kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа. История России и мира.

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Рабочая программа курса «История. История России и мира» для 10 класса составлена на основе:

- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории 2004 г.;

- примерной программы среднего (полного) общего образования по истории  2003 года;

- авторской программы по истории (история России и мира) для 10 класса составителей Н.В. Загладина, С.И. Козленко, Х.Т. Загладиной. М., Русское слово, 2007 - учебного плана школы на 2014-2015 учебный год.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. История России и мира. »

Комитет по образованию

Ребрихинского района Алтайского края


МОУ «Клочковская средняя общеобразовательная школа»




Согласовано: Утверждаю:

Руководитель методического директор школы

объединения______Воробьинский С.В. ______________Башкатова Н.В.

Протокол №_________________ Приказ №___________________ от_____________________ 2014 г. от____________________2014 г.



Рабочая программа


История.

Россия и мир.


10 класс


(базовый уровень)





Составитель:

Воробьинский Сергей Валентинович,

учитель истории и обществознания,

высшая квалификационная категория.










с. Клочки.

Пояснительная записка.


Рабочая программа курса «История. История России и мира» для 10 класса составлена на основе:

- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории 2004 г.;

- примерной программы среднего (полного) общего образования по истории 2003 года;

- авторской программы по истории (история России и мира) для 10 класса составителей Н.В. Загладина, С.И. Козленко, Х.Т. Загладиной. М., Русское слово, 2007 - учебного плана школы на 2014-2015 учебный год.


Рабочая программа призвана актуализировать и углубить знания, ранее полученные уч-ся в процессе изучения истории Древнего мира, Средних веков, Новой и Новейшей истории зарубежных стран, соответствующих курсов истории России.

Основной целью рабочей программы является - формирование у старшеклассников целостного представления о тенденциях перемен в жизни человечества, роли и месте России в мировом развитии на различных его этапах.

В зависимости от уровня подготовленности школьников, рабочая программа предполагает выбор различных форм организации учебного процесса. Однако основным является проблемный подход, позволяющий показать учащимся, что на протяжении всей истории человечество сталкивалось с определенным комплексом проблем, которые решались в соответствии с уровнем развития знаний об обществе и природе, особенностями жизни народов, их политического строя, национальных традиций. К числу базовых, сквозных проблем относятся следующие: 1.Взаимоотношения между обществом и природой;

2.Развитие модернизационных процессов;

3.Проблема социального равенства и прав человека;

4.Проблемы взаимоотношений между народами, войны и мира, принципов построения миропорядка.

Проблемный подход к изучению курса позволяет не только показать базовые тенденции изменения облика мировой цивилизации, но и раскрыть специфику их проявления на территории нашей страны, показать её вклад в решение глобальных, общечеловеческих проблем. В курсе последовательно выдерживается принцип историзма, раскрытия реальностей каждой эпохи через её специфику, особенности мировосприятия её проблем современниками. Применяется метод сравнительно-исторического рассмотрения процессов, происходивших на разных континентах, в различных странах. Показана их взаимосвязь, взаимообусловленность, наглядно раскрывается деятельность современников важнейших событий, живших в одно и тоже время в России и Западной Европе, зарубежной Азии, Америке.

Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся воспринимали предлагаемый им конкретно-исторический материал с максимальной объективностью, без политических и идеологических его оценок. В тоже время большое значение придается формированию восприятия мировой истории как целостного и прогрессивного процесса овладения человечеством новыми знаниями, гуманистическими ценностями: воспитанию любви к своей стране и пониманию трудности её развития; уважению к историческому пути других народов.

Курс служит обогащению внутреннего мира старшеклассников, формированию у них активной гражданской позиции и умению понимать сложности и противоречия современного мира. Особенностью курса является включение в него проблемных, дискуссионных материалов, которые знакомят старшеклассников с дополнительной информацией о научной, духовной жизни, наиболее ярких эпизодов всемирной истории.


На изучение курса «История. История России и мира» в 10 классе отводится 70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю.

Данная рабочая программа преследует следующие задачи обучения:


1.Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.

2.Развитие способностей понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.

3.Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.

4.Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.

5.Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.



Предполагаемые формы и методы контроля:

  1. методы устного контроля: опрос, фронтальный опрос, тестовый опрос, решение проблемных задач; сообщения;

  2. методы письменного контроля: самостоятельные работы, тесты;

  3. методы лабораторного контроля: решение практических задач, использование таблиц, графиков.

Отличия данной программы от авторской программы составителей Н.В. Загладина, С.И. Козленко, Х.Т. Загладиной заключаются в следующем: введены повторительно-обобщающие уроки по отдельным темам за счет резервного времени.












Тематический план.



п\п

Наименование раздела, темы.

Часы.

1.

Пути и методы познания истории.

4

2.

Цивилизации Древнего мира.

10

3.

Цивилизации раннего Средневековья.

5-10 века.

5

4.

Эпоха классического Средневековья.

11- 15 века.

7

5.

Эпоха позднего Средневековья.

16-начало 17 века.

7

6.

Европа на новом этапе развития

(середина 17-18 век).

9

7.

Время потрясений и перемен

(конец 18-начало 19 века).

8

8.

Становление индустриальной цивилизации (вторая половина 19 века).

15

9.

Итоговое повторение.

5


Итого:

70




























Содержание тематического плана.


Меняющийся облик мира: опыт осмысления.

Этапы развития исторического знания. Зарождение исторической науки, ее особенности в Древнем мире, Средневековье, Новом и Новейшем времени. Причины роста интереса к истории, формирование национальных школ исторической мысли. Особенности развития исторической мысли в России. Проблема истинности исторических знаний . развитие научного подхода к истории.

Закономерности и случайности в жизни народов. Эволюция взглядов на историю человечества. Движущие силы исторического развития. Становление и развитие материалистических воззрений на мир. Марксизм и формационная теория. Вопрос о роли личности в истории. Философия истории в 20 веке. Особенности цивилизационного подхода к истории.

Проблемы периодизации всемирной истории. Принципы периодизации истории человечества. Теория стадий мирового цивилизационного развития. Особенности формационной теории. Современные взгляды на этапы развития человечества. Периодизация истории Древнего мира, эпохи Средневековья, Новой и Новейшей истории. Текущий этап всемирной истории и его особенности.


Человечество на заре своей истории.

У истоков рода человеческого. Отличие человеческого общества от иных природных сообществ. Истоки и факторы эволюции человека. Роль речи, трудовой деятельности. Гипотезы о происхождении человека. Первичное расселение человека на земле, формирование основных рас людей. Первобытное искусство, религиозные верования, их значение.

Неолитическая революция. Человек и природа. Переход от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию, первые неолитические культуры. Развитие обмена, торговли, зарождение собственности и формирование семьи. Матриархат и патриархат. Племена и союзы племен. Начало обработки металлов и переход к энеолиту.


Первые государства Древнего мира.

Деспотии Востока. Предпосылки возникновения государств, его функции в Древнем мире. Первые государственные образования в долинах Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Хуанхэ. Рабовладение и общественные отношения в государствах древности. Фараоны и жрецы в древнеегипетском обществе. Культура и верования в Древнем Египте.

Расширение ареала цивилизации. Причины слабости первых государств древности. Наступление железного века, возвышение военных деспотий в Малой Азии и их характерные черты. Империя Дария 1. кастовый строй в Индии и его особенности. Китай в эпоху древности. Новый этап духовной жизни человечества, мировоззренческие основы зороастризма, буддизма, конфуцианства.


Античная эпоха в истории человечества.

Города-государства Греции и Италии. Становление цивилизации в Греции. Цивилизация Крита. Микенское и дорийское завоевания. Возникновение городов-государств (полисов) и их экспансия в Средиземноморье. Становление демократии в Афинах. Общественно-политический строй Спарты. Особенности городов-государств Италии. Возвышение Рима и утверждение республиканского строя.

Борьба за господство над Средиземноморьем. Развитие торговли и причины борьбы за господство над побережьем Средиземного моря. Войны между городами-государствами Греции и Персии. Пелопонесские войны. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского. Причины распада его империи. Взаимодействие культур. «Чудеса света» Древнего мира.

Возвышение Рима. Установление господства Рима над Италией. Пунические войны и их итоги. Завоевание Македонии и городов-государств Греции. Причины кризиса римской республики, конфликт Рима и городов Италии, восстания рабов и их последствия. Этапы становления Римской империи. Юлий Цезарь и его соперники. Утверждение империи Октавиана Августа. Тираническое правление в Риме.


Крушение империй Древнего мира.

Наступление варваров в Евразии. Народы Центральной и Восточной Европы во времена Римской империи. Кочевые племена Азии и Китай. Глобальные изменения климата и начало Великого переселения народов. Крушение империи Хань в Китае, упадок Хорезма, Кушанское царство, Парфия. Особенности христианского учения и его распространение в Римской империи и странах Азии.

Закат Римской империи. Римская империя: от золотого века к упадку. Императоры и упадок рабовладения. Переход к колонату, возвышение крупных землевладельцев. Административная реформа в империи и перенос столицы в Константинополь. Христиане в Римской империи. Превращение христианства в господствующую религию. Наступление варваров и падение Западной Римской империи.


Период раннего Средневековья.

Раннефеодальные империи в Европе и их распад. Облик раннего феодального общества. Становление феодальной системы взаимоотношений. Система повинностей крестьян. Суверены и вассалы. Причины возникновения крупных раннефеодальных империй и источники их слабости. Церковь и империя Карла Великого, причины ее распада. Норманнские набеги. Создание Священной Римской империи.

Экспансия ислама. Аравийские племена в начале новой эры. Возникновение исламской религии. Создание Арабского халифата и причины его распада. Общественно-политическое устройство исламских стран. Рост религиозных разногласий в исламском мире. Духовная жизнь, наука и культура в исламских странах.

Славянские земли в 5 – 9 веках. Археологические памятники и письменные источники по ранней истории славян. Специфические черты в общественном укладе славян. Расселение и занятия славян. Западные и Южные славяне: Болгарское царство, Великоморавская держава, Древнепольское государство. Борьба Византии и католических государств за контроль над славянскими землями.

Возникновение Древнерусского государства. Восточнославянские союзы племен. Общественное устройство раннеславянских государств. Быт, обычаи и религия славянских союзов племен. Теории происхождения Древнерусского государства. Завоевательные походы великих князей Руси. Борьба с кочевниками.

Византия и Западная Европа. Особенности социально-экономического и общественно-политического развития Византийской империи. Православие и власть. Византия и исламский мир. Попытки реформ в Византии. Раскол между западной и восточной ветвями христианства, его причины и последствия.

Русь и Византия. Превращение Руси в крупнейшую державу Европы. Походы Святослава. Причины принятия христианства на Руси. Христианские и языческие верования. Изменения в быте, духовной жизни восточных славян. Русь в орбите европейской политики и торговли. Формирование аппарата власти Древнерусского государства.


Эпоха классического Средневековья.

Феодальная раздробленность Руси. Русь времен Русской Правды. Феодальная раздробленность как закономерный этап развития общества и государства. Социально-экономические и политические факторы раздробленности. Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Смоленское княжества, Новгород и Псков. Оценка деятельности русских князей. Культура Руси.

Западная Европа в 12-13 веках. Светская власть и Римско-католическая церковь в Западной Европе. Рост городов. Распространение еретических учений. Крестовые походы, создание рыцарских религиозных орденов, учреждение инквизиции. Учения Фомы Аквинского. Крестовые походы и Византия. Заключение унии православной и католической церквей.

Крестовые походы и Русь. Причины крестовых походов на восток. Тевтонский орден, орден меченосцев, Ливонский орден. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Борьба земель Северо-Западной Руси с крестоносцами и шведскими рыцарями. Роль Александра Невского в разгроме крестоносцев. Ледовое побоище.

Монгольские завоевания. Возвышение державы Чингисхана. Быт и жизнь монгольских племен. Монгольские завоевания в Азии. Походы в Китай, Среднюю Азию, Закавказье. Битва на Калке. Походы Батыя на Русь и в Восточную Европу. Причины побед монголов.

Русские земли и монгольское нашествие. Русские земли между агрессией с востока и с запада. Золотая Орда, Польское и Литовское государства. Политика и военная деятельность Александра Невского и Даниила Галицкого. Русские земли в зависимости от Золотой Орды. Церковь, культура, политика. Российские историки о последствиях монгольского нашествия на русские земли.

Образование централизованных государств в Западной Европе. Рост городов и создание органов сословного представительства в Западной Европе. Социально-экономические и политические предпосылки возникновения централизованных монархий. Франция, Англия, Испания. Династические войны. Столетняя война. Церковь и светская власть европейских государств в 14-15 веках. Особенности государств Германии и Италии.

Объединение русских земель вокруг Москвы. Предпосылки образования централизованного государства на Руси. Собирание земель вокруг Москвы. Соперничество Москвы, Польши, Литвы, Твери. Противостояние золотоордынскому игу. Куликовская битва. Причины ослабления и распада Монгольской державы. Русская православная церковь. Русь, Европа и Азия в эпоху классического Средневековья.

Позднее Средневековье. Европа на рубеже Нового времени. Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки. Начало Великих географических открытий. Великие путешественники. Американские цивилизации доколумбовой эпохи. Империи майя, ацтеков, инков, особенности их развития, культуры и религии. Первые европейские завоевания. Соперничество европейских государств в борьбе за колонии. Итоги колониальной политики.

Западная Европа: новый этап развития. Мировая торговля и возникновение мануфактурного производства. Международное разделение труда. Огораживание в Англии. Изобретение книгопечатания. Изменения облика городов.

Эпоха Возрождения и ее особенности. Период Реформации. Движение гуситов. Крестьянская война в Германии. Лютеранство, кальвинизм, Англиканская церковь. Контрреформация.

Абсолютистские монархии в Западной Европе. Предпосылки перехода к абсолютизму. Абсолютные монархии Англии и Франции. Религиозные войны во Франции. Англо-испанская война. Разгром Непобедимой армады и установление господства английского флота на морях.

Усиление центральной власти в России в эпоху Ивана Грозного. Абсолютизм в России и его особенности. Создание стрелецкого войска. Реформа управления. Присоединение к России Казанского, Астраханского и Ногайского ханств. Ливонская война и ее итоги. Введение опричнины. Террор. Разорение Новгорода. Закрепощение крестьян.

Смутное время в России. Покорение Сибирского ханства. Политика Бориса Годунова. Самозванцы и их роль в истории России. Лжедмитрий и Польша. Воцарение Шуйского. Восстание Болотникова. К. Минин и Д. Пожарский. Земский собор 1613 г. Избрание Михаила Романова на царский престол. Завершение войны с Польшей и Швецией. Значение Смуты.

Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.).Обострение противоречий в Западной и Центральной Европе. Претензии Габсбургов на господство в Европе. Революция в Нидерландах. Начало Тридцатилетней войны. Влияние Смуты в России, войны между Россией, Польшей и Швецией на ход Тридцатилетней войны. Вступление в войну Франции и разорение германских земель. Вестфальский мир 1648 г. и переход к политике защиты национальных интересов в Европе.

Государства Азии в позднее Средневековье. Особенности развития государств Азии. Возникновение Османской империи и ее завоевания. Падение Константинополя. Общественно-политический строй Османской империи. Военно-ленная система и ее упадок. Причины ослабления Османской империи. Индия в 15-18 веках. Создание империи Великих Моголов и истоки ее слабости. Иранские завоевания.


Европа на новом этапе развития.

Кризис сословного строя и буржуазная революция в Англии (1640-1660 гг.). Причины обострения противоречий в Англии. «Долгий» парламент и начало гражданской войны. Левеллеры и диггеры. Кромвель и его роль в революции. Казнь Карла 1 и установление республики. Протекторат Кромвеля. Установление конституционной монархии в Англии. Акт о гражданских правах и его значение. Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм. Идеи эпохи Просвещения. Особенности идей Просвещения в Англии, Франции, Германии. Реформы в Центральной Европе и их влияние на положение крестьянства, развитие мануфактурного производства. Причины ограниченности политики просвещенного абсолютизма.

Россия: становление великой державы. Реформы в России при Алексее Михайловиче. Укрепление основ сословного строя, военно-бюрократической системы управления страной. Развитие мануфактур, крестьянские восстания. Церковный раскол. Войны с Польшей, Швецией, Турцией, присоединение левобережной Украины к России. Петр 1 и его время. Преобразования Петра 1 и их оценка исторической наукой. Русско-шведская война и превращение России в крупнейшую державу Европы.

Россия и Европа во второй половине 18 века. Российская империя в период дворцовых переворотов. Воцарение Екатерины 2 и политика Просвещения в России. Развитие мануфактурного производства и торговли. Судебная реформа. Укрепление международного положения России. Россия в Семилетней войне. Русско-турецкие войны, раздел Польши.

Промышленный переворот в Англии и его последствия. Политическое развитие Англии накануне промышленного переворота. «Славная революция». Тори и виги. Внешняя торговля, укрупнение мануфактур. Рост городов. Изобретение паровых машин и замена ручного труда. Зарождение промышленного производства. Положение трудящихся, движение луддитов. Всемирно-историческое значение промышленного переворота. Рост производительности труда, совершенствование военной техники.

Мир Востока в 18 веке. Наступление колониальной системы. Кризис аграрной цивилизации в странах Востока и его проявления. Ослабление Османской империи. Движение ваххабитов. Начало европейского завоевания Индии, соперничество Англии и Франции. Ост-индская компания и захват Бенгалии. Китай под властью маньчжурской династии. Политика изоляции. Рост противоречий в Китае и крестьянские восстания. Тайные общества.


Время потрясений и перемен.

Война за независимость в Северной Америке. Причины роста противоречий между метрополией и колониями. Начало войны за независимость. Декларация независимости. Россия, державы континентальной Европы и война в Северной Америке. Учреждение США. Первая и вторая конституция США. Билль о правах и его значение.

Великая французская революция и ее последствия для Европы. Франция в конце 18 века. Причины кризиса абсолютизма. Созыв Учредительного собрания и начало Великой французской революции. Начало войны Франции с монархиями Европы. Казнь Людовика 16. установление якобинской диктатуры и революционный террор. Термидорианский переворот и установление режима Директории. Победы французской армии. Сравнение развития революций в Англии и Франции.

Наполеоновские войны. Свержение режима Директории и учреждение во Франции империи. Кодексы Наполеона 1. победа над Австрией и заключение мира с Англией. Возобновление войны в Европе и присоединение России к антифранцузской коалиции. Битва под Аустерлицем, разгром Пруссии. Тильзитский мир и его итоги. Вторжение армии Наполеона в Испанию и подъем освободительного движения в Европе против французского господства. Симптомы кризиса империи Наполеона.

Отечественная война 1812 г. и крушение империи Наполеона. Успешные войны России против Швеции, Турции, Ирана. Причины обострения отношений между Россией и Францией. Создание «Великой армии» и начало Отечественной войны 1812 г. Битва при Бородине и уход русской армии из Москвы. «Битва народов» под Лейпцигом. Вступление русских войск в Париж. «Сто дней» Наполеона. Венский конгресс и его итоги.

Реакция и революции в Европе. 1820 -1840-е гг. Создание Священного союза, его цели и принципы. Причины усиления реакции в Европе. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Революции во Франции и Бельгии в 1830 г. Революция 1848 г во Франции, приход к власти Луи Наполеона. Революции 1848-1849 гг. в германских государствах , Австрии, Венгрии, Италии. Итоги революций. Роль России в подавлении революционного движения в Европе.

Россия в первой половине 19 века. Политика реформ Александра 1, поворот к реакции. Движение декабристов. Внутренняя политика Николая 1. Формирование официальной идеологии. Славянофилы, западники, революционные демократы. Экономическое положение России в середине 19 века. Начало строительства железных дорог, развитие мануфактур. Проявление кризиса системы крепостничества в России.

Россия и «восточный вопрос». Возникновение и сущность «восточного вопроса». Захват Францией Алжира. Конфликт между Египтом и Турцией и европейские державы. Попытки реформ в Турции, политика танзимата. Отношения России и Турции, политика Николая 1 в «восточном вопросе». Начало Крымской войны 1853-1856 гг. Выступление Англии и Франции против России. Осада Севастополя. Причины поражения России и итоги Крымской войны.

Становление индустриальной цивилизации.

Европа: облик и противоречия промышленной эпохи. Достижения научно-технического прогресса. Изобретение железных дорог, пароходов, развитие сельскохозяйственной техники. Промышленный переворот в США, странах Европы. Развитие городов, изменения социальной структуры общества. Рост числа фабричных рабочих, развитие рабочего движения. Чартизм в Англии, выступление ткачей Лиона, Силезии.

Колониализм и кризис традиционного общества в странах Востока. Причины активизации колониальной политики европейских держав. Британское завоевание Индии. Колониальная система и восстание сипаев 1857-1859 гг. Реформа колониального управления. «Опиумные» войны и восстание тайпинов в Китае, причины его поражения. Япония в середине 19 века и страны Запада. Реставрация Мейдзи ее значение. Политика модернизации в Японии: опыт и особенности.

Национализм в Европе: возникновение новых индустриальных держав. Особенности положения в странах Центральной Европы в середине 19 века. Борьба Пьемонта за объединение Италии. Восстание на юге Италии и поход войск Гарибальди на юг. Создание королевства Италия. Австро-прусско-итальянская война1866 г. создание Северогерманского союза. Франко-прусская война 1870-1871 гг. Создание Германской империи. Падение режима Наполеона 3 во Франции. Парижская коммуна. Провозглашение республики во Франции.

Страны Западного полушария в 19 веке. Испанские колонии в Латинской Америке в начале 19 века. Подъем освободительного движения в Мексике, аргентине, Венесуэле. Революции в странах Латинской Америки в 1920-е гг. и достижение ими независимости. Политика США в Латинской Америке и провозглашение ими доктрины Монро. Расширение территории США. Американо-мексиканская война. Особенности развития Севера и Юга США. Конфликт между северными и южными штатами . гражданская война в США 1861-1865 гг. Победа промышленного Севера и ее значение. Отмена рабовладения в США.

Незавершенные преобразования в России: опыт и особенности. Начало реформ в России. Отмена крепостного права. Создание системы земского и городского самоуправления. Реформа судебной системы, военная реформа. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и итоги Берлинского конгресса. Рост оппозиционных настроений в обществе. Народничество и «хождение в народ». Контрреформы Александра 3. роль иностранного капитала в России. Первые выступления наемных рабочих и принятие рабочих законодательств.

Завершение колониального раздела мира. Покорение народов Африки. Колониальная экспансия Великобритании. Превращение Египта в зависимое государство. Завоевание Судана. Захваты на юге Африки. Англо-бурская война и создание Южно-Африканского Союза. Колониальные войны Франции. Захват Западной и Экваториальной Африки, Мадагаскара, Индокитая. Создание колониальной империи в Африке. Захватническая политика Бельгии, Голландии, Италии, Японии. Захватническая политика европейских государств в Китае и доктрина «открытых дверей».

Россия – многонациональная империя. Расширение границ России. Освоение Поволжья, Приуралья, Северного Кавказа. Завоевание Сибири. Присоединение Украины, Белоруссии, части польских земель, Прибалтики, Финляндии. Изменения этнического и религиозного состава империи в 18-19 веках. Система управления Россией, национальная политика самодержавия и ее итоги. Эмиграция из России.

Общественно-политическое развитие стран Западной Европы и России во второй половине 19 века. Формирование и развитие идей либерализма. Классическая английская политическая экономия. Учения А.Смита, Д.Рикардо. Консервативные взгляды. Распространение идей утопического социализма. Марксизм, его основные черты. Деятельность К.Маркса и Ф.Энгельса. российские революционеры, их взгляды и деятельность в странах Западной Европы.

Наука и искусство в 18-19 веках. Развитие естественно-научных знаний. Принципы научного подхода к природным явлениям. Связь науки и практики. Открытия в области химии, физики, биологии, астрономии, математики. Литература конца 18 века. Влияние идей Просвещения. Классицизм и романтизм в первой половине 19 века. Развитие реалистического направления в искусстве. Искусство России и его особенности.






























Тематический поурочный план.



п\п

Тема урока.

Часы.

Прим.


Тема № 1. Пути и методы познания истории.

4


1.

Этапы развития исторических знаний.

1


2.

Закономерности и случайности в жизни народов.

1


3.

Проблемы периодизации всемирной истории.

1


4.

Повторительно-обобщающий урок.

1



Тема № 2. Цивилизации Древнего мира.

10


5.

Этапы становления человека.

1


6.

Неолитическая революция.

1


7.

Деспотии Востока.

1


8.

Индия и Китай в эпоху древности.

1


9.

Города-государства Греции и Италии.

1


10.

Борьба за господство над Средиземноморьем.

1


11.

Возвышение Рима.

1


12.

Наступление варваров в Евразии.

1


13.

Закат Римской империи.

1


14.

Повторительно-обобщающий урок.

1



Тема № 3. Цивилизации раннего

Средневековья (5-10 века).

5


15.

Раннефеодальные империи в Европе и их распад.

1


16.

Экспансия ислама.

1


17.

Славянские земли в 5-9 веках.

1


18.

Византия и Русь.

1


19.

Утверждение христианства на Руси.

1



Тема № 4. Эпоха классического Средневековья (11-15 века).

7


20.

Феодальная раздробленность Руси.

1


21.

Крестовые походы и Русь.

1


22.

Монгольские завоевания в Азии и русские земли.

1


23.

Образование централизованных государств в Западной Европе.

1


24.

Объединение русских земель вокруг Москвы.

1


25.

Объединение русских земель вокруг Москвы.

1


26.

Повторительно-обобщающий урок.

1



Тема № 5. Эпоха позднего Средневековья

(16-нач.17 вв.).

7


27.

Эпоха великих географических открытий. Завоевание Америки.

1


28.

Западная Европа: новый этап развития.

1


29.

Абсолютизм в западной Европе и России.

1


30.

Усиление централизованной власти в России в эпоху Ивана 4 Грозного.

1


31.

Смутное время в России и тридцатилетняя война.

1


32.

Государства Азии в позднее Средневековье.

1


33.

Повторительно-обобщающий урок.

1



Тема № 6. Европа на новом этапе развития (середина 17-18 вв.).

9


34.

Буржуазная революция в Англии.

1


35.

Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм.

1


36.

Россия: становление великой державы.

1


37.

Реформы Петра 1. Северная война.

1


38.

Итоги развития России в 18 в. Екатерина Великая.

1


39.

Россия и Европа во второй половине

18 века.

1


40.

Промышленный переворот в Англии и его последствия.

1


41.

Мир Востока в 18 веке.

1


42.

Повторительно-обобщающий урок.

1



Тема № 7. Время потрясений и перемен (конец 18-начало 19 века).

8


43.

Война за независимость в Сев. Америке.

1


44.

Великая французская революция ее последствия для Европы.

1


45.

Империя Наполеона 1.

1


46.

Отечественная война 1812 года.

1


47.

Революции в Европе 1820-1840-х гг.

1


48.

Россия при Александре 1.

1


49.

Россия при Николае 1. Крымская война.

1


50.

Повторительно-обобщающий урок.

1



Тема № 8. Становление индустриальной цивилизации (вторая половина 19 века).

15


51.

Социальные противоречия раннего индустриального общества.

1


52.

Индия и Китай во второй половине

19 века.

1


53.

Япония: опыт модернизации.

1


54.

Национализм в Европе: возникновение новых индустриальных держав.

1


55.

Освободительные революции в странах Латинской Америки.

1


56.

США в первой половине 19 века.

1


57.

Реформы Александра 2 в России.

1


58.

Власть и общество в России.

1


59.

Общественное движение в России.

1


60.

Завершение колониального раздела мира. Покорение народов Африки.

1


61.

Россия - многонациональная империя.

1


62.

Либерализм и консервативная идеология.

1


63.

Марксизм и развитие рабочего движения в России. Русские революционеры.

1


64.

Наука и искусство 18 – 19 века.

1


65.

Повторительно-обобщающий урок.

1



Тема № 9. Итоговое повторение.

5


66.

Итоговое повторение. Пути и методы познания истории. Цивилизации Древнего мира.

1


67.

Итоговое повторение. Цивилизации раннего Средневековья (5-10 века).

1


68.

Итоговое повторение. Эпоха позднего

Средневековья (16-нач.17 вв.).

1


69.

Итоговое повторение. Время потрясений и перемен (конец 18-начало 19 века).

1


70.

Итоговое повторение. Становление индустриальной цивилизации (вторая половина 19 века).

1



Итого:

70




































Требования к уровню подготовки учащихся.



В результате изучения курса истории учащиеся 10 класса должны:


знать / понимать:

- основные факторы, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

- периодизацию отечественной и всемирной истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- историческую обусловленность современных общественных процессов;

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;


уметь:

- проводить поиск исторической информации в источниках различного типа;

- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

- анализировать историческую информацию, представленную в различных знаковых системах (тест, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов явлений;

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

-использования навыков исторического анализа при практическом восприятии полученной извне социальной информации;

- соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.








Литература.


1. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории.


2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории 2003 года.


3. Авторская программа по истории (история России и мира) для 10 класса составителей Н.В. Загладина, С.И. Козленко, Х.Т. Загладиной. М., Русское слово, 2007


4. Загладин Н.В., Симония Н.А. История. История России и мира. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М., Русское слово. 2008 г.


5. Шемякин Я.Г. Латинская Америка: традиции и современность. М.,1998г.


6. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. Политическая история России. От становления самодержавия до падения советской власти. М., 1999г.


7. Луи де Ионг. Пятая колонна в Западной Европе. М., 2004г.


8. Загладин Н.В. История успехов и неудач советской дипломатии. М., 1990г.


9. Друкер П.Ф. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, обществе и мировоззрении. М., 1994г.


10. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М., 2000г.


11. Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. М.,1996г.


12. Сорокин К.Э. Геополитика современности и геостратегия России. М., 1996г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Рабочая программа. История России и мира.

Автор: Воробьинский Сергей Валентинович

Дата: 19.08.2014

Номер свидетельства: 112208

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Рабочая программа.  История России мира. 11 класс "
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia-proghramma-istoriia-rossii-mira-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112209"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408433092"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "ИСТОРИЯ Рабочая программа 6 класс."
    ["seo_title"] => string(37) "istoriia-rabochaia-proghramma-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "255136"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447866695"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-4-klassa-umk-shkola-rossii-1"
    ["file_id"] => string(6) "246139"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446300205"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России"
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia_proghramma_po_okruzhaiushchiemu_miru_1_klass_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "342749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473275774"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-1-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "206738"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430245121"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства