kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по истории России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа соответствует стандартам 2-го поколения 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории России»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по курсу «История России» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт, и Примерной основной образовательной программой основного общего образования.



Места учебного предмета в учебном плане


Структуризация представленной программы осуществлена в соответствии с Примерным учебным планом, согласно которому на изучение истории в 7 классе отводится 2 учебных часа в неделю. В свою очередь, курс истории России рассчитан на 44 часа учебного времени.

Курс истории России является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он вносит определяющий вклад в решение общих задач изучения предмета. В то же время он обладает особым потенциалом для достижения важнейших педагогических результатов. Прежде всего здесь имеется в виду формирование у обучающихся ценностных ориентаций, направленных на воспитание патриотизма, гражданственности и толерантности. Курс истории России в 7 классе охватывает историю развития российского общества и государства, начиная с завершения объединения русских земель при Василии III и заканчивая правлением Фёдора Алексеевича и событиями 1682 г.

Структурно курс делится на три тематических раздела:

Создание Московского царства.

Смутное время.

Россия при первых Романовых.


Основной целью курса «История России» в 7 классе является формирование элементарных представлений у обучающихся о развитии российского общества, государства и культуры в XVI—XVII вв., что вносит важнейший вклад в решение главной цели исторического образования — «формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно - ориентированной личности»

Эта общая цель определяет задачи курса:

• формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном российском обществе;

• овладение знаниями об особенностях развития российского общества в XVI—XVII вв. в социальной, экономической, политической и духовной сферах;

• воспитание в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;

• развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учётом принципов научной объективности и историзма;

• развитие умений самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого;

• развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.

Реализация данных общих задач курса в соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории должна основываться на следующих базовых принципах школьного исторического образования:

• ценностях гражданского общества — верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;

• идее преемственности этапов российской истории;

• воспитательном потенциале исторического образования, его исключительной роли в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;

• общественном согласии и уважении как необходимом условии взаимодействия государств и народов в новейшей истории;

• познавательном значении российской истории .


Основными приоритетами курса отечественной истории, согласно Концепции нового учебнометодического комплекса по отечественной истории, являются:

• многоуровневое представление истории;

• многоаспектный (многофакторный) характер истории;

• человек в истории;

• историко-культурологический подход: пространство диалога.

Многоуровневое представление истории России в 7 классе заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.

Ещё одним важным моментом здесь является обращение к материалу по региональной истории, богатому наглядной и яркой информацией, вызывающей большой интерес и имеющей личностную значимость для обучающихся. Речь идёт о многоуровневом рассмотрении истории государства и населяющих его народов, истории региона, города, села, семьи. Изучение региональной истории способствует развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма. Поэтому региональная тематика нашла отражение в планируемых предметных и личностных результатах, данных в по- урочном тематическом планировании.

Многоаспектный (многофакторный) характер истории предполагает признание наличия нескольких одинаково важных факторов исторического развития: природно-климатического, политического, экономического, религиозного и т.п. С учётом этих факторов следует рассматривать ключевые явления и процессы российской истории. При этом не должно создаваться ситуации доминирования политической истории, т.к. освещение проблем духовной и культурной жизни России является одной из важнейших за- дач исторического образования. Школьники должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности. История России XVI— XVII вв. в этом плане предоставляет богатейший материал.

Для преподавания истории в школе исключительно велика роль историко-антропологического под- хода. Именно человеческое измерение истории прививает интерес и уважение к своей истории, служит источником и инструментом формирования у молодого поколения личностного, эмоционально окрашенного восприятия прошлого. Линия «человек в истории» в курсе отечественной истории раскрывает условия жизни и быта, традиции и ценности российского общества, отношение наших предков к миру природы, к соседним народам, к социальным, религиозным и политическим институтам России, к способам самовыражения и реализации творческих способностей личности в разных исторических условиях.

Изучение культуры и культурного взаимодействия между народами нашей страны в древности даёт представление о нравственных корнях и основах российского общества, знакомит школьников с культурными достижениями и традициями народов, входивших в состав Российского государства в XVI— XVII вв. Образы культуры, характеристика многообразия и опыта культурного взаимодействия различных народов способствуют формированию у обучающихся гражданской идентичности и умению вести меж- культурный диалог, что особенно актуально в современной школе. Также историко-культурологический подход предполагает формирование бережного отношения к культурному наследию, ценностного отношения к памятникам истории и культуры нашей страны.


Статус документа

Рабочая программа полностью отражает основные идеи и предметные темы Историко-культурного стандарта и ФГОС основного общего образования. Данная рабочая программа позволяет учителям получить представление о целях и содержании учебного предмета, а также предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов. На её основе учитель самостоятельно может разработать свою рабочую программу, ориентируясь на личный опыт, особенности образовательного процесса в конкретной образовательной организации, степень подготовленности класса и т.п.


Структура документа

Рабочая программа по истории России для 7 класса содержит:

— пояснительную записку, в которой определяются цели и задачи обучения истории, раскрываются структура и особенности курса, конкретизируются планируемые результаты освоения курса, материально технические условия реализации программы курса «История России», даётся список рекомендуемой литературы, интернет ресурсов;

— содержание курса с примерным распределением учебных часов по тематическим разделам и указанием основных понятий и персоналий тем;

— поурочное тематическое планирование, в котором определены: количество учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, цели, основные виды деятельности обучающихся, планируемые результаты каждого урока.


Планируемые результаты освоения курса


Методической основой преподавания истории в основной школе, согласно ФГОС, является системно деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности обучающихся.

Личностными результатами освоения обучающимися курса истории России в 7 классе являются:

• формирование представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека в обществе, для жизни в современном Российском государстве и поликультурном мире;

• приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса;

• освоение гуманистических традиций и ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, живущих в России;

• опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны.


Метапредметными результатами освоения обучающимися курса являются:

• способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы;

• способность осуществлять контроль и коррекцию своих действий в случае расхождения результата с заданным эталоном, оценивать результаты своей работы;

• умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литера- тура, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;

• овладение навыками исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ста- вить вопросы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи;

• готовность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать эффективное сотрудничество, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;

• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация и др.).


На предметном уровне в результате освоения курса «История России. XVI—XVII вв.» обучающиеся научатся:

• датировать важнейшие события и процессы в истории России XVI—XVII вв., характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской цивилизации и государственности; устанавливать связь с фактами из курса всеобщей истории;

• читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историко-географические объекты; описывать их положение в стране и мире; показывать направления значительных передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках;

• характеризовать важные факты отечественной истории XVI—XVII вв., классифицировать и группировать их по различным признакам;

• рассказывать (устно или письменно) о главных исторических событиях отечественной истории изучаемого периода и их участниках;

• составлять описание образа жизни различных групп населения Руси, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях истории России XVI—XVII вв.;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в XVI—XVII вв.; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) ценностей, религиозных воззрений, представлений человека о мире; г) художественной культуры России в XVI—XVII вв.;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории данного времени (социальных движений, реформ, взаимодействия между народами и странами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в XVI—XVII вв., определять общие черты и особенности;

• давать оценку событиям и личностям отечественной истории изучаемого периода; обучающиеся получат возможность научиться:

• давать сравнительную характеристику политического устройства государств Нового времени;

• сопоставлять вариативные версии и оценки в учебном и документальном текстах, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным и морально-этическим вопросам истории России XVI—XVII вв.;

• образно характеризовать яркие исторические личности и типичных представителей социокультурных групп российского общества, описывать памятники истории и культуры России, используя основные и дополнительные источники, а также приёмы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого; представлять результаты своей работы в формате рассказов (сообщений), презентаций с использованием ИКТ;

• самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры России, способствовать их охране.


В целом на предметном уровне у обучающихся будут сформированы:

• целостное представление об историческом пути России в XVI—XVII вв. как о важном периоде отечественной истории, в течение которого развивалась российская цивилизация, складывались основы российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского общества, шли процессы этнокультурной, религиозной, социальной самоидентификации;

• яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры российской истории XVI—XVII вв.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(44 ч)

Введение (1 ч)


Хронологические рамки курса. Особенности государственного, экономического, социального и культурного развития России в XVI—XVII вв. Принципы периодизации отечественной истории XVI—XVII вв.
Источники по российской истории XVI—XVII вв.
Основные понятия и термины: исторический источник.


Р а з д е л I. Создание Московского царства (11 ч)


Завершение объединения русских земель. Правление Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Укрепление великокняжеской власти. Складывание системы управления единым государством. Формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, её роль в управлении государством. Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Складывание сословной системы общества. Дворянство, духовенство, торгово-ремесленное население городов. Крестьянство. Крестьянские повинности. Формирование казачества. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва — третий Рим».
Основные понятия и термины: самодержавие, Боярская дума, думные чины, окольничие, местничество, наместники, волостели, волость, стан, сословия, дворянство, помещики, вотчина, поместье, духовенство, посадский люд, тягло; черносошные, владельческие и монастырские крестьяне, оброк, барщина, казачество.

Иван Грозный — первый русский царь

Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой. Период боярского правления. Детство Ивана IV и условия становления его личности. Значение венчания на царство Ивана IV для внутриполитического развития и международного статуса Московского государства. Московское восстание 1547 г. Избранная рада: её состав и значение. Земские соборы. Развитие приказной системы.Отмена кормлений. Система налогообложения. Земская реформа: формирование органов местного самоуправления. Судебник 1550 г. Служилые люди. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе».

Основные понятия и термины: царь, Избранная рада, Земский собор, приказы, дьяки, губные старосты городовые приказчики, земские старосты, Судебник 1550 г., дворянское ополчение, стрелецкое войско, стрельцы.

Основные персоналии: Елена Глинская, Андрей Старицкий, Иван IV, А.Ф. Адашев, А.М. Курбский, митрополит Макарий, священник Сильвестр.


Внешняя политика России при Иване Грозном

Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства.
Народы Поволжья после присоединения к России. Укрепление южных границ Российского государства.
Ливонская война: причины и характер. Причины поражения России и его последствия для экономического и политического положения страны. Предпосылки и причины продвижения русских на восток. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Роль казаков в освоении Сибири. Начало присоединения к России Западной Сибири.Основные понятия и термины: засечная черта, ясак.Основные персоналии: Иван IV, И.Г. Выродков, Ермак, хан Кучум, Стефан Баторий, И.П. Шуйский. Опричное лихолетье и конец московской династии Рюриковичей. Опричнина, дискуссия о её причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Отношение современников к деятельности Ивана Грозного в период опричнины (митрополит Филипп, князь Андрей Курбский, Малюта Скуратов и др.). Набег хана Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ. Царствование Фёдора Иоанновича: характер царя и его правление. Возвышение боярина Бориса Годунова. Введение «урочных лет» как продолжение политики закрепощения крестьян. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега хана Казы (Гази)-Гирея в 1591 г.
Русско-шведская война. Тявзинский мирный договор: восстановление позиций в Прибалтике. Пресечение царской династии Рюриковичей.

Основные понятия и термины: опричнина, опричник, земщина, заповедные лета, урочные лета, закрепощение крестьян.

Основные персоналии: Иван IV, митрополит Филипп, Малюта Скуратов, хан Девлет-Гирей, М.И. Воротынский, царь Фёдор Иоаннович, хан Казы (Гази)-Гирей, Б.Ф. Годунов. Русская православная церковь в XVI в. Особенности отношения государственной и церковной властей в XVI в. Стоглавый собор. Святые и еретики XVI в. Учреждение патриаршества и его историческое значение. Основные понятия и термины: Стоглавый собор, юродивые, еретики, патриаршество.

Русская культура в XVI в.

Развитие письменности в XVI в. Начало книгопечатания. Основные жанры русской литературы XVI в.Лицевой летописный свод. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Домострой. Развитие изобразительного искусства в XVI в. Продолжение формирования дворцово-храмового ансамбля Соборной площади в Москве. Крепостное строительство: Китай-город, Смоленский, Зарайский, Нижегородский, Серпуховской, Коломенский кремли. Фёдор Конь. Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря. Шатровый стиль в архитектуре. Собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного).Развитие науки и техники в XVI в.Основные понятия и термины: скоропись, книгопечатание, летописный свод, парсуна, шатровый стиль.

Основные персоналии: Иван Фёдоров, Пётр Мстиславец, Алевиз Новый, Петрок Малый, Фёдор Конь, Барма, Постник Яковлев, Андрей Чохов.


Р а з д е л II. Смутное время (7 ч) 
В преддверии Смуты

Предпосылки и причины Смуты в России на рубеже XVI—XVII вв. Тайна гибели царевича Дмитрия. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601—1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.
Основные понятия и термины: Смутное время, династический кризис, Земский собор.
Основные персоналии: Б.Ф. Годунов, В.И. Шуйский, царевич Дмитрий, Ф.Н. Романов.

Лжедмитрий I. Предпосылки появления самозванства. Личность Лжедмитрия I. Война Лжедмитрия I с Борисом Годуновым. Правление и гибель Лжедмитрия I.
Основные понятия и термины: самозванство, казаки, холопы.
Основные персоналии: Лжедмитрий I, Марина Мнишек, Ф.И. Мстиславский.


Правление Василия Шуйского


Обстоятельства восшествия на престол Василия Шуйского. Причины, социальный состав, цели участников движения И.И. Болотникова; основные эпизоды и причины поражения. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну.

Основные понятия и термины: «крестоцеловальная запись», бояре.

Основные персоналии: В.И. Шуйский, патриарх Гермоген, митрополит Филарет, И.И. Болотников,И. Пашков, П. Ляпунов, Г.П. Шаховской, А.А. Телятевский.

Лжедмитрий II. Вторжение


Лжедмитрий II: личность самозванца, его социальная опора и военно-политическая поддержка. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Расцвет самозванства. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска. Захват Новгорода шведскими войсками.

Основные понятия и термины: Тушинский вор, «тушинские перелёты».

Основные персоналии: В.И. Шуйский, Лжедмитрий II, И.М. Заруцкий, Я. Сапега, .В. Скопин-Шуйский, Сигизмунд III, М.Б. Шеин, королевич Владислав, С. Жолкевский, Карл IX.

Междуцарствие (1610—1613)

Свержение с престола Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Договор об избрании на престол польского королевича Владислава. Вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Русская православная церковь и патриарх Гермоген как духовные организаторы борьбы за спасение России. Первое ополчение: социальная база участников, внутренние противоречия. Лжедмитрий III. Основные понятия и термины: Семибоярщина, народное ополчение, «Совет всея земли». Основные персоналии: Ф.И. Мстиславский, королевич Владислав, патриарх Гермоген, П.П. Ляпунов, И.М. Заруцкий, Д.Т. Трубецкой, Лжедмитрий III. Второе ополчение и освобождение Москвы. Ситуация в стране к середине 1612 г. Формирование Второго ополчения, социальный состав и предводители (Кузьма Минин и князь Д.М. Пожарский). Освобождение Москвы в 1612 г. Подготовка к Земскому собору. Претенденты на российский престол и преимущества кандидатуры М.Ф.Романова. Избрание царя из династии Романовых и его венчание на царство. Подвиг Ивана Сусанина.
Основные понятия и термины: Семибоярщина, народное ополчение, «Совет всея земли», Земский собор.
Основные персоналии: королевич Владислав, Кузьма Минин, Д.М. Пожарский, М.Ф. Романов.

Р а з д е л III. Россия при первых Романовых (20 ч)
Правление Михаила Фёдоровича (1613—1645)


Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход королевича Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени. Основные направления внутренней политики Михаила Фёдоровича. Роль Земских соборов и патриарха Филарета в политической жизни России в царствование Михаила Романова. Восстановление экономического потенциала страны. Смоленская война (1632—1637) и причины поражения в ней России. Укрепление южных границ Московского государства в контексте отношений с Крымским ханством
и Османской империей. Взятие Азова и проблема принятия его «под руку Москвы». Итоги правления Михаила Фёдоровича и положение России в середине XVII в.
Основные понятия и термины: Столбовский мир, Деулинское перемирие, пятинные деньги, соха,Поляновскиймир,«Азовскоесидение».
Основные персоналии: М.Ф. Романов, патриарх Филарет, М.Б. Шеин.

Правление Алексея Михайловича (1645—1676)

Личность царя Алексея Михайловича. Правительство Б.И. Морозова. Соляной бунт 1648 г.: предпосылки и причины восстания, социальный состав его участников, требования и действия восставших, последствия. Соборное уложение 1649 г.: основные положения. Окончательное оформление крепостного права в России. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества.
Основные понятия и термины: Соляной бунт, челобитная, белые слободы, Соборное уложение, тягло, крепостное право.
Основные персоналии: царь Алексей Михайлович, Б.И. Морозов, Н.И. Одоевский.

Россия в XVII в.

Территория и население России в XVII в. Административное деление страны. Россия как многонациональное государство. Система государственного управления. Укрепление самодержавия и ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Затухание деятельности Земских соборов. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Создание полков нового(иноземного)строя. Экономическое развитие Россиив XVII в. Развитие внутренних торговых связей и хозяйственной специализации регионов Российского
государства. Ярмарки. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком. Возникновение мануфактурного производства.
Основные понятия и термины: сословно-представительная монархия, абсолютизм, Боярская дума, Государев двор, приказы, приказные люди, приказ Тайных дел, воеводы, земские старосты, городовые приказчики, дворяне, дворянское ополчение, полки нового (иноземного) строя, мелкотоварное производство, ярмарка, купцы, мануфактура, приписные крестьяне.

Русская деревня в XVII в.

Последствия Смуты для сельского хозяйства страны. Освоение новых сельскохозяйственных угодий.Развитие растениеводства, огородничества и скотоводства в XVII в. Рыбный промысел. КрестьянствовXVIIв.Распространениедворянскогоземлевладения.Основные понятия и термины:барщина,оброк,тягло,бобыли,захребетники,однодворцы.ПрисоединениеУкраиныкРоссииУкраинские земли под властью Речи Посполитой. Запорожская Сечь — центр борьбы украинского народа за освобождение. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада 8 января 1654 г. Война России с Речью Посполитой 1654—1667 гг. Русско-шведская война 1656—1658гг.иеёрезультаты.

Основные понятия и термины: Люблинская уния, католицизм, Униатская церковь, шляхта, казачество, гетман, реестровые казаки, Запорожская Сечь, атаман, Зборовский договор, Белоцерковский мир, Переяславская рада, Андрусовское перемирие.

Основные персоналии: Б.М.Хмельницкий, И.Выговский.

Раскол в Русской православной церкви

Необходимость церковных реформ в середине XVII в. Кружок ревнителей благочестия. Личность патриарха Никона и суть церковной реформы. Сущность раскола Русской православной церкви. Никон и Аввакум: столкновение судеб и характеров. Старообрядчество. Трагические страницы истории старообрядчества: «дело боярыни Морозовой», осада Соловецкого монастыря.
Основные понятия и термины: кружок ревнителей благочестия, церковный обряд, старообрядчество, раскол.
Основные персоналии: Стефан Вонифатьев, патриарх Никон, царь Алексей Михайлович, Епифаний Славинецкий, протопоп Аввакум, боярыня Феодосия Морозова.

Народные волнения в 1660—1670-е гг.

Предпосылки и причины народных волнений в связи с внутренней и внешней политикой царя Алексея Михайловича. Медный бунт (1662): причины, социальная база, результаты и последствия. Общее и особенное в городских восстаниях 1648 и 1662 гг. Донское казачество в XVIIв.:условия формирования, образ жизни, роль в охране южных рубежей России, отношения с царской властью, социальное и имущественное расслоение казаков. Степан Разин как предводитель донского войска. Восстание 1670—1671 гг.: цели и социальный состав участников,«прелестныеписьма»,основные места сражений разинцев с правительственными войсками, итоги восстания.
Основные понятия и термины: Медный бунт, поход «за зипунами», «прелестные письма».
Основные персоналии: царь Алексей Михайлович, С.Т.Разин.

Наследники Алексея Михайловича

Дети Алексея Михайловича. Личность Фёдора Алексеевича. Планы преобразований. Налоговая реформа. «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отмена местничества. События1682г.

Основные понятия и термины: местничество, подворное налогообложение, cтрелецкий бунт, Вечный мир с Речью Посполитой.
Основные персоналии: Фёдор Алексеевич, Софья Алексеевна, Пётр и Иван Алексеевичи, Н.М.Зотов,И.А.Хованский.


Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в.

Народы Сибири и Дальнего Востока. Цели и способы освоения русскими пространств Сибири и Дальнего Востока в XVII в. Политика властей в отношении народов Сибири и Дальнего Востока, а также условия их вхождения в состав Российского государства. Сибирский приказ (1637).Основание русских острогов и городов в Сибири и на Дальнем Востоке. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения, формирование многонациональной элиты. Русские географические открытия. Плавание Семён. Дежнёва. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч — корабль русских первопроходцев. Военные столкновения с маньчжурами и империей Цин. Нерчинский договор (1689)с Китаем.

Основные понятия и термины: землепроходцы, «мягкая рухлядь», острог, ясак, Сибирский приказ, Нерчинский договор.
Основные персоналии: Ермак, И.Ю. Москвитин, С.И. Дежнёв, Ф.А. Попов, В.Д. Поярков, Е.П. Хабаров, В.В.Атласов.

Просвещение, литература и театр в XVII в.

Развитие грамотности, книжного дела и просвещения в России в XVII в. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. Открытие Славяно-греко-латинского училища. Обмирщение культуры. Причины угасания жанра летописей и популярности произведений светского характера. Сказания, повести, сатирические произведения XVII в. «Синопсис» Иннокентия Гизеля — первое учебное пособие по истории.
Театр времён Алексея Михайловича как новое явление культурной жизни царского двора.
Основные понятия и термины: Псалтырь, Часослов, Славяно-греко-латинское училище, сказание, повесть, «вирши», газета ,театр.

Основные персоналии: С. Медведев, М. Смотрицкий, К. Истомин, Ф.М. Ртищев, братья Софроний и Иоанникий Лихуды, Авраамий Палицын, Симеон Полоцкий, Иннокентий Гизель, Иоганн Грегори.

Искусство XVII в.


Новые черты в архитектуре XVII в. Приказ каменных дел и Оружейная палата. Выдающиеся произведения каменного и деревянного зодчества в столице России, в старых городах и новых землях Московского царства. Московское (нарышкинское) барокко. Реализм в церковной и светской живописи XVII в. Парсунная живопись. «Строгановская» школа иконописи. Симон Фёдорович Ушаков и особенности его творчества. Ярославская школа иконописи. Развитие декоративно-прикладногоискусства.
Основные понятия и термины: «узорочье», московское (нарышкинское) барокко, «строгановская» и ярославская школы иконописи, парсуна, изразец.
Основные персоналии: Прокопий Чирин, Савины, Ушаков.

Жизнь и быт различных сословий

Семья и семейные отношения. Изменения в картине мира человека XVII в. Повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Проникновение элементов европейской культуры в быт высших слоёв населения страны. Одежда.
Основные понятия и термины: курная изба, подклет, горница, хоромы, амбар, мыльня, сорочка, зипун, кафтан, сарафан, душегрея, чёботы


Обобщающее повторение (2 ч)

Региональное содержание (4 часа)

Архангельский Север в составе Российского государства XVI - XVII вв.

Административно-территориальное деление Севера. Управление и самоуправ­ление на Севере.

Сельское хозяйство на территории Поморья: общее и особенное. Основные формы землевладения на Севере. Начала хозяйственной специализации отдельных регионов. Основные центры хозяйственной специализации. Промысловая деятель­ность северян, виды промыслов.

Хозяйственный уклад поморской семьи.

Роль северян в освоении Сибири и Дальнего Востока.

Иноземная опасность и оборона Поморья на рубеже XVI - XVII вв.

Иван Грозный, Ричард Ченслер, Зосима и Савватий, Волохов-Залешанин, Деж­нев, Хабаров, Атласов, А.Никитин. .

Волость, уезд, деревня, погост.

Россия в XVI–XVII вв. От великого княжества к царству

1. Архангельский Север в XVI веке

Посещение краеведческого музея, презентации и сообщения учащихся, анализ исторических источников

2. Русский Север в системе международных отношений в XVI веке. Основание Архангельска

Посещение краеведческого музея, презентации и сообщения учащихся, анализ исторических источников

3. Архангельский край в XVII веке

Посещение краеведческого музея, презентации и сообщения учащихся, анализ исторических источников

4. Роль северян в освоении Сибири и Дальнего Востока

Посещение краеведческого музея, презентации и сообщения учащихся, анализ исторических источников


Распределение по часам.

Разделы

Время

Региональное содержание

Контроль

1. Вводный урок «История России»

1

-

-

Раздел I. СОЗДАНИЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА


10

2

1

Раздел II СМУТНОЕ ВРЕМЯ


11

1

1

Раздел III. РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ


16

1

1

. Обобщение

2

-

1


Календарно – тематическое планирование



Тема урока

Количество часов


1

Введение. Россия в XVI - XVII веках.

1

Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Определение хронологи ческих рамок курса. Актуализация знаний о Новом времени как периоде мировой истории. Характеристика источников по отечественной истории

Раздел I. СОЗДАНИЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

Познавательные УУД: умение выделять в тексте главное, делать выводы, строить речевые выска зывания в устной форме.

Регулятивные УУД: принятие и удержание цели и задач урока, умение организовывать выполнение задач согласно инструкциям учителя. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения

Личностные Принятие правил поведения и работы на уроках истории. Ответственное отношение к учению. Познавательный интерес к истории России

2

Завершение объединения русских земель










1

Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Работа с исторической картой. Высказывание суждений о деятельности Василия III. Со- ставление характеристики терри- тории и населения Московского государства на основании текста учебника и исторической карты. Определение функций и роли Бо- ярской думы. Описание процесса формирования приказной системы и органов местной власти в начале XVI в. Объяснение значения основных понятий темы урока

3

Общественный строй и новая идеология Московского государства (§ 1)

1

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Составление схемы

4

Иван Грозный – первый русский царь

1

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Обсуждение проблемы влияния политической обстановки и окружения на характер Ивана IV. Оценка значения венчания на царство Ивана Васильевича. Характеристика реформ Избранной рады. Составление схемы центрального и местного управления. Объяснение значения основных понятий темы урока. Анализ текста исторического источника по поставленным вопросам

5-6

Внешняя политика при Иване Грозном


2

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Формулирование цели и задач урока. Определение направлений и задач внешней политики правительства Ивана IV. Составление рассказа о присоединении Казанского и Астраханского ханств, походе Ермака на основе исторической карты и текста учебника. Высказывание оценочных суждений о значении присоединения новых территорий к России. Объяснение значения основных понятий темы урока. Анализ текста исторического источника по поставленным вопросам Заполнение таблицы «Ливонская война». Работа с исторической картой. Определение причин и последствий поражения России в войне. Формулирование общих выводов о результатах внешней политики России второй половины XVI в.

7-8

Опричное лихолетье и конец московской династии Рюриковичей

2

Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Обсуждение вопроса о причинах введения опричнины. Раскрытие сущности опричнины на основе анализа текстов учебника и исторического источника, а также исторической карты. Определение последствий опричнины. Составление характеристики правления Фёдора Иоанновича по самостоятельно подобранным критериям

9

Русская православная церковь XVI веке

1

Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Объяснение сущности новых отношений между церковной и светской властями в XVI в., выявление тенденций их развития. Составление плана-перечисления решений Стоглавого собора. Оценка деятельности собора. Характеристика духовной жизни России в XVI в. Высказывание оценочных суждений о значении учреждения патриаршества в Российском государстве

10

Русская культура в XVI веке


1

Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Объяснение значения основных понятий темы. Характеристика развития письменности и книжности в данный период. Составление таблицы «Русская литература во второй половине XVI в.» на основе текста учебника. Анализ текста литературных произведений данного периода по поставленным вопросам. Высказывание мнения о культурной и исторической ценности произведений русской литературы XVI в. Представление результатов работы: выступление перед классом с подготовленной презентацией. Определение критериев оценки представленных работ. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем

11

Повторительно – обобщающий урок

1

Систематизация и обобщение ис- торического материала. Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительных материалов. Выполнение контрольных работ, разноуровневых тестовых заданий. Выступления с докладами, презентациями по тематике раздела, защита проектов

Раздел IIСМУТНОЕ ВРЕМЯ

Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятий, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, устанавливать причинно-следственные связи, работать с разноуровневыми тестовыми заданиями.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным им правилам работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками. Умение аргументировать свою точку зрения, грамотно формулировать вопросы, выступать перед аудиторией

Личностные Ответственное отношение к учению. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Понимание необходимости повторения для закрепления и систематизации знаний. Познавательный интерес к изучению истории России. Ценностное отношение к историко- культурному наследию Руси XVI в.

12-13

В преддверии Смуты

2

Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Определение предпосылок и причин Смуты. Высказывание оценочных суждений о «деле царевича Дмитрия». Составление характеристики политики Бориса Годунова на основе текстов учебника и исторического источника. Формулирование выводов о по- ложении России накануне Смуты и прогнозирование дальнейшего развития событий. Объяснение значения основных понятий темы урока-

14-15

Лжедмитрий I

2

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Формулирование задач урока в соответствии с заданной целью. Определение сущности явления самозванства в России. Составление развёрнутого плана рассказа о войне между самозванцем и избранным царём на основе текста учебника и исторической карты. Характеристика личности и деятельности Лжедмитрия I. Выявление причин свержения самозванца. Составление сравни- тельной характеристики Бориса Годунова, Лжедмитрия I и Василия Шуйского на основе текста исторического источника

16

Правление Василия Шуйского

1

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определение цели и задач учебной и познавательной деятельности. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем. Характеристика правления Василия Шуйского и выявление причин недовольства его политикой. Составление плана характеристики восстания И.И. Болотникова по заданным критериям на основе текстов учебника и исторического источника, исторической карты -

17

Лжедмитрий II. Вторжение

1

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие информации, сообщаемой учителем, и тек- ста учебника. Определение причин расцвета самозванства при Василии Шуйском. Прогнозирование последствий образования в стране нескольких центров власти. Составление хронологии вторжения иностранных войск на территорию России. Формулирование общих выводов о политической ситуации в России в правление Василия Шуйского

18-19

Междуцарствие (1610-1613)

2

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определение цели и задач учебной и познавательной деятельности. Высказывание оценочных суждений о деятельности Семибоярщины. Заполнение таблицы «Народные ополчения 1611—1612 гг.». Выявление причин распада ополчения. Объяснение значения основных понятий темы урока. Анализ текста исторического источника по поставленным вопросам

20-21

Второе ополчение и освобождение Москвы


2

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определение цели и задач учебной и познавательной деятельности. Заполнение таблицы «Народные ополчения 1611— 1612 гг.». Работа с исторической картой. Определение причин победы ополчения. Составление исторических портретов Кузьмы Минина и Д.М. Пожарского по самостоятельно определённому плану. Определение состава Земского собора 1613 г. Обсуждение претендентов на царский престол и выявление причин избрания Михаила Фёдоровича Романова. Анализ текста исторического источника по поставленным вопросам

22

Контрольная работа№1 «Смутное время»

1

Систематизация и обобщение ис- торического материала. Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительных материалов. Выполнение контрольных работ, разноуровневых тестовых заданий. Выступления с докладами, презентациями по тематике раздела, за- щита проектов (например, на тему «События 1612—1613 гг. в исторической памяти народа и произведениях искусства»)

Раздел III. РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным им правилам работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками. Умение аргументировать свою точку зрения, грамотно формулировать вопросы, выступать перед аудиторией

Познавательные УУД: умение давать определение понятий, анализировать информацию, представлять информацию в наглядно-символической форме, делать выводы.

23-24

Правление Михаила Федоровича (1613-1645)

2

Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Определение внутри- и внешнеполитических задач России после Смуты. Составление хронологического ряда событий 1613—1618 гг. Работа с исторической картой. Оценка деятельности Михаила Фёдоровича Романова с точки зрения решения задач по преодолению Смуты. Анализ текста исторического источника по поставленным вопросам. Формулирование общего вывода об итогах правления Михаила Фёдо- ровича

25-26

Правления Алексея Михайловича (16451676)

2

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Формулирование цели и задач учебной и познавательной деятельности. Высказывание суждений о личности нового царя. Составление характеристики Соляного бунта по заданным критериям.

27-28

Россия в XVII веке

2

Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Определение цели, задач, алгоритма дальнейшей деятельности. Распределение функций между членами групп. Поиск информации для характеристики территории и населения, государственного управления, экономического развития России в XVII в. Составление схемы управления России в XVII в. Сопоставление процессов становления абсолютизма в России и Западной Европе. Работа с исторической картой. Составление плана-перечисления особенностей экономического развития страны в данное время. Представление результатов работы групп. Формулирование общих выводов о развитии России в XVII в. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем

29

Русская деревня в XVII веке

1

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Формулирование цели и задач урока. Определение последствий Смуты для сельского хозяйства России. Характеристика развития различных отраслей сельского хозяйства. Заполнение сравнительной таблицы «Положение частновладельческих и черносошных крестьян в России в XVII в.». Характеристика процесса распространения дворянского землевладения. Объяснение значения основных понятий темы урока. Формулирование общих выводов по теме урока-

30

Присоединение Украины к России

1

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определение цели, задач, алгоритма дальнейшей деятельности. Объяснение причины и цели освободительной войны под предводительством Б.М. Хмельницкого. Заполнение таблицы «Восстание Б.М. Хмельницкого (1648—1654)». Составление хро- нологии хода войны 1654—1667 гг. на основе текста учебника и исторической карты. Формулирование выводов о значении присоединения Украины к России, об итогах русско-польской (1654—1667) и русско-шведской (1656—1658) войн

31

Раскол в Русской православной церкви

1

Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Характеристика церковной реформы. Оценка её результатов с точки зрения реализации целей реформы и восприятия её обществом. Определение сути конфликта между Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном. Характеристика феномена старообрядчества. Объяснение значения основных понятий темы урока Определение цели, задач и алгоритма ролевой игры. Разделение на группы «никониане» и «старообрядцы». Распределение функций и ролей между членами группы. Поиск необходимых для выступления материалов, подготовка исторической атрибутики. Выбор формы, составление плана и тезисов выступления каждой группы. Выступление перед классом с презентацией результатов своей деятельности. Выявление точек соприкосновения в дискуссии. Формулирование общих выводов по итогам дискуссии. Определение критериев оценки учебной деятельности. Выявление затруд- нений и ошибок в своей деятель- ности, обсуждение способов их преодоления в будущем

32

Народные волнения в 1660 – 1670-е годы

1

Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Составление характеристики Медного бунта и восстания под предводительством С.Т. Разина по заданному плану на основе текстов учебника и исторического источника, исторической карты. Описание положения и жизни казачества. Формулирование общих выводов о причинах и результатах народных волнений 1660—1670-х гг.

33

Наследники Алексея Михайловича

1

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Составление развёрнутого плана характеристики правления царя Фёдора Алексеевича. Высказывание оценочного суждения об отмене местничества. Определение причин Стрелецкого бунта 1682 г. Объяснение значения основных понятий темы урока. Составление исторического портрета царевны Софьи Алексеевны

34

Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII веке


1

1. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Характеристика природных условий и образа жизни народов Сибири и Дальнего Востока в XVII в. на основе текста учебника и исторической карты. Оценка способов и методов освоения данных регионов русскими, христианизации коренных народов Севера. Подбор источников и составление плана сообщений / презентаций о русских землепро- ходцах XVII в. 2. Определение цели, задач и алгоритма учебной деятельности. Представление результатов своей работы перед классом. Формулирование общих выводов о значении открытий и освоения земель Сибири и Дальнего Востока. Определение критериев оценки представленных работ. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем

35

Просвещение, литература и театр в XVII веке

1

Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Объяснение значения основных понятий темы. Характеристика распространения грамотности и развитии просвещения в данный период. Определение тенденций развития литературы в XVII в. Составление таблицы «Русская литература во второй половине XVII в.» на основе текста учебника. Анализ текста литературных произведений данного периода. Высказывание мнения о культурной и исторической ценности произведений русской литературы XVII в. Оценка значения возникновения театра в России

36

Искусство в XVII веке

1

1. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Определение цели, задач, алгоритма дальней- шей деятельности. Распределение функций между членами группы. Составление плана деятельности. Определение структуры презентации / проекта. Подбор критериев и источников для характеристики памятников архитектуры и искусства XVII в. 2. Представление результатов работы: выступление перед классом с подготовленной презентацией. Формулирование общих выводов о развитии искусства в XVII в. и цен ности культурного наследия этого периода. Определение критериев оценки представленных работ. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем

37

Жизнь и быт различных сословий

1

Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Составление распорядка дня женщины — хозяйки дома, жившей в XVII в., с использованием текста и иллюстраций учебника. Сопоставление влияния религии и церкви на повседневную жизнь человека в России и европейских странах в XVII в. Составление описания жилища, предметов обихода и одежды XVII в. Формулирование выводов о проникновении элементов европейской культуры в жизнь и быт высших слоёв российского общества

38

Повторительно – обобщающий урок. Решение тестовых заданий

1

Выполнение итоговых контрольных работ, разноуровневых тестовых заданий.

39

Архангельский Север в XVI веке РС

1

Систематизация и обобщение ис- торического материала. Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти.

40

Русский Север в системе международных отношений в XVI веке. Основание Архангельска РС

1

Систематизация и обобщение ис- торического материала. Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти.

41

Архангельский край в XVII веке РС

1

Систематизация и обобщение ис- торического материала. Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти.

42

Роль северян в освоении Сибири и Дальнего Востока РС

1

Систематизация и обобщение ис- торического материала. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем. Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти.

43

\44

Итоговая контрольная работа

Минипроект

2

Выполнение заданий контрольной работы. Защита проектов







Учебно – методический комплект


Андреев И.Л. Алексей Михайлович. М., 2003.

Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 2001. Т. 11—14.

Боханов А.Н. Царь Алексей Михайлович. М., 2012.

Буганов В.И. Мир истории: Россия в XVII столетии. М., 1989.

Забелин И.Е. Минин и Пожарский. М., 1999.

Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1992.

Карамзин Н.М. История государства Российского. Любое издание.

Ключевский В.О. Курс русской истории. Любое издание.

Кобрин В.Б. Иван Грозный. М., 1982.

Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII — начала XIХ в. М., 1983. Морозова Л.Е. Два царя: Фёдор и Борис. М., 2001.

Нефёдов С.А. История России с древнейших времён до 1917 г. Факторный анализ. М., 2010. Т. 2.

Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI—XVII вв. Любое издание.

Преображенский А.А., Морозова Л.Е., Демидова Н.Ф. Первые Романовы на Российском престоле. М., 1999.

Скрынников Р.Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: в 2 т. Смоленск, 1996. Скрынников Р.Г. Русская история IX—XVII веков. СПб., 2006.

Скрынников Р.Г. Смутное время. Крушение царства. М., 2007.

Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. Любое издание.

Флоря Б.Н. Иван Грозный. М., 1999.


Рекомендуемые интернет-ресурсы

http://fcior.edu.ru — федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов. http://www.school-collection.edu.ru — цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.

http://www.русское-слово.рф/methodical/index.php — методический раздел издательства «Русское сло- во».

http://postnauka.ru — сайт посвящён современной науке, в том числе общественным наукам.

http://www.scepsis.ru — сайт содержит актуальные материалы по истории и анализу общественного раз- вития.

http://www.russianculture.ru — портал, посвящённый российской культуре. http://militera.lib.ru — сайт «Военная литература», содержащий большую подборку источников и науч- ной литературы по военной тематике российской и всеобщей истории. http://www.bibliotekar.ru/rus — подборка научных, литературных и изобразительных трудов по истории России.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по истории России

Автор: Деревцова Елена Сергеевна

Дата: 10.12.2017

Номер свидетельства: 443405

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 6 класс."
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia_programma_istoriia_rossii_vseobshchaia_istoriia_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "569543"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610122495"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "ИСТОРИЯ Рабочая программа 6 класс."
    ["seo_title"] => string(37) "istoriia-rabochaia-proghramma-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "255136"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447866695"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа. История России и мира. "
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-istoriia-rossii-i-mira"
    ["file_id"] => string(6) "112208"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408432809"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Рабочая программа.  История России мира. 11 класс "
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia-proghramma-istoriia-rossii-mira-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112209"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408433092"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа (история 5-9 классы) ФГОС"
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-istoriia-5-9-klassy-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "249349"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446888275"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства