kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Казачья хата

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Казачья хата».

Цели и задачи:

    1.Дать представление о внутреннем устройстве,

          убранстве  казачьей хаты;

     2.Познакомить с историей и культурой Кубани, бытом кубанского                                                                       казачества;

     3. Развивать словарный  запас, интерес к прошлому родного края;

     4. Закрепить понятия: саманный, турлучный;

    5.Развивать речь и мышление учащихся;

    6.Развивать творческие способности детей;

    7.Продолжать обучать детей работать в группах;

    8.Воспитывать любовь к родному краю, интерес к прошлому            кубанского казачества.

Оборудование:

  1. Мультимедийное оборудование, слайды: «Хутор», «Хата», «Красный угол», «Печь», «Убранство хаты», «Утварь».
  2. Раздаточный материал: карточки-иллюстрации «Саманная хата» и «Турлучная хата», карточки с заданиями, словарные слова.
  3. Материал для групповой работы: разрезная аппликация для собирательства.

 

 

 

 

 

 

Ход урока

1. Актуализация знаний

-Здравствуйте! Меня зовут Надежда Александровна.

Покажите мне свои красивые глазки. Теперь я вижу, что вы готовы к уроку. Присаживайтесь.

 

Любили казаки свой край

И превратили его в рай.

Пахали, строили, служили.

Обычаи и веру сохранили.

Сегодня в прошлое мы с вами попадём,

Дом казака увидим и в него войдём.

О том, как жили, многое узнаем.

Итак, готовы? Мы начинаем.

2. Создание ситуации поиска.

-Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие по краю.(слайд1)

-Обратите внимание  на казачье подворье. (слайд 2)

-Как вы думаете, это больше похоже на сельскую или городскую жизнь?

-А теперь посмотрите на следующий слайд3 и может кто-то догадался, как правильнее назвать населенный пункт,  где  живут казаки?

Деревня, село, станица, хутор

Словарная работа.

-Ребята,  давайте попробуем сейчас дать точную формулировку этим понятиям.

 

(Ответы детей:  

Деревня – корень «дерево», т.е. «место, очищенное от  леса». А казаки обживались в степи.

Село – в селе обязательно была церковь — село, таким образом, являлось центром церковного прихода, объединяющего несколько близлежащих деревень.

Станица – большое казачье селение. Казаки в степи выбирали место, останавливались.

Хутор – поселение на территории станицы, не имеющее отдельного административного управления.

3.Целепологание

-Посмотрим на доску. Нет ли здесь лишнего слова? (слайд  4)

 

Изба, квартира, терем, хата.

Изба – деревянный крестьянский дом в деревне. А казачьи дома были не деревянные

Терем – высокий богатый дом в Древней Руси.

Хата - постройки на юге, которые начинались непосредственно на земле.

4.Открытие нового знания.

- Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего  урока  («Казачья хата») (слайд 5)

-Давайте мы попробуем с вами построить свою хату.   Раздаются мини-тексты описание хат (саманные и турлучные)

(Задание в парах: найдите в тексте  сходство и различие двух видов хат (стены, пол и крыша).

Жилище у казаков было двух видов: саманное (кирпич из глины с примесью соломы)

Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем из них выкладывали стены. Пол - глинобитный. Крыша - из камыша или соломы

 (Слайды 6*)

и турлучное  (частокол, плетень обмазанный глиной).

Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша - из камыша или соломы. Снаружи хату белили.

(Слайды 7*)

-Сейчас давайте проверим как вы запомнили последовательность строительства хаты.

5.Применение нового знания        

- Хата построена, можно заглянуть и во внутрь. (работа по тетради стр.40-41)

-Казачье жилище было в основном одинаково для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница».

(Слайд 8 «Красный угол»).

-«Божница» состояла из одной или нескольких икон, украшенных цветами, вышитыми рушниками. Под «божницей» стоял длинный стол с лавками, за которым собиралась вся семья казака. Вспомните, какая посуда ставилась на стол?

-Царицей в доме считалась печь.

Слайд 9 «Печь».

-Как вы думаете почему? (Мнение учащихся).

- Печь и кормила, и согревала, а ещё была лежанкой.

-В великой (большой) комнате вдоль стен стояли широкие лавы, (слайд 10) скрыни(сундуки), в которых казаки хранили одежду, этажерки, на стенах висели шкафы «горки»( «угольники»).

-Казаки очень любили своё жилище и старались, чтобы в нём всегда было чисто и красиво. Стены украшали развешенное оружие, фотографии в красивых рамочках, на полу, на лавках самотканые коврики (половицы), окна украшали вышитыми занавесками.

-Теперь, давайте выйдем во двор и поиграем. Я раздам вам геометрические пазлы, а вы попробуйте собрать свой двор. На время.

5.Рефллекия

- А теперь, давайте вспомним, где мы побывали сегодня на уроке?

- Из чего строились на Кубани хаты?

- Что главным было в каждой хате?

- А какие еще предметы быта мы сегодня увидели в убранстве хаты?

 

- Если вам понравился сегодняшний урок покажите мне зеленый карандаш,

- Если что-то не понравилось, покажите желтый,

- Если вам было не интересно, поднимите красный карандаш.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Казачья хата »

Открытый урок по кубановедению во 2 классе

Тема: «Казачья хата».

Цели и задачи:

1.Дать представление о внутреннем устройстве,

убранстве казачьей хаты;

2.Познакомить с историей и культурой Кубани, бытом кубанского казачества;

3. Развивать словарный запас, интерес к прошлому родного края;

4. Закрепить понятия: саманный, турлучный;

5.Развивать речь и мышление учащихся;

6.Развивать творческие способности детей;

7.Продолжать обучать детей работать в группах;

8.Воспитывать любовь к родному краю, интерес к прошлому кубанского казачества.

Оборудование:

  1. Мультимедийное оборудование, слайды: «Хутор», «Хата», «Красный угол», «Печь», «Убранство хаты», «Утварь».

  2. Раздаточный материал: карточки-иллюстрации «Саманная хата» и «Турлучная хата», карточки с заданиями, словарные слова.

  3. Материал для групповой работы: разрезная аппликация для собирательства.













Ход урока

1. Актуализация знаний

-Здравствуйте! Меня зовут Надежда Александровна.

Покажите мне свои красивые глазки. Теперь я вижу, что вы готовы к уроку. Присаживайтесь.



Любили казаки свой край

И превратили его в рай.

Пахали, строили, служили.

Обычаи и веру сохранили.

Сегодня в прошлое мы с вами попадём,

Дом казака увидим и в него войдём.

О том, как жили, многое узнаем.

Итак, готовы? Мы начинаем.

2. Создание ситуации поиска.

-Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие по краю.(слайд1)

-Обратите внимание на казачье подворье. (слайд 2)

-Как вы думаете, это больше похоже на сельскую или городскую жизнь?

-А теперь посмотрите на следующий слайд3 и может кто-то догадался, как правильнее назвать населенный пункт, где живут казаки?

Деревня, село, станица, хутор

Словарная работа.

-Ребята, давайте попробуем сейчас дать точную формулировку этим понятиям.



(Ответы детей:

Деревня – корень «дерево», т.е. «место, очищенное от леса». А казаки обживались в степи.

Село – в селе обязательно была церковь — село, таким образом, являлось центром церковного прихода, объединяющего несколько близлежащих деревень.

Станица – большое казачье селение. Казаки в степи выбирали место, останавливались.

Хутор – поселение на территории станицы, не имеющее отдельного административного управления.

3.Целепологание

-Посмотрим на доску. Нет ли здесь лишнего слова? (слайд 4)



Изба, квартира, терем, хата.

Изба – деревянный крестьянский дом в деревне. А казачьи дома были не деревянные

Терем – высокий богатый дом в Древней Руси.

Хата - постройки на юге, которые начинались непосредственно на земле.

4.Открытие нового знания.

- Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока («Казачья хата») (слайд 5)

-Давайте мы попробуем с вами построить свою хату. Раздаются мини-тексты описание хат (саманные и турлучные)

(Задание в парах: найдите в тексте сходство и различие двух видов хат (стены, пол и крыша).

Жилище у казаков было двух видов: саманное (кирпич из глины с примесью соломы)

Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем из них выкладывали стены. Пол - глинобитный. Крыша - из камыша или соломы

(Слайды 6***)

и турлучное (частокол, плетень обмазанный глиной).

Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша - из камыша или соломы. Снаружи хату белили.

(Слайды 7***)

-Сейчас давайте проверим как вы запомнили последовательность строительства хаты.

5.Применение нового знания

- Хата построена, можно заглянуть и во внутрь. (работа по тетради стр.40-41)

-Казачье жилище было в основном одинаково для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница».

(Слайд 8 «Красный угол»).

-«Божница» состояла из одной или нескольких икон, украшенных цветами, вышитыми рушниками. Под «божницей» стоял длинный стол с лавками, за которым собиралась вся семья казака. Вспомните, какая посуда ставилась на стол?

-Царицей в доме считалась печь.

Слайд 9 «Печь».

-Как вы думаете почему? (Мнение учащихся).

- Печь и кормила, и согревала, а ещё была лежанкой.

-В великой (большой) комнате вдоль стен стояли широкие лавы, (слайд 10) скрыни(сундуки), в которых казаки хранили одежду, этажерки, на стенах висели шкафы «горки»( «угольники»).

-Казаки очень любили своё жилище и старались, чтобы в нём всегда было чисто и красиво. Стены украшали развешенное оружие, фотографии в красивых рамочках, на полу, на лавках самотканые коврики (половицы), окна украшали вышитыми занавесками.

-Теперь, давайте выйдем во двор и поиграем. Я раздам вам геометрические пазлы, а вы попробуйте собрать свой двор. На время.

5.Рефллекия

- А теперь, давайте вспомним, где мы побывали сегодня на уроке?

- Из чего строились на Кубани хаты?

- Что главным было в каждой хате?

- А какие еще предметы быта мы сегодня увидели в убранстве хаты?



- Если вам понравился сегодняшний урок покажите мне зеленый карандаш,

- Если что-то не понравилось, покажите желтый,

- Если вам было не интересно, поднимите красный карандаш.

6.Домашнее задание












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Казачья хата

Автор: Полякова Мария Алексеевна

Дата: 16.03.2015

Номер свидетельства: 187409

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока и презентация"Казачья хата""
    ["seo_title"] => string(45) "konspekt_uroka_i_prezentatsiia_kazachia_khata"
    ["file_id"] => string(6) "484091"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541598120"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Исследовательская работа "Казачья хата, чем богата?""
    ["seo_title"] => string(57) "issliedovatiel_skaia_rabota_kazach_ia_khata_chiem_boghata"
    ["file_id"] => string(6) "402149"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1490112068"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "План-конспект урока «Кубань Казачья - Кубань мастеровая» "
    ["seo_title"] => string(55) "plan-konspiekt-uroka-kuban-kazach-ia-kuban-mastierovaia"
    ["file_id"] => string(6) "135917"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417005549"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Внеклассное мероприятие Мероприятие «Воспитание верой.Традиции казачества.Казачий круг.» "
    ["seo_title"] => string(100) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-mieropriiatiie-vospitaniie-vieroi-traditsii-kazachiestva-kazachii-krugh"
    ["file_id"] => string(6) "234836"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443536234"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Степь да воля - казачья воля "
    ["seo_title"] => string(30) "stiep-da-volia-kazach-ia-volia"
    ["file_id"] => string(6) "184845"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426097917"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства