Рабочая программа курса «История. История России и мира» для 11 класса составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории 2004 г.;
- примерной программы среднего (полного) общего образования по истории 2003 года;
- авторской программы по истории (история России и мира) для 11 класса составителей Н.В. Загладина, С.И. Козленко, Х.Т. Загладиной. М., Русское слово, 2007
- учебного плана школы на 2014-2015 учебный год.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Протокол №_________________ Приказ №___________________ от_____________________ 2014 г. от____________________2014 г.
Рабочая программа
История.
Россия и мир.
11 класс
(базовый уровень)
Составитель:
Воробьинский Сергей Валентинович,
учитель истории и обществознания,
высшая квалификационная категория.
с. Клочки.
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «История. История России и мира» для 11 класса составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории 2004 г.;
- примерной программы среднего (полного) общего образования по истории 2003 года;
- авторской программы по истории (история России и мира) для 11 класса составителей Н.В. Загладина, С.И. Козленко, Х.Т. Загладиной. М., Русское слово, 2007
- учебного плана школы на 2014-2015 учебный год.
Рабочая программа призвана актуализировать и углубить знания, ранее полученные уч-ся в процессе изучения истории Древнего мира, Средних веков, Новой и Новейшей истории зарубежных стран, соответствующих курсов истории России.
Основной целью рабочей программы является - формирование у старшеклассников целостного представления о тенденциях перемен в жизни человечества, роли и месте России в мировом развитии на различных его этапах.
В зависимости от уровня подготовленности школьников, рабочая программа предполагает выбор различных форм организации учебного процесса. Однако основным является проблемный подход, позволяющий показать учащимся, что на протяжении всей истории человечество сталкивалось с определенным комплексом проблем, которые решались в соответствии с уровнем развития знаний об обществе и природе, особенностями жизни народов, их политического строя, национальных традиций. К числу базовых, сквозных проблем относятся следующие: 1.Взаимоотношения между обществом и природой;
2.Развитие модернизационных процессов;
3.Проблема социального равенства и прав человека;
4.Проблемы взаимоотношений между народами, войны и мира, принципов построения миропорядка.
Проблемный подход к изучению курса позволяет не только показать базовые тенденции изменения облика мировой цивилизации, но и раскрыть специфику их проявления на территории нашей страны, показать её вклад в решение глобальных, общечеловеческих проблем. В курсе последовательно выдерживается принцип историзма, раскрытия реальностей каждой эпохи через её специфику, особенности мировосприятия её проблем современниками. Применяется метод сравнительно-исторического рассмотрения процессов, происходивших на разных континентах, в различных странах. Показана их взаимосвязь, взаимообусловленность, наглядно раскрывается деятельность современников важнейших событий, живших в одно и тоже время в России и Западной Европе, зарубежной Азии, Америке.
Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся воспринимали предлагаемый им конкретно-исторический материал с максимальной объективностью, без политических и идеологических его оценок. В тоже время большое значение придается формированию восприятия мировой истории как целостного и прогрессивного процесса овладения человечеством новыми знаниями, гуманистическими ценностями: воспитанию любви к своей стране и пониманию трудности её развития; уважению к историческому пути других народов.
Курс служит обогащению внутреннего мира старшеклассников, формированию у них активной гражданской позиции и умению понимать сложности и противоречия современного мира. Особенностью курса является включение в него проблемных, дискуссионных материалов, которые знакомят старшеклассников с дополнительной информацией о научной, духовной жизни, наиболее ярких эпизодов всемирной истории.
Согласно годовому календарному учебному плану на 2013-2014 учебный год на изучение курса «История. История России и мира» в 11 классе отводится 68 учебных часов.
Данная рабочая программа преследует следующие задачи обучения:
1.Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.
2.Развитие способностей понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
3.Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.
4.Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
5.Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Предполагаемые формы и методы контроля:
методы устного контроля: опрос, фронтальный опрос, тестовый опрос, решение проблемных задач; сообщения;
методы письменного контроля: самостоятельные работы, тесты;
методы лабораторного контроля: решение практических задач, использование таблиц, графиков.
Отличия данной программыот авторской программы составителей Н.В. Загладина, С.И. Козленко, Х.Т. Загладиной заключаются в следующем: введены повторительно-обобщающие уроки по отдельным темам за счет резервного времени.
Тематический план.
№п\п
Наименование раздела, темы.
Часы.
1.
Мировое развитие на рубеже 19-20 веков.
8
2.
Державное соперничество в начале 20 века. Россия в годы Первой мировой войны.
6
3.
Развитие индустриальных стран в 1920-1930-е годы.
6
4.
СССР в системе международных отношений .1920-1930-е годы.
5
5.
СССР в Великой отечественной войне и страны Запада.
6
6.
Духовная жизнь, развитие отечественной и мировой культуры в первой половине 20 века.
4
7.
СССР и мировое развитие в период «холодной войны».
12
8.
Ускорение научно-технического развития и его последствия.
4
9.
Модернизационные процессы в мире конца 20 века. От СССР к Российской Федерации.
10
10.
Духовная жизнь человечества во второй половине 20 века.
2
11.
Итоговое повторение.
5
Итого:
68
Содержание тематического плана.
Всеобщая история.
От Новой к Новейшей истории. Пути развития индустриального общества.
Научно-технический прогресс в конце 19-последней трети 20 века. Проблема периодизации НТР. Циклы экономического развития стран Запада в конце 19-середине 20 века. От монополистического капитализма к смешанной экономике. Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства. Изменения социальной структуры индустриального общества.
Кризис классических идеологий на рубеже 19-20 веков и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства. Молодежное, антивоенное, экологическое, феминистское движения. Проблема политического терроризма.
Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-1970-х гг. Модели ускоренной модернизации в 20 веке. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур.
«Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.
Основные этапы развития системы международных отношений в конце 19-середине 20 века. Мировые войны в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия.
Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Мировоззренческие основы реализма и модернизма. Технократизм и иррационализм в общественном сознании 20 века.
Человечество на этапе перехода к информационному обществу.
Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция и становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Глобализация общественного развития на рубеже 20-21 веков. Интернализация экономики и формирование единого информационного пространства. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире.
Кризис политической идеологии на рубеже 20-21 веков. «Неоконсервативная революция». Современная идеология «третьего пути». Антиглобализм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма.
Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.
История России.
Россия в начале 20 века.
Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Политика контрреформ. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю.Витте. Аграрная реформа П.А.Столыпина. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905-1907 гг. Становление российского парламентаризма.
Духовная жизнь российского общества. Развитие системы образования, научные достижения российских ученых.
«Восточный вопрос» во внешней политики Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов. Русско-японская война. Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.
Революция и Гражданская война в России.
Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Тактика политических партий. Провозглашение и утверждение советской власти. Учредительное собрание. Брестский мир. Формирование однопартийной системы.
Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Российская эмиграция. Переход к НЭПу.
СССР в 1922-1991 годах.
Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство.
Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г.
Причины свертывания НЭПа. Индустриализация. Коллективизация. Культурная революция. Создание советской системы образования. Идеологические основы
советского общества.
Дипломатическое признание СССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами.
Великая отечественная война. Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне.
Восстановление хозяйства. Идеологические компании конца 1940-х гг. Складывание мировой социалистической системы. Холодная война и ее влияние на экономику, и внешнюю политику страны. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием.
Попытки преодоления культа личности. 20 съезд КПСС. Экономические реформы 1950-1960-х гг., причины их неудач. Концепция построения коммунизма. Теория развитого социализма. Конституция 1977 г. Особенности развития советской культуры 1950-1980-х гг. Наука и образование в СССР. Диссидентское и правозащитное движение.
«Застой». Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста. Политика перестройки и гласности. Формирование многопартийности.
СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины 20 века. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Афганская война. Причины распада СССР.
Российская Федерация в 1991-начале 21 века.
Становление новой российской государственности. Августовские события 1991 г.
Политический кризис сентября-октября 1993 г. Конституция России 1993 г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт. Политические партии и движения современной России. Россия и СНГ.
Переход к рыночной экономики: реформы и их последствия. Российская культура в условиях радикальных преобразований общества.
Россия в мировых интеграционных процессах и формирование современной международно-правовой системы. Россия и глобализация.
Президентские выборы 2000 г. Курс на ускорение государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе.
Тематический поурочный план.
№п\п
Тема урока.
Часы.
Прим.
Тема№1. Мировое развитие на рубеже 19- 20 веков.
8
1.
Научно-технические достижения и прогресс индустрии в начале 20 века.
1
2.
Опыт индустриального развития стран Западной Европы, США и Японии.
1
3.
Социально-политические последствия модернизации. Рабочее и социал-демократическое движение.
1
4.
Новый этап развития колониальных и зависимых стран.
1
5.
Россия: противоречия незавершенной модернизации.
1
6.
Россия: от русско-японской до Первой мировой войны.
1
7.
Россия: от русско-японской до Первой мировой войны.
1
8.
Повторительно-обобщающий урок.
1
Тема № 2. Державное соперничество в начале 20 века. Россия в годы Первой мировой войны.
6
9.
Международные отношения в индустриальную эпоху. Начало Первой мировой войны.
1
10.
Первая мировая война и начало революции 1917 г.
1
11.
Россия в год революционных потрясений.
1
12.
Кризис 1918-1929 гг.
1
13.
Гражданская война в России.
1
14.
Повторительно-обобщающий урок.
1
Тема № 3. Развитие индустриальных стран в 1920-1930-е годы.
6
15.
Государства демократии – США, Англия, Франция.
1
16.
Фашизм в Италии и Германии.
1
17.
Милитаристское государство в Японии.
1
18.
Советское общество в 1920-е гг.
1
19.
СССР в 1930-е гг.
1
20.
Повторительно-обобщающий урок.
1
Тема № 4. СССР в системе международных отношений. 1920-1930-е годы.
5
21.
Внешняя политика СССР и международные отношения конца 1920-начала 1930-х гг.
1
22.
СССР, Германия и страны Запада в 1930-х гг.
1
23.
Начальный период Второй мировой войны.
1
24.
СССР и Германия накануне Великой отечественной войны: 1940-1941 гг.
1
25.
Повторительно-обобщающий урок.
1
Тема № 5. СССР в Великой отечественной войне и страны Запада.
6
26.
СССР в первый период Великой отечественной войны (1941-начало 1942 гг.).
1
27.
СССР в переломный период Великой отечественной войны (1942-1943 гг.).
1
28.
СССР и антифашистская коалиция в решающих битвах Второй мировой войны.
1
29.
СССР на завершающем этапе Второй мировой войны.
1
30.
СССР и итоги Второй мировой войны.
1
31.
Повторительно-обобщающий урок.
1
Тема № 6. Духовная жизнь, развитие отечественной и мировой культуры в первой половине 20 века.
4
32.
Развитие общества и науки. Тенденции духовной жизни.
1
33.
Изобразительное искусство и художественная литература.
1
34.
Музыкальная жизнь, театр, кино.
1
35.
Повторительно-обобщающий урок.
1
Тема № 7. СССР и мировое развитие в период «холодной войны».
12
36.
«Холодная война» и раскол Европы.
1
37.
Создание системы союзов.
1
38.
СССР в первые послевоенные годы.
1
39.
СССР после смерти И.В.Сталина.
1
40.
СССР в конце 1950-начале 1960-х гг.
1
41.
СССР и крушение колониальной системы.
1
42.
Евроатлантические страны после Второй мировой войны.
1
43.
Япония в 1940-1960-х гг.
1
44.
Кризис моделей развития: 1960-1970-е гг.
1
45.
Кризис моделей развития: 1960-1970-е гг.
1
46.
Период партнерства и соперничества между СССР и США.
1
47.
Повторительно-обобщающий урок.
1
Тема № 8. Ускорение научно-технического развития и его последствия.
4
48.
Технологии новой эпохи.
1
49.
Информационное общество: основные черты.
1
50.
Глобализация мировой экономики и ее последствия.
1
51.
Повторительно-обобщающий урок.
1
Тема № 9. Модернизационные процессы в мире конца 20 века. От СССР к Российской Федерации.
10
52.
Перестройка и новое политическое мышление.
1
53.
Демократические революции в Восточной Европе и распад СССР.
1
54.
Модернизационные процессы в США и странах Западной Европы.
1
55.
Модернизационные процессы в США и странах Западной Европы.
1
56.
Страны Азии и Африки: проблемы модернизации.
1
57.
Латинская Америка: от авторитаризма к демократии.
1
58.
Российская Федерация на новом этапе развития.
1
59.
Российская Федерация на новом этапе развития.
1
60.
Россия и международные отношения начала 21 века.
1
61.
Повторительно-обобщающий урок.
1
Тема № 10. Духовная жизнь человечества во второй половине 20 века.
2
62.
Эпоха постмодернизма.
1
63.
Духовная жизнь российского общества.
1
Тема № 11. Итоговое повторение.
7
64.
Итоговое повторение.Мировое развитие на рубеже 19-20 веков.
1
65.
Итоговое повторение. Державное соперничество в начале 20 века. Россия в годы Первой мировой войны.
1
66.
Итоговое повторение. СССР в системе международных отношений. 1920-1930-е годы.
1
67.
Итоговое повторение. СССР в Великой отечественной войне и страны Запада.
1
68.
Итоговое повторение. Модернизационные процессы в мире конца 20 века. От СССР к Российской Федерации.
1
Итого:
68
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса истории учащиеся 11 класса должны:
знать\ понимать:
- основные факторы, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию отечественной и всемирной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках различного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в различных знаковых системах (тест, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
-использования навыков исторического анализа при практическом восприятии полученной извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Литература.
1.Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории.
2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории 2003 года.
3. Авторская программа по истории (история России и мира) для 11 класса составителей Н.В. Загладина, С.И. Козленко, Х.Т. Загладиной. М., Русское слово, 2007
4. Загладин Н.В., Симония Н.А. История. История России и мира. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. М., Русское слово. 2008 г.
5. Шемякин Я.Г. Латинская Америка: традиции и современность. М.,1998г.
6. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. политическая история России. От становления самодержавия до падения советской власти. М., 1999г.
7. Луи де Ионг. Пятая колонна в Западной Европе. М., 2004г.
8. Загладин Н.В. история успехов и неудач советской дипломатии. М., 1990г.
9. Друкер П.Ф. новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, обществе и мировоззрении. М., 1994г.
10. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М., 2000г.
11. Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. М.,1996г.
12. Сорокин К.Э. Геополитика современности и геостратегия России. М., 1996г.