Расширить знания о натюрморте.Р.АБОТА ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ТЕХНИКЕ КОЛЛАЖ.Форма работы индивидуально-коллективная
Оборудование:раздаточный материал,компьютер,экран для демонстрации презинтации,репродукции картин художников,музыкальное сопровождение,цветная бумага,вырезки из катологов журналов,клей,ножницы,цветные материалы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по ИЗО»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЯЧКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
План-конспект
урока изобразительного искусства
в 6 классе
«Мир вещей - натюрморт»
Учитель ИЗО: Ершова Л.Н.
План-конспект урока изобразительного искусства в 6 классе
«Мир вещей - натюрморт»
Цель:
- расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях его композиционного решения
Задачи:
- учить составлять натюрморты;
- развивать навыки работы в технике коллаж и аппликация;
- воспитывать эстетическую восприимчивость.
Планируемые результаты:
Личностные:
- развивать этические чувства и эстетические потребности, эмоционально-чувственное восприятие окружающего мира природы и произведений искусства,
- развивать способности к саморазвитию и самовыражению;
- понимать взаимосвязь предметов с тем окружением, в котором он находится.
Метапредметные:
Познавательные:
- развивать представления о пространстве как о среде (всё существует, живёт и развивается в определённой среде), о связи каждого предмета с тем окружением, в котором он находится;
- формировать понятие о природном пространстве и среде.
Коммуникативные:
-учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу;
в) понимать общую задачу работы и точно ее выполнять;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Регулятивные:
-проговаривать последовательность действий на уроке.
-учиться работать по предложенному учителем плану.
-учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Тип урока: комбинированный
Методы урока: объяснительно – иллюстративный, наглядный, практический
Формы организации: коллективная, индивидуальная
Оборудование: учебная презентация, репродукции картин различных жанров, литературное и музыкальное сопровождение, раздаточный материал, ножницы, клей, различные материалы для работы, цветная бумага, вырезки из каталогов и журналов, работы для демонстрационного образца.
Ход урока
1.Организационный момент
Здравствуйте. Улыбнитесь друг другу, нашим гостям. Присаживайтесь.
Посмотрите на репродукции картин художников на доске
Определите жанр произведения.
(пейзаж, портрет, натюрморт).
Сегодня мы будем работать в одном из жанров ИЗО.В каком и тему урока вы узнаете, отгадав стих-загадку.
Итак, внимание на экран.
3. Сообщение темы, целей и задач урока.
(на экране одна за другой появляются картины с изображением натюрмортов, звучит спокойная музыка)- слайд №1
Прослушайте стихотворение-загадку и закончите ее:
2 сл. Если видишь на картине чудо-вазу на столе,
В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем,
3сл. Стоит множество посуды, и стеклянной, и другой,
Может, чашка или блюдце с золочёною каймой,
4 сл. А ещё и так бывает: нарисована там дичь,
В завершение положим спелых персиков и слив,
5 сл.А ещё на той картине нарисован, может торт,
И поэтому картину назовём мы …? (натюрморт)
На экране слово натюрморт
Ребята, что же изображается на натюрмортах?
(фрукты, овощи, цветы, посуда и.т. д.) Могут быть предметы живой природы-рыба на столе, цветы в букете, животные, птицы.,
Как это можно назвать?
НАТЮРМОРТ.
Правильно.
И так тема нашего урока: «Мир вещей– натюрморт.»
Сегодня я предлагаю работать по следующему плану. Зачитаем его и
определим цели и задачи нашего урока. (Зачитывают в слух)
План урока
1.Натюрморт.Что мы знаем о натюрморте?
2.Составление натюрморта.
3.Выставка работ
Цели и задачи:
Сегодня на уроке вы продолжите знакомиться с одним из красивейших жанров изобразительного искусства – натюрмортом. Вам предстоит самим составить натюрморты.
4.Изучение нового материала
И так перейдем к 1 пункту нашего плана.
Пополним багаж ваших знаний. В ходе просмотра презентации вы будете заполнять карточки новых знаний карандашом. Они перед вами на столах. Будьте внимательными и наблюдательными. И так из истории натюрморта.
Сообщения учеников.
Сл. «Натюрморт» - это жанр изобразительного искусства, который посвящён изображению предметов обихода, снеди (овощей, мяса и т.д.) цветов и прочего, т.е. изображение вещей, происходит от французского nature morte, что буквально обозначает – «мертвая природа»
Сл. Так, чтобы стать предметом натюрморта плоды и фрукты должны быть сорваны, звери и птицы – убиты, рыбы, морские животные – выловлены, цветы – срезаны.
Сл. Вещи в натюрморте сгруппированы в единое целое, в соответствии со смысловой и художественной задачей.
Сл. Вещи даны как бы крупным планом, они увидены вблизи и рассмотрены в деталях.
Слайд презентации. И так, изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве – натюрморт
Сообщения учеников.
Сл. Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. Это было время расцвета голландского искусства и особенно натюрморта. Очень часто натюрморты называли завтраками, так как на них изображали овощи, фрукты, рыбу - т.е. еду
Художники иногда даже платили картинами за квартиру, за одежду, за пищу.
С особой любовью писали голландцы натюрморты. Они предпочитали серые тона, особенно для фона, но зато – золотой лимон, сочные персики с бархатистым пушком, серебристая селёдка!
Сл. Голландские художники очень умело пользовались светотенью и тончайшими переходами цвета, и потому так необыкновенно выпуклы стеклянные бокалы, в которых проблёскивают налитые напитки. Как искусно передана форма предметов и материал, из которого они сделаны.
Художники сумели раскрыть нам их красоту и поэтичность.
Эти натюрморты были небольшими по размерам, и художников, писавших их, потом назвали «малые голландцы». Они-то и являются родоначальниками натюрморта.
Сообщения учеников.
Сл. Натюрморт развивался и в других странах в 18 веке - Испании, Франции, России.
Сл. В истории искусства выделяют два вида натюрмортов. В одном – вещи, прежде всего, говорят не о себе, а о своем хозяине, его вкусах, увлечениях, положении в обществе. В другом виде натюрморта – вещи изображаются так, словно предлагают зрителю полюбоваться красотой их формы, цвета.
Вид натюрморта- рассказ о человеке.
Сл. На картине Жана Батиста Шардена «Атрибуты искусства» изображен стол художника, на котором разбросаны вещи - атрибуты искусства. Предметы различны по цвету, фактуре, форме. В центре - статуэтка бога Меркурия - символ скульптуры. Искусство живописи представлено палитрой и ящиком для красок, архитектура - свитками чертежей и готовальней. Орденский крест, монеты и медали - это награды, которых художник удостоился в результате своего творчества. Все предметы принадлежали ему. Книги, намекают, что художник должен быть образованным человеком. Картина дает впечатление, что хозяин этих вещей работал за этим столом, но вышел и скоро вернется. Эта картина-рассказ о художнике.
Сл. Сообщения учеников.
Большое значение составления натюрмортов уделяют и художники нашей страны. Жанр натюрморта наибольшего расцвета достиг в 19 веке. Особое место занимает вид натюрморта - рассказ о красоте вещей.
Сл. Перед нами картина Ивана Хруцкого "Цветы и плоды"
В центре - ваза с цветами. Шикарный букет красивых и очень милых полевых цветов: мелкие сиреневые и белые цветочки сочетаются с крупными розовыми и голубыми бутонами и раскрывшимися цветами. Пышность букету придают веточки ковыля и какие-то красивые широкие длинные листья полевых трав. Помимо вазы с цветами, на картине четко прорисован стакан с водой. Совершенно прозрачная чистая вода, в которой плавает лимонная долька. Корзина с цветным виноградом и плетеный ящик с сочными персиками, тыква и груши также выдвинуты на первый план. На заднем же фоне виднеется графин с водой. Художник показал богатство и щедрость родной земли. Общее впечатление от картины радостное, хорошее. Картина вызывает ощущение свежести и приподнимает настроение.
Сл. Очень любил писать натюрморты русский художник Илья Иванович Машков. Одна из его картин «Снедь московская» была написана в 20-е годы, немного похожие на наши времена. Тогда в московских магазинах можно было купить разную снедь, изготовленную по ещё дедовским рецептам. Этот натюрморт – настоящий гимн искусству пекаря, его золотым рукам. Илье Ивановичу очень нравилось писать хлебы, на этой картине булки, калачи, плюшки, баранки как будто только что из печи – румяные, аппетитные. Художник любуется их разнообразными формами (и круглые, и овальные, и квадратные, и витые), их окраской. Глядя на картину ощущаешь аромат выпечки. Так немые вещи могут рассказать много об истории, о людях, их вкусах, обычаях.
Какие чувства у вас вызвали просмотренные произведения? (Восторг, восхищение)
5.Первичное закрепление знаний.
Вопросы усвоение и закрепление новых знаний
1.Что называют «натюрмортом»?
2.В какой стране и когда впервые появился натюрморт? (Голландия в 17 веке)
3. Какие виды натюрморта выделяют в искусстве?
(1-Вещи рассказывают о себе,2-Вещи рассказывают о человеке.)
3.С произведениями каких художников вы познакомились?
Жан Батист Шарден "Атрибуты искусства»,
Илья Иванович Машков «Снедь московская», И. Т. Хруцкий «Цветы и плоды»
Какой вывод вы можете сделать?
Вывод: В картине очень важно, где и как расположены предметы, важны и краски (цвет), которые подобрал художник для того, чтобы выразить своё отношение к изображаемому. Предметы подобраны по смыслу и составляют единое целое.
6.Обьяснение задания.
И так мы переходим ко 2 пункту нашего плана. Составление натюрморта.
Сегодня вы выступите в роли художников. В классе организованны художественны мастерских, в каждой ответственный. Представьтесь. Вы можете обращаться к ним за советом. Затем вы представите работы, МЫ ОРГАНИЗУЕМ ВЫСТАВКУ РАБОТ.
Вы будете работать в технике коллаж . Что такое коллаж? (Работа различными материалами)
1. Композиция натюрморта должна состоять из предметов, тематически связанных между собой.
2. В состав натюрморта должны входить предметы, разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету.
3. Предметы должны сочетаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое, но не загораживать друг друга.
4. В композиции должен быть композиционный центр. Его лучше располагать на втором плане и обязательно выделить расположением, цветом, контрастом.
3-4группа-последовательность работы над натюрмортом (коллаж)
1.Определи тему работы.
2.Выбери предметы по смыслу, размерам.
3.Выбери фон и расположение листа.
4.Расположи предметы в группе, выдели центр.
5.Проверь и уточни.
6.Прикрепи на фон.
2 задание-из заготовок составить натюрморт на тему. Объяснить выполнение работы.
1гр- "Игрушки"
2гр-"Музыка"
3гр- "Овощи"
4 гр- "Фрукты"
7.Практическая работа.
Группы работают с коллажем. (составляют натюрморт самостоятельно коллаж). (Памятка прилагается)
Работа «Составляем натюрморт». По темам
1 группа-«Дары природы»
2 группа-«Красота и уход»
3 группа-«Детство»
4 группа-«На кухне»
Работа выполняется 15 минут.
Некоторые методы работы: Перейдем непосредственно к работе над нашим натюрмортом. Как вы помните, работа над натюрмортом начинается с решения: о чем этот натюрморт расскажет, из каких предметов он будет состоять, какие навеет настроения.
Подумайте, какие предметы будете изображать? (…). Как будете располагать лист?
· вращение глазами по часовой стрелке и против - 5 кругов;
· посмотрите на кончик носа;
· опустите руки вниз, сожмите кулачки сильно, разожмите - 2 раза, а теперь быстро;
· отдохнули и за дело!
8.Рефлексия. Итог урока.
Выставка работ и их оценка.
- обобщение материала
Ответы на вопросы:
- Над каким изображением на картинах вы сегодня работали? (Над натюрмортом)
- Что представляет собой натюрморт? (Картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари, фруктов, овощей, то есть предметов неживой природы
Выставка работ учащихся. Выставление оценок.
Работы учащихся оценивались по следующим критериям:
- соблюдение правил составления натюрморта;
- соблюдение пропорций и соотношений величины предметов;
- правильно выбранный формат листа, компоновка;
- аккуратность выполнения работы;
Заключительное слово.
Учитель: Благодарю всех участников сегодняшнего занятия. Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания и умения.
Домашнее задание. Составить Натюрморт «Мой мир»
Учебник страница 67-71
Приложение
Определите правила составления натюрморта.
Выберите правильный вариант ответа
1.а) Композиция натюрморта должна состоять из предметов, тематически связанных между собой.
б) Композиция натюрморта должна состоять из любых предметов.
2.а) В состав натюрморта должны входить предметы, однообразные по форме, величине, фактуре и цвету.
б) В состав натюрморта должны входить предметы, разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету.
3.а) Предметы должны сочетаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое, но не загораживать друг друга.
б)Предметы не должны сочетаться друг с другом, не соприкасаться, загораживать друг друга.
4.а) В натюрморте не должно быть композиционного центра.
б) В натюрморте должен быть композиционный центр. Его лучше располагать на втором плане и обязательно выделить расположением, цветом, контрастом.
Карточка новых знаний
1.Что называют «натюрмортом»? -------------------------------------------------------------
2. Когда, в какой стране впервые появился натюрморт? --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Какие виды натюрморта выделяют в искусстве? --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4.С произведениями каких художников вы познакомились? -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
План урока
1.Натюрморт.
Что мы знаем о натюрморте?
2.Составление натюрморта.
3.Выставка работ
Цели и задачи урока
-Познакомиться с жанром "Натюрморт"
-Научиться составлять натюрморт.
Домашнее задание:
Учебник страница67-71,
составление натюрморта "Мой мир"
Тема урока
Мир вещей-натюрморт
Критерии оценки работ
- соблюдение правил составления натюрморта;
- соблюдение пропорций и соотношений величины предметов;
- правильно выбранный формат листа, компоновка;
- аккуратность выполнения работы;
Голландский натюрморт отличает обилие работавших в этом жанре мастеров и разнообразие типов: кроме "завтраков", "десертов" и "рыбы" Абрахам ван Бейерен, Виллем-Клас Хеда -
«Завтрак с крабом», "Цветы и фрукты" -Ян Девис де Хем. Художники писали так, что казалось, будто человек где-то рядом и сейчас вернётся.
Обобщение:
Сегодня на уроке вы познакомились с одним из жанров ИЗО, с каким?
1. Что нового вы узнали о натюрморте? (натюрморт нужно составлять по правилам, чтобы его составить необходимо в него погрузиться.).
2. Какие чувства воспитывает в вас произведения искусства – натюрморт? (Красота натюрморта воспитывает эстетический вкус, ….)
3. Что мы можем сказать о натюрморте, глядя на него? (Мы видим, что в нем показан прекрасный мир вещей, он говорит не только о жизни вещей, но и о быте их хозяев).
А сейчас я вам предлагаю посмотреть на следующую иллюстрацию. (Книга загадок). Скажите, пожалуйста, а является ли данная картинка натюрмортом? А почему нет?