русская культура в XII—XIII вв., летописание. Поэма «Слово о полку Игореве». Берестяные грамоты. Их содержание.

Борьба Руси с иноземными завоевателями(10 часов)

Монголо-татары: жизнь и быт кочевников, основные занятия, торговля, военные походы. Монголо-татарское войско и его воору­жение, военная дисциплина. Объединение монголо-татарских орд под властью Чингисхана.

Нашествие монголо-татар на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя на Русь. Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Подвиг князя Рязанского, Евпатия Коловрата и других. «Злой город Козельск». Русь под монголо-татарским игом Монголо-татарское государство Золотая Орда. Управление Золотой Ордой завоеванными землями: сбор дани, назначение ханом велико­го князя. Сопротивление русских людей монголо-татарам.

Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. Александр Невский и новгородская дружина. Невская битва и «Ледовое побоище». Героизм и победа новгородцев. Значение этой победы для укрепления православия на русской земле.

Начало объединения русских земель(10 часов)

Возрождение хозяйства и культуры. Тяжелое положение рус­ского и других народов. Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский князь Иван Калита, его успехи.

Расширение территории Московского княжества при Иване Калите. Превращение Москвы в духовный центр русской земли.

Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси. Жизнь и быт простых людей

Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском Проти­востояние Орде. Сергий Радонежский.

Отражение ордынских набегов. Борьба Дмитрия Донского про­тив хана Мамая. Битва на Куликовом поле (1380), итог битвы. Зна­чение Куликовской битвы для русского народа. Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях. Национальный подъем после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад Золотой Орды.

Иван III (1462-1505). Освобождение от иноземного ига (1480). Превращение Московского княжества в Российское государство

Государь всея Руси - Иван III. Монархия. Принятие единого сборника законов Российского государства - Судебника.

Краеведческая работа( экскурсия в краеведческий музей 1 час)

Контрольная работа по теме «История России с древних времен до конца XV века»

Повторение за год. (3 часа)

















8 класс

(2 ч в неделю)

Повторение

Единая Россия (конец XV — начало XVII в.)(11часов)

Иван III Великий — глава единого государства Российского. Система государственного управления при Иване III. Государев двор, Боярская дума, приказы, Казна. Бояре-наместники и управ­ление уездами. «Государево войско». Значение создания единого Российского государства.

Расширение государства Российского при Василии III. Присо­единение Пскова, Смоленска, Рязани и др. городов. Борьба России с Литвой.

Русская православная церковь в Российском государстве. Цер­ковная система управления. Православное духовенство.

Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Царский двор и его дворянское окружение. Система государственного управления при Иване IV Грозном. Земский Собор и Церковный собор, Избранная Рада и Боярская дума. Новый сборник законов Российского государства - Судебник Ивана IV. Стрелецкое войско. Жизнь и быт стрельцов. Борьба Ивана Грозного с боярами.

Опричнина Ивана Грозного. Ливонская война - попытка России завоевать выход к Балтийскому морю.

Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг нее к Российскому государству. Покорение Ермаком Сибири. Особые поселения вольных людей - казаков. Их жизнь, быт, традиции, сис­тема управления. Строительство сибирских городов.

Быт простых и знатных людей Российского государства XVI века. «Домострой». Различные сословия: их обычаи, тради­ции, уклад жизни.

Москва - столица Российского государства.

Строительство нового Московского Кремля и участие в нем иностранцев. «Царь-колокол» и «Царь-пушка». Царский дворец и его убранство. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублев Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России

Правление Бориса Годунова и тайна гибели царевича Дмитрия - наследника царского престола. Последовавшее за тем Смутное время Самозванцы. Восстание под предводительством Ивана Болотникова. Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина.

Начало правления новой царской династии Романовых. Пер­вый Романов - Михаил Федорович. Второй Романов - Алексей Михайлович Тишайший. Конец Смутного времени. Крепостные крестьяне и их борьба против налогового гнета. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Вольные казаки на царской службе.

Восстановление богатства и могущества православной церкви при патриархе Филарете. Возрождение иконописных мастерских и школ при храмах и монастырях.

Избрание патриарха Никона и раскол в Русской православной церкви. Протопоп Аввакум. Старообрядцы. Их жизнь и быт.

Освоение Сибири и Дальнего Востока. Культура и быт вошедших в состав России народов в XVII в. Первопроходцы Семен Дежнев и Ерофей Хабаров.

Великие преобразования России в XVIII в.(10часов)

Начало правления Петра I: борьба с сестрой - царевной Софьей претендующей на царский престол. Стрелецкие бунты. Потешные игры молодого Петра. Азовские походы. «Великое посольство» Петра I. Создание российского флота и борьба Петра I за выход к Балтийскому и Черному морям.

Начало Северной войны. Строительство Санкт-Петербурга Со­здание регулярной армии. Полтавская битва: разгром шведов. Карл ХП и гетман Мазепа. Победа русского флота. Окончание Северной воины. Гангутское сражение.

Обучение дворянских детей. Создание «цифирных», «навигацких», артиллерийских и инженерных школ.

Петр I - первый российский император. Личность Петра I Ве­ликого.

Указ о единонаследии. «Табель о рангах» — новый закон о госу­дарственной службе. Жизнь и быт российского дворянства. Введение европейской моды при царском дворе. Борьба со старыми порядками и устоями.

Преобразования Петра I. Реформы государственного и терри­ториального управления. Экономические преобразования Петра I. Денежная и налоговая реформы. Александр Меншиков - друг и соратник Петра I.

Эпоха дворцовых переворотов. Первая женщина-императрица — Екатерина I (вдова Петра I). Борьба «немецкой» и «русской» партий при дворе за влияние на российский престол. Правление Петра II, Анна Иоанновны, Ивана Антоновича, Елизаветы Петровны и Пет­ра III. Императорский двор.

Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносо­ва. Иван Иванович Шувалов - покровитель просвещения, наук и искусства в Российском государстве. Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств.

Правление Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Областная реформа: губернии, уезды и управление ими. Развитие городов при Екатерине II. Указ о свободном предпринимательстве: поддержка купеческого сословия. «Золотой век» российского дворянства — при­вилегированного сословия. «Жалованная грамота дворянству». Дворянский быт.

Семилетняя война.

Положение крепостных крестьян. Их жизнь и быт. Работные люди и казаки. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.

Русско-турецкие войны второй половины XVIII века. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Победы русской эскадры под командованием адмирала Ф.Ф. Ушакова. Знамени­тый полководец Александр Суворов: взятие Измаила. Переход Суворова через Альпы.

Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И.П. и Ползунов И.И. Развитие науки и искусства в XVIII в. Литература, живопись, скульптура, архитектура. Быт русских людей в XVIII веке. Памят­ники культуры XVIII в. в родном городе, крае.

История нашей страны в XIX веке.(13 часов)

Россия в начале XIX века. Правление Павла I. Приход к влас­ти Александра I. Указ «О вольных хлебопашцах» и реформы го­сударственного управления.

Начало Отечественной войны 1812 года. Нападение армии Наполеона на Россию. Михаил Илларионович Кутузов — главно­командующим русской армией, другие знаменитые полководцы - князь Багратион, генерал Раевский, Барклай-де-Толли. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Военный совет в Филях Оставление Москвы. Народная война против армии Наполеона. Формирование партизанских отрядов. Московский пожар Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина. Отступление и гибель армии Наполеона. Память о геро­ях Отечественной войны 1812 года.

Правление Александра I. Военные поселения Аракчеева Леген­да о старце Федоре Кузьмиче. Создание тайных обществ в России Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге' Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь Жены де­кабристов. Правление Николая I и укрепление государственной власти Реформы государственного аппарата. Создание III отде­ления Собственной Его Императорского Величества Канцелярии и корпуса жандармов. Введение военных порядков во все сферы жизни общества.

«Золотой век» русской культуры в первой половине XIX ве­ка. Живопись, архитектура, литература. Великий русский ком­позитор - М.И. Глинка. «История государства Российского» Н.М. Карамзина. Великий русский поэт А.С. Пушкин, М. Ю. Лер­монтов и его стихотворение «На смерть поэта». Развитие на­уки и географические открытия в первой половине XIX века Изобретение П.Л. Шиллингом телеграфа. Появление первого в России паровоза - изобретение братьев Е. и М. Черепановых Кругосветные путешествия под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ф.Ф. Беллинсгаузена.

Крымская война 1853-1856 годов. Разгром турецкого флота адми­ралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя. Выдающийся русский хирург Н.И. Пирогов. Основные итоги Крымской войны.

Правление Александра И. Отмена крепостного права. Крестьян­ские бунты. Жизнь крестьян после отмены крепостного права Реформы Александра II: земская реформа, введение суда присяж­ных, указ о всеобщей воинской повинности. Противостояние реформам Александра II. Убийство Александра II.

Приход к власти Александра III - миротворца. Строительство фабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная реформа министра финансов С.Ю. Витте. Увеличение торговли с другими государствами.

Развитие российской промышленности и поддержка частного предпринимательства. Формирование русской промышленной бур­жуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление революционных кружков в России. Революционеры.

Развитие науки и культуры во второй половине XIX века. Созда­ние первого российского летательного аппарата А.Ф. Можайским. Изобретение электрической лампочки П.Н. Яблочковым и первого радио А.С. Поповым. «История государства Российского» С.М. Со­ловьева и В.О. Ключевского. Архитектура и живопись. Великий рус­ский писатель Л.Н. Толстой. Русский путешественник Н.М. Прже­вальский. Великий русский композитор П.И. Чайковский.

Жизнь и быт русских купцов. Купцы-меценаты: П.М. Третьяков, С.И. Мамонтов.

Быт простых россиян в XIX веке: городская интеллигенция, рабочие, крестьяне.

Контрольная работа по теме «История России с конца XV до XIX веков»

(1 час)

Повторение за год (1час)













































9 КЛАСС

(2 ч. в неделю) Повторение

Россия в начале XX в.(9 часов)

Начало правления Николая II. Экономический кризис в начале XX в. Стачки и забастовки рабочих, организация революционерами митингов и демонстраций.

Русско-японская война 1904-1905 годов. Оборона Порт-Артура под руководством адмирала С.О. Макарова. Подвиг команды крей­сера «Варяг». Цусимское сражение. Причины поражения России в войне.

Первая русская революция. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. Московское вооруженное восстание. Появление первых политических партий.Лидеры первых политических партий В М. Чернов (эсеры), П.Н. Милюков (кадеты), В.И. Ульянов (Ленин) (большевики), Ю.О. Мартов (меньшевики).

Реформы государственного управления. «Манифест 17 октября» 1905 года. Утверждение Конституции - Основного закона Российской империи.

Созыв Государственной Думы. Формирование различных поли­тических партий и движений: правые, центристы, левые. Реформы П.А. Столыпина и их итоги.

«Серебряный век» русской культуры. Выдающийся писатель XX в. А.М.Горький. Объединение художников «Мир искусства». Выдаю­тся русский художник В.А. Серов. Знаменитая русская певица А.В.Нежданова и балерина Анна Павлова. Появление первых кинофильмов.

Первая мировая война и участие в ней России. Героизм и самоотверженность русских солдат. Череда побед и поражений русской армии в ходе военных действий.

Знаменитый прорыв генерала А.А. Брусилова. Подвиг летчика Нестерова. Экономическое положение в стране во время Первой мировой войны. Отношение народа к войне.

Россия в 1917-1920 годах( 11 часов)

Февральская революция и отречение царя от престола. Временное правительство во главе с А.Ф.Керенским. Создание Петроградского Совета рабочих депутатов. Двоевластие. Обстановка в стране в период двоевластия.

Захват власти большевиками в Петрограде. Взятие Зимнего дворца. Образование большевистского правительства- Совета Народных Комиссаров. Принятие первых декретов советской власти. Установление советской власти в стране и образование нового государства - Российской Советской Федеративной Социалистической республики-РСФСР. Система государственного управления в РСФСР. Принятие новой Конституции в 1918г. Учреждение новых символов государственной власти.

Мятеж левых эсеров. Расстрел царской семьи.

Начало Гражданской войны и иностранной военной интервен­ции. Борьба между «красными» и «белыми».

«Белое» Движение и его лидеры: А.И. Деникин, П.Н. Врангель Н.Н. Юденич, А.В. Колчак, Л.Г. Корнилов. «Красные» Создание Красной армии. Командиры Красной армии: М.Н. Тухачевский, М.В.Фрунзе, С.М. Буденный,

В.И.Чапаев. Отношение к ним различных слоев населения. Крестьянская война против «белых» и «красных». «Зеленые» и повстанческая крестьянская армия батьки Махно.

Экономическая политика советской власти во время гражданс­кой войны: «военный коммунизм».

Жизнь и быт людей в годы революции и гражданской войны. Безработица, голод и разруха. Ликвидация неграмотности. Отно­шение Советской власти к Русской православной церкви. Создание первых политических общественных молодежных организаций. Комсомольцы и пионеры.

Советская России - СССР в 20-30-е годы XX века.(10часов)

Переход от политики «военного коммунизма» к новой экономи­ческая политика (нэп) в стране. Ее сущность и основные отличия от предшествующей экономической политики Советской власти.

Введение свободной торговли. Проведение денежной реформы. Крестьяне-единоличники. Появление новых владельцев предпри­ятий, магазинов и ресторанов - нэпманов. Увеличение аппарата чиновников. Положительные и отрицательные результаты нэпа.

Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР 1922 года. Положение народов советской страны. Система государственного управления СССР. Символы государственной власти СССР. Административная реформа.

Смерть первого главы советского государства В.И. Ленина. Создание однопартийной системы власти. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в руках И.В. Сталина. Культ личности Сталина.

Начало индустриализации. Основная задача индустриализации. Первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск на Амуре и др.). Рабочий класс, его роль в индустриализации. Стахановское движение. Ударничество. Советские заключенные на стройках пятилеток.

Коллективизация сельского хозяйства. Создание колхозов. На­сильственное осуществление коллективизации. Раскулачивание. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе.

Массовые репрессии. ГУЛаг.

Новая Конституция страны 1936 г. Ее значение. Изменения в системе государственного управления СССР.

Образование новых республик и включение их в состав Союза в период 20-40-х годов. Политическая жизнь страны в 30-е годы.

Развитие науки и культуры в СССР в 20-30-е годы. Великие научные открытия (И.П. Павлов, И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, Н.Е. Жуковский, К.Э. Циолковский, Н.И. Вавилов, С.В. Лебедев, И.В. Мичурин). Знаменитая советская киноактриса Любовь Орлова. Выдающийся советский писатель М.А. Шолохов.

Образование в СССР. Жизнь и быт советских людей в 20-30-е годы.

СССР во Второй мировой и Великой отечественной войне 1941-1945 годов.(16 часов)

СССР накануне Второй мировой войны. Мероприятия по укреп­лению обороноспособности страны. Развитие военной промышлен­ности. Ужесточение трудовой дисциплины. Ослабление армии.

Нападение Японии на СССР накануне Второй мировой войны. Секретные соглашения между СССР и Германией. Советско-фин­ляндская война 1939-1940 годов, ее итоги.

Приход фашистов к власти в Германии. Начало Второй мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад. Подготовка гитлеровской Германии к наступлению на СССР. Подвиг советских разведчиков по выявлению планов подготовки нападения Германии на Советский Союз.

Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Создание государственного комитета обороны. Первые неудачи советской армии, героическая защита городов на пути отступления советских войск.

Битва за Москву и ее историческое значение. Руководитель обороны Москвы Г.К. Жуков. Панфиловцы. Строительство оборо­нительных сооружений. Контрнаступление советских войск под Москвой.

Героизм тружеников тыла. «Всё для фронта! Всё для победы!». Создание новых вооружений советскими военными конструкторами: самолеты Ил-4 и Ил-2, артиллерийская установка «Катюша», танк Т-34. Продовольственная проблема в начале войны.

Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев. Города-герои России.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны: Ста­линградская битва. Советские генералы В.И. Чуйков и М.С. Шу­милов. Подвиг генерала Карбышева. Борьба советских людей на оккупированной территории. Партизанское движение. Битва на Курской дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам.

Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце войны. Разгром советской армией немецких войск на советской территории и на территории европейских государств. Сражение за Берлин. Капитуляция Германии. День Победы - 9 мая 1945 года.

Вступление СССР в войну с Японией. Окончание Второй ми­ровой войны. Военные действия США против Японии в 1945 г.

Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция Японии. Героические и трагические уроки войны.

Советский Союз в 1945-1991 годах.(12 часов)

Возрождение советской страны после войны. Трудности послевоенной жизни страны. Восстановление разрушенных городов, возрождение мирных отраслей промышленности. Об­раз жизни людей, судьбы солдат, вернувшихся с фронта. Но­вая волна репрессий.

Смерть И.В.Сталина. Внешняя политика СССР и борьба за власть после смерти Сталина. Приход к власти Н. С. Хрущева. Осуж­дение культа личности и первые реабилитации репрессированных. Создание СЭВ и ОВД. Реформы Н.С. Хрущёва. Освоение целины. Жилищное строительство в начале 60-х годов. Жизнь советских людей в годы правления Хрущёва.

Достижения в науке и технике в 50-60-е годы. Исследование атомной энергии. Выдающийся советский ученый И.В. Курчатов. Строительство атомного ледокола «Ленин» и атомных станций. Появление первых телевизоров и ЭВМ. Освоение космоса и по­лет первого человека. Юрий Гагарин. Первая женщина космонавт В.В. Терешкова.

Хрущёвская «оттепель». Творчество А.И. Солженицына. Меж­дународный фестиваль молодежи в Москве.

Экономическая и социальная политика Л.И. Брежнева. Эпоха «застоя». Экономический спад. Жизнь советских людей в годы «застоя». Принятие новой Конституции в 1977 г. Внешняя поли­тика Советского Союза в 70-е годы. Война в Афганистане. Гибель российских солдат на чужой земле. XVII Олимпийские Игры в Москве. Ухудшение материального положения населения и морального климата в стране. Советская культура и интелли­генция.

Правозащитник А.Д. Сахаров. Выдающийся актер и певец В. Высоцкий. Высылка из страны и отъезд представителей совет­ской интеллигенции за границу: М. Ростропович, Г. Вишневская, И. Бродский, Р. Нуриев, В. Аксёнов, В. Войнович, А. Галич, А. Тар­ковский и др.

Жизнь и быт советских людей в 70-е — начале 80-х годов XX века.

Борьба за власть после смерти Л.И. Брежнева. Приход к власти М.С. Горбачева. Реформы Горбачева в политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из Афганистана и Германии. Пе­рестройка государственного управления и реформы в экономике.

Избрание первого президента СССР - М.С. Горбачева. Обос­трение межнациональных отношений в стране. Распад СССР.

Образование суверенной России. Первый президент России Б.Н. Ельцин. ГКЧП — попытка военного переворота в 1991 г.

Новая Россия в 1991-2003 годах. (5 часов)

Экономические реформы Б.Н. Ельцина. Реформы государствен­ного управления. Принятие новой Конституции России в 1993 году и избрание Государственной Думы. Система государственного уп­равления Российской Федерации по Конституции 1993 года.

Российские предприниматели. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях. Война в Чечне

Президентские выборы 2000 г. Второй президент России - В.В. Путин. Его экономическая и политическая деятельность

Развитие науки и культуры в 90-е годы XX века. Выдающийся ученый-физик Ж.И. Алфёров. Строительство Международной кос­мической станции.

Русская православная церковь в новой России. Литература и ис­кусство во второй половине XX в. Современное состояние, культуры и образования в стране.

Краеведческая работа( экскурсия в краеведческий музей 1 час)

Повторение за год.(2 часа)

Контрольная работа по теме «История Росии XX-XXI века (1 час)



































Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса, обучающихся по данной программе


Учащиеся должны знать:

-какие исторические даты называются точными, приблизительными;

-когда произошли события (конкретные по выбору учителя)

-кто руководил основными сражениями;


Учащиеся должны уметь:

-пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

-пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;

- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;

-пользоваться лентой времени, соотносит год с веком;

-устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;

-правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;

-пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.





























Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса, обучающихся по данной программе:

Учащиеся должны знать:

-когда началось и закончилось событие;

-как протекало конкретное событие;

-великих русских поэтов, писателей, ученых;


Учащиеся должны уметь:

-пользоваться лентой времени;

-устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий;

-выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;

-оценивать ответ ученика, дополнять его, пользуясь учебником и картой.

































Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса, обучающихся по данной программе


Учащиеся должны знать:

-основные исторические события, революционные движения, гражданской войны, становление Советской власти, сроки первых пятилеток, Второй мировой войны, Великой Отечественной войны;

-основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны в предвоенные и послевоенные годы;

-исторических деятелей, полководцев, руководителей страны в предвоенные и послевоенные годы национальных героев;

Учащиеся должны уметь:

-оценивать ответ ученика, дополнять его, пользоваться лентой времени;

-устанавливать причинно-следственные связи, связь исторических событий;

-работать по схемам, историческим картам;

-выделять главную мысль в тексте.






























Критерии оценки знаний и умений по предмету «История Отечества»


Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать индивидуальные особенности школьников, содержание и характер работы на уроке.


Учащиеся коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% учащихся испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому оценка результативности ведется по уровням:

I уровень - ученик даёт ответ или выполняет действие только с прямого подсказывания учителя; ученик почти не освоил учебный материал; не может изложить его своими словами; ине может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя; не ориентируется в историческом времени. (оценка «2»)

II уровень - ученик даёт ответ или выполняет действие, пользуясь вопросным планом или наводящими вопросами учителя ; не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя, слабо ориентируется в историческом времени, только с помощью педагога соотносит дату и век.(оценка «3»)

III уровень - ученик даёт ответ, опираясь на 2-3 наводящих вопроса учителя; в основном усвоил учебный материал; допускает незначительные ошибки при изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя, ориентируется в историческом времени, самостоятельно соотносит дату и век называет точные и приблизительные даты. (оценка « 4»)

IV уровень – ученик даёт ответ или выполняет действие, опираясь на 1-2 наводящих вопроса учителя или обходится без помощи педагога;полностью усвоил учебный материал; умеет изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительный вопрос учителя, хорошо ориентируется в историческом времени, соотносит дату и век, хороо работает по Ленте времени, называет точные и приблизительные даты, самостоятельно устанавливает последовательность исторических событий, устанавливает простые причинно – следственные свяи, проводит простые аналогии. (оценка « 5)

Учитывая степень сформированности умений и навыков каждого ученика, учитель в ходе проверки одному будет помогать в овладении умением находить факты для подкрепления вывода, другому сравнивать объекты, третьему даст задание на соотнесение иллюстраций с определённым историческим временем.Только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала способствует успешному усвоению программного материала.

















































Тематический план курса

Всего: 204 часа за 3 года (68 часов в неделю)



п/п

Тема

Количество часов

1

Введение в историю

7

2

История нашей страны древнейшего периода

11

3

Киевская Русь

15

4

Распад Киевской Руси

9

5

Борьба Руси с иноземными завоевателями

10

6

Начало объединения русских земель

10

7

Единая Россия (конец XI века – XVII век)

20

8

Великие преобразования России в XVIII веке

19

9

История нашей страны в XIX веке

23

10

Россия в начале XX века

9

11

Россия в 1917-1920г-х

11

12

Советская Россия – СССР в 20-30-е гг. ХХ века

10

13

СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

16

14

Советский Союз в 1945 – 1991 годах

12

15

Новая Россия в 1991-2003 годах.

5

16

Повторение

14

17

Экскурсии

2

18

Уроки контроля знаний

3





Календарно - тематическое планирование

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Цель.

ЗУН

Сроки проведения

Словарная работа


7 класс







Введение в историю

7 часов

Формировать у детей представление об истории, как о науке о прошлом.

Знать основные понятия раздела, уметь определять год по ленте времени, определять век.



1

История – наука о прошлом

1


История, историки, предки, Родина, Отечество

2-3

Исторические источники

2


Ист. Памятники, археологи, музей, чернила, берестян. грамота, гусли, былины, предания

4

Наша Родина – Россия

1


Россия, граница, россияне, флаг, гимн, герб

5

Моя родословная

1


Родословная, род

6-7

Счет лет в истории

2




Календарь, дата, век, тысячелетие


История нашей страны древнейшего периода

11 часов

Формировать у детей представление о восточных славянах, как о предках.

Знать основные понятия изучаемого периода.



1

Восточные славяне. Легендарная история происхождения славян.

1


Восточные славяне, племя, братские народы

2

Роды и племена восточных славян и их старейшины

1


Семья, община, старейшина

3-4

Славянский поселок

2


Поселение, частокол, мазанка, землянка, лучина, изба, амбар, хлев, лохань, полати, кочерга, кадка, ухват

5

Основные занятия восточных славян

1


Земледелие, плуг, соха, пашня, невод, рогатина, скотоводство, пастух, бортничество, собирательство, охота

6

Ремесла восточных славян

1


Гончар, кузнец, бондарь

7

Обычаи восточных славян

1


Плач, тризна, хоровод

8

Верования восточных славян

1


Духи, язычество, идол, святилище, жертва, волхвы, кудесник, обряд

9

Соседи восточных славян

1


Кочевник, юрта, дань, варяги, гость

10

Славянские воины и богатыри

1


Булава, кольчуга, шлем, колчан, секира, палица, ратник

11

Объединение восточных славян под властью Рюрика

1





Послы, князь, княжество, пленники

1

Повторение

1





1

Экскурсия

1

Познакомить детей с особенностями истории родного края





Киевская Русь

15ч

Формировать у детей представление о Киевской Руси, правителях древнего государства

Знать основные понятия, даты, персоналии. Уметь устанавливать причинно-следственные связи



1

Образование государства восточных славян – Киевской Руси

1


Полюдье, император

2

Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга

1


Мирный договор, доспехи

3

Укрепление власти князя

1


Боярин, ополчение, раб, оборона

4

Оборона Руси от врагов

1




каган

5

Крещение Руси при князе Владимире

1


Религия, христиане, крещение, священник, крест, молитва, патриарх, митрополит, проповедники

6

Былины – источник знаний о Киевской Руси

1


побратимы

7

Культура и искусство Киевской Руси

1


Алтарь, фрески, иконы, иконописцы, мозаика, церковная утварь

8

Княжеское и боярское подворье

1


Хоромы, палаты, горница, терем, челядь, воевода

9

Жизнь и быт людей в Киевской Руси

1


Вотчина, усадьба, нат. хозяйство, холоп, закуп, смерд

10

Правление Ярослава Мудрого. Законы о наследстве

1


Междоусобица, «Русская правда», закон, вира

11

Образование и грамотность на Руси

1


Переписчик, устав, Библия, библиотека, пергамен

12

Киевский князь Владимир Мономах

1


Удельный князь, символы царской власти



13

Последние годы великой державы

1


Торг, посад, кремль, корчма

14

Лента времени

1



15

«Повесть временных лет»

1




Летопись, летописцы, Нестор

2

Повторение

1






Распад Киевской Руси

9 часов

Показать причины и значение распада Руси.

Знать основные понятия, персоналии



1

Причины распада Киевской Руси

1


Раздробленность, вотчинник, период раздробленности

2

Образование самостоятельных княжеств

1


Период раздробленности

3

Киевское княжество в XII веке

1


титул

4-5

Владимиро-Суздальское государство

2


Торжок, хан

6

Господин Великий Новгород

1


Хоромы, архиепископ

7

Торговля и ремесла Новгородской земли

1


Пошлина, пристань

8

Новгородское вече

1


Вече, посадник, республика

9

Русская культура в XII – XIII веках

1


культура


Борьба Руси с иноземными завоевателями

10 часов

Показать взаимосвязь раздробленности на Руси и нашествия иноземных завоевателей

Знать основные даты, понятия, персоналии. Учить устанавливать причинно-следственные связи



1

Монголо-татары

1


Пастбище, орды, караул

2

Нашествие монголо-татар на Русь

1


таран

3-4

Героическая борьба русских людей против монголо-татар

2



5-6

Русь под монголо-татарским игом

2


Иго, баскаки, ярлык, Золотая Орда

7

Рыцари-крестоносцы

1


Ливония, рыцарь, латы

8

Александр Невский и новгородская дружина

1


кольчуга

9

Невская битва

1


герцог

10-11

Ледовое побоище

2


фланг


Начало объединения русских земель

10 часов

Показать значение объединения российских земель под началом Москвы.

Знать основные понятия, даты



1

Возвышение Москвы

1


династия

2

Московский князь Иван Калита, его успехи

1


Калита, свита

3

Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси

1


Десятина, оброк, дворяне

4

Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском

1


белокаменная

5

Сергий Радонежский

1




Отшельник, игумен, пустынь

6-7

Битва на Куликовом поле

2


Полк, воевода, пехота

8

Значение Куликовской битвы для русского народа

1


памятник

9

Иван III. Стояние на реке Угре

1


Пищали, тюфяки

10

Укрепление Московского государства

1


Монархия, монарх, скипетр, держава, бойницы

1

Контрольная работа

1 час





3-6

Повторение по теме «Начало объединения русских земель»

2часа

Повторить изученное в 7 классе

Знать основные даты, понятия. Уметь устанавливать причинно-следственные связи, определять и обозначать век.





8 класс







Единая Россия (конец XV века – XVII век)

20 часов

Формировать у детей представление о России, как о едином государстве. Познакомить с основателями мощного Российского государства

Знать основные даты периода. Уметь ориентироваться в периоде



1

Иван III Великий – глава единого государства Российского

1


Боярская Дума, государев указ, приказы, казна, наместники, уезды

2

Расширение государства российского при Василии III

1



3

Российская православная церковь в Российском государстве

1


Десятина, духовенство

4

Первый русский царь Иван IV Грозный

1


Царь, сословие, Земский собор, Судебник, пожилое, Церковный собор, стрельцы, свита


5

Опричнина Ивана Грозного

1


Опричь, опричнина, опричники

6

Присоединение к Российскому государству Поволжья

1


Порох, ясак

7

Покорение Сибири

1


Казаки, круг, атаман, острог

8

Быт простых и знатных людей

1


Тулуп, слобода, тягло


9

Москва – столица государства Российского

1


Усыпальница, надгробие, сквернословить, изразцы, архитектор

10

Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря»

1


Путешественник, раджа

11

Великий иконописец Андрей Рублев

1


Иконостас, путник

12

Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России

1


Типография, литера, предисловие

13

Правление Бориса Годунова

1


патриарх

14

Смутное время

1


Смутное время, самозванец

15

Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков

1


Семибоярщина, патриотизм

16

Начало правления династии Романовых

1


«соляной бунт», «медный бунт»

17

Крепостные крестьяне

1


Крепостные крестьяне, барщина, оброк, соборное уложение

18

Крестьянская война под предводительством С.Разина

1


Казаки, станица, есаул, крестьянская война

19

Раскол в Русской православной церкви

1




Скит, старообрядцы

20

Освоение Сибири и Дальнего Востока

1


Чум, первопроходцы


Великие преобразования России в XVIII веке



19 часов

Формировать у воспитанников представление периоде реформ в России. Показать значение реформ Петра и Екатерины для развития России. Работать над развитием психических процессов воспитанников, коррекцией аналитико-синтетической деятельности. Воспитывать мотивацию к учению.

Знать правителей эпохи, основные определения по теме, даты и персоналии

Уметь определить сословие, отличать живопись от скульптуры и архитектуры.

Знать новые слова.



1

Начало правления Петра I

1


Верфь, струг, бомбардир, корабельщик, султан, потехи, гвардия

2

Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга

1


Регулярная армия, рекрут, лоцман, мель, галера, корма, Андреевский флаг

3

Полтавская битва

1


Окоп, редут, драгуны

4

Победа русского флота. Окончание Северной войны

1


Эскадра, флагман, штиль, брать на абордаж

5

Петр I – первый российский император

1


Император, империя, цесаревич, «Табель о рангах»,

6

Преобразования ПетраI

1


Сенат, коллегии, Тайная канцелярия, Святейший Синод, губерния, мануфактуры, ярмарка, абсолютизм

7

Эпоха дворцовых переворотов.

1


дворцовые перевороты, фавориты, фрейлины

8

Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносова.

1


Академия, обсерватория, лаборатория

9

Основание в Москве первого Российского университета и академии художеств.

1


Разночинцы, мещане

10

Правление Екатерины II.

1


Абсолютизм, наместник, городничий, городская дума

11

«Золотой век» дворянства.

1


Сословие, привилегии, именитые граждане, меценаты, цензура


12

Положение крепостных крестьян.

1


наказы, вольная

13

Восстание под предводительством Е. Пугачева.

1


дезертировать

14-15

Русско – турецкие войны второй половины XVIII века.

2


ультиматум

16

Знаменитый полководец Александр Суворов.

1


генералиссимус

17

Русские изобретатели и умельцы.

1


Паровая машина, семафор

18

Развитие литературы и искусства в XVIII веке.

1


Драматургические произведения

19

Быт русских людей в XVIII веке.

1


Аристократ, ботфорты, трость, менуэт, извозчик


История нашей страны в XIX веке.

24часа

Формировать у воспитанников представление об Отечественной войне 1812 года, как о значимом периоде в истории России.

Работать над развитием психических процессов воспитанников, коррекцией аналитико-синтетической деятельности. Воспитывать мотивацию к учению

Знать героев Отечественной войны, открытия и достижения этого периода

даты, основные понятия.

Уметь различать цели понятия «наука и культура», устанавливать причинно-следственные связи.










1

Россия в начале XIX века.

1


Выкуп, министерство

2

Начало Отечественной войны 1812 года.

1


генерал

3

Михаил Илларионович Кутузов

1


главнокомандующий

4

Бородинская битва.

1


Ставка, генеральное сражение, флеши

5

Оставление Москвы.

1


фураж

6

Народная война против армии Наполеона.

1


Партизанские отряды, рейды

7

Отступление и гибель французской армии.

1


мундир

8

Правление Александра I.

1


аракчеевщина

9

Создание тайных обществ в России.

1


Республика, переворот

10

Восстание декабристов.

1


декабристы

11

Император Николай I.

1


Казармы, жандармы

12

«Золотой век» русской культуры.

1


Портрет, пейзаж

13

Великий русский поэт А.С.Пушкин.

1


Лицей, поэма, дуэль

14

Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века.

1


Телеграф, пингвины

15

Крымская война 1853 – 1856 годов.

1


Эскадра, бухта, флотилия

16-17

Отмена крепостного права.

2


Манифест, сельский сход, староста, надел, выкупные платежи, временнообязанный

18

Реформы Александра II.

1


Волость, волостной старшина, мировой посредник, суд присяжных, земские собрания, террор, народники

19

Правление Александра III.

1


Кредит, экспорт, импорт

20

Развитие российской промышленности.

1


Монополии, ассигнации, буржуазия, частные предприниматели

21

Появление революционных кружков в России.

1


Интеллигенция, революционер, забастовка

22

Наука и культура во второй половине XIX века.

1


Консерватория, радио

23

Жизнь и быт русских купцов.

1


Меценат, галерея

24


Быт простых россиян в XIX веке.

1


Конка, котелок, трактир

2


Контрольная работа

1



7

Повторение по теме «Единая Россия в XIX веке»

1





8

Повторение по теме «Великие преобразования России в XIX веке»

1





9-10

Повторение по теме «История нашей страны в XIX веке»

2
































9класс







Россия в начале XX века

9 часов

Формировать представление реформах начала 20 века. Показать значение русско-японской и Первой мировой войны. Развивать речемыслительную деятельность воспитанников.

Знать понятия «забастовка, стачка, демократия, социализм» и т.д.



1

Начало правления Николая II

1 час


Гвардия, полковник, забастовка, стачка

2

Русско-японская война 1904-05 гг.

1ч.


крейсер

3-4

Кровавое воскресенье. Первая русская революция

2ч.


Революция, демократия, социализм, петиция, баррикада, холостой выстрел

5

Появление первых политических партий в России

1ч.


Митинг, демонстрация, партия, лидер, съезд

6

Реформы государственного управления

1ч.


Манифест, конституция, депутат, курия

7

Реформы П.А. Столыпина

1ч.


Кризис, переселенцы

8

«Серебряный век» русской культуры

1ч.


Странствовать, балет, балерина, кинофильм

9

Россия в Первой мировой войне

1ч.


таран

11

Повторение

.




Россия в 1917-1920г-х

11 часов

Формировать представление у воспитанников о перевороте в России. Воспитывать чувство патриотизма.

знать понятия этого периода, даты.



1-2

Февральская революция и отречение царя от престола

2


Отречение, карточная система, двоевластие

3

Захват власти большевиками в Петрограде

1


Штаб, Красная гвардия, декрет

4-5

Установление советской власти. Расстрел царской семьи

2


Рабочие комитеты, продовольствен. отряды

6

Начало гражданской войны и интервенции

1


Гражданская война, красноармеец, комиссар, интервенция

7

Борьба между красными и белыми

1


эмигрант

8

Крестьянская война против красных и белых

1


Тачанка, Махно

9-10

Экономическая политика советской власти

2


Продразверстка, коммуны, совхозы

11

Жизнь и быт людей в годы революций и Гражданской войны.

1


Беспризорник, коммунальные квартиры, ликбез, пионеры, комсомольцы

2

Экскурсия в краеведческий музей

1 час






Советская Россия – СССР в 20-30-е гг. ХХ века

10ч.

Показать значение реформ в развитии Российского государства. Работать над развитием и активизацией словаря детей.

знать понятия по теме, уметь различать индустриализацию от коллективизации, учиться строить причинно-следственные связи.



1

НЭП – новая экономическая политика

1


Батрак, НЭП, нэпманы

2

Образование СССР. Первая Конституция СССР.

1


Союз, нарком, наркоматы

3

Изменения в системе государственного управления. Культ личности И.В. Сталина

1


Культ личности, духовная семинария

4-5

Индустриализация СССР

2


Индустриализация, заем, пятилетка, комсомольская путевка

6

Коллективизация сельских хозяйств

1




Колхоз, кулак, трудодни

8

Конституция 1936 года. Политическая жизнь страны в 30-е гг.

1


Сессия, репрессии, враг народа

9

Развитие науки и культуры в СССР в 20 – 30-е гг.

1


Синтетический каучук

10

Жизнь и быт советских людей в 20-30-е гг.

1


Керосинка, паек, элита

12

Повторение

1 ч






СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

15 ч

Формировать у детей представление о Вов. Познакомить детей с причинами войны, ее предпосылками. Воспитывать чувство патриотизма.

Знать: фашизм, нацисты.

Знать: репрессии, враг народа.

Уметь устанавливать причинно – следственные связи.



1

СССР накануне Второй Мировой войны.

1


Фашизм, фашисты, нацисты

2

Советский Союз в начале Второй мировой.

1


Снайперы, дипломатические отношения

3

Начало Великой Отечественной войны.

1


Оккупировать, дивизия

4

Оборона Брестской крепости.


1


оборона

5

Маршал Жуков.

1


генштаб

6

Битва за Москву.

1


Контрнаступление, эвакуировать, генеральное наступление, эвакуация

7

«Все для фронта! Все для победы!»

1


Тыл, броня, конструкторское бюро, автоматы

8-9

Блокада Ленинграда.

2


Блокада, дорога жизни, печь «буржуйка»,

10

Сталинградская битва.

1


эскадрилья

11

Борьба советских людей на оккупированной территории.

1


Концлагерь, партизанский рейд

12

Битва на Курской дуге.

1


коалиция

13

Героизм тружеников тыла.

1




Патруль, комендантский час, пенициллин

14

Окончание Великой Отечественной войны.

1


Капитуляция, Нюрнбергский процесс

14

Вступление СССР в войну с Японией. Окончание Второй Мировой.

1


Атомная бомбардировка

16

Дети войны

1


Пионеры-герои


Советский Союз в 1945 – 1991 годах

12 часов

Показать развитие российской культуры, науки во второй половине ХХ века. Формировать представление детей об особенностях политики этого периода.


Знать задачи советских людей в послевоенное время, политических деятелей этого периода, значение реформ.




1

Возрождение советской страны после войны.

1


«черный» рынок

2

Внешняя политика СССР и борьба за власть после смерти Сталина.

1


Холодная война

3

Н.С. Хрущев. Реформы Хрущева.

1


Шаровары, тюбитейка, реабилитация, целина, кредит

4

Достижения в науке и технике в 50-60е годы.

1


лайнер

5

Хрущевская оттепель.

1


Нобелевская премия

6

Освоение космоса.

1


космодром

7

Экономика и политика в эпоху «Застоя».

1


Дефицит, коллекцио-нировать

8

Внешняя политика Советского Союза в 70е годы. Афганистан.

1


Ядерное оружие

9

Советская культура и интеллигенция в годы «застоя».

1


Диссидент, самиздат, бард, магнитофон

10

Жизнь и быт советских людей в 70е – в начале 80х годов XX века.

1


Магнитола, проигрыватель

11

Реформы М.С. Горбачева.

1


Фермер, альтернативные выборы

12

Распад СССР.

1


ГКЧП, СНГ


Новая Россия в 1991-2003 годах.

5ч.

Значение реформ для России.

Показать изменения в госуправлении.

Показать научные достижения.

Знать даты, уметь устанавливать причинно – следственные связи.



1

Экономические реформы Ельцина Б.Н.

1


Приватизация, ваучер

2

Реформы государственного управления.

1


Предприниматель, челнок

3

Развитие науки и культуры в 90е годы XX века.

1


Интернет, толерантность

4

Продолжение реформ в России

1


округ

5

Новая эпоха. Мир, в котором ты живешь

1



13

Повторение по теме «СССР во Второй мировой и Великой отечественной войне»

1

Закрепить полученные ЗУН по пройденному курсу

Проверить ЗУН воспитанников

основные понятия курса, даты, персоналии периода, уметь устанавливать причинно-следственные связи



14

Повторение по теме «Советский союз в 1945-1991гг.»

1



3

Контрольная работа

1











Дифференцированная психолого – педагогическая характеристика учащихся

I группа

Успешно овладевают программным материалом. На уроках активны, любознательны. С заданиями справляются самостоятельно, правильно используют имеющийся опыт.Доступен некоторый уровень обобщения. Усвоение материала сознательное, умеют пояснить свои действия словами. Быстро и правильно запоминает последовательность действий, могут мысленно представить последовательность выполняемой работы. Легко планируют свою деятельность с помощью карточек, могут самостоятельно извлечь из плана необходимую информацию для выполнения работы. Изредка нуждаются в незначительной помощи учителя. Приобретенные знания и умения легко переносят на выполнение аналогичной сравнительно новой работы.

II группа

Успешно овладевают программным материалом, но нуждаются в определенной помощи, чтобы найти ту или иную особенность объекта. В общем их умение ориентироваться и планировать развивается успешно.Не в состоянии самостоятельно сделать некоторые выводы и обобщения. Задания, близкие по конструкции и плану работы, чаще всего выполняют самостоятельно и правильно. Исполнительская деятельность и словесные отчеты говорят об осознании детьми порядка действий. Ученики довольно успешно применяют имеющиеся знания и умения при выполнении аналогичных действий, но все же допускают ошибки, связанные с особенностями выполнения заданий. В карточках и в вопросном плане,сразу разобраться не могут, прибегают к пробным действиям, обращаются за помощью к учителю.

III группа

При овладении учебного материала постоянно нуждаются в помощи учителя, невнимательны. Не всегда могут выделить главное, часто нуждается в дополнительном объяснении. Не критичны к выполненной работе, допускают перестановки и пропуски в плане работы и не находит допущенных ошибок. Проявляются сложности в использовании умений при выполнении новой работы. Восприятие содержания прочитанного исторического текста имеет фрагментарный характер, нередко искажено. Это приводит к тому, что ученики даже в общих чертах не усваивают смысловой канвы прочитанного текста. При изложении материала не способны отделить новые сведения от имеющихся у них в прошлом опыте, не способны отделить существенное от второстепенного. Страдает полнота, точность и последовательность воспроизведения, наблюдаются привнесения. Эти недостатки связаны с особенностями запоминания, низкой способности учащихся к анализу и обобщению, неумением устанавливать причинно - следственные зависимости. Требует постоянного контроля.

IV группа

На уроках истории учащиеся этой группы значительно отстают от одноклассников. Низкий уровень их возможностей проявляется в первую очередь в неадекватном переносе ранее известного в новые условия, при планировании (выполнении задания). Первоначальное искаженное представление преодолевается после неоднократной помощи учителя.

Давая устную характеристику предстоящей практической работы, ученики не соблюдают последовательность анализа, могут назвать несущественные признаки, не указывают пространственных и временных характеристик изучаемого периода. Им трудно планировать, равно как обнаружить какой-либо замысел в составленных уже планах. В ходе практической деятельности ученики не могут найти верного решения. Во время выполнения работы на уроке далеко не всегда руководствуются вопросными планами и карточками, в которых они разбираются только с помощью учителя. Наблюдения за деятельностью детей этой группы на уроках истории показывают, что они не могут полностью усвоить программный материал,формирование временных и пространственных представлений происходит хаотично, опирается на случайные признаки, в результате чего обучение идет крайне медленно, беспорядочно и даёт низкие результаты, у учащихся с ограниченными возможностями здоровья этой группы преобладает конкретность мышления, много недифференцированных, диффузных знаний, фрагментарность изложения, «застревание» на каком-то одном факте с потерей общей линии повествования.


































Дифференцированная психолого – педагогическая характеристика учащихся

7 класс

Учащиеся

I


II


III


IV





8 класс

Учащиеся

I


II


III


IV





9 класс

Учащиеся

I


II


III


IV























Лист корректировки программы



№ п/п


Четверть



Содержание корректировки




Отметка о выполнении


1

I четверть



2

II четверть



3

III четверть



4

IV четверть



5

Год





Информационно-методическое обеспечение

  1. Учебник «История России», 7, 8, 9 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Б. П. Пузанова – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004

  2. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида под редакцией Л. В. Петровой. Владос, 2008г.

  3. С. П. Алексеев Книга для чтения по истории нашей Родины. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1991. Григорьев С.Т.Рассказы о Кутузове. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1990

  4. Гриц Т.С. Ермак. 2-е изд. Новосибирск: Западно-сибирское книжное издательство, 1981

  5. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, XX век: учебник для старших классов общеобразовательных школ и учреждений. – 2-е изд. М.: Яхонт, 2000

  6. Исупов В.А., Кузнецов И.С. История Сибири. Часть 3. Сибирь: XX век. Новосибирск: ИНФОЛИО, 2005.

  7. Кадневский В.М. История России с древнейших времен до конца XVIII в.: Тесты. 6-7 и 10 кл.: Учеб.-метод. пособие. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001

  8. Лермонтов М.Ю. Бородино. М.: «Детская литература», 1982

  9. Новаковский В.И. Рассказы о Петре Великом. – М.: Панорама, 1992

  10. Полевой П.Н. Избранник Божий. – М.: Издательская и рекламно-информационная фирма «Феникс», 1993

  11. Соловьев В.М. Степан Разин и его время: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. – М.: Просвещение, 1990

  12. Шолохов М.А. Они сражались за Родину: главы из романа. (Выпуск I). – М.: Современник, 1981

  13. Щукин М.Н. Встреч солнцу. Рассказы об истории Сибири. Новосибирск: Издательский дом «Сибирская горница», 2006

  14. Интернет – ресурсы.






















Контрольно – измерительный материал

Тест: 7 класс

  1. Соедините стрелками:

Памятники Предметы



Вещественные Рукописная книга, газета, закон, документ





Письменные Песни, загадки, легенды,

сказки, пословицы





Устные Одежда, посуда, остатки жилища

  1. Поставьте даты по порядку:

1990г., 1980г., 1985г., 1981г., 2013г.



  1. Определите век по дате и расставьте даты на ленте времени:



1221г., 2000г., 1905г., 1548г., 2013г.





_____________________________________________



  1. Напишите любые даты, которые бы относились

  • К началу века

  • К середине века

  • К концу века

  1. Восточные славяне – это

  • Предки русских, украинцев, белорусов









  • Предки только русских

  • Предки только украинцев, белорусов

  1. Практическая работа

  • Покажите на карте « Киевская Русь» территорию расселения славян;

  • Перечислите их племена

  1. Подчеркните основное занятие восточных славян:

  • Бортничество

  • Рыболовство

  • Охота

  • Скотоводство

  • Земледелие

  • Собирательство

  1. Какими орудиями труда пользовались славяне? Перечислите:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какая вера была у славян:

  • Язычество

  • Христианство

  • Мусульманство

  1. Когда образовалась Киевская Русь?

-10 век

-11 век

-12век

  1. Когда произошло крещение Руси?

899г.

988г.

1013г.

  1. Найдите пару и поставьте соответствующий номер в столбике справа:

1.Нестор основательхрама святой Софии

2.Ярослав Мудрый князь, при котором произошло крещение Руси

3.Владимир автор « Повести временных лет»



  1. Допишите предложения:

  • Столица Новгородской республики…

  • Столица Киевского княжества…

  • Столица Владимиро – Суздальской земли

Варианты ответов: Киев, Владимир, Москва

  1. Соотнесите даты и события:1380г. Битва на реке Калке

1480г. Стояние на р. Угре

1223г. Куликовская битва

  1. 5 апреля 1242г. произошло:

1) Ледовое побоище;

  1. Куликовская битва;

  2. Невская битва

16.Сколько лет прошло со дня Куликовской битвы?______________





Тест: 8 класс

Раздел I. Единая Россия (конец XV - начало XVII в.)

  1. Найдите на карте территорию государства при Иване П1 и Ива­не IV. Сделайте вывод об изменении размеров и богатстве стра­ны.

  2. Объясните» что такое опричнина. Какие беды она принесла народу?

  3. Игра «Третий лишний»:

Успенский собор — Архангельский собор — Софийский собор; р. Москва — Неглинная — Днепр;

Мамай — Иван-Федоров— Дмитрий Донской.

Продолжите игру.

  1. Расположите картины А. Васнецова в хронологической пос­ледовательности. Обоснуйте правильность своих действий. «Москва белокаменная», «Постройка Кремля Юрием Долго­руким», «Московский Кремль при Иване III», «Московский Кремль при Иване Калите».

  2. На ленте времени в тетради отметьте хронологические рамки Московской Руси. Укажите основные события этого времени.

  3. Проверьте себя: когда установилась династия Романовых? (1613, 1614, 1615).

  4. Составьте рассказ об ополчении.

  5. Объясните, почему так высоко оценена деятельность Минина и Пожарского.

Раздел II. Великие преобразования России в XVIII в.

  1. Назовите последовательно основные даты Северной войны.

  2. Каково ваше отношение к Петру? Какие черты его характера вам нравятся?

  3. Назовите, какое здание Петербурга является ровесником го­рода.

  4. Какими правами обладали дворяне?

  5. Как вы думаете, в чем заключалось зло крепостного права?

  6. Игра «Третий лишний»:

Нарва — Полтава — Нижний Новгород;

Кулибин — Ползунов — Крашенинников;

Суворов — Ушаков — Шувалов.

Продолжите игру.

  1. Решите кроссворд.

  • Столица России в XVIII веке

  • Русский генералиссимус

Крестьянин, который прикреплен к земле, к барину, —

  • Название города, под которым побили шведов, —

  • Имя первого императора. —

  1. Кто из исторических деятелей XVIII в. вам особенно запом­нился?

Раздел III. История нашей страны в XIX в.

  1. Составьте календарь событий XIX в.

  2. Объясните, почему война называется Отечественной.

  3. Какие идеи обсуждались в тайных обществах?

  4. Объясните, почему Россия потерпела поражение в Крымской войне.

  5. За что Александра II назвали Освободителем?

  6. Совершите прогулку по художественной выставке XIX в.. Ка­кие имена художников вы встретили? Какие произведения вы запомнили?

  7. Игра «Третий лишний»:

Смоленск — Бородино — Иваново;

Кутузов — Багратион — Суворов.

  1. Самостоятельно составьте кроссворд «Исторические личнос­ти XVIII—XIX вв.».



































Тест : 9 класс

Раздел I. Россия в начале XX в.

  1. Составьте хронологию важнейших событий начала XX в.





Дата




События




  1. Вставьте пропущенные слова:

Весной 1904 года японский флот и войска начали осаду Порт-... Осада Порт-Артура длилась несколько .... Героизм, за­

щитников крепости вызывали восхищение даже у японцев.

  1. Найдите ошибки в тексте: «В 1907 г. началась первая русская революция. В результате нее царь Александр III отрекся от пре­стола. К власти пришло Временное правительство».

Раздел II. Россия в 1917—1920 гг.

  1. Определите, кто пел эти песни в годы Гражданской войны? Смело мы в бой пойдем Смело мы в бой пойдем

За власть Советов За Русь святую

И, как один, умрем И, как один, прольем

В борьбе за это! Кровь молодую!

  1. Знаешь ли ты, сколько лет длилась Гражданская война?

Кто был объявлен верховным правителем России — главным среди «белых» генералов?

  1. Представьте, что вы экскурсовод. О ком и что именно вы бы рассказали?

Текст

Герой, деятель

Раздел III. Советская Россия — СССР в 20—30-е годы XX в.

1. Перечислить стройки первых пятилеток.

2.О какой стройке здесь рассказывается: «Посреди голой степи возвышалась гора Магнитная. Здесь лопату трудно от земли оторвать — притягивает магнитный железняк. Первое время люди жили в палатках, потом соорудили бараки. Люди приез­жали на стройку с мешком за плечами. Брали с собой только самые необходимые вещи и еще инструменты. При рытье кот­лована для домны не обойтись было без тачек и носилок»



Составьте кроссворд «Основные события в жизни Советского государства в 20-е годы».

  1. Игра «Третий лишний»: кооперация — колхоз — стройка; Днепрогэс — Волховстрой —• Турксиб; коммунальная кварти­ра — коттедж — общежитие; кулак — колхозник — помещик.

Раздел IV. Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

  1. Приведите известные вам факты (из кинофильмов или книг) о героизме советских воинов в годы Великой Отечественной вой­ны.

  2. Перечислите, какие события войны относятся к 1941, 1942, 1943, 1945 годам.

  3. Знаешь ли ты, когда началась Великая Отечественная война? Почему дорогу через Ладожское озеро называли Дорогой жиз­ни? Кого из советских генералов посылали на самые важные сражения?

Раздел V. Советский Союз в 1945—1991 гг.

  1. Установите, в какой последовательности эти деятели руко­водили нашей страной с 1945 по 1991 годы:

М.С. Горбачев, Н.С. Хрущев, И.В. Сталин, Л.И. Брежнев.

  1. Кто руководил страной в период «оттепели» ? В чем она про­являлась?

  2. Составьте из предложенных цифр даты, обозначающие со­бытия, описанные в данной главе. Расположите их в хро­нологической последовательности. Укажите, какие собы­тия связаны с каждой датой. 1, 9, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Раздел VI. Новая Россия в 1991 —2002 гг.

  1. Попытайтесь выделить проблемы нашего государства. Обсуди­те, какие из них наиболее остро стоят в вашей местности.

  2. Очевидцами каких важных событий в стране вы были в последние три года?

  3. Составьте кроссворд «Основные события в жизни Советского государства в 20-е годы».

  4. Игра «Третий лишний»: кооперация — колхоз — стройка; Днепрогэс — Волховстрой —• Турксиб; коммунальная кварти­ра — коттедж — общежитие; кулак — колхозник — помещик.



      1. Раздел IV. Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

  1. Приведите известные вам факты (из кинофильмов или книг) о героизме советских воинов в годы Великой Отечественной вой­ны.

  2. Перечислите, какие события войны относятся к 1941, 1942, 1943, 1945 годам.

  3. Знаешь ли ты, когда началась Великая Отечественная война? Почему дорогу через Ладожское озеро называли Дорогой жиз­ни? Кого из советских генералов посылали на самые важные сражения?

      1. Раздел V. Советский Союз в 1945—1991 гг.

  4. Установите, в какой последовательности эти деятели руко­водили нашей страной с 1945 по 1991 годы:

М.С. Горбачев, Н.С. Хрущев, И.В. Сталин, Л.И. Брежнев.

  1. Кто руководил страной в период «оттепели» ? В чем она про­являлась?

  2. Составьте из предложенных цифр даты, обозначающие со­бытия, описанные в данной главе. Расположите их в хро­нологической последовательности. Укажите, какие собы­тия связаны с каждой датой. 1, 9, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

      1. Раздел VI. Новая Россия в 1991 —2002 гг.

  3. Попытайтесь выделить проблемы нашего государства. Обсуди­те, какие из них наиболее остро стоят в вашей местности.

Очевидцами каких важных событий в стране вы были в последние три года?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Рабочая программа по учебному предмету "История Отечества"

Автор: Татьяна Викторовна Королёва

Дата: 01.11.2019

Номер свидетельства: 525238

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Адаптированная рабочая программа по предмету «История Отечества» 9 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "adaptirovannaia_rabochaia_proghramma_po_priedmietu_istoriia_otiechiestva_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "437382"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1510055697"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» 7 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "adaptirovannaia_rabochaia_proghramma_po_uchiebnomu_priedmietu_istoriia_otiechies"
    ["file_id"] => string(6) "437380"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1510055171"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» 8 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "adaptirovannaia_rabochaia_proghramma_po_uchiebnomu_priedmietu_istoriia_otiechi_1"
    ["file_id"] => string(6) "437381"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1510055374"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Рабочая программа по истории 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-po-istorii-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "113222"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1409504861"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424070515"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства