kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ВНУТРЕННИЙ МИР РУССКОЙ ИЗБЫ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по изобразительному искусству в 5классе

Тема урока: «ВНУТРЕННИЙ МИР РУССКОЙ ИЗБЫ»

  ЦЕЛИ: познакомить с основными понятиями внутреннего убранства русской избы; развивать творческие навыки учеников, 

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:  рисование.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:  школьники узнают и обсудят старинный быт русской избы, научатся рисовать интерьер, вспомнят навыки выполнения творческого задания

ОБОРУДОВАНИЕ:   кисти, краски, баночка для воды, карандаши, листы формата  А4, ПК, проектор, экран,  иллюстрации к русским сказкам, былинам,

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ:  красный угол, интерьер, лавка, скамья, русская печь, сундук.

ХОД УРОКА

 

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:  приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

2.ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА:

               Какую роль играла изба в жизни русского человека?

               Какие орнаментальные ряды использовались при украшении окон, дверей, фронтона дома?

               Для чего люди наполняли свое жилище различными образами?

3.БЕСЕДА ПО ТЕМЕ УРОКА:

Кто из вас знает что такое интерьер? ( это внутреннее убранство зданий и помещений)

Сегодня мы поговорим о внутреннем мире русской избы. Внутренний мир избы был особенным, неповторимым. Отгадайте загадку: 
Всем, кто придет, всем, кто уйдет, руку подает. (Дверь)

Изба на Руси начиналась с крыльца, которое зазывало гостей войти внутрь дома. Внутренний мир крестьянского дома тоже был наполнен символами, а все его пространство отражало принцип устройства мира. Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

Попробуйте отгадать  еще одну загадку:

Что из угла в угол не переставишь? (Печь)

Как вы, ребята, думаете, почему печь – занимала самое важное место в  доме? (Печь – кормилица, защитница от голода, лекарь от болезни)

С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту.
В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, неотъемлемо связана с главным героем. Давайте вспомним эти сказки.(«По щучьему велению», «Илья Муромец», «Гуси – лебеди», и т.д.)
Печь в доме располагалась по диагонали от духовного центра дома.

Что вы понимаете под словом духовный? (Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями.)

Духовный – от слова «душа». Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Угол, в котором располагались иконы, называли «красным».
Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами «красный угол», снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением, а уже потом только здоровался с хозяевами.
«Красный угол» указывал на полдень, на свет, на восход, на красную или божью силу.
Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки  которые чаще всего располагались вдоль стен и стояли неподвижно, скамьи-которые имели ножки и их легко можно было передвигать,  посудные полки, сундуки. В сундуках крестьяне хранили одежду. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Достаток семьи определялся количеством сундуков в доме. В сундуках , конечно же, хранили приданое для девочки.

4.  5. РАБОТА В ТЕТРАДИ, РАБОТА С УЧЕБНИКОМ:

-Открыть учебник на стр.30

- Записать тему урока

-записать основные понятия по теме: интерьер, красный угол, скамья, лавка, сундук, люлька, ткацкий стан.

6.ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

И так мы знаем, каким было жилище наших предков. И сегодня нам предстоит изобразить внутренний мир русской избы.  Нарисуйте любую часть дома, но сначала наметьте четкие границы пола, стен, потолка. В рисунок можно включить фигуры людей. Смело фантазируйте, используйте краски разных цветов.  

7.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

8.ЗАВЕРШЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

-ученики продолжают и завершают самостоятельнуюработу

9.РЕФЛЕКСИЯ:

 Демонстрация выполненных работ детей.
- Молодцы ребята обратите внимание, какая творческая работа получилась у нас.

закрепления новой темы:
• из каких предметов быта состоял интерьер жилища?
• Как украшен каждый предмет?
• Какое чувство вкуса и меры присутствует в изображениях?
Ведь и не могло быть иначе.
Это наша культура, которая отражает характер, нравы, обычаи и традиции нашего народа.

 

10.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, УБОРКА РАБОЧЕГО МЕСТА: Подготовить материал  по теме: «Предметы народного быта»

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ВНУТРЕННИЙ МИР РУССКОЙ ИЗБЫ »

Конспект урока по изобразительному искусству в 5классе

Тема урока: «ВНУТРЕННИЙ МИР РУССКОЙ ИЗБЫ»

  ЦЕЛИ: познакомить с основными понятиями внутреннего убранства русской избы; развивать творческие навыки учеников,

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: рисование.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: школьники узнают и обсудят старинный быт русской избы, научатся рисовать интерьер, вспомнят навыки выполнения творческого задания

ОБОРУДОВАНИЕ:  кисти, краски, баночка для воды, карандаши, листы формата А4, ПК, проектор, экран,  иллюстрации к русским сказкам, былинам,

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ: красный угол, интерьер, лавка, скамья, русская печь, сундук.

ХОД УРОКА



1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

2.ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА:

Какую роль играла изба в жизни русского человека?

Какие орнаментальные ряды использовались при украшении окон, дверей, фронтона дома?

Для чего люди наполняли свое жилище различными образами?

3.БЕСЕДА ПО ТЕМЕ УРОКА:

Кто из вас знает что такое интерьер? ( это внутреннее убранство зданий и помещений)

Сегодня мы поговорим о внутреннем мире русской избы. Внутренний мир избы был особенным, неповторимым. Отгадайте загадку: 
Всем, кто придет, всем, кто уйдет, руку подает. (Дверь)

Изба на Руси начиналась с крыльца, которое зазывало гостей войти внутрь дома. Внутренний мир крестьянского дома тоже был наполнен символами, а все его пространство отражало принцип устройства мира. Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

Попробуйте отгадать еще одну загадку:

Что из угла в угол не переставишь? (Печь)

Как вы, ребята, думаете, почему печь – занимала самое важное место в доме? (Печь – кормилица, защитница от голода, лекарь от болезни)

С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту.
В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, неотъемлемо связана с главным героем. Давайте вспомним эти сказки.(«По щучьему велению», «Илья Муромец», «Гуси – лебеди», и т.д.)
Печь в доме располагалась по диагонали от духовного центра дома.

Что вы понимаете под словом духовный? (Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями.)

Духовный – от слова «душа». Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Угол, в котором располагались иконы, называли «красным».
Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами «красный угол», снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением, а уже потом только здоровался с хозяевами.
«Красный угол» указывал на полдень, на свет, на восход, на красную или божью силу.
Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки которые чаще всего располагались вдоль стен и стояли неподвижно, скамьи-которые имели ножки и их легко можно было передвигать, посудные полки, сундуки. В сундуках крестьяне хранили одежду. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Достаток семьи определялся количеством сундуков в доме. В сундуках , конечно же, хранили приданое для девочки.

4. 5. РАБОТА В ТЕТРАДИ, РАБОТА С УЧЕБНИКОМ:

-Открыть учебник на стр.30

- Записать тему урока

-записать основные понятия по теме: интерьер, красный угол, скамья, лавка, сундук, люлька, ткацкий стан.

6.ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

И так мы знаем, каким было жилище наших предков. И сегодня нам предстоит изобразить внутренний мир русской избы. Нарисуйте любую часть дома, но сначала наметьте четкие границы пола, стен, потолка. В рисунок можно включить фигуры людей. Смело фантазируйте, используйте краски разных цветов.

7.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

8.ЗАВЕРШЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

-ученики продолжают и завершают самостоятельнуюработу

9.РЕФЛЕКСИЯ:

 Демонстрация выполненных работ детей.
- Молодцы ребята обратите внимание, какая творческая работа получилась у нас.

закрепления новой темы:
• из каких предметов быта состоял интерьер жилища?
• Как украшен каждый предмет?
• Какое чувство вкуса и меры присутствует в изображениях?
Ведь и не могло быть иначе.
Это наша культура, которая отражает характер, нравы, обычаи и традиции нашего народа.



10.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, УБОРКА РАБОЧЕГО МЕСТА: Подготовить материал по теме: «Предметы народного быта»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
ВНУТРЕННИЙ МИР РУССКОЙ ИЗБЫ

Автор: Литке Вера Михайловна

Дата: 20.01.2015

Номер свидетельства: 158251

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему "Внутренний мир русской избы" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vnutriennii-mir-russkoi-izby"
    ["file_id"] => string(6) "141241"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418066918"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока "Внутренний мир русской избы" "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-vnutriennii-mir-russkoi-izby"
    ["file_id"] => string(6) "115300"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411920671"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока ИЗО в 5-м классе "Внутренний мир русской избы" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-izo-v-5-m-klassie-vnutriennii-mir-russkoi-izby"
    ["file_id"] => string(6) "133512"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416513254"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Презентация "Внутренний мир русской избы""
    ["seo_title"] => string(41) "prezentatsiia_vnutrennii_mir_russkoi_izby"
    ["file_id"] => string(6) "499238"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1549817008"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "методическая разработка урока ИЗО 5 класс ФГОС ООО по теме: Внутренний мир русской избы" "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-izo-5-klass-fgos-ooo-po-tiemie-vnutriennii-mir-russkoi-izby"
    ["file_id"] => string(6) "230526"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442164024"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства