kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Застывший миг казахского вальса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

6 класс

II  четверть

Урок № 5 (14)

Тема урока: «Застывший миг казахского вальса»

Подтема: «Картины художников Казахстана о музыке»

Тип урока: урок углубления знаний.

Цель урока:

  1. Образовательная: формировать представления о связи между музыкой и живописью в искусстве; дать понятие «музыкальный портрет», сопоставить понятия «музыка – живопись», «живопись-музыка», как единое целое; повторить знания учащихся о вальсе (жанр, размер, где чаще всего используется, в песнях или в танцах); познакомить с песнями, написанными в жанре вальса: «Казахским вальсом» Л. Хамиди, «Весенним вальсом» А.Зацепина и вальсовыми песнями Ш. Калдаякова, сформировать краткие знания о композиторах. Рассмотреть картины казахстанских художниц, посвящённые музыке.
  2. Развивающая: развивать творческие потребности, интерес к художественному и музыкальному искусствам, сформировать представление «музыкальные портреты», закрепить понятие «изобразительная музыка», ознакомить с лучшими исполнительницами «Казахского вальса» К. Байсеитовой, Б. Тулегеновой, Н.Усенбаевой, познакомить с творчеством выдающейся исполнительницы, танцовщицы Ш. Жиенкуловой и  художницы, изобразившей «Застывший миг казахского вальса».
  3. Воспитывающая: вызвать интерес к творчеству композиторов и художников; формировать эстетический вкус.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Музыкальный материал:

1. Л. Хамиди «Казахский вальс» - слушанье, пение по учебникам, краткий рассказ о композиторе, запись в тетради, работа по учебнику с. 54 – 55. Портрет Шары Жиенкуловой из цикла  композиционных портретов «Казахский вальс» Г. Исмаиловой.

 2. Ш. Калдаяков «Анна туралы жыр» - слушанье, пение по учебникам, краткий рассказ о композиторе, запись в тетради, работа по учебнику с. 65-66. Картина А. Галимбаевой «Поющие девушки» (1983 г.).

 3. А. Зацепин «Весенний вальс» - слушанье, просмотр фрагмента из кинофильма.

Художественный материал:

Стихотворение Н. Листова «Я помню вальса звук прелестный»

Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час,
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась

Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс!

Теперь зима, и те же ели
Покрыты сумраком стоят,
А под окном шумят метели,
И звуки вальса не звучат…

Зрительный ряд:

Картины казахстанских художниц

Айши Галимбаевой (1917-2008) и Гульфайруз Исмаиловой (1929-2013), посвящённые музыке, видео исполнения песен, танца «Шары».

Ход урока:

  1. Организационный этап.  

Приветствие учителя, создание рабочей обстановки, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания школьников.

 

  1. Проверка домашнего задания.

Учитель просит учащихся сдать рисунки.

  1. Актуализация знаний.

Учитель сообщает, что сегодня на уроке учащиеся услышат несколько вальсов, созданных композиторами Казахстана, а так же увидят картины казахстанских художников, связанные с музыкой.

  1. Формирование новых понятий и способов действия.

Учитель может чередовать слушанье, работу по учебнику, исполнение песен под плюсовые фонограммы, просмотр картин или видео. Также свободно можно выбрать объём работы на уроке, главное, чтобы учащиеся услышали красоту вальсов и красоту  картин, что вместе составляет духовную составляющую урока. Говоря о картине «Шара», можно сказать, что танцовщица много времени уделяла воспитанию танцовщиц в Алма-атинском хореографическом училище. Один из репетиционных залов (зал № 5) носит её имя и картина, подаренная училищу Г. Исмаиловой,  находится именно там. Можно на уроке показать небольшой фильм «История одного шедевра. Казахский вальс», в котором рассказывается о художнице, о том, как создавалась картина, есть документальные кадры танца Шары.  Рассказывая о песне «Анна туралы жыр», можно рассказать о Калдаякове, которого называли «казахским королём вальса» и исполнителях песни - братьях Муслиме и Ришаде Абдуллиных. Слушая песню А.Зацепина, напомните, что совсем недавно, на уроке, мы исполняли его песню «Куда уходит детство», но песня о весне написана намного раньше.

  1. Этап первичной проверки новых знаний, коррекция пробелов. 

Задачи: установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию.

  1. Этап информации о домашнем задании.

В тетради небольшое сообщение о любом из композиторов или более сложное: найти картины, связанные с музыкой, принесите репродукции в класс, кратко рассказать о художнике и истории возникновения картины.

  1. Этап подведения итогов урока.

Обобщение материала урока, оценки за работу на уроке.

  1. Этап рефлексии.

Думаю, что вы узнали на уроке много нового. Возможно, кто-то заинтересовался музыкой, танцами, живописью. Надеюсь, что вам захочется посмотреть картины художников, на которых изображена музыка.

Знания: 

1. Знать о связи разных видов искусств (что объединяет, характерные черты, понятия,  термины)

2. Знать, что такое колоратурное сопрано, портрет.

Умения:

1. Уметь находить связи в различных видах искусств.

2. Уметь применять в разговорной речи художественные термины.

Навыки:

1. Навыки работы с дополнительной литературой.

2. Навыки работы с учебником.

 

Дополнение для учителя

Портрет (франц. portrait, от старофранц. portraire – «воспроизводить что-либо черта в черту») - изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии), а также в литературе и криминалистике (словесный портрет). Портрет в литературе - одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение их внешности: фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер. В изобразительном искусстве портрет - это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. На портрете изображается внешний облик, а через него и внутренний мир конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека.

     Латыф Абдылхаевич Хамиди  (1906 -1983) - казахский композитор, заслуженный артист КазССР, заслуженный деятель искусств КазССР. Это человек своеобразной судьбы. Татарин, избравший родиной Казахстан. Скромный человек, создавший гран­диозную оперу. Разработчик таких жанров казахской музы­ки, как марш, вальс, массовая песня. Интеллектуал, интел­лигент, человек высочайшей культуры. Воспитатель плеяды профессионалов в области композиции и инструментовки. Л.А.Хамиди являлся мастером хоровых обработок народных казахских песен, опер и симфонических произведений, одним из авторов Государственного гимна Казахской ССР, педагогом, дирижером и музыкально-общественным деяте­лем. Новинок от Хамиди ждали певцы и оркестры, режиссеры театра и кино нуждались в его композиторском чутье. «Казахский вальс»  - первый вальс в нацио­нальной казахской музыке. Трепещущий «Булбул» в испол­нении Бибигуль Тулегеновой, услышанный единожды, не забывается никогда. Наконец, опера, посвященная Абаю - любимцу и гордости казахского народа, запечатлена во многих сердцах любителей музыки. Вокальный жанр - самая важная и обширная часть творчества композитора. К 1933 г. А. В. 3атаевич уже собрал и записал часть народных песен и кюев, Е. Г. Брусиловский пробует приложить европейские традиции к народной мелодике, А. К. Жубанов изучает наследие композиторов прошлого: Курмангазы, Даулеткерея, Сейтека. Одним из первых он записал лучшие образцы песен Абая, а также более 200 народных песен и инструментальных произведений, затем осуществил более 100 обработок казахских, татарских, башкирских, узбекских, туркменских песен. Проявив новаторство в области хоровой музыки, Хамиди на основе народных мелодий создал многоголосную гармонию, естественную и органичную хоровых произведений. Казахские песни в его сочинениях явили собой сплав традиций казахских народных песен и советской массовой песни. В жанре инструментальной музыки Хамиди творил для  фортепиано, ансамбля народных инструментов, струнного квартета. Он возвел домбру в ранг виртуозных инструментов, создав для нее удивительные произведения, писал музыку к видовым, документальным, научно-популярным, художественным  фильмам и драм. спектаклям.

Идя путем первооткрывателя, он переносил на казахскую почву элементы русской и мировой культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Застывший миг казахского вальса" »

6 класс

II четверть

Урок № 5 (14)

Тема урока: «Застывший миг казахского вальса»

Подтема: «Картины художников Казахстана о музыке»

Тип урока: урок углубления знаний.

Цель урока:

  1. Образовательная: формировать представления о связи между музыкой и живописью в искусстве; дать понятие «музыкальный портрет», сопоставить понятия «музыка – живопись», «живопись-музыка», как единое целое; повторить знания учащихся о вальсе (жанр, размер, где чаще всего используется, в песнях или в танцах); познакомить с песнями, написанными в жанре вальса: «Казахским вальсом» Л. Хамиди, «Весенним вальсом» А.Зацепина и вальсовыми песнями Ш. Калдаякова, сформировать краткие знания о композиторах. Рассмотреть картины казахстанских художниц, посвящённые музыке.

  2. Развивающая: развивать творческие потребности, интерес к художественному и музыкальному искусствам, сформировать представление «музыкальные портреты», закрепить понятие «изобразительная музыка», ознакомить с лучшими исполнительницами «Казахского вальса» К. Байсеитовой, Б. Тулегеновой, Н.Усенбаевой, познакомить с творчеством выдающейся исполнительницы, танцовщицы Ш. Жиенкуловой и художницы, изобразившей «Застывший миг казахского вальса».

  3. Воспитывающая: вызвать интерес к творчеству композиторов и художников; формировать эстетический вкус.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Музыкальный материал:

1. Л. Хамиди «Казахский вальс» - слушанье, пение по учебникам, краткий рассказ о композиторе, запись в тетради, работа по учебнику с. 54 – 55. Портрет Шары Жиенкуловой из цикла композиционных портретов «Казахский вальс» Г. Исмаиловой.

2. Ш. Калдаяков «Анна туралы жыр» - слушанье, пение по учебникам, краткий рассказ о композиторе, запись в тетради, работа по учебнику с. 65-66. Картина А. Галимбаевой «Поющие девушки» (1983 г.).

3. А. Зацепин «Весенний вальс» - слушанье, просмотр фрагмента из кинофильма.

Художественный материал:

Стихотворение Н. Листова «Я помню вальса звук прелестный»

Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час,
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась

Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс!

Теперь зима, и те же ели
Покрыты сумраком стоят,
А под окном шумят метели,
И звуки вальса не звучат…



Зрительный ряд:

Картины казахстанских художниц

Айши Галимбаевой (1917-2008) и Гульфайруз Исмаиловой (1929-2013), посвящённые музыке, видео исполнения песен, танца «Шары».

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Приветствие учителя, создание рабочей обстановки, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания школьников.


  1. Проверка домашнего задания.

Учитель просит учащихся сдать рисунки.


  1. Актуализация знаний.

Учитель сообщает, что сегодня на уроке учащиеся услышат несколько вальсов, созданных композиторами Казахстана, а так же увидят картины казахстанских художников, связанные с музыкой.


  1. Формирование новых понятий и способов действия.

Учитель может чередовать слушанье, работу по учебнику, исполнение песен под плюсовые фонограммы, просмотр картин или видео. Также свободно можно выбрать объём работы на уроке, главное, чтобы учащиеся услышали красоту вальсов и красоту картин, что вместе составляет духовную составляющую урока. Говоря о картине «Шара», можно сказать, что танцовщица много времени уделяла воспитанию танцовщиц в Алма-атинском хореографическом училище. Один из репетиционных залов (зал № 5) носит её имя и картина, подаренная училищу Г. Исмаиловой, находится именно там. Можно на уроке показать небольшой фильм «История одного шедевра. Казахский вальс», в котором рассказывается о художнице, о том, как создавалась картина, есть документальные кадры танца Шары. Рассказывая о песне «Анна туралы жыр», можно рассказать о Калдаякове, которого называли «казахским королём вальса» и исполнителях песни - братьях Муслиме и Ришаде Абдуллиных. Слушая песню А.Зацепина, напомните, что совсем недавно, на уроке, мы исполняли его песню «Куда уходит детство», но песня о весне написана намного раньше.


  1. Этап первичной проверки новых знаний, коррекция пробелов.

Задачи: установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию.


  1. Этап информации о домашнем задании.

В тетради небольшое сообщение о любом из композиторов или более сложное: найти картины, связанные с музыкой, принесите репродукции в класс, кратко рассказать о художнике и истории возникновения картины.


  1. Этап подведения итогов урока.

Обобщение материала урока, оценки за работу на уроке.


  1. Этап рефлексии.

Думаю, что вы узнали на уроке много нового. Возможно, кто-то заинтересовался музыкой, танцами, живописью. Надеюсь, что вам захочется посмотреть картины художников, на которых изображена музыка.






Знания:

1. Знать о связи разных видов искусств (что объединяет, характерные черты, понятия, термины)

2. Знать, что такое колоратурное сопрано, портрет.

Умения:

1. Уметь находить связи в различных видах искусств.

2. Уметь применять в разговорной речи художественные термины.

Навыки:

1. Навыки работы с дополнительной литературой.

2. Навыки работы с учебником.


Дополнение для учителя

Портрет (франц. portrait, от старофранц. portraire – «воспроизводить что-либо черта в черту») - изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии), а также в литературе и криминалистике (словесный портрет). Портрет в литературе - одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение их внешности: фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер. В изобразительном искусстве портрет - это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. На портрете изображается внешний облик, а через него и внутренний мир конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека.

Латыф Абдылхаевич Хамиди (1906 -1983) - казахский композитор, заслуженный артист КазССР, заслуженный деятель искусств КазССР. Это человек своеобразной судьбы. Татарин, избравший родиной Казахстан. Скромный человек, создавший гран­диозную оперу. Разработчик таких жанров казахской музы­ки, как марш, вальс, массовая песня. Интеллектуал, интел­лигент, человек высочайшей культуры. Воспитатель плеяды профессионалов в области композиции и инструментовки. Л.А.Хамиди являлся мастером хоровых обработок народных казахских песен, опер и симфонических произведений, одним из авторов Государственного гимна Казахской ССР, педагогом, дирижером и музыкально-общественным деяте­лем. Новинок от Хамиди ждали певцы и оркестры, режиссеры театра и кино нуждались в его композиторском чутье. «Казахский вальс» - первый вальс в нацио­нальной казахской музыке. Трепещущий «Булбул» в испол­нении Бибигуль Тулегеновой, услышанный единожды, не забывается никогда. Наконец, опера, посвященная Абаю - любимцу и гордости казахского народа, запечатлена во многих сердцах любителей музыки. Вокальный жанр - самая важная и обширная часть творчества композитора. К 1933 г. А. В. 3атаевич уже собрал и записал часть народных песен и кюев, Е. Г. Брусиловский пробует приложить европейские традиции к народной мелодике, А. К. Жубанов изучает наследие композиторов прошлого: Курмангазы, Даулеткерея, Сейтека. Одним из первых он записал лучшие образцы песен Абая, а также более 200 народных песен и инструментальных произведений, затем осуществил более 100 обработок казахских, татарских, башкирских, узбекских, туркменских песен. Проявив новаторство в области хоровой музыки, Хамиди на основе народных мелодий создал многоголосную гармонию, естественную и органичную хоровых произведений. Казахские песни в его сочинениях явили собой сплав традиций казахских народных песен и советской массовой песни. В жанре инструментальной музыки Хамиди творил для фортепиано, ансамбля народных инструментов, струнного квартета. Он возвел домбру в ранг виртуозных инструментов, создав для нее удивительные произведения, писал музыку к видовым, документальным, научно-популярным, художественным фильмам и драм. спектаклям.

Идя путем первооткрывателя, он переносил на казахскую почву элементы русской и мировой культуры.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Застывший миг казахского вальса"

Автор: Ушанова Ляйя Валерьевна

Дата: 27.06.2014

Номер свидетельства: 108788

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "конспект урока музыки по теме "Казахский вальс""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-muzyki-po-tiemie-kazakhskii-val-s"
    ["file_id"] => string(6) "275710"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452611847"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства