kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по истории 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

       С 7 по 9 класс начинается системное изучение истории Отечества. Идентификационными признаками программы для указанных классов является преобразование первичных представлений и понятий в непрерывный, постепенно усложняющийся процесс исторического образования с учетом интеллектуальных возможностей обучающихся и задач их развития в ходе обучения. Содержание программы в 7-9 классах сохраняет названные выше принципы, реализуется на основе событийно-хронологических явлений в адаптированном варианте.

 Работа по достижению личностных результатов направлена на понимание причинно-следственных связей, формирование представлений о многофакторности исторических процессов, расширение лексики и ин6авыков связной устной и письменной речи с использованием слов-понятий. Особое внимание уделяется социальному и культурному аспектам, воспитанию гражданственности, патриотизма.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 7 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

_______/ В.М. Лукашевич/

«29» августа 2023г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________ /О.Г. Аксенова/

Приказ №_159

от «29» августа 2023г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету (курсу)


История Отечества

наименование

7 класс


на 2023 -2024 учебный год








Составитель рабочей программы

Учитель истории

первой квалификационной категории

Собинова Татьяна Николаевна






Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол № __ от «__» августа 2023г.

Руководитель ШМО ______ /_________/



Структура рабочей программы по предмету «История Отечества» предусматривает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка.

  2. Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися.

  3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

  4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

  5. Содержание учебного предмета.

  6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

  7. Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности.

  8. Приложение (контрольно-измерительные материалы, содержание НРК, содержание профминимума, критерии оценивания).




1. Пояснительная записка

Рабочая программа «История Отечества» 7 класс составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 №115» (с изменениями от 11 февраля 2022 г. №69).

-Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

- В соответствии с АООП (1 вариант) образовательной организации;

-Планируемыми результатами освоения, обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы.

- Приказом Минпросвещения России от 23.12.2020 N 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. N 254" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2021 N 62645).

- Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 31 июля 2023г. № 02/1834 «О внедрении единой модели профессиональной ориентации (профессиональный минимум)».

- Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума в общеобразовательных организациях Российской Федерации.


- Учебным планом СКО школы-интерната VIII вида на 2023-2024 учебный год.











































Миссия школы-интерната VIII вида - «Воспитание, обучение, реабилитация, социальная интеграция».

Рабочая программа основывается на данной миссии и реализует её на уроках истории.


      История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной в специальной (коррекционной) школе VIII вида для умственно отсталых детей. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно. В предмете история заложены необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также развития дефицитарных, при умственной отсталости, высших психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания.

      Историческая наука в России переживает глубокую переоценку фактов и событий XX века, которые на рубеже тысячелетий резко изменили социальную и историческую жизнь общества и мира. В этой связи авторы программы стремились к тому, чтобы курс истории для детей с нарушением интеллекта отражал реальные факты и события и рассматривался учителем не с позиции институциональной, идеологизированной истории, а с позиций цивилизационного анализа, позволяющего поэтапно вводить ребенка в мир истории на ее социокультурных основах. Такой подход реализует принцип доступности, способствует формированию познавательного и нравственного опыта умственно отсталых учащихся.

     Структурным принципом построения программы явился линейно-концентрический принцип. Он дает возможность широко использовать межпредметные связи истории с географией, естествознанием, математикой, литературой и др. Очень важно умение учителя переводить на язык истории имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что описательность и образность сведений исторического содержания не должны подменять понятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей необходимо учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на Земле.

   

      При отборе исторического материала, наряду с коррекционно-педагогическими задачами и дидактическими принципами, особое внимание уделялось соблюдению и других принципов:


      • цивилизационного анализа, где исторические факты и события предстают в интегрированных связях с другими явлениями (природы, общества, культуры и др.) в их исторической ретроспективе;


      • экзистенциальности, позволяющего обращаться к чувствам детей, эмоциональным оценкам, нравственным категориям
      • объективности для устранения субъективных оценок, искажений в толковании исторических фактов.


      Перечисленные выше принципы подскажут учителю, как следует обучать детей на уроках истории с учетом того, что соблюсти строгую хронологическую последовательность в программе для специальной школы невозможно из-за специфики развития учащихся.

      В каждой программе выделены разделы с соответствующей тематической рубрикацией и примерным распределением часов для изучения темы.
      Большие разделы, охватывающие определенный этап истории, завершаются сведениями из области культуры, науки и искусства. В программу включены требования для примерной оценки и контроля знаний учащихся с учетом их разноуровневых возможностей. Перечень требований не предполагает их безусловного использования в качестве инструмента аттестации учащихся или педагогов со стороны администрации. Они в основном направлены на ориентацию учителя в программном материале и определяют то, что желательно и важно не упустить при обучении истории разных групп детей. Поэтому требования выступают в качестве методического самоконтроля, так как есть опасность, что учитель истории, не имеющий дефектологического образования, может завысить уровень требований к учащимся, а дефектолог, не являющийся историком, может недооценить смысловые компоненты программы.
      Особо следует подчеркнуть важность подготовки учителя к каждому уроку (выбор текстов, иллюстраций, картографических сведений, словарной работы, видеофрагментов и других средств).

В целях обобщения и систематизации знаний учащихся предусматриваются уроки обобщающего повторения в конце каждого раздела.



  1. Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися.

С 7 по 9 класс начинается системное изучение истории Отечества. Идентификационными признаками программы для указанных классов является преобразование первичных представлений и понятий в непрерывный, постепенно усложняющийся процесс исторического образования с учетом интеллектуальных возможностей обучающихся и задач их развития в ходе обучения. Содержание программы в 7-9 классах сохраняет названные выше принципы, реализуется на основе событийно-хронологических явлений в адаптированном варианте.

Работа по достижению личностных результатов направлена на понимание причинно-следственных связей, формирование представлений о многофакторности исторических процессов, расширение лексики и ин6авыков связной устной и письменной речи с использованием слов-понятий. Особое внимание уделяется социальному и культурному аспектам, воспитанию гражданственности, патриотизма.

В курсе «Истории Отечества» акцент делается на круп­ных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дается отчетливый образ наиболее яркого собы­тиями выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период исто­рии. Такой подход к периодизации событий способствует лучшему запоминанию их последовательности.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит форми­рование знаний. При этом использую уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Весь исторический материал представлен отечественной исто­рией. На уроках использую информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способству­ющий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.

Фактический исторический материал, изучаемый в 7 классе, охватывает период с древних времен до конца XVII века. Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом.

Кроме того, в программу включены региональные компоненты исторического образования – история Челябинской области. На данных уроках особое внимание уделяется краеведческой работе с использовани­ем местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.

Применение многообразных наглядных средств формирует уме­ние представлять себе, как жили люди в определенную историчес­кую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

При изучении истории ведется специальная работа по ис­пользованию хронологии. Этому помогают игры, викторины с использованием исторических дат.

Завершается курс «История моей Родины» знакомством с со­временной жизнью России. Этот материал представлен уроками обобщающего характера.


3. Описание места учебного предмета в учебном плане


Рабочая программа по истории в соответствии с АООП (1вариант) и Учебным планом СКО школы – интерната VIII вида в 7 классе рассчитана на 34 учебных недель (68 часа, по 2часа в неделю).

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:


Тема

Количество часов

Введение в историю

1

Древняя Русь

9

Древнерусское государство

11

Расцвет Русского государства

14

Русь в борьбе с иноземными завоевателями

19

Единое Московское государство

14

Итого

68


В соответствии с ОБУП на изучение регионального содержания исторического образования отводится 10% учебного времени в год. Это способствует формированию у обучающихся патриотических чувств, воспитанию любви к родному краю.

Распределение НРК по крупным темам:


Тема

Количество часов

Древняя Русь

2

Расцвет Русского государства

2

Русь в борьбе с иноземными завоевателями

1

Единое Московское государство

2

Итого

7


Национально-региональный компонент (НРК) представлен в виде элементов урока (от 5 до15 минут).


Список литературы для реализации НРК на уроках истории

В.В.Морозов. Город в золотой долине

  1. Личностные и предметные результаты освоения

учебного предмета

Личностные результаты

  • Проводить сравнения, находить признаки сходства и различия;

  • Уметь самостоятельно выполнять задания по учебнику и в тетради;

  • Уметь самостоятельно составлять рассказ по плану в учебнике;

  • Уметь объяснять значение новых понятий и слов;

  • Уметь самостоятельно устанавливать прямые и обратные связи между датами и событиями;

  • Уметь самостоятельно излагать контекст исторических событий по иллюстрациям, плану, ленте времени, картам.

Предметные результаты

     Минимальный уровень:
      • объяснять значение словарных слов и понятий, а также устанавливать (по вопросам учителя) причины:
      возникновения языческих верований и обрядов;
возникновение разнообразных видов труда;
возвышение среди племен отдельных личностей;
объединение племен;
       возникновения государства;
крещение Руси;
      распада Киевской Руси;
      • названия городов: Киев, Новгород, Владимир, Суздаль;
      • исторические имена (3—5 имен);
    • главные исторические события от Крещения Руси до Куликовской битвы.

Достаточный уровень:
      • объяснять значение словарных слов и понятий, а также устанавливать причины:
возникновения языческих верований и обрядов;
      влияния образа жизни на развитие ремесел, торговых отношений, культуры;
      возникновения государства, его структуры, функций;
      развития православия, смены языческой культуры на христианскую;
      распада Киевской Руси;
      возникновения религии, торговли, межгосударственных связей России (IX—XVII вв.);
      захватов чужих земель, войн между племенами, народами, государствами;
      освободительных войн между государствами;
      возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном;
      Смутного времени и народных волнений;
      возникновения и укрепления сословных отношений в Российском государстве;
      • описывать:
      образ жизни восточных славян, места расселения;
      отдельных исторических лиц (Игорь, Ольга, Владимир, Иван Грозный, Борис Годунов, Лжедмитрий и др.);
      нравственные черты прогрессивных представителей народа, государства, религии, культуры;
      • ориентироваться в:
      названиях древних городов Руси (3—6 названий); основных событиях периодов:
      IX в. — первое Древнерусское государство (Киевская Русь);
      X в. — Крещение Руси;
      XI в. — расцвет Русского государства при Ярославе Мудром;
      XI—XIII вв. — расцвет культуры Древней Руси;
      XI—XV вв. — раздробленность русских земель; монгольское нашествие; свержение Золотой Орды;
      XVI—XVII вв. — объединение земель вокруг Москвы, эпоха Ивана IV; Смутное время; Земский собор 1613 г.; развитие сословных отношений; культура и духовность России.





























  1. Основное содержание предмета


Раздел I. Древняя Русь (38 ч)

Тема 1. Происхождение славян (4 ч)

      Славяне — коренное население Европы. Предшественники древних славян на рубеже III—II тыс. до н. э. в северной части Европы, от Рейна до Днепра. Ветви славян и славянских языков: восточная (русский, украинский, белорусский), западная (польский, чешский, словацкий и др.), южная (болгарский, македонский, хорватский и др.). Переселение народов в VI—VIII вв. как причина освоения славянами территории Центральной, Южной и Восточной Европы.

      Характеристика природных, климатических условий мест проживания славян, их значение для занятий населения и жизненного уклада. Взаимное обогащение культуры славян и культуры соседних народов: скифов, сарматов, германцев (готов), гуннов, хазаров.
      Славяне-воины; борьба славян со степными кочевниками; походы на Византию.
      СЛОВАРЬ: славяне, коренные народы, предшественники, племена, переселение, кочевники.

Тема 2. Восточные славяне (VI—IX вв.) (3 ч)

      Особенности географического положения, природные и климатические условия проживания восточных славян. Смешение восточных славян с соседними племенами: финно-угорскими, балтийскими и др. Неравномерность развития отдельных славянских племен.
      Соседская территориальная община — вервь, племена, союзы племен. Грады как центры племенных союзов. Верховная знать — князья, старейшины, их опора — дружина. Положение женщин в общине. Вече — общественный орган управления. Сбор дани с членов общины, полюдье. Предпосылки к возникновению государства у восточных славян.
      СЛОВАРЬ: община, град, знать, старейшина, вече, полюдье.

Тема 3. Хозяйство и образ жизни восточных славян (4 ч)

      Особенности славянского земледелия в суровых климатических условиях. Занятия восточных славян: скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество, огородничество и др.

  Быт восточных славян: жилище славян, традиции в питании, развитие ремесел, изготовление орудий труда, одежды, обуви, посуды, мебели.
      Речные пути как условие развития внутренних и внешних связей восточных славян. Обмен товарами, развитие торговли. Путь «из варяг в греки».
      Возникновение городов — центров ремесел, торговли, административного управления. Киев и Новгород — развитые центры славянского мира, контролирующие торговые пути. Новгород — крупный культурный и торговый центр. Боярская республика, вече, посадник, князь новгородский.
      СЛОВАРЬ: быт, ремесла, торговля, обмен, торговый путь.

Тема 4. Культура и верования восточных славян (3 ч)

      Истоки славянского язычества. Важнейшие боги славян. Перун — бог грома, молнии, войны; Сварог — бог неба; Ярило (Даждьбог, Хорос) — бог солнца; Род — бог плодородия. Археологические находки культуры восточных славян. Обряды восточных славян; культ предков. Свадебные и похоронные традиции. Языческие праздники, связанные с земледельческими работами: Масленица, праздник урожая, праздник Ивана Купалы. Фольклор: сказки, народные приметы, пословицы, песни, плачи.

      СЛОВАРЬ: язычество, культ, фольклор, традиции.

Тема 5. Создание Древнерусского государства (6 ч)

      Происхождение слова Русь (научные представления).

      Первое Древнерусское государство как результат ожесточенной борьбы князей — Киевская Русь (IX в.).

      Управление государством: великий князь, дружина, знать (бояре, младшая дружина, местные (удельные) князья, местная дружина). Боярская дума — совещательный орган при князе для решения государственных вопросов. Основа общественного устройства — община как замкнутая социальная система, организующая и контролирующая трудовую, военную, обрядовую, культурную жизнь ее членов.

      Вотчина — крупное частное землевладение, основная экономическая единица Киевской Руси. Земля — главное богатство восточных славян. Положение простых крестьян — смердов, рабов (холопов, челяди), закупов. Полюдье — сбор дани со всего «свободного» населения; «уроки» и «погосты».
      Организация воинства из народа, его подразделения (сотни, тысячи).
      Развитие древних городов Руси: Киев, Переяславль, Чернигов, Смоленск, Новгород и др.

      Развитие товарно-денежных отношений в Древнерусском государстве: внешняя торговля с северными народами, западными и южными славянами. Торговые пути к греческим черноморским колониям. Русские сухопутные караваны к Багдаду по пути в Индию.
      Первые русские князья и основание рода Рюриковичей. Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир. Военные походы князей для расширения границ государства и покорения соседних племен.
      СЛОВАРЬ: государство, вотчина, смерд, холоп, колония, караван.

Тема 6. Крещение Киевской Руси (X в.) (4 ч)

      Истоки христианской веры. Религии в X—XI вв.

     Объединение восточных славян в составе Киевской Руси. Языческая религия Киевской Руси и религии соседних государств: Волжская Болгария (ислам), Хазарский каганат (иудаизм), католический запад. Стремление Византии приобрести единоверца в лице сильного Русского государства. Великий князь киевский Владимир. Решение Владимира Красное Солнышко о принятии Русью христианства от Византии. Сопротивление народа и Крещение Руси в 988 г. Значение принятия Русью христианства для ее дальнейшего исторического развития: укрепление государственной власти, расширение внешних связей, укрепление международного авторитета, развитие культуры. Отличия католической и православной ветвей христианства, сказавшиеся на развитии стран Западной Европы и Руси.
      СЛОВАРЬ: религия, ислам, иудаизм, христианство, крещение.

Тема 7. Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (ок. 978—1054) (4 ч)

      История прихода к власти. Расцвет и могущество Руси при Ярославе Мудром. Забота о безопасности границ государства: военные походы князя. Киев — один из крупнейших городов Европы, расцвет зодчества, градостроительства, просвещения. Наречение князя царем. Дипломатия Ярослава Мудрого, родственные связи с крупнейшими королевскими дворами Европы.
      Законотворчество в Киевской Руси. Русская Правда — свод древнерусского феодального права.

      СЛОВАРЬ: могущество, зодчество, дипломатия, наречение, царь.

Тема 8. Феодальная раздробленность в русских землях
(XI—XV вв.)
(5 ч)

      Русь после смерти Ярослава Мудрого. Завещание Ярослава сыновьям. «Очередной» порядок престолонаследия. Ослабление государства в результате княжеских междоусобиц и народных восстаний, угрозы соседних племен. Шаги Владимира Мономаха (1053—1125) по сохранению единства русских земель. Введение короны русских царей — шапки Мономаха, издание Устава Владимира Мономаха. Укрепление международного авторитета Руси. Русская летопись «Повесть временных лет». Причины распада единого государства на отдельные княжества после смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава I — великого князя киевского (1076—1132). Влиятельные княжества Руси: Галицко-Волынское (на юго-западе), Новгородское (на северо-западе), Владимиро-Суздальское (на юго-востоке).
      Новгород — крупный культурный и торговый центр. Новгородская боярская республика, городское вече, посадник, князь новгородский.
      Объединение Ростово-Суздальских земель. Князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве (1147).
      СЛОВАРЬ: завещание, престолонаследие, междоусобица, летопись, вече, посадник, республика.

Тема 9. Культура Руси X—XIII вв. (до монгольского нашествия) (3 ч)

      Три важнейших периода в культуре домонгольской Руси: языческая культура, культура Киевской Руси (сочетание восточнославянских и византийских традиций), культура русских земель периода раздробленности. Развитие письменности на Руси (до и после принятия христианства), распространение грамотности. Берестяные грамоты, рукописные книги. Развитие устного народного творчества и литературы. Выдающиеся литературные памятники: «Повесть временных лет»; летописи Пскова, Новгорода и др.; жития; «Поучение детям» Владимира Мономаха; «Слово о полку Игореве» (обзорно, с примерами).

      Слава российских ремесленников: оружие, кожа, меха, ювелирные изделия и др.

      Иллюстративное знакомство с памятниками культуры, дошедшими до XXI в.: Софийский собор в Киеве и Новгороде, Золотые ворота в Киеве, соборы Переславля-Залесского, Суздаля, церковь Покрова на Нерли, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире и др.
      Иконопись, традиции греческих мастеров. Икона Владимирской Богоматери — символ Руси. Развитие русской иконописной школы.
      Главный итог развития Киевской Руси: рождение древнерусской народности с единым языком, общей территорией, близостью материальной и духовной культуры.

      СЛОВАРЬ: письменность, памятники, собор, церковь, икона, иконопись, духовная культура.

Раздел II. Русь в борьбе с завоевателями

(XIII—XV вв.) (13 ч)

Тема 1. Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь (5 ч)

      Монгольские кочевые племена. Борьба между племенами за владение пастбищами. Провозглашение Чингисхана великим каганом всех монгольских племен. Покорение войском Чингисхана соседних племен, Северного Китая, Кореи, Средней Азии, вторжение в Закавказье. Помощь русских князей половцам, сражение на реке Калке. Поражение русско-половецкого войска кочевниками.
      Покорение монголами Волжской Болгарии, Средней Волги, вторжение в Северо-Восточную Русь. Разорение Рязанской земли, покорение города Козельска. Поход монгольского войска на Западную Европу через Южную Русь. Осада и падение Киева. Завоевание Галицко-Волынской Руси, Польши, Венгрии, других государств. Создание нового государства — Золотая Орда, его территория на карте истории. Положение русских земель по отношению к Орде. Связи русских князей с ханом, «ярлыки». Последствия монгольских завоеваний для Руси. Русь — преграда на пути завоевания монголами Западной Европы. Борьба с рыцарями-крестоносцами. Новгородский князь Александр Невский. Ратные подвиги.
      СЛОВАРЬ: пастбища, каган (каганат), вторжение, разорение, осада, завоевание.

Тема 2. Объединение русских земель против татаро-монгольского нашествия (4 ч)

      Восстановление хозяйства и городов Руси после нашествия войск Батыя: развитие сельского хозяйства, увеличение пахотных земель, использование трехполья, использование орудий труда. Развитие скотоводства, охоты, рыболовства, огородничества, садоводства, пасечного пчеловодства. Интенсивный рост феодального земледелия, монастырского землевладения, «десятина». Крестьянские общины. Развитие новых центров (Тверь, Москва, Кострома и др.). Возрождение каменного строительства, рост числа ремесленников, купцов. Расширение внутренней и внешней торговли. Причины возвышения Москвы. Борьба за свержение золотоордынского ига как национальная задача. Собирание Москвой русских земель. Иван Калита — московский князь. Личность Дмитрия Донского. Куликовская битва, ее значение для победы над Ордой.

Тема 3. Образование единого Московского государства (4 ч)

      Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Правитель централизованного государства — Иван III. История Московского Кремля. Ликвидация зависимости Московского государства от Золотой Орды. Государственное устройство Московской Руси. Боярская дума — совещательный орган о «делах земли». Судебник Ивана III (1497). Роль Русской православной церкви в объединении русских земель, в борьбе с монголо-татарским игом. Личность и влияние Сергия Радонежского на самосознание русского народа.
      СЛОВАРЬ: централизованное государство, бояре, дума, судебник.

Раздел III. Единое Московское государство (16 ч)

Тема 1. Российское государство в XVI в.
Иван Грозный (1530—1584)
(6 ч)

      Территория России в XVI в., причины ее увеличения. Венчание на царство царя Ивана IV (Грозного). Личность царя, его политические взгляды. Беспощадность самодержца против демократических проявлений в обществе. Погромы в Новгороде. Причины возникновения опричнины. Церковь — крупный собственник и землевладелец в государстве. Влияние церкви на политику, экономику, социальные отношения и культуру. Характер уклада жизни в городе: посадская, купеческая община и др. Зарождение казачества. Местничество как право знатных родов занимать ведущие посты в государстве. Роль Земских соборов в диалоге власти и общества. Реформаторская деятельность Ивана Грозного: Судебник 1550 г.; Юрьев день; военная реформа. Стоглавый собор Русской православной церкви. Внешняя политика Московского государства в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Продвижение в Сибирь, освоение Сибири. Расширение связей России с народами Северного Кавказа и Средней Азии. Ливонская война за выход в Балтийское море.
      СЛОВАРЬ: самодержец, казачество, опричнина, Земский собор, реформатор.

Тема 2. Смутное время. Начало царской династии Романовых (6 ч)

      Причины кризиса российского общества на рубеже XVI—XVII вв. Положение крепостных крестьян. Окончательное формирование государственной системы крепостного права. Избрание Бориса Годунова на царство, его военные успехи. Возвращение Россией земель на берегах Балтики. Укрепление Москвы (Белый город, Земляной город). Учреждение патриаршества, рост авторитета Русской православной церкви. Лжедмитрий, его роль в истории Смутного времени. Поход Лжедмитрия в Москву, захват российского престола. Конец правления Лжедмитрия. Народные волнения и восстания. Семибоярщина — заговор и предательство интересов государства группой бояр. Присяга Москвы на верность польскому королю. Освободительная борьба русского народа против польского засилья, ополчение Минина и Пожарского. Освобождение Москвы. Икона Казанской Богоматери.
      Земский собор 1613 г. в Москве. Избрание нового русского царя из рода Романовых. Правление царей Михаила и Алексея. Возникновение сословий: бояре, дворяне, крестьяне, купцы, служилые люди. Укрепление церкви, монастырей.
      Народные волнения и восстания (С. Разин и др.).
      СЛОВАРЬ: кризис, патриарх, престол, заговор, сословие, монастырь.

Тема 3. Культура в Российском государстве XVI—XVII вв. (4 ч)

      Завершение формирования русской народности и единого русского языка на основе московского говора и владимиро-суздальского диалекта. Церковное и религиозное влияние на культуру, искусство, быт народа. Потребность государства в грамотных людях, развитие просвещения, создание в городах «книжных училищ», открытие в Москве первого высшего учебного заведения — Славяно-греко-латинского училища. Распространение рукописных книг. Иван Федоров. Развитие книгопечатания. Появление первых учебных книг: «Грамматика», «Считание удобное» (таблица умножения), «Большой букварь».

      Развитие научных и практических знаний по математике, медицине, военному делу и др. Век великих географических открытий Азии, Дальнего Востока (С. Дежнев, Е. Хабаров, В. Поярков, В. Атласов).
      Развитие архитектуры и живописи. Интенсивное строительство каменных церквей, крепостей, влияние итальянской школы на архитектуру. Шедевры шатровой архитектуры (храм Василия Блаженного). Русские монастыри: Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Соловецкий. Развитие музыкального и театрального искусства в жизни высшего общества.
      Быт народа и высшего сословия. Патриархальность, сословность общественного уклада.
      СЛОВАРЬ: народность, просвещение, архитектура, живопись, искусство, шедевр.





























Календарный план по __истории Отечества 7 класс____ на 2023-2024 учебный год

Дни недели

Кол-во часов


Сентябрь


Октябрь


Ноябрь


Декабрь




I

II

III

IV

V

I

II

III

IV

V


I

II

III

IV

I

II

III

IV

V

Пн.



4

11

18

25

2

9

16

23

30к


6п

13

20

27


4

11

18

25к

Ср.



6

13

20

27

4

11

18

25


8

15

22

29


6

13

20

27к

итого






8




8






7




6


Всего



1 четверть- 16ч


2 четверть- 13ч





Дни недели

Кол-во часов


Январь


Февраль


Март


Апрель


Май




I

II

III

I

II

III

IV


I

II

III

IV

V

I

II

III

IV

I

II

III

IV

V

Пн.


15

22\29


5

12

19

26


4

11

18

25к

1

8

15

22/29


6

13

20

27

Ср.


10

17

24\31


7

14

21

28


6

13

20

27к

3

10

17

24

1п

8

15

22

29






7





8




6





9





8

Всего





3 четверть – 21 ч.


4 четверть- 17ч.



Итого: 67ч





6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Количество уроков: всего 68 часов; в неделю 2 часа.

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Основные понятия

НРК

Форма организации учебных занятий, виды учебной деятельности

Оборудование

Профессиональный минимум



Введение 1ч


1

Что изучает история. Счет лет в истории.

1


Познакомить учащихся с термином история; Формирование представлений о ленте времени.


Вводный урок.

Чтение вступительной статьи учебника стр.3.





1 Глава. Древняя Русь 9ч


2

Происхождение славян

1


Формировать у учащихся представления о жизни наших предков – восточных славян; на какие племена были разделены; места их расположения. Формирование понятия многонациональное государство.

Странники.


Изучения нового материала




3

В каких местах селились славяне

1


Познакомить учащихся с процессом расселения восточнославянских племён в древности; Дать представление о занятиях и быте древних славян.

Древляне, вятичи.


Работа с картой учебника стр.11. Схематическая зарисовка в тетрадь и проговаривание.

Тетрадь, цв.карандаши



4

НРК Славяне и соседние народы. О хазарах и Византии.

1


Формирование представлений о славянских племенах и племенах, которые населяли Европу; формирование образов других племен: германских, печенежских, норманнов и др.

Национальности Южного Урала

Изучения нового материала. Урок с применением ИКТ.

Презентация



5

Облик славян и черты их характера

1


Формирование представлений об облике славян, характере;


Изучения нового материала.

Пересказ текста по плану.




6

Торговый путь «из варяг в греки»

1


Волок, меновая торговля, купец


Урок изучения нового материала.

Работа со словарем.




7

Хозяйство и уклад жизни восточных славян.

1


Познакомить учащихся с хозяйством и укладом жизни восточных славян;

Холоп, челядь.


Урок изучения нового материала. Работа с учебником.

Презентация

Знакомство с профессией «овощевод»


8

НРК Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян.

1


Познакомить учащихся с жилищами восточных славян; развивать представления о женской и мужской одежде, предметах декора; познакомить с украшениями

Исторические памятники Южного Урала

Урок изучения нового материала.

Работа с учебником, иллюстрациями.

Тетрадь, цв.карандаши



9

Языческие традиции восточных славян

1


Познакомить учащихся с языческими традициями восточных славян;

Очеловечиваются, язычество, идолы, почитаемый.


Урок изучения нового материала.

Урок с применением ИКТ.

Работа с терминами, работа с текстом учебника.




10

Обобщающий урок по главе 1 «Древняя Русь».

1


Обобщить и систематизировать знания и представления учащихся о славянах, их жизни, традициях.


Урок обобщения и систематизации. Работа с учебником, кроссвордом.





Глава 2. Древнерусское государство Киевская Русь 11ч.


11

Как возникло Древнерусское государство

1


Бояре, купа, тиуны


Урок изучения нового материала.

Cоставление полных ответов на вопросы с помощью
текста.




12

О чем рассказывает древняя летопись?

1


По нраву, обильна


Урок изучения нового материала.

Логическая цепочка, составление полных ответов на вопросы с помощью текста.




13

Об Аскольде, Дире и их походах в Византию

1


Предания, Патриарх, молебен


Урок изучения нового материала.

Отвечать на вопросы к тексту.




14

Князь Олег. Правление Олега в Киевской Руси.


1


Мудрый, наместник


Пересказ частей текста с использованием новых слов




15

Князь Игорь из рода Рюриковичей. Походы Игоря на Византию.

1


Познакомить учащихся с деятельностью первых русских князей Олега, Игоря

Вещий, печенеги, каменные пороги


Урок изучения нового материала

Отвечать на вопросы к тексту.




16

Предание о гибели князя Игоря.

1


Познакомить учащихся с преданием о гибели князя Игоря

Данники, отроки, наги


Комбинированный урок

Работа со словарем




17

Как княгиня Ольга отомстила древлянам.

1


Познакомить учащихся с местью княгини Ольге.

Расхищал, любезно, мужья, долгая осада



Комбинированный урок

Составление полных ответов на вопросы с помощью текста




18

Ольга наводит порядок в Киевской Руси. Посольство Ольги в Византию.

1


Урок, становище, погост


Урок изучения нового материала

Работа со словарем




19

Сын князя Игоря и Ольги – Святослав. Война Святослава с хазарами.

1


Раскрыть роль княжеской дружины


Урок изучения нового материала




20

Битвы Святослава на Балканах. Гибель Святослава.

1


Развитие представлений о битвах

Потник, пошлина, ремесленники



Урок изучения нового материала

Анализ текста по вопросам, соотношение информации с иллюстрацией

Презентация

Знакомство с профессией «портной»


21

Обобщающий урок по главе 2. Древнерусское государство Киевская Русь

1


Обобщить знания учащихся по главе


Урок обобщения и систематизации знаний. Выполнение практической работы.






Глава 3. Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства. 14 ч


22

Сыновья князя Святослава. Возвращение Владимира на Русь.

1


Формировать представления о сыновьях князя Святослава: Ярополке, Олеге, Владимире.

Наставник, родовитый, угодья.


Логическая цепочка, составление полных ответов на вопросы с помощью текста.




23

Князь Владимир Красное Солнышко. Крещение Руси.

1


Дать общее представление об учении христианства, о значении князя Владимира в крещении Руси; раскрыть значение принятия христианства.

Херсонес, от мала до велика,



Составление полных ответов на вопросы с помощью текста. Соотношение иллюстраций с текстом.




24

Заслуги князя Владимира в укреплении Русского государства.

1


Формировать представления о князе Владимире как о человеке, который проявлял заботу о людях;




Рассказ-описание, установление причинно-следственных связей




25

Расцвет русского государства при Ярославе Мудром. Князь – воин, строитель, книжник.

1


Подчеркнуть значение деятельности Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси;


Тест, умение делать вывод с опорой на факты

Презентация

Профессия «строитель» в развитии нашего города.


26

Русская Правда Ярослава Мудрого.

1


Окаянный, свод законов, казна,

Гривна;

раскрыть сущность «Русской Правды».


Составление полных ответов на вопросы с помощью текста. Соотношение иллюстраций с текстом.




27

Русь после смерти Ярослава Мудрого.

1


Кратко охарактеризовать положение на Руси после смерти Ярослава Мудрого.


Выделение главной мысли после предварительного анализа текста




28

Князь Владимир Мономах. Память о Владимире Мономахе в истории Киевской Руси.

1


Довести до понимания учащимся значение деятельности Мономаха; кратко ознакомить с Поучением детям.

Сел на столе, бармы, венчание на царство, провозгласил, царь.


Ответы на вопросы, выделение главной мысли после предварительного анализа текста




29

Распад Руси на отдельные княжества в XII веке.

1


Дать сведения о причинах обособления княжеств; провести работу над формированием понятий «раздробленность», «вотчинник»; выделить положительные и отрицательные черты распада Киевской Руси.

После кончины, по старшинству несговорчивые, вотчины.


Пересказ близко к тексту
Умение работать в парах.




30

Новгородская республика. Господин Великий Новгород.

1


Могущество, распалась, посадник, слобода


Составление ответов на вопросы с помощью текста, умение работать в парах, дополнять ответ ученика.




31

Занятия и торговые пути новгородцев.

1


Тысяцкий, усадьба


Урок изучения нового материала

Работа с научным текстом

Ответы на вопросы к тексту





32

Ростово-суздальское княжество в XII веке.

1


Усмирить


Урок изучения нового материала

Ответы на вопросы к тексту




33

НРК История возникновения Москвы

1


Пограничная застава

История возникновения города Миасса

Работа с научным текстом

Ответы на вопросы к тексту

Заучивают словарные слова,

учатся их пояснять

Презентация



34

НРК Культура Руси в X-XIII веках.

1


Показать, что в начале XII века культура Киевской Руси достигла своего расцвета; показать, что самыми большими и красивыми зданиями были церкви, соборы, монастыри;

Иконописец, благословение, богослужебные книги.

Храмы г. Миасса

Работают с текстом учебника

Знакомятся с новыми словами из словаря

Презентация

Знакомство с профессией «иконописец»


35

Обобщающий урок по главе 3. Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства

1


Обобщить знания учащихся о Крещении Киевской Руси и расцвете Русского государства.


Урок обобщения и систематизации знаний. Выполнение практической работы.

Ответы на вопросы к тексту,







Глава 4. Русь в борьбе с завоевателями 19ч.




Пересказ текста по плану

36

Образование монгольского государства. Чингисхан и его армия.

1


Сформировать знания об образовании монгольской державы и основателе монгольской империи – Чингисхане; раскрыть завоевательный характер внешней политики Чингисхана и его преемников; объяснить внутреннюю политику монгольских государств;

Стойбище, аркан



Cоставление полных ответов на вопросы с помощью
текста.

Работа в парах.




37

Битва на реке Калке.

1


Повсеместно, перебежчики


Анализ текста по вопросам, соотношение информации с иллюстрациями




38

Нашествие монголов на Русь.

1




Пересказ частей текста с использованием новых слов.




39

Летописи о битвах на реке Сить и героической обороне Козельска.

1


Оборона, положить жизнь


Cоставление полных ответов на вопросы с помощью
текста




40

Походы Батыя на южнорусские земли.

1




Логическая цепочка, составление полных ответов на вопросы с помощью текста.




41

Новгородский князь Александр Невский (1236-1263).

1


Раскрыть качества государственного деятеля, дипломатию полководца Александра Невского. Объяснить, почему Александр Невский стал национальным героем.

Ярлыки, яростно.


Пересказ частей текста с использованием новых слов

Презентация

Познакомить с понятием «государственный деятель, дипломат»


42

Ледовое побоище.

1


Показать героическую борьбу русского народа с немецкими рыцарями в Ледовом побоище. Предает волю, верста, чудь,


Тренировочные задания по «чтению» исторической карты.




43

Власть Золотой Орды над русскими князьями.

1


Познакомиться с историей установления монгольского ига на Руси и выяснить принципы управления Русью; рассмотреть взаимоотношения русских князей с Ордой; обобщить итоги и последствия более двухвекового владычества монголо-татар; дать определения понятиям: иго, Золотая Орда, ярлык, баскаки, чадо, лавра, численники.


Составление полных ответов на вопросы с помощью текста. Соотношение иллюстраций с текстом.




44

Русские княжества в XII-XIV веках. Борьба Москвы с Тверью.

1


Показать феодальную раздробленность на Руси; выяснить причины разногласий между княжествами;


Составление полных ответов на вопросы с помощью текста




45

Московский князь Иван Калита (1325 – 1340). Наследники Калиты.

1


Рассказать о деятельности московского князя Ивана Калиты. Показать, какие изменения появились в Москве в годы княжения Ивана Калиты;

Свита, заветный, митрополит.


Пересказ частей текста с использованием новых слов.


Познакомить с понятием профессии «митрополит»


46

Изменения в золотой Орде.

1




Составление полных ответов на вопросы с помощью текста.




47

Московский князь Дмитрий Иванович (1350-1389). Благословение Сергия Радонежского.

1


Дать характеристику московскому князю Дмитрию Ивановичу и его деятельности перед Куликовской битвой. Дать краткие сведения из жизни святого Сергия Радонежского;

Ратники.


Совершенствовать навыки работы с учебником: самостоятельно читать текст, составлять полные, развернутые ответы, делать выводы.





48

Куликовская битва.

1


Показать борьбу русского народа за независимость. Выявить понимание факторов, определяющих победу или поражение в битве.

Паника.


Составление полных ответов на вопросы с помощью текста. Соотношение иллюстраций с текстом.





49

Поход Тохтамыша на Москву в 1382 году.

1


Показать учащимся причины похода Тохтамыша на Москву; разорение Москвы.


Учить анализировать факты, используя текст и иллюстрации учебника




50

Наследники Дмитрия Донского. Василий II Тёмный.

1


Братоубийственная война, мурза, мурзы.


Рассказ-описание, установление причинно-следственных связей





51

Собирание Руси Иваном III. Покорение Новгорода.

1


Раскрыть основные направления политики Московского княжества во времена Ивана III; сформировать представление о личности Государя Всея Руси;

Латинская вера, вдова.


Выделение главной мысли после предварительного анализа текста




52

Освобождение Руси от Золотой Орды.

1


Рассказать детям о значении свержения правления Золотой Орды;



Чтение текста, выделение главной мысли после предварительного анализа текста

Презентация

Знакомство с профессией «делопроизводитель, секретарь».


53

Управление государством Иваном III.

1


Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в управлении страной во время правления Ивана III

Волостели, взятки, дьяк.


Пересказ близко к тексту
Работа со словарем.




54

НРК Обобщающий урок по главе.

1


Обобщить и систематизировать знания учащихся по главе.

Южный Урал во времена борьбы с завоевателями.

Составление ответов на вопросы с помощью текста, умение работать в парах, дополнять ответ ученика.

Презентация




Глава 5. Единое Московское государство 14 ч.


55

Русь в XVI веке. Царь Иван Грозный.

1


Познакомить учащихся с царем Иваном Грозным (личность);

Кровопролитие.


Анализ текста по вопросам, соотношение информации с иллюстрацией.




56

Близкое окружение царя Ивана IV. Земский собор, реформы Избранной рады.

1


Показать помощников Ивана Грозного в управлении страной; разъяснить роль судебника.

Опекал, самодержец, высшее духовенство.


Умение подобрать из текста факты, раскрывающие утверждение.




57

Войны Ивана Грозного.

1


Формирование представлений о защите Иваном Грозным земель русских от противников;

Вельможа.


Умение подобрать из текста факты, раскрывающие утверждение




58

НРК Война с западными странами.

1


Формирование представлений о желании Ивана IV укрепить свое государство и его заинтересованность в мастерах военного дела, литейщиках, медиках и др специалистах, которых в Русском государстве почти не было.

Литейщики, ливонские рыцари.

Металлургические комбинаты Челябинской области.

Составление рассказа по опорным словам и иллюстрациям.

Работа со словарем.

Презентация

Знакомство с профессией «литейщик»


59

Опричнина.

1


Формирование понятия опричнина и предпосылок к его появлению; формирование представлений о личности Ивана Грозного;

Опричнина, покаяние,


Умение выделять главную мысль в текстовом отрывке




60

Погромы в Новгороде и конец опричнины. Покорение Сибири.

1


Показать жестокую расправу Ивана Грозного над жителями Новгорода; Расширение границ Русского государства за счет покорения казаками Сибирского ханства Ермаком.

Казаки.


Составление рассказа по опорным словам и иллюстрациям




61

Россия после Ивана Грозного. Лжедмитрий I – самозванец.

1


Формировать представления о личности Федора Ивановича. Правление Бориса Годунова и причины голода. Показать предпосылки для появления самозванцев. Правление Лжедмитрия I.

Династия, карает, самозванец.


Умение подобрать из текста факты, раскрывающие утверждение




62

Лжедмитрий II. Семибоярщина.

1


Формировать представления о Лжедмитрии II самозванце и ставленнике Польши и Литвы.


Работа с текстом, умение применять в речи словарные слова.





63

Русская православная церковь в Смутное время. Минин и Пожарский: за веру и Отечество!

1


Выявить причины , которые способствовали наступлению Смутному времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты, социальный состав участников этих событий. Познакомить учащихся с гражданским подвигом Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, патриарха Гермогена и русского народа.

Гарнизон.


Совершенствовать навыки работы с учебником: самостоятельно читать текст, составлять полные, развернутые ответы, делать выводы.







64

Воцарение династии Романовых. Царь Алексей Михайлович Романов (1645-1676).

1


Сословия, батоги, розги, барщина


Рассказ – описание по иллюстрации с опорой на текст, умение использовать словарные слова.




65

Раскол в Русской православной церкви.

1


Патриарх.


Работа с текстом, соотношение т-та и иллюстраций.




66

Укрепление южных границ России. О казаках.

1


Наглядно показать укрепление южных границ России.

Казаки.


Выделять главную мысль в текстовом отрывке




67

НРК Развитие России в XVII веке. Культура России в XVI – XVII веках.

1


Печатный двор.

Исторические памятники строительства города Миасса.

Умение подобрать из текста факты, раскрывающие утверждение

Презентация



67

Обобщающий урок по главе.

1


Обобщить знания учащихся по главе.


Пересказ близко к тексту по вопросам.









7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Учебно-методическое обеспечение учебного курса:


Основной учебник:

И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова, И.В.Карелина. История Отечества 7 класс: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида.- Просвещение, 2018

Дидактические и методические пособия для учителя:


И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова .Рабочая тетрадь,2018


И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова. Методические рекомендации,2018









  1. Приложение (контрольно-измерительные материалы, содержание НРК, содержание профминимума, критерии оценивания).


КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительных материалов создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждого раздела. В конце года проводится итоговая контрольная работа (итоговый контроль) по изученному материалу.


Критерии оценивания знаний и умений:


На уроках истории возможны короткие проверочные работы для выявления пробелов в знаниях и умениях. В каждом устном ответе выделяются ключевые слова (исторические термины, понятия, названия предметов и др.), которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин.

При оценке знаний, умений, навыков учащихся необходимо учитывать следующее:

- при оценке устного ответа – правильность, полноту, развернутость, логичность, последовательность ответа, правильность речи, аргументированность рассуждения, умение сослаться на текст учебника, пользоваться исторической картой.

Оценка устных ответов:

- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изучаемого  материал;

-полнота ответа;

-умение на практике применять свои знания;

-последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» - понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ.

Оценка «4»- при ответе допускаются неточности; ошибки в речи; ошибки в речи исправляет только с помощью учителя.

Оценка «3»- материал излагается недостаточно полно и последовательно; допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет только с помощью учителя или учащихся.

Оценка «2»- незнание большей части изучаемого материала, не использует помощь учителя и учащихся.

Содержание НРК

№ п/п

Тема урока

Дата

Тема Н.Р.К.

Содержание Н.Р.К.

1

Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян.


Исторические памятники Южного Урала

Экскурсия в краеведческий музей г. Миасса (Презентация).

4

Славяне и соседние народы. О хазарах и Византии.


Национальности Южного Урала

Презентация, беседа. Примеры из жизни семей учащихся.

33

НРК История возникновения Москвы


История возникновения города Миасса

Город Миасс (Презентация, фильм).

34

Культура Руси в X-XIII веках.


Храмы г. Миасса

Заочное знакомство с храмами г. Миасса (Храм Святой Троицы, Храм Богоявления, Храм иконы (Презентация)

54

НРК Обобщающий урок по главе.


Южный Урал во времена борьбы с завоевателями

Презентация. «Жители Челябинской области – участники гражданской войны, ВОВ.»

58

НРК Война с западными странами.


Металлургические комбинаты Челябинской области.

Презентация, фильм о Магнитогорском металлургическом комбинате

67

НРК Развитие России в XVII веке. Культура России в XVI – XVII веках.


Исторические памятники строительства города Миасса.

Экскурсия в старую часть города Миасса (Презентация, фильм)



Содержание профессионального минимума

№ урока

Дата

Тема урока

Содержание профессионального минимума

7


Хозяйство и уклад жизни восточных славян.

Знакомство с профессией «овощевод»,

актуализация представлений о данном профессиональном направлении в городе

20


Битвы Святослава на Балканах. Гибель Святослава.

Знакомство с профессией «портной», определение особенности профессии. Образование

34


НРК Культура Руси в X-XIII веках.

Знакомство с профессиями «иконописец», выявление личных качеств, которыми должен обладать специалист.

41


Новгородский князь Александр Невский (1236-1263).

Знакомство с понятием «государственный деятель, дипломат», выявление личных качеств, которыми должен обладать специалист.

45


Московский князь Иван Калита (1325 – 1340). Наследники Калиты.

Знакомство с профессией «митрополит», заочная экскурсия в Московский кафедральный собор.

52


Освобождение Руси от Золотой Орды

Знакомство с профессией «делопроизводитель, секретарь, экскурсия на рабочее место секретаря школы.

58


НРК Война с западными странами.

Знакомство с профессией «литейщик», особенности, возможность получение данной специальности в Челябинской области и городе Миассе.







Фамилия, имя учащегося--------------------------------------------------------------------------

Класс----------- Дата--------------------------

Тест № 1

Тема: Введение в историю.

Задание 1.

Можно ли назвать историческим источником рассказ дедушки о его участии в Великой Отечественной войне? Почему?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание 2.

Где допущена ошибка? ( зачеркнуть лишнее)

Вещественные источники:

глиняный сосуд

кость животного

стеклянные бусы

Письменные источники:

старинная книга

газета

монета


Задание 3.

Расположите на ленте времени следующие даты: 1901г., 1250г., 1237г., 1578г., 1799г.


-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание 4.

Определите век:

1523г.= 1025г.=

734г.= 1950г.=

2000г.= 1113г.=

1000г.= 988г.=


Задание 5.

Разгадайте ребус:


Р1а- --------------------------------------- 100 лица-------------------------------------------


Задание 6.


Как называется наша страна, столица, наш город

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Фамилия, имя учащегося--------------------------------------------------------------------------------------------


Класс---------------------- Дата----------------------------------------------------------------


Тест №2


Тема: История нашей страны древнейшего периода.


Задание 1.

Напишите название племен

Д.ег…чи -------------------------------- Кри..чи------------------------



Задание 2.

В названии какого занятия восточных славян четыре буквы «е»?


е..е..е..е----------------------------------------


Задание 3.

Какая вера была у восточных славян? (зачеркнуть лишнее)

Язычество

Христианство

Мусульманство


Задание 4.

К кому обратились послы со следующими словами: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; велите княжить и владеть нами»? (зачеркнуть лишнее)

Рюрик

Синеус

Трувор

Олег

Игорь


Задание 5.

Расшифруйте анаграмму:

У С С И Е Н------------------


Р О В У Р Т-------------------


Задание 6.

Как звали братьев Рюрика? ( зачеркнуть лишнее)

Рюрик

Синеус

Олег

Трувор





Фамилия, имя учащегося --------------------------------------------------------------------------------------


Класс--------------------------------- Дата -----------------------------------------------------------------


Тест № 3.


Тема: Киевская Русь.


Задание 1.


Когда образовалась Киевская Русь-государство восточных славян?

X век

IX век

XI век


Задание 2.

Назовите первых русских князей Киевской Руси, установив последовательность их правления:

Ольга

Олег

Игорь

Святослав


Задание 3.

Когда произошло крещение Руси?

899 г.

988 г.

1013 г.


Задание 4.

Соотнесите имена людей с их деятельностью. Соедините стрелками.


Владимир Мономах


Создал первый

русский сборник законов



Помирил князей,

установил мир на Руси


Ярослав Мудрый


Задание 5.

Игра «Третий лишний» (зачеркнуть)

Днепр – Почайна – Волхов

Кирилл – Мефодий – Владимир


Фамилия, имя учащегося ------------------------------------------------------------------------------


Класс----------------------------- Дата ---------------------------------------------------------


Тест № 4.


Тема: Распад Киевской Руси.


Задание 1.

О каком историческом периоде развития Киевской Руси говорится в этом высказывании:

Чтоб вы знали, что пришла к нам гибель

Из-за княжеских распрей бесконечных.

Испокон веков они, как волки,

Грызлись меж собою, разоряли

Города и села друг у друга,

Злобу вымещали на невинных.


Задание 2.

Соедините стрелками правильные ответы:


Киев – столица … Новгородской республики

Новгород – столица …… Киевского княжества

Владимир – столица …………. Владимиро-Суздальской земли


Задание 3.

К какому году относится первое упоминание о Москве?

1052 г.

1147 г.

1169 г.


Задание 4.

Что было примечательного в Новгороде? Выберите правильный ответ.

Наличие храма

Мощеные улицы

Хорошо укрепленная крепость


Задание 5.

Соотнесите названия города и памятники архитектуры:

К иев Мостовые


Новгород Церковь Покрова-на-Нерли


Владимир Софийский собор


Задание 6.

Кто обладал наибольшей властью в Новгороде?

Князь

Посадник

Купцы

Фамилия, имя учащегося-------------------------------------------------------------------------------------


Класс---------------------------------- Дата ------------------------------------------------------


Тест № 5.


Тема: Борьба с иноземными завоевателями.


Задание 1.

Соотнесите даты и события:

1 242 г. Ледовое побоище


1 240 г. Нашествие монголо-татар


1237 г. Невская битва


1 223 г. Битва на реке Калке


Задание 2.

Какой город монголо-татары прозвали «злой город»?

Киев

Владимир

Козельск


Задание 3.

Как вы понимаете русскую пословицу: «Пришла беда -отворяй ворота»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание 4.

Кому принадлежат эти слова?

«Когда нас всех не будет, тогда все наше будет»

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«И смели их русские и гнали по льду семь верст»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Задание 5.

Как назывались сторожевые отряды?

Дозор

Караулы

Вахтер


Задание 6.

Под каким названием в историю вошла битва с немецкими рыцарями?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Фамилия, имя учащегося----------------------------------------------------------------------------------------


Класс---------------------------- Дата ---------------------------------------------------


Тест № 6.


Тема: Начало объединения русских земель.


Задание 1.

Какие из перечисленных городов в разное время были столицами Руси? (подчеркнуть)

Ярославль, Москва, Новгород, Киев, Архангельск, Владимир.


Задание 2.

Как звали богатырей, между которыми состоялся поединок перед Куликовской битвой?

Мамай

Челубей

Пересвет

Боброк


Задание 3.

За что Дмитрий Иванович получил прозвище «Донской»?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание 4.

Соотнесите даты и события:


1 380 г. Битва на реке Калке


1 480 г. Стояние на реке Угре


1223 г. Куликовская битва



Задание 5.

О чем говорится в этом стихотворении?


Как из перстов слагается кулак

И вот по русским городам

Прошла молва:

Великий князь московский

Теперь повсюду собирает войско-

Намерен он с татарами сразиться

И Русь от ига тяжкого избавить.


Куликовская битва

Стояние на Угре

Ледовое побоище


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по истории 7 класс

Автор: Татьяна Николаевна Собинова

Дата: 12.10.2023

Номер свидетельства: 637887

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "ИСТОРИЯ Рабочая программа 6 класс."
    ["seo_title"] => string(37) "istoriia-rabochaia-proghramma-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "255136"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447866695"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 6 класс."
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia_programma_istoriia_rossii_vseobshchaia_istoriia_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "569543"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610122495"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа, история, 9 класс "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-istoriia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "153318"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420993421"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа по истории (8 класс) "
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramma-po-istorii-8-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "194341"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427761981"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "История. Рабочая программа. 7 класс(ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(42) "istoriia-rabochaia-proghramma-7-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "117018"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412685375"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства