kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воины-защитники-разработка урока по ИЗО 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока ИЗО пригодится учителям ИЗО в начальной школе. Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС НОО. В архиве находится презентационное сопровождение урока, кроме того-оценочные материалы для обучающихся. Данный урок является уроком-закреплением,обобщающим уроком по теме "История Руси". Работа обучающихся,запланированная на уроке, способствует формированию и развитию всех видов УУД.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«древнерусские воины-защитники 2.»

Ход урока


№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика



1




2

3





4










5



6



7






















8














9








10





11-13

14





15-17

18-19

20-21

22-23

24

25

26

27

1.Оргмомент

– Здравствуйте, садитесь!

Прочитайте поговорку «Славна богатырями земля русская».

– Посмотрите на поговорку и попробуйте определить в ней главное слово.

Тема: Древнерусские воины-защитники.

– Именно о богатырях и пойдёт у нас сегодня речь.

2. Работа по теме:

– Кто же такие богатыри?

Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь.

Богатыри (от тюрк. багатур – храбрый воин) – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.

Слово «богатырь» встречается в летописях начиная с 13 в.

«Богатырь-человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь».

– Выяснив, кто такие богатыри, постараемся ответить на вопрос, какие они?

-Каких богатырей вы знаете?

– Много богатырей на Руси. Невозможно сразу о всех рассказать.

Защита Родины есть защита и своего достоинства. ( Н. Рерих ).

– Герои нашего сегодняшнего урока очень необычные персонажи. Давайте посмотрим, ребята, как изображали художники древнерусских воинов, богатырей.

(На слайде картина В.Васнецова «Три богатыря»).

– Илья Муромец является самым ярким представителем всех русских богатырей. Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри. Силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. У Ильи Муромца первым подвигом было освобождение народа от силы вражьей, от Соловья-Разбойника.

Добрыня Никитич.

Алёша Попович.

Святогор – богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался в облако ходячее. Земля– матушка носить его не могла. Даже Илья Муромец оказывается перед ним беспомощным настолько, что Святогор его не замечает.

Святогор – огромный великан; его с трудом носит мать сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а живет на высоких Святых горах; при его поездке мать сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.

А кому из ребят хочется узнать, что же дальше случилось со Святогором, пусть прочитают о нем в былинах.

Дайте словесный портрет богатыря. Что можно сказать о характере воинов?

-А теперь, познакомимся с доспехами древнерусских воинов.


-Какая у них внешность?



Сравните богатырей на картинах.





-Где жили воины?

– А теперь познакомимся с доспехами древнерусских воинов.

Воины всегда старались украсить свои доспехи. Это служило оберегом.

– Рассказ о «Княжеском муже»;

Кольчуга;

Шлем;

Щит;

Оружие;

Вопросы о доспехах дружинника.

Фото детей в исторических костюмах воинов.

Рассказ о памятнике Минину и Пожарскому.

Спасибо за внимание! Принимайтесь за работу!



Слушают.


-Богатыри.





Ответы детей.



Слушают учителя и отвечают на вопросы.










Ответы детей.





Слушают рассказ учителя.








Рассматривают репродукцию картины В.М. Васнецова «Богатыри».




























– отважный, непоколебимый, сильный духом .

-крепкое телосложение, строгое лицо, длинные волосы, усы, борода.

Рассматривают репродукции: М.В. Васнецова. Богатырь (1870) и П. Д. Корин. Александр Невский. (1942).

Ответы уч-ся.

Смотрят презентацию.





Дети слушают и смотрят презентацию.





28

3.Практическая часть

Предлагаю попробовать себя в роли художников, изобразить образ богатыря, передавая его характер.

Самостоятельная работа по плану под руководством учителя по своему воображению.




Выполняют рисунки.


4.Анализ и оценка итогов работы

Выставка работ на доске. Выставление оценок.

– Кому удалось передать характерный образ?



Мнения детей.


5.Итог урока

-Чему научились? Что нового узнали?


Отвечают












Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока»

Технологическая карта изучения темы урока

Предмет

«Изобразительное искусство»

Учитель

Фролова Анна Вячеславовна

Образовательное учреждение

МБОУ «МСОШ* № 22»

Класс

4

Тема II четверти:

«Древние города нашей земли»

Тема урока

«Древнерусские воины – защитники»

Место данного урока в учебном плане

4-й урок по теме четверти

Тип урока

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Технология построения урока

1) Организационный этап

2) Актуализация знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

3) Мотивация учебной деятельности учащихся

4) Формулирование проблемы

5) Постановка цели и задач урока. Поиск решения проблем

6) Первичное закрепление знаний. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

7) Контроль и самооценка

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель урока

Создание условий для проявления познавательной активности и развития творческой индивидуальности обучающихся

Задачи урока

1. Создать условия для углубления и комплексного применения знаний, навыков и умений, для реализации усвоенных способов работы в интеллектуальной и практической деятельности.

2. Развивать умения самостоятельного поиска решения проблем.

3. Создать основы для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

4. Обучить детей целеполаганию, формулированию темы урока, правильной постановки новой учебной задачи, проявлению инициативы в учебном сотрудничестве.

4. Научить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

5. Развивать умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета при подготовке домашнего задания

6. Воспитывать чувства эстетического и прекрасного на основе знакомства с художественной культурой нашей страны и родного города

Основные термины и понятия

Защитник, дружина, князь, ратник, доспехи

Форма проведения

Комплексно – творческий урок

Планируемые результаты

Предметные:

  • развивать навыки композиционного мышления;

  • закрепить умения владения средствами выразительности в графике – линия, штрих, пятно;

  • развивать умение в воспроизведении, анализе и оценке произведений искусства

Личностные:

  • создать условия для формирования чувства любви и гордости к русскому народу, русской Земле при знакомстве с творчеством Виктора Маторина и Виктора Васнецова;

  • создать основы для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении

Метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные:

  • научить планировать и оценивать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • научить ориентироваться в своей системе знаний, определять границы знания и незнания;

  • развивать умение осуществлять пошаговый контроль по результату;

  • развивать умение работать с текстом: выбирать главное, опираясь на определения слов;

  • развивать умения строить речевые высказывания в устной форме;

  • научить осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям

Коммуникативные:

  • научить формулировать собственное мнение и позицию;

  • научить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • развивать умения осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Познавательные:

  • развивать умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета при подготовке домашнего задания;

  • развивать умения находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта;

  • познакомить ребят с творчеством Пензенского художника Виктора Маторина

Материалы и инструменты

Шаблоны с изображением воина - защитника, графические материалы, ножницы, клей; лист ватмана, с изображением городского пейзажа, рисунки детей с прошлых уроков по темам «Древнерусский город – крепость», «Древние соборы», «Узоречье теремов»


Приемы и методы

Активное восприятие, творческая деятельность; метод мотивации учебно – познавательной деятельности: контроля и самоконтроля, практический; метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся; метод стимулирования и мотивации; методы проблемного обучения: частично – поисковый, исследовательский метод

Ожидаемый результат

Усвоение детьми умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия и выполнить творческий мини – проект «Древний город и его жители»

Используемые современные технологии

  1. Информационные и – коммуникативные технологии

  2. Технология проблемного обучения (проблемный диалог, проблемная ситуация для определения границ знания – незнания обучающихся)

  3. Здоровьесберегающие технологии

  4. Обучение в сотрудничестве (групповая работа)

  5. Технология развития критического мышления (маркировочная таблица)

  6. Технология проектной деятельности (создание творческого мини - проекта)

УМК

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», автор Б.М. Неменский, Москва, «Просвещение»,2009 год.

Рабочая программа ФГОС «Изобразительное искусство. 1-4 классы». Автор Б.М. Неменский. Москва, «Просвещение», 2012 год

Формы организации учебной деятельности

Индивидуальная, групповая, фронтальная и работа в парах

Межпредметные связи

История Пензенского края, литература, музыка, киноискусство, изобразительное искусство

Оборудование

  1. Мультимедийный проектор, экран, компьютер, школьная доска

  2. Мультимедийная презентация «Древнерусские воины – защитники», видеоклип «Русь»

  3. Таблицы: «Оценка деятельности обучающихся на промежуточном этапе», «Самооценка индивидуальной работы»

  4. Наглядный материал для групповой работы: дружина, князь, ремесленник, купец

  5. Тексты для групповой работы и рефлексии

  6. «Сигнальные» карточки

  7. «Толковый словарь русского языка», созданный С. И. Ожеговым

Интернет ресурсы

http://ru.wikipedia. Дружина. Ремесленник. Князь. Купец

http://images.yandex.ru. Князь, дружина, ремесленник, купец – иллюстративный материал

http://images.yandex.ru Фотографии памятника богатырям

http://inpenza.ru/history/1663-fortress-penza.ph

http://victor-matorin.ru Виктор Маторин, биография и произведения художника

http://smallbay.ru/vasneztov.html Виктор Васнецов, биография и творчество

http://otvet.mail.ru/question/86222997 Текс для групповой работы

http://ru.wikipedia.org/wiki Древнерусские города. Население. Текс для домашнего задания



Просмотр содержимого презентации
«древнерусские воины-защитники»

«Славна богатырями земля русская»

«Славна богатырями земля русская»

Друзья, урок начнём, И разговор наш поведём О воинах Древней Руси – Защитниках князя, страны.

Друзья, урок начнём,

И разговор наш поведём

О воинах Древней Руси –

Защитниках князя, страны.

Тема:  Древнерусские воины-защитники

Тема: Древнерусские воины-защитники

Богатыри  (от тюркского багатур – храбрый воин) – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой. Слово « Богатырь » встречается в летописях начиная с 13 века

Богатыри

(от тюркского багатур – храбрый воин) –

защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.

Слово « Богатырь » встречается в летописях начиная

с 13 века

Выяснив, кто такие богатыри , постараемся ответить на вопрос, какие они? Богатырь  : человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый; храбрый и счастливый воин, витязь.   Святогор - богатырь . Николай Булычев.

Выяснив, кто такие богатыри , постараемся ответить на вопрос, какие они?

Богатырь :

  • человек рослый, дородный, дюжий и видный;
  • необычайный силач;
  • смелый и удачливый;
  • храбрый и счастливый воин, витязь.

Святогор - богатырь . Николай Булычев.

В.М. Васнецов. «Богатыри» . (1898 г.)

В.М. Васнецов. «Богатыри» . (1898 г.)

Защита Родины есть защита и своего достоинства.   Н. Рерих Алёша Попович Илья Муромец Добрыня Никитич

Защита Родины есть защита и своего достоинства. Н. Рерих

Алёша Попович

Илья Муромец

Добрыня Никитич

Святогор - богатырь . Н. Булычев.

Святогор - богатырь . Н. Булычев.

Что можно сказать о характере воинов?  Что можно сказать о характере воинов? Отважный, непоколебимый, сильный духом.  Какая у них внешность?  Какая у них внешность?  Какая у них внешность?
  • Что можно сказать о характере воинов?
  • Что можно сказать о характере воинов?

Отважный, непоколебимый, сильный духом.

  • Какая у них внешность?
  • Какая у них внешность?
  • Какая у них внешность?

Крепкое телосложение, строгое лицо, длинные волосы, усы, борода.

В. М. Васнецов. Богатырский скок. 1914

Сравните образы богатырей П. Д. Корин Александр Невский .  (1942). М.В. Васнецов.Богатырь (1870).

Сравните образы богатырей

П. Д. Корин

Александр Невский .

(1942).

М.В. Васнецов.Богатырь (1870).

Ребята, а где жил князь со своими воинами?  Место, где жил князь с дружиной, огораживалось и охранялось. Это был городок внутри города.

Ребята, а где жил князь со своими воинами?

Место, где жил князь с дружиной, огораживалось и охранялось.

Это был городок внутри города.

«Княжеский муж»

«Княжеский муж»

  • Воин Киевской Руси – дружинник, представитель княжеской дружины, княжеский муж. Человек более близкий к князю.
  • Дружина делилась на старшую и младшую.
  • Происхождение лиц, составлявших княжескую дружину, не имело существенного значения; более важны были личные качества.
Кольчуга

Кольчуга

  • Вооружение было очень тяжелым.
  • Основным видом древнерусского панциря времен Киевской Руси была кольчуга. Она была изобретена в IV в. до н.э. кельтами На Руси ее изготовлением овладели не позднее Х века. Наряду с кольчугой на Руси применялись и доспехи.
  • Дружинники носили два панциря одновременно: кольчугу и поверх нее пластинчатые доспехи.
Кольчуга Кольчуга  — доспехи в виде рубахи, составленной из продетых друг в друга железных колец. Кольчуга защищала от поражения холодным оружием.

Кольчуга

Кольчуга — доспехи в виде рубахи, составленной из продетых друг в друга железных колец. Кольчуга защищала от поражения холодным оружием.

  • Кольчуги составлялись не менее чем из двадцати тысяч колец и требовалось 600 м проволоки для её изготовления.
  • Древнерусская кольчуга отличалась от западноевропейской. Русские кольчуги были около 70 см длиной, имели ширину в поясе примерно 50 см, длина рукава составляла 25 см – до локтя.
Шлем

Шлем

  • Ранние шлемы на Руси существенно различались в деталях. Первый склепан из двух половин, соединенных ободом внизу и такой же ширины полосой металла вдоль темени.
  • Второй шлем был склепан из четырех треугольных пластин, соединенных навершием, ободом и четырьмя вертикальными полосами на стыках. Он имел надбровные выкружки, переходящие в наносник. Все скрепляющие полосы позолочены и по краю вырезаны зубцами и выкружками, имеют просечки в виде сердечка.
ЩИТЫ

ЩИТЫ

  • Известно, что щиты существовали различных форм (круглые, трапециевидные щиты и т. д. Щиты делались из железа, дерева, камыша, кожи.
  • Окраска щита могла быть самой различной, но красному цвету на протяжении всего бытования русских доспехов отдавалось явное предпочтение.
Оружие  Оружие славян древнерусского воина состояло из копий, дротиков, боевых топоров и луков, мечей. Прикрывались же они большими овальными щитами.

Оружие

Оружие славян древнерусского воина состояло из копий, дротиков, боевых топоров и луков, мечей. Прикрывались же они большими овальными щитами.

ОРУЖИЕ

ОРУЖИЕ

Вопросы:

Вопросы:

  • Кого называли дружинниками?
  • Что носили воины?
  • Какое оружие было у воина Киевской Руси?
Памятник Минину и Пожарскому В Москве на Красной площади воздвигнут памятник воинам-защитникам Русской земли.  Автор И. Мартос.

Памятник Минину и Пожарскому

В Москве на Красной площади воздвигнут памятник воинам-защитникам

Русской земли.

Автор И. Мартос.

Принимайтесь за работу !

Принимайтесь за работу !

Ребята, попробуйте представить себя художником.  Изобразите образ богатыря, передавая его характер: Обведите трафарет с фигурой воина. А теперь «оденьте» воина. Раскрасьте свой рисунок.

Ребята, попробуйте представить себя художником.

  • Изобразите образ богатыря, передавая его характер:
  • Обведите трафарет с фигурой воина.
  • А теперь «оденьте» воина.
  • Раскрасьте свой рисунок.

Источники информации:

Источники информации:

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России с древнейших времен до начала XVI в.: Учеб. для 6 кл. общеоразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа; Общеобразовательный центр «Веди-М», 2000;
  • Семенова М. Мы – славяне. СПб: «Азбука»,1998;
  • http://veliz.h12.ru/avalon/museum/lic1.htm
  • http://cityref.ru/prosmotr/3806-19610.htm


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Воины-защитники-разработка урока по ИЗО 4 класс

Автор: Фролова Анна Вячеславовна

Дата: 25.03.2015

Номер свидетельства: 190951


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства