«Жанры и художественные средства живописи» - 2-й урок по теме «Живопись» в 10 классе. На примере творчества Ильи Ефимовича Репина расширяются представления о жанрах и средствах живописи, формируются умения различать их, выявлять их оправданность для реализации замысла конкретного деятеля искусства.Урок построен в соответствии с общедидактическими установками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Жанры и художественные средства живописи»
Тема урока: «Жанры и художественные средства живописи».
Модель урока М.Х.К. в соответствии с общедидактическими установками.
Цель урока: убедить в необходимости опорных знаний по М.Х. К. для восприятия и понимания творчества конкретного художника конкретной эпохи.
Задачи урока.
Образовательные: расширить представления о жанрах и художественных средствах живописи;
Формирование умения различать жанры живописи и выявлять оправданность тех или иных средств живописи для реализации замысла художника.
Развивающие: развитие умения анализировать, сравнивать; актуализировать знания применительно к творчеству конкретного Мастера.
Воспитывающие: пробуждать стремление к познанию прекрасного, желание заниматься в жизни любимым делом (на примере И.Е.Репина); формировать собственное мнение.
Оборудование: карты для изучения жанров живописи с теоретическими сведениями и иллюстрациями данных жанров; портрет И.Е.Репина; иллюстрации картин И.Е.Репина
«Не ждали», «Отказ от исповеди», «Царевна Софья», «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», портреты Мусоргского, Писемского, Столыпина, Ге, «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая!901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения».
«Искусство я люблю... Оно всегда и везде в моей голове, в
моих желаниях - лучших, сокровеннейших»
И.Е.Репин
Предварительная подготовка. Разработка заданий для повторения изученного, подбор стихотворных отрывков для актуализации знаний о жанрах и эмоциональной зарядки, записи с классической музыкой, конспекты обучающихся по теме «Язык изобразительного искусства», подготовка «экскурсоводов».
Технологическая карта урока.
«Жанры и художественные средства живописи» -2-й урок по теме «Живопись» в 10 классе по программе
План урока
Вводное слово учителя. (2 мин)
Актуализация изученного. «Установи соответствия».
Мини -тест «Вставь термины». Игра «Кто есть кто?» (10 мин)
Изучение нового. Работа с учебной книгой. Работа с картами «Жанры живописи». (15 мин.)
Закрепление. Викторина «Узнай жанр по описанию» (2 минутки эмоциональной разгрузки: межпредметная связь с литературой).
В галерее художника И.Е.Репина (учитель и подготовленные заранее ученики). (11 мин)
Планируемые результаты изучения материала: обучающиеся выявляют уровень знаний по теме «Изобразительные виды искусства», продолжают работу по формированию опорных понятий, уясняют роль личности художника в создании творческого стиля.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности. Иллюстративно -репродуктивный, частично-поисковый. Комбинированный урок.
Развитие умений обучающихся. Ученики применяют ранее полученные знания в новой, нетрадиционной обстановке; учатся анализировать, сравнивать произведения разных жанров, понимать замысел автора, уважать его жизненную и творческую позицию. Развивают чувство прекрасного. Учатся отстаивать свою позицию.
Основные понятия и термины. Визуальные искусства. Композиция. Жанр. Колорит. Стиль. Критический реализм. Имена деятелей искусства и истории. Живопись. Художественные средства. Монументальная живопись. Станковая живопись.
Источники информации. Учебники. Интернет. Энциклопедии по искусству.
Ход урока
1.Слово учителя. Здравствуйте! Рада новой встрече с вами. Вновь отправляемся в прекрасный мир живописи. И.Е.Репин когда -то признался в любви к искусству такими словами (читаем эпиграф к уроку). Чтобы любить так, надо хорошо знать законы искусства, понимать замысел автора, сопоставлять разные манеры живописи. Этому надо учиться. Начнём? Предлагаю проверить знания.
2.Актуализация знаний. Работа по карточкам (у каждого отпечатанный вариант на столе).
Карточка для повторения. 1.Установи соответствия:
1) Леонардо да Винчи -1) «Сикстинская мадонна»
2) И.И.Шишкин - 2) «Не ждали»
3) Рафаэль –3) «Троица»
4) Андрей Рублёв -4) «Сосны, освещённые солнцем»
5) И.Е.Репин—5) «Тайная вечеря».
2.Вставь пропущенные слова (проверка домашнего задания по теме «Азбука живописи»).
Основная задача изобразительных видов искусства -...
Изобразительные виды искусства являются родом ... искусств, произведения которых живут в пространстве, не изменяясь и не развиваясь ...
Наряду с живописью ... и ... к пластическим видам искусства относятся ..., ... и ....
Все пространственные виды искусства объединяет ещё одно качество: они воспринимаются ..., поэтому их называют ... искусствами.
З.Распредели имена деятелей искусства: 1) скульпторы, 2) архитекторы.
Фидий, Ле Корбюзье, Огюст Роден. В.И.Баженов, Микеланджело, Э.Фальконе, Витрувий, Бернини,
И.В.Жолтовский, Скопас.
3.Изучение нового.
1.Работа с учебником. Выборочное комментированное чтение параграфа «Жанры и художественные средства живописи». Для наглядности используются демонстрационные карты. На каждой - отдельный жанр: теория, примеры - иллюстрации, карты помещаются на доске как «галерея».
2.Эмоциональная разминка.
Определи жанр живописи по описанию. (Материал взят из «Олимпиады по М.Х.К.»,2009Го Интернет)
Марина Хлебникова
Три апельсина, два грейпфрута,
В седой вуали виноград,
гранат, хранящий краски утра,
инжир - его полночный брат-
Хрусталь манит прохладой сока.
На белом - вишни яркий след,
И сквозь невидимые окна
Струится мягкий летний свет-
Татьяна Галушко
Мы восседаем в рамах в пышном зале.
Холсты от нашей тяжести провисли.
Мы, реку смерти переплыв глазами,
У вас в зрачках свои читаем мысли.
Свидетельства о погребённых лживы.
Вот правда: красок тёмное свеченье.
Художники писали тех, кто живы,
И быть живыми наше назначенье.
(Творческое задание для желающих - подобрать стихи по теме «Жанр»).
В картинной галерее Ильи Ефимовича Репина (Дидактическая игра)
Слово учителя. Черты личности художника (Неуёмная жажда знаний. В.В.Стасов: «Репин -самый образованный художник своего времени». Потрясающая работоспособность: в годы полного расцвета всех сил на его мольберте могло стоять 5-6 картин, над которыми он работал одновременно. Сила воли и жажда творчества: К.И.Чуковский: «...когда в старости у него стала сохнуть правая рука и он не мог держать ею кисть, он сейчас же стал учиться писать левой, чтобы ни на минуту не оторваться от живописи. Он ежедневно вышагивал перед каждой картиной по нескольку вёрст (после каждого мазка отходит посмотреть на свой холст, потому что мазки были рассчитаны на далёкого зрителя) и только тогда отставал от неё, когда изнемогал до бесчувствия. Когда врачи запретили ему писать и друзья прятали кисти и краски, Репин мог рисовать даже окурком, макая его в чернильницу.) Рассказывать о Репине как о личности можно бесконечно, но вы можете прочитать об этом в книгах, рекомендованных ниже. А сейчас пришло время, внимательно, понимая, сколько в них вложено сил, труда и души, посмотреть картины великого художника.
Возможно, у вас возник вопрос: «А в каком жанре творил Репин?» На этот вопрос ответят ваши одноклассники.
Выступления ребят.
Раннее творчество - иконопись и картины на церковно - библейские темы. Бытовой жанр (показ картин « Не ждали», «Отказ от исповеди»
Исторический жанр (Покоряет кажущейся простотой и величием картина «Царевна Соф потрясает количеством действующих лиц и их разнообразием «Крестный ход в курской губернии», вызывает бурю положительных эмоций картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Эту картину любил и сам автор, поэтому много лет -15 он продержал её в своей мастерской, что-то дописывая и подправляя. Самая мощная по воздействию и трагизму картина «Иван Грозный и сын его Иван». На эту картину было совершено покушение. Молодой человек, приходивший несколько раз смотреть картину, бросился на неё с ножом и в нескольких местах порезал лицо царя. Репин так переживал это событие, что отказался и осмотреть картину, и реставрировать её.
Портрет. Репинские портреты - это особая тема. Художник остро чувствовал и передавал неповторимую индивидуальность человека. Дело в том, что перед тем, как приступить к написанию портрета, Илья Ефимович старался как можно лучше узнать человека. Внимательно всматриваясь в репинские портреты, можно подметить, как тщательно он выписывал руки, ведь руки -это отражение жизни и деятельности человека. Поэтому рисовались они так же тщательно, как и глаза.
Была в жизни Репина и чёрная полоса, связанная с портретами, несколько лет их просто боялись заказывать. Так складывались обстоятельства, что «Кого пишет Репин, тотчас умирают: Мусоргский, Писемский, Столыпин.» Присутствующий при разговоре Репин сам продолжил список: «Плеве, Игнатьев, Победоносцев, Гаршин»
Рассказ о монументальном репинском полотне, которое он из-за болезни писал то правой, то левой рукой. Художнику было 57 лет. Размеры картины, которую ему заказало правительство, составляли почти 9метров(877см) в длину и 4 метра в высоту. Число персонажей -81. «Торжественное заседание Государственного Совета». Вот как о работе над картиной пишет К.И.Чуковский. «Мастер - в непривычной одежде, чёрном фраке и бабочке, - был бледен и взволнован.Чтобы успеть, нужно работать с молниеносной быстротой и абсолютной точностью...3аседание продолжалось менее часа. Минуты летели наперегонки.57-летний профессор, превозмогая боль в руке, самозабвенно работал. И когда преисполненные величия члены императорской фамилии и царедворцы поднялись с мест, эскиз размером 40,5х88,5см был готов!»3атем потянулись годы подготовительной работы. Художником было написано 47 портретов участников заседания, многие из которых признаны шедеврами портретной живописи Картина писалась 3 года и 4 января 1904 года была выставлена в Мариинском дворце.
Заключительное слово учителя. Илья Ефимович Репин прожил долгую, плодотворную и счастливую жизнь, потому что всегда занимался только любимым делом. В письме к Стасову он писал: «Искусство я люблю больше добродетели...Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, -неизлечимо. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, - оно всегда и везде в моей голове, в моих желаниях-лучших, сокровенных...»
Подведение итогов урока. Домашнее задание. Учебник, стр.45-51.Ответить на вопросы к теме. Творческие работы - по желанию учеников