kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Украшения в устройстве крестьянского дома

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любой крестьянский дом имел оформление. Помещение делилось на зоны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Украшения в устройстве крестьянского дома»

Любой крестьянский дом имел планировку, которая включала рабочую зону с печкой и, по диагонали от нее, зону обрядовую, праздничную — красный, или передний, угол. Кроме того, помещение расчленялось на ярусы. Нижний ярус отсекался уровнем, очерченным лавками; средний располагался между лавками и палатным брусом. К верхнему относилось все остальное пространство до потолка. Изба разделялась на углы в соответствии со сложившимися функциональными зонами: пространство под полатями — сниженным потолком — было своего рода прихожей, уютный угол возле печи, или «середа»,— место работы женщины-стряпухи, а собственно изба с красным углом и столом была местом приема гостей.


Сбоку от входа в избу, на голбце — деревянной перегородке возле печи— обычно нарисовано панно с растущим из вазы кустом. С другой стороны — стена с более скромной росписью. Сверху пространство замыкалось полатями. Лавки, обегающие стены, смыкались с приступочкой голбца. После затемненной тесноты подполатного угла особенно празднично выглядит наиболее светлая часть дома — красный угол.


В оформлении каждого помещения крестьянского дома сложилось решение росписи, соответствующее его назначению. В пределах избы роспись способствовала ее делению на функциональные зоны.


Роспись всегда выделяла важнейшие части интерьера, в сенях это были входные двери и перегородка, отделяющая кладовую. В избе основное внимание живописца занимала дверь, деревянная обвязка печи с голбцем, полати, перегородка-заборка, красный угол с простенками, потолок.


Наиболее древние композиции и мотивы характерны для оформления очага, а также дверей и ставней. В расписных композициях на голбце были широко распространены солнечные круги и мотивы древа жизни, свидетельствующие об отношении к очагу как источнику жизни. Охранительное назначение росписи уже утрачено, но поэтический образ ее продолжает волновать нас.


В красном углу и соседних простенках мастера делали наиболее интересные росписи. Яркий, красочный орнамент, цветы, птицы придавали этой части интерьера праздничность, создавали атмосферу тепла и уюта, напоминали о красоте и радости весеннего и летнего цветения природы.


В горницах, на заборках писали более свободные композиции с крупными растительными мотивами и сюжетными изображениями, в которых в большей степени ощущалось влияние городской культуры и элементов ампирного декора (венки, гирлянды, букеты, акант).


Функциональность различных членений поддерживала магические и поэтические воззрения. Закрепленные в народном сознании, они стали нормализующим фактором складывающейся традиции декоративной росписи. Весь нижний ярус избы, опоясанный лавками, открытые взгляду нижние венцы сруба, основание печи, низ дощатых перегородок разделывали "под мрамор", позднее - "под кирпич" и "царскими кудрями".


Мифологическая и поэтическая связь нижнего яруса дома с землей, на которой он стоит, имела реальную основу. Образ "домового", "хозяина" являлся отголоском реального обряда, когда умерших членов семьи погребали в доме у очага. Дом осознавался жилищем не только живых, но и предков, связывая тем самым поколения.


Мастера, создававшие предметы быта, изучали явления природы, ее естественные формы. Они воспринимали целостность и гармоничность этих форм как эстетические критерии. Легкость движения утицы, плывущей по воде, наводила на мысль о конструировании ладьи, а пластика ладьи-птицы становилась эталоном


Образы птиц и небесных светил связывались при этом с символикой жизни. Потребность в познании мира и отражении человеческого опыта в произведениях народного искусства требовала, чтобы зритель был готов и способен за контуром коня и птицы увидеть нечто большее, чем животное и птица, - человеческий мир.


Основным содержанием росписи ярусов крестьянской избы являлись связи обжитого пространства с окружающим миром: для нижнего яруса связь с матушкой землей, нижней сферой мироздания; для верхнего с небом, солнцем, верховными культами; средний ярус-мир человека - ориентирован на связь с реальными мифологизированными обитателями земли.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Украшения в устройстве крестьянского дома

Автор: Хлызова Светлана Вячеславовна

Дата: 23.02.2023

Номер свидетельства: 626453

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "урок изобразительного искусства в 5 классе "Особенности красоты деревянного дома" "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-5-klassie-osobiennosti-krasoty-dierieviannogho-doma"
    ["file_id"] => string(6) "102433"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402505657"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему "Внутренний мир русской избы" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vnutriennii-mir-russkoi-izby"
    ["file_id"] => string(6) "141241"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418066918"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "ВНУТРЕННИЙ МИР РУССКОЙ ИЗБЫ "
    ["seo_title"] => string(28) "vnutriennii-mir-russkoi-izby"
    ["file_id"] => string(6) "158251"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421701802"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(24) "Казачья хата "
    ["seo_title"] => string(15) "kazach-ia-khata"
    ["file_id"] => string(6) "187409"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426512961"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "конспект урока изобразительного искусства в 5 классе  "Русская изба" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-5-klassie-russkaia-izba"
    ["file_id"] => string(6) "207437"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430479713"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства