Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие на тему: "Блокада Ленинграда"»
Наше время, комната
Наши дни. Парень двигает шкаф.
Девушка: Так! Давай, давай, давай!!! Аккуратнее, не поцарапай пол!
Парень: Я и так стараюсь! Тяжелый очень!(Падает шкаф)
Девушка: Ужас!!! (Испуг) Осторожно! Какой ужас
Парень поднимает шкаф!
Там дырка.
Парень: Слушай, там что-то есть!
Девушка: Это же старый дом! Здесь может быть всё что угодно//!! ( достает шкатулку)
Парень : Шкатулка!!!
Девушка: Неужели , клад!!! Кто бы стал прятать пустую шкатулку?
Парень: Свёрток!
Девушка: Разворачивай, скорее!
Парень( с огорчением): Хлебная корочка!
Девушка: И все?! Ни каких сокровищ? ( Крутит в руках)
Парень: Похоже, что так!
Девушка: Так, а что за газета? Посмотри!
Парень: «Ленинградская правда» 11 февраля 1942 года!
Девушка: Блокадная!( Слайд. Смена времени. Звук метронома.) Смотрит по сторонам.
Входят мама и дочь. Присаживаются у печки.
Мама: Оленька, послушай меня внимательно ( показывает кусок хлеба). Это наш с тобой последний кусочек хлеба. ( Заматывает в газету)
Мама: Это наше с тобой сокровище! Я его специально прячу так далеко, чтобы мы не смогли его сразу съесть! ( Прячет в шкатулку , убирает в печь)
Но если я уйду и не вернусь, тебе нужно будет его взять и уйти от сюда! Тебе его хватит на целый день, пока ты будешь искать людей! Ты меня поняла? ОЛЯ?!
Оля: Мама, не уходи, пожалуйста!( Плачет во время слов)
Оля: Не надо уходить! Не бросай меня одну, ПОЖАЙЛУСТА!
Я без тебя не смогу!!! Мамочка, пожалуйста! Не уходи! Я без тебя не смогу!!!( Плачет, умоляет)
Мама ( твердо): Оля, ты должна сделать так, как я тебе говорю! Ты меня поняла? ПОВТОРИ! Оля, это очень важно! Ты должна сделать так, как я сказала! Тебе этого кусочка хватит на целый день!
Музыка лирическая, трагичная.
Девушка берет хлеб, смотрит.
Девушка: На целый день! На целый день! ( плачет, пошла к столу , положила хлеб на газету)
Парень: Вот оно! СОКРОВИЩЕ!
Надпись на сайде: «БЛАГОДАРЯ ИХ подвигу
Мы сможем ЖИТЬ!»
Сценарий 27.01.2025
Ведущий 1: Над Ленинградом-смертельная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слёзы,
Что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады-
Мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда.
Ведущий:
Захват Ленинграда был не
только крупным
промышленным и
культурным центром, но
и важным транспортным
узлом
Ведущий2:
Выдержка из секретной директивы немецкого
военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года.
«Фюрер решил стереть с лица
Земли город Ленинград… После
поражения Советской России нет
никакого интереса для
дальнейшего существования этого большого населённого пункта.
Предложено блокировать город и путём
Обстрела из артиллерии всех калибров
И беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй.
С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении
хотя бы части населения этого большого города»
Ведущий 1:
Из тезисов немецкого доклада «О блокаде Ленинграда» , 21 сентября
Сначала мы блокируем Ленинград и разрушаем город артиллерией и
авиацией.. Весной мы проникаем в город.. вывезем всё, что
осталось живое, в глубь России или возьмём в плен, сровняем
Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы Финляндии.
Ведущий 2:
Кольцо блокады сомкнулось вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 года.
Блокада Ленинграда продолжалась ровно 872 дня, но
Город победил!
Ведущий 1:
На момент установления блокады в городе находилось
2 миллиона 544 тысячи человек, в том числе около 400 тысяч детей.
Кроме того, в пригородных районах, то есть тоже в кольце блокады,
Осталось 343 тысячи человек.
В сентябре, когда начались систематические бомбардировки,
обстрелы и пожары, многие хотели выехать, но пути уже были отрезаны.
Ведущий 2:
Жизнь в блокадном Ленинграде изменилась кардинально.
Во время блокады жители Ленинграда страдали от голода,
Холода и постоянных бомбардировок.
Продовольственные запасы быстро иссякли, и люди
Были вынуждены питаться всем, что могли найти, включая кожанные ремни и мебель.
Зимой температура опускалась до минус 40 градусов,
и многие люди замерзали в своих неотапливаемых домах.
Ведущий 1:
Блокадный Ленинград. Засыпанные
снегом и замороженные городские
трамваи. Забор воды из проруби на Неве…
Дорога жизни- единственная
транспортная магистраль через Ладожское озеро.
Мы сегодня не можем себе
представить, что в «Булочной» или в магазине «Хлеб» нас встречают пустые полки. А тогда, чтобы получить хлебный паёк, нужно
было предъявить карточку на хлеб.
Ведущий 2:
Не шумите вокруг – он дышит,
Он живой ещё, он всё слышит…
Как из недр его вопли: “ Хлеба”-
До седьмого доходят неба…
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон – смерть.
Анна Ахматова
Ведущий 1:
Во время блокады Ленинграда нормы хлеба были строго
Регламентированы и несколько раз снижались. Самая маленькая
Дневная нора составляла всего 125 граммов хлеба.
Карточки на хлеб были введены ещё до начала блокады,
18 июля 1941 года. Эти нормы были единственным способом
распределения продуктов и давали надежду на выживание
в осаждённом городе.
Ведущий 2:
Помимо голода, блокадный Ленинград атаковали и другие
бедствия: суровые морозные зимы, в городе закончилось топливо,
замёрзли водопроводные трубы, город остался без света и питьевой воды,
ещё одной бедой стали крысы.
Ведущий 1:
За первый, самый тяжёлый год блокады погибли приблизительно 780 000 ленинградцев. Только 3% из них погибли от бомбёжек и артобстрелов;
Остальные 97% умерли от голода.
Ведущий 2:
В следующую блокадную зиму 1942-1943 годов положение
осажденного Ленинграда значительно улучшилось: ходил
общественный транспорт, работали предприятия, открылись школы ,
кинотеатры, действовали: водопровод и канализация, работали городские бани и т.д.
Ведущий 1:
Несмотря на ужасные условия, люди продолжали работать на
заводах, производя необходимую военную продукцию.
Это был невероятный пример стойкости и мужества.
Ведущий 2:
Все Ленинградцы поднялись на защиту города. Стали строить
оборонительные сооружения. Враг не мог взять город.
Но враг не унимался. Днём и ночью рвались снаряды, полыхали
пожары раздавались стоны умирающих людей.
Фашисты хотели сломить Ленинградцев, поставить их на
Колени, но измученные, голодные горожане не сдавались: выпускали оружие, шили одежду, вязали тёплые вещи. Все Ленинградцы
Свято верили, что победят.
Ведущий 1:
Можно ли сказать, что жизнь в городе прекратилась?
Ведущий 2:
Мы детишек поспешно вывозим,
Метим каждый детский носочек,
И клокочет в груди паровоза
Наша боль- дети едут не в Сочи,
Не на дачу к речным излучинам,
К желтоглазым круглым ромашкам,
К золотисто-шелковым лютикам,
Что весь день головёнками машут,
Не к прогулкам на быстрых лодках
По спокойным зеркальным водам,
Не на летний привычный отдых
Перед новым учебным годом.
На восток уходят составы,
Чтоб спасти ленинградских детишек.
Возвращаются мамы устало,
Скорбный шёпот шуршания тише.
И всё ближе фронт к Ленинграду,
Поднимают зенитки хобот,
А разрывы дальнобойных снарядов,
Как рогатого дьявола хохот.
В. Вольтман- Спасская
Ведущий 1:
В первые месяцы войны сотни тысяч ленинградских детей
Были эвакуированы вглубь страны. Но с блокадой
Ленинграда массовая эвакуация прекратилась, поэтому в осаждённом городе осталось около 400 тысяч детей школьного и дошкольного возраста.
Ведущий 2:
В конце октября 1941 года 60 тысяч школьников 1-6х классов
приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ
и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели более 30 тысяч учащихся старших классов.
Ведущий 1:
Занятия проходили в необычных условиях .Часто во время урока
Раздавался вой сирены, предупреждающий о бомбёжке или артобстреле.
Уроки длились 20-25 минут, так как ни учителя, ни школьники не могли
выдержать больше. Записи не велись, потому что в неотапливаемых классах замерзали не только детские руки, но и чернила.
Ведущий 2:
Дети в блокадном Ленинграде проявили невероятное мужество и стойкость.
Они не только выживали в условиях голода и холода, но и активно помогали взрослым в защите города.
Многие дети участвовали в рытье окопов, строительстве оборонительных сооружений и тушении пожаров. Они также работали на заводах, производя боеприпасы и, другие необходимые для фронта материалы.
Истории о подвигах детей в блокадном Ленинграде поражают своей героичностью. Например, многие дети помогали эвакуировать раненых,
Доставляли продовольствие и медикаменты, а также поддерживали моральный дух семей и соседей.
Ведущий 1:
Дети в блокадном Ленинграде совершали подвиги по многим причинам. Во-первых, они чувствовали глубокую привязанность к своему городу и стране.
Патриотизм и любовь к Родине были важными мотиваторами , которые их вдохновляли на героические поступки. Во-вторых, дети старались помочь своем семьям и близким. В условиях блокады каждый член семьи был важен, и дети понимали, что их вклад может спасти жизни родных.
Кроме того,дети часто видели примеры мужества и стойкости взрослых, что вдохновляло их на собственные подвиги.
Они хотели быть полезными и чувствовать себя частью общего дела,
Что давало им силы преодолевать страх и трудности.
Ведущий 2:
Для подвоза продовольствия и боеприпасов
Оставалась единственная коммуникация- по ладожскому озеру.
К началу войны оно было мало освоено и практически не изучено.
Ведущий 1:
Работники дорожной службы ежедневно измеряли толщину льда на всём озере, но были не в силах ускорить его нарастание.
20 ноября толщина льда достигала 180 мм. На лёд вышли конные обозы…
Ведущий 2:
Она- как легенда, как песня, как знамя.
У этой дороги не будет конца-
Она всегда пролегла через память,
Навеки прошла через
Анатолий Молчанов
Дорога жизни живой нитью наши сердца.
Поддерживала осажденный горд с большой землёй.
Ведущий 1:
Картинки художников!
Ведущий 2:
Картины художников бережно хранят память о мужестве и стойкости ленинградцев. Посмотрим видео о том, ка советские войска прорвали блокаду Ленинграда,
Ведущий 1:
Ленинград - единственный в мировой истории город, который смог выдержать почти 900- дневное окружение.
Ведущий 2:
Л 27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов взломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили её основные силы и продвинулись на 60 километров в глубину.
Видя реальную угрозу окружения, немцы отступили.
С освобождением Пушкина, Гатчины и Чудово блокада Ленинграда была полностью снята.
Ведущий 1:
Ведущий 2:
За залпом залп
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут,
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость
Слишком велика-
Гремит салют над
Ленинградом.
Ю. Воронов
Ведущий 1:
Блокада снята, город свободен. Впереди - восстановление разрушенного города, налаживание мирной жизни граждан. Теперь считает своим долгом помочь в восстановлении Ленинграда.
И после основной работы на заводе, в госпитале или в школе люди шли восстанавливать свой любимый город. Рассмотрите фото, опишите, как шло восстановление города.
Ведущий 2:
Желание людей вновь вернуться к нормальной жизни было огромным, и оно придавало сил жить и работать с утроенной энергией. Люди всех специальностей, после своей основной работы наводили порядок в городе, участвовали в стройках, разбирали завалы или просто сажали цветы.
Ведущий 1:
Но тогда в Ленинграде жили люди, которые думали не о том, что они герои, а о том, как жить дальше.
Им, измождённым голодом и страхом, предстояло совершить ещё один подвиг: отстроить свой город.
Ведущий 2:
Рассмотрите плакат «Слава героям Ленинграда!»
Кого мы можем назвать героями Ленинграда?
Ведущий 1:
Приморский парк Победы
Был заложен в октябре 1945г.
В честь морских военных побед.
Арх. А.С.Никольский
Ведущий 2:
Мемориальный комплекс Дневник Тани Савичевой
Ведущий 1:
В Ленинграде 3 военных кладбища. Самое большое- Пискаревское, на котором похоронено 470 тысяч человек.
Мемориальный ансамбль на Пискаревском кладбище.
Ведущий 2:
Ансамбль площади Победы.
Монумент героическим
Защитникам Ленинград
Ведущий 1:
Блокадное объявление-
Предупреждение сохраняется в
Наши дни на
Невском проспекте.
Ведущий 2:
Героическая оборона
Ленинграда – это массовый
Всенародный подвиг.
Те, кто пережил блокаду Ленинграда, проявили невероятное мужество и
стойкость. Их истории – это свидетельства человеческой силы духа и способности сохранять человечность даже в самых тяжёлых условиях. Очень важно сохранять память о тех событиях и передавать её следующим поколениям, чтобы история не была забыта.