Просмотр содержимого документа
«Украшения в устройстве крестьянского дома»
Любой крестьянский дом имел планировку, которая включала рабочую зону с печкой и, по диагонали от нее, зону обрядовую, праздничную — красный, или передний, угол. Кроме того, помещение расчленялось на ярусы. Нижний ярус отсекался уровнем, очерченным лавками; средний располагался между лавками и палатным брусом. К верхнему относилось все остальное пространство до потолка. Изба разделялась на углы в соответствии со сложившимися функциональными зонами: пространство под полатями — сниженным потолком — было своего рода прихожей, уютный угол возле печи, или «середа»,— место работы женщины-стряпухи, а собственно изба с красным углом и столом была местом приема гостей.
Сбоку от входа в избу, на голбце — деревянной перегородке возле печи— обычно нарисовано панно с растущим из вазы кустом. С другой стороны — стена с более скромной росписью. Сверху пространство замыкалось полатями. Лавки, обегающие стены, смыкались с приступочкой голбца. После затемненной тесноты подполатного угла особенно празднично выглядит наиболее светлая часть дома — красный угол.
В оформлении каждого помещения крестьянского дома сложилось решение росписи, соответствующее его назначению. В пределах избы роспись способствовала ее делению на функциональные зоны.
Роспись всегда выделяла важнейшие части интерьера, в сенях это были входные двери и перегородка, отделяющая кладовую. В избе основное внимание живописца занимала дверь, деревянная обвязка печи с голбцем, полати, перегородка-заборка, красный угол с простенками, потолок.
Наиболее древние композиции и мотивы характерны для оформления очага, а также дверей и ставней. В расписных композициях на голбце были широко распространены солнечные круги и мотивы древа жизни, свидетельствующие об отношении к очагу как источнику жизни. Охранительное назначение росписи уже утрачено, но поэтический образ ее продолжает волновать нас.
В красном углу и соседних простенках мастера делали наиболее интересные росписи. Яркий, красочный орнамент, цветы, птицы придавали этой части интерьера праздничность, создавали атмосферу тепла и уюта, напоминали о красоте и радости весеннего и летнего цветения природы.
В горницах, на заборках писали более свободные композиции с крупными растительными мотивами и сюжетными изображениями, в которых в большей степени ощущалось влияние городской культуры и элементов ампирного декора (венки, гирлянды, букеты, акант).
Функциональность различных членений поддерживала магические и поэтические воззрения. Закрепленные в народном сознании, они стали нормализующим фактором складывающейся традиции декоративной росписи. Весь нижний ярус избы, опоясанный лавками, открытые взгляду нижние венцы сруба, основание печи, низ дощатых перегородок разделывали "под мрамор", позднее - "под кирпич" и "царскими кудрями".
Мифологическая и поэтическая связь нижнего яруса дома с землей, на которой он стоит, имела реальную основу. Образ "домового", "хозяина" являлся отголоском реального обряда, когда умерших членов семьи погребали в доме у очага. Дом осознавался жилищем не только живых, но и предков, связывая тем самым поколения.
Мастера, создававшие предметы быта, изучали явления природы, ее естественные формы. Они воспринимали целостность и гармоничность этих форм как эстетические критерии. Легкость движения утицы, плывущей по воде, наводила на мысль о конструировании ладьи, а пластика ладьи-птицы становилась эталоном
Образы птиц и небесных светил связывались при этом с символикой жизни. Потребность в познании мира и отражении человеческого опыта в произведениях народного искусства требовала, чтобы зритель был готов и способен за контуром коня и птицы увидеть нечто большее, чем животное и птица, - человеческий мир.
Основным содержанием росписи ярусов крестьянской избы являлись связи обжитого пространства с окружающим миром: для нижнего яруса связь с матушкой землей, нижней сферой мироздания; для верхнего с небом, солнцем, верховными культами; средний ярус-мир человека - ориентирован на связь с реальными мифологизированными обитателями земли.