Программа составлена в соответствии с обьемом учебного времени, отводимого на изучении истории в по учебному плану ОУ - 70 ч. в год, 2 ч. в неделю.Основные содержаательные линии примерной программы в V-IX классах реализуется в рамках двух ккурсов - "Истории России" и "Всеобщей истории".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 9 класс»
12
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по учебному плану образовательного учреждения – 70 ч. в год, 2 ч. в неделю.
Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории».
Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся программа устанавливает примерное распределение учебного времени: История России – 48 часов; Новейшая история – 22 часа.
Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории. Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого крута компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной, региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простои и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1.Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2.Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
З. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п., составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поли культурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учащиеся должны:
Называть:
- даты российских революций ХХ в., создания Государственной думы, реформ Столыпина, русско-японской, первой мировой, Гражданской войн, образования СССР, важнейших преобразований в 20-30-е гг., советско-финляндской и Великой Отечественной войн, ХХ съезда КПСС, реформ 60-х гг., афганской войны, преобразований второй половины 80-х-начала 90-х гг., распада СССР, образования РФ;
- основные периоды отечественной истории ХХ в. И этапы наиболее масштабных событий.
2. Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.
3. Называть:
- место, обстоятельства, участников событий;
- крупнейших государственных и общественных деятелей ХХ в.;
- основные политические течения, партии, организации, их наиболее известных представителей и достижения отечественной науки и культуры ХХ в.;
- известных полководцев, участников военных событий.
4. Показывать на исторической карте:
- территорию России, СССР и ее изменение на протяжении ХХ в.;
- промышленные центры, крупнейшие стройки;
- места военных сражений.
5. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках ( при работе с документами и другими историческими материалами).
6. Сравнивать данные разных источников – факты, цифры, оценки, выявлять общее и различия.
7. Рассказывать о наиболее значительных событиях отечественной истории ХХ в. И их участниках.
8. Описывать условия и образ жизни людей разного социального положения в разные периоды отечественной истории ХХ в.
9. Составлять описание:
- зданий, технических сооружений, машин;
- предметов быта;
- памятников художественной культуры.
10. Соотносить факты и общие процессы и явления:
- изменения политического строя России в ХХ в.;
- внутренней и внешней политики;
- модернизации, индустриализации;
- развития общественной мысли, художественной культуры.
11. Называть характерные, существенные черты:
- политических режимов (самодержавия, советской власти, постсоветского строя); явлений политической жизни страны;
- экономического и социального развития, государственной политики в разные периоды ХХ в.;
- развития духовной культуры общества в разные периоды его истории;
- внешней политики, наиболее значительных военных событий.
12. Систематизировать исторический материал, составлять таблицы, схемы.
- развитие России, СССР в разные периоды истории ХХ в.;
- темпы и характер модернизации в России и других странах;
- политические режимы в России и других странах.
15. Излагать суждения о причинах и последствиях:
- российских революций 1905-1907 и 1917 гг.;
- Гражданской войны;
- прихода большевиков к власти;
- установления однопартийной системы;
- утверждение тоталитарного режима и культа личности;
- победы в ВОВ;
- «оттепели», застоя в экономике в 60-80-е гг.;
- перестройки, распада СССР, политических и социальных перемен конца 80-х – начала 90-х гг.
16. Объяснять, в чем состояли результаты деятельности государственных и политических деятелей, представителей общественных движений, науки и культуры.
17. Излагать приведенные в учебной литературе оценки:
- поворотных, ключевых событий отечественной истории ХХ в.;
- известных исторических личностей.
18. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
Содержание тем учебного предмета
I. Россия и мир на рубеже XIX – XX веков.
Научно-технический прогресс и достижения индустрии в начале 20 века. Достижения научной и технической мысли. Вклад ученых и инженеров России в ее развитие. Становление крупносерийного, конвейерного производства. Концентрация производства и централизация капитала, образование монополий в ведущих индустриальных странах. Социально-политические последствия модернизации. Рабочее и социал-демократическое движение. Россия противоречия незавершенной модернизации. Реформы Витте. Причины обострения противоречий в Российском обществе начала 20 века. Русско-японская война: причины и последствия. Революция 1905-1907гг. и ее значение. Столыпинские реформы и их итоги. Россия накануне Первой мировой. Первая мировая война. Обострение противоречий в воюющих державах.
II. Великая российская революция 1917 -1921 гг.
Февральская революция 1917 года в России. Особенности политики Временного правительства. Двоевластие и причины углубления общественно-политического кризиса. Особенности стратегии и тактики партии большевиков. Роль В.И. Ленина в ее деятельности. Захват власти большевиками. Разгон Учредительного собрания и Брестский мир. Кризис 1918-1920 гг. в странах Европы и гражданская война в России.
III. СССР и мир в 1920-1930 гг.
Государства демократии - США, Англия и Франция. Последствия Первой мировой войны для стран Запада. США: от процветания к кризису. Меры государственного регулирования экономики. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Опыт выхода из кризиса Англии и Франции. Фашизм в Италии и Германии, милитаристское государство Япония. Советское общество в 1920-е гг. Переход от политики «Военного коммунизма» к НЭПу. Создание СССР. Борьба за власть в 20-е гг. Советская модель модернизации. Индустриализация. Коллективизация. Сталинизм и его особенности. Террор 1930 гг. Итоги развития СССР в 1920-1930-е гг. Проблемы коллективной безопасности в Европе. Расширение фашистской угрозы и политика умиротворения агрессора. Мюнхенский сговор. Советско-германские отношения накануне Второй мировой войны
IV. Вторая мировая война. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Начало Второй мировой войны. Политика СССР в 1939-1940 гг. СССР в первый период Великой Отечественной войны. Битва под Москвой и ее историческое значение. Создание антифашистской коалиции. Битва под Сталинградом. Курская дуга. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Проблема второго фронта и действия Союзников. Партизанское движение в СССР. Освобождение Европы. Война на Тихом океане и роль СССР в победе над Японией. Итоги Второй мировой войны. Значение создания ООН.
V. СССР в 1945-1964 гг. Мир в первые послевоенные десятилетия.
Политика СССР в Восточной Европе и причины «холодной войны». «План Маршалла» и его влияние на развитие стран Европы. Создание системы союзов и конфликты в Азии. Советский союз в первые послевоенные годы: восстановление народного хозяйства. Массовые репрессии. Духовная жизнь советского общества. СССР после смерти Сталина. 20 съезд КПСС и начало «Оттепели». СССР в 1950-1960 гг. Хозяйственные эксперименты и кризис сельскохозяйственного производства. Реформы системы управления и отстранение Хрущева от власти. Советский союз и крушение колониальной системы. Карибский кризис. Послевоенная реконструкция и становление социально-ориентированной рыночной экономики в Западной Европе. «Великое общество» 1960-х гг. в США.
VI. СССР в 1965-1991 гг.
СССР от реформ к «застою». Обострение противоречий в Восточной Европе. Установление военного паритета между СССР и США. Развитие процесса разрядки напряженности в Европе. Обострение советско-американских отношений в начале 1980гг.
Перестройка и новое политическое мышление. СССР и страны Восточной Европы. Особенности демократических революций в восточноевропейских странах. Обострение национальных проблем в СССР. Распад СССР.
VII. Мир во второй половине 20 века.
Модернизационные процессы в США и странах Западной Европы. Страны Азии и Африки: проблемы модернизации. Латинская Америка: от авторитаризма к демократии. Россия и международные отношения начала 21 века.
VIII. Россия и мир в конце XX – начале XXI в.
Концепция преобразований и опыт первых рыночных реформ в России. Кризис 1993 года. Принятие Конституции. Избрание президентом В.В.Путина и развитие российского общества на рубеже 20- 21 вв. Россия и страны СНГ. Россия и международные отношения начала 21 века. Эпоха постмодернизма. Особенности современной массовой культуры. Духовная жизнь в советском и российском обществах. Духовная оппозиция как фактор перемен в советском обществе. Искусство и литература периода гласности и демократизации. Духовная жизнь и искусство демократической России.
Календарно-тематический план
Дата
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
по плану
по факту
Россия и мир на рубеже XIX – XX веков
12
1
Мир в начале XX века.
1
2
Мир в начале XX века.
1
3
Введение. Россия в начале XX века.
1
4
Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.
1
5
Внешняя политика России в начале XX века.
1
6
Первая российская революция.
Р/К Ставрополье в годы революции.
1
7
Политическая жизнь России
в 1907-1914 гг. Реформы П.А. Столыпина.
1
8
Серебряный век русской культуры.
1
9
Первая мировая война.
1
10
Россия в Первой мировой войне.
1
11
Версальско-Вашингтонская система.
1
12
Страны Европы и США в 20-е годы.
1
Великая российская революция 1917 -1921 гг
5
13
Свержение монархии и кризис власти.
Февральская революция.
1
14
Октябрьская революция. Становление Советской власти.
1
15
Гражданская война.
1
16
Гражданская война.
Р/К Гражданская война на Ставрополье
1
17
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в 1900-20-х гг.»
1
СССР и мир в 30-е гг.
12
18
Новая экономическая политика.
Р/К НЭП на Ставрополье.
1
19
Образование СССР, его внешняя политика.
1
20
Политическая система СССР в 20 - 30-е гг.
1
21
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.
1
22
Пути выхода из кризиса США и демократических стран Европы.
1
23
Экономическая политика СССР В 20-30-е годы.
1
24
Духовная жизнь: достижения и потери.
1
25
Внешняя политика СССР в 30-е годы.
1
26
Тоталитарные режимы Европы в 30-е годы.
1
27
Восток и Латинская Америка в первой половине 20-го века.
1
28
Международные отношения в 30-е годы.
1
29
Повторительно-обобщающий урок по теме: «СССР в 20-30 е гг.».
1
Вторая мировая война.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
8
30
Вторая мировая война.
1
31
Вторая мировая война.
1
32
Начало Великой Отечественной войны.
Р/К Всеобщая мобилизация в начале войны.
1
33
Предпосылки коренного перелома.
1
11.01
34
Коренной перелом в ходе войны.
1
16.01
35
Заключительный этап войны.
Р/К Освобождение края от немецко-фашистских захватчиков.
1
18.01
22.01
36
Повторительно-обобщающий урок по теме «СССР в 30 - 40 - е годы».
1
23.01
22.01
ПРПУЩЕН
37
Повторительно-обобщающий урок по теме «Мир в первой половине 20-го в.».
1
СССР в 1945-1964гг.
Мир в первые послевоенные десятилетия.
9
пропцщен
38
Внутренняя политика СССР в послевоенный период.
1
пропущен
25.01
39
Внутренняя политика СССР в послевоенный период.
1
25.01
29.01
40
Послевоенное мирное урегулирование.
Р/К Послевоенные трудности в развитии с/х.
1
30.01
01.02
41
Начало «холодной войны». Внешняя политика.
1
01.02
05.02
42
Внутренняя политика СССР в 1954-х -1964-х годах.
1
43
Политика мирного сосуществования.
1
44
Повторительно-обобщающий урок по теме: «СССР в 1945-1964-х годах».
1
45
Послевоенное экономическое развитие.
1
46
Послевоенное экономическое развитие. Р/К Быт жителей Ставрополья.
1
СССР в 1965-1991 гг.
7
47
Внутренняя политика СССР в 1960-начале 80-х годов.
1
48
Общественная жизнь в середине 60-х - середине 80-х гг.
1
49
Политика разрядки: надежды и результаты.
1
50
Реформа экономики и ее итоги.
1
51
Перестройка политической системы. Политика «гласности».
1
52
Диалектика нового мышления.
Р/К «Перестройка» , «гласность» на Ставрополье.
1
53
Повторительно-обобщающий урок по теме «СССР с середины 1960-х по 1991 г.».
1
Мир во второй половине 20 века
6
54
США во второй половине 20-го века.
1
55
Великобритания и Франция во второй половине 20-го века.
1
56
Италия и Германия во второй половине 20-го века.
1
57
Страны Восточной Европы во второй половине 20-го века.
1
58
Латинская Америка во второй половине 20-го века.
1
59
Страны Азии и Африки, Япония, Китай и Индия в современном мире.
1
Россия и мир в конце XX-начале XXI века.
11
60
Российская экономика на пути к рынку.
1
61
Политическая система современной России
Р/К Политическое , экономическое и культурное развитие Ставропольского края.
1
62
Культура XX века.
1
63
Духовная жизнь России.
1
64
Духовная жизнь России.
1
65
Россия в начале нового тысячелетия.
1
66
Россия в начале нового тысячелетия.
Р/К Ставрополье в начале нового тысячелетия.
1
67
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в начале 21 века».
1
68
Международные отношения.
1
69
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Мир в XX –начале XXІ века».
1
70
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Мир в XX –начале XXІ века».