Внеклассное мероприятие.
тема «У войны не детское лицо…»
Цель мероприятия : показать учащимся великий подвиг детей во время войны; способствовать патриотическому воспитанию учащихся; чувства национальной гордости за великий подвиг детей в годы войны.
Ведущий: « Слушайте все –
Начинается лето!»
Первые горны пропели про это!
Первые тапочки, кеды, ботинки
Снова топочут по каждой травинке.
Первые песни в лесах зазвенели,
Первые брызги над речкой взлетели.
Первая грусть разбежалась кругами,
Первые письма отправлены маме.
Первая помощь колхозному саду:
Вымпел и первое место отряду!
В. Орлов
Учитель: Лето 1941-го началось замечательно для многих мальчишек и девчонок. Лето обещало свои радости. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах. Ласково плескались волны в Черном море, на берегу которого расположился большой и шумный пионерский лагерь -«Артек». Литовский мальчик Миколас Слуцкис приехал сюда впервые. Он был горд и счастлив. Его выбрали знаменосцем, и он каждое утро поднимал флаг лагеря. Его последнее предвоенное воспоминание: « Щупаю босой ногой море, не решаясь окунуться в ледяную воду,- ведь только начало июня. Ну и что? Я все равно счастлив… сплю и слышу все нарастающий гул морских волн – пусть гудят, пусть грохочут, пусть больше янтаря выбросит на берег».
( звучит песня «Священная война»)
Война! Что это такое? Какое страшное, какое непонятное слово! Ребятишек, как будто ничего не случилось, по садят в автобусы, и начнется их длинный путь на восток, путь из детства, оборванного войной.
А в ту ночь на 22 июня фашистские корабли подошли близко - близко к берегам, где находились пионерские лагеря. Знали ли враги, что стреляют по детям, что там, на берегу, в лагерях, находятся тысячи детей? Знали! Нет точной статистики, сколько детей погибло, но но точно известно- многие сотни…
Некоторых детей эвакуировали на поезде, где ехали тяжелораненые. И они потом всю жизнь будут благодарить вагон с запахом лекарств и окровавленных бинтов…
Миколас Слуцкис напишет об этом рассказ и назовет его « Живите!».
«Живи –те!» - слова умирающего солдата, обращенные к детям. «Живите!» - напутствие.
Но им, детям «сороковых, пороховых», предстояло бороться с врагами, часто е на жизнь, а на смерть.
(Далее следует инсценировка по рассказу К. Федина « Мальчик из Семлева». В зале, во втором ряду, сидит Мальчик в военной форме. На сцену выходят Рассказчик и Друг, садятся за стол.)
Рассказчик. Шел литературный вечер в доме Красной Армии в Москве. Из- за стола я вглядывался в ряды слушателей, затихших в торжественном и старомодном зале. Огоньки в их глазах, казалось, отсвечивали опытом сражений, а сжатые рты как будто старались не выдать горечи, которой наполнен народ на войне. Вдруг где-то во втором ряду среди суровых и взрослых людей я увидел детское лицо, выделявшееся нежностью красок и блеском чистых широких глаз. (Другу.) Смотри. (Указывает в зал.) Смотри во второй ряд, какой там воин. (Через несколько минут из зала передают записку.)
Рассказчик (негромко читает записку): Мальчик, на которого вы указали, участвовал во многих делах партизанских отрядов и регулярных частей, дважды представлен к правительственной награде, привел десять «языков».
Друг (берет у Рассказчика записку, читает).
Рассказчик берет у Друга записку, вертит в руках, медленно читает…).
….Дважды представлен к правительственной награде, привел десять «языков»… Надо с ним поговорить.
Друг: Как только кончился вечер, мы попросили разыскать в публике Мальчика в военной форме и привести к нам.
( из- за кулис выходит Лейтенант).
Лейтенант: Разрешите ввести?
Рассказчик и Друг (удивленно и переглядываются): Пожалуйста!
Друг: Давно ли в армии?
Мальчик: Вот как сошел снег
Друг: А зимой?
Мальчик: Был у партизан.
Друг: В каких же местах?
(Мальчик молчит, затем оборачивается к Лейтенанту.)
Мальчик (серьезно): Места лесные.
Рассказчик: смоленские, что ли , леса-то?
Мальчик (смотрит на лейтенанта, смеется, опустив голову): Смоленские.
Рассказчик: Сколько же тебе лет?
Мальчик: Четырнадцать, пятнадцатый.
Рассказчик (удивленно): Ого, а с виду ты года на два моложе. А откуда ты родом?
Мальчик : Из Семлева.
Рассказчик (радостно): Вон что! Знаю, знаю Семлево – по обе стороны железной дороги станция и село, и совсем рядом – леса.
Мальчик : Лес- так вот, подать рукой.
Рассказчик: А что про тебя рассказывают, будто ты от немцев «языков» приводил?
Мальчик : Приводил.
Рассказчик: Сколько же всего привел?
Мальчик: В общем десять.
Рассказчик (удивленно): Десять немцев? Ишь ты какой! Что же, поодиночке доставлял или как?
Мальчик: Когда как, то по одному, а то и по двое.
Рассказчик (удивленно): Как и двоих приводил?
(Рассказчик и Друг молча с удивлением смотрят на Мальчика).
Мальчик (с любопытством): Во вы сегодня читали рассказ: это правда, или это придумываете?
Рассказчик: Зачем придумывать? Правда интереснее всякой выдумки.
Ведущий: Грозный сорок первый… Как он изменил людские судьбы, обагрил кровью и слезами детство, сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил светлые мечты семнадцатилетних, которые прямо с выпускного бала ущли « из детства» в грязную теплушку, в эшелон пехоты, в санитарный взвод».
Звучит песня Б. Окуджавы «До свидания, мальчики!»
Они хотели вернуться в теплые хаты, чтобы посмотреть в добрые полные тоски и печали глаза своих матерей. Очень хотели! Но… бросались на амбразуры вражеских пулеметов, гибли под пулями, принимали мученическую смерть с петлей на шее во вражеском тылу.
Что же толкало на это вчерашних мальчишек и девчонок? Особая высокая настроенность душ, ведь шла освободительная война, а это не только смерть, кровь и страдания. Это еще и гигантские взлеты человеческого духа: бескорыстия, самоотверженности и героизма.
Для каждого поколения приходит рано или поздно тот час, когда оно должно взять на себя равную со старшими меру ответственности « за Россию, за народ, и за все на свете»(А.Твардовский).
В обычных условиях это происходит постепенно, исподволь. В суровую военную пору это случилось сразу и задолго до обычного срока. И на этом крутом душевном переломе юноши и девушки обрели высшее мужество: не то которого достает на храбрость в одном бою, а то, что привело к победе через четыре казавшиеся бесконечными года войны. За свои идеалы они боролись, они дрались, шли на смерть.
Фронтовая жизнь… Здесь готовность пожертвовать собой, в сущности, была обычной мерой каждого человеческого поступка, подвиги совершались в каждом бою. Но даже «ко всему привыкший сорок первый год» не сумел научить мальчишек и девчонок привычке к смерти. Особенно потрясала мер юного человека
Ведущий: не дождались с фронта своих сыновей и дочерей тысячи матерей. Как долго хранили они солдатские треугольники – весточки от дорогих их сердцу детей. И до самой смерти своей не верили в их гибель. Надеялись и ждали, наперекор злым похоронкам с траурной каймой.
А матери молодогвардейцев не надеялись. Они были свидетелями гибели своих детей. В июле 1942 года Краснодон был захвачен немцами, в феврале 1943 года – освобожден. Еще дымились догорающие жилища краснодонских щахтеров, еще шли рядом жестокие бои, а всему миру уже стало известны героические дела антифашистской молодежной организации. Были найдены и опознаны трупы замученных молодогвардейцев.
44 члена « Молодой гвардии» награждены орденами. Олег Кошевой, Иван Земнухов, Сергей Тюленин, Любовь Шевцова – молодые, красивые, веселые и серьезные, задорные и мечтательные. Они такие разные. О них знают многие послевоенные поколения, знают и будут помнить долго. Молодогвардейцы получили посмертно звание Героев Советского Союза.
(Звучит песня «Ох, туманы, мои растуманы».)
Партизанская война шла на всей оккупированной территории. Разве могли предполагать фашисты, что бороться с ними не на жизнь, а на смерть будут совсем юные мальчишки и девчонки. О молодежном подполье можно рассказывать много, тема эта поистине неисчерпаема. Красной нитью в ней можно провести понятия: Мужество, любовь к Родине, самопожертвование. Даже самые юные подпольщики предпочитали смерть предательству.
В Лоховском районе Донецкой области в феврале 1943 года была уничтожена почти вся подпольная организация. Схваченных подпольщиков жестоко пытали. Вот рассказ матери самого молодого члена органи- зации – пятнадцатилетнего Юры Старостина: «Труп Юры едва можно было узнать. Все его тело было иссечено, видимо, шомполами. Ногти на ногах сорваны, кисти на руках раздроблены. Руки выкручены из плечевых суставов. Я не могу забыть его слов: « Я выдержу!» Он выдержал!
Они выдержали много испытаний. Сколько их было… пионеров – героев…
Выдержала девочка с косичками Зина Портнова, которой после длительных мучений на последнем допросе гитлеровцы выкололи глаза.
Не раз ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд Леня Голиков… И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели склады с оружием.
Партизан Саша Бородулин позволил во время боя врагам сомкнуть вокруг себя кольцо и взорвал их и себя гранатой.
В городе Гродно помогала партизанам маленькая дочь командира подпольной группы Лида Вашкевич: собирала сведения, добывала бумагу для листовок, переносила их и взрывчатку в сумке, в которой сверху был насыпан уголь. Они сражались повсюду: на море, как Боря Кулешин, в небе, как Аркаша Каманин, в партизанском отряде, как Леня Голиков, В Брестской крепости, как Валя Зенкина, В Керчинскиих катакомбах, как Володя Дубинин.
А маленькие ленинградцы сражались в блокадном городе, сражались с голодом, с холодом, со смертью, как Таня Савичева. Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрогания: Женя умерла 28 декабря, 3 часа дня, 1942 года… Если просто хочешь есть, это не голод. Голод – это когда изо дня в день голодают голова, руки, сердце – все, что у тебя есть голодает.
Сперва голодает, потом умирает…» Савичевы умирали один за другим. Таня не сдавалась, она высохла, вымерзла, стала тоненькой, совсем легкой, но жила. С ней была мама, и она держалась. Потом… Страничка на букву С. « Савичевы умерли все».
Таня Савичева не стреляла в фашистов, не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в трудное время. Но может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили много других мальчишек и девчонок, которые так и остались навсегда в своем времени.
Они сейчас стали ветеранами – дети войны. А память хранит все в сердце.
За стойкость, мужество и героизм всех тех, кто погиб и выжил во время блокады, тех, кто, рискуя собственной жизнью ради спасения блокадников, предлагаю почтить их память минутой молчания.
Далее звучит Седьмая Симфония Д.Шостаковича.