Разработка урока изобразительного искусства для 6 класса по теме «Отношение художника к миру вещей. Натюрморт»
Хачатурян Неля Рачиковна,
учитель ИЗО
МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара
Цель:
- Дать понятие натюрморта
- Познакомить с видами натюрморта
- Самостоятельная работа в парах
Инвентарь:
Репродукции русских художников: И.И.Машков. натюрморт. Синие сливы (Фрукты на блюде), К.А.Коровин. Натюрморт, Н.Ф.Стожаров. натюрморт с рябиной.
Работы учащихся
Музыкальный центр
Краски, цветная бумага, клей, ножницы, кисти, простые и цветные карандаши
Межпредметная связь: музыка, биология
Ход урока:
1. Организационный момент (проверить наличие на столах листов, заготовок из цветной бумаги, красок, клея, ножниц, воды. Определить учащихся для работы в парах)
2. Беседа.
- Ребята, нас окружает мир вещей. О чём он может нам рассказать, какие навеять настроения? (ответы детей)
В своих произведениях художники тоже отражают мир окружающих нас вещей. Скажите, кто знает, как наз0ываются картины, на которых изображены различные вещи? (Натюрморт)
Верно. Это натюрморт.
Натюрморт близок к составлению экибаны, которая зародилась в Японии.
Натюрморт – это изображение цветов, посуды, вещей. Он может быть натуральным или интимным, иллюзорным или декоративным, аристократическим.
Одним из наиболее часто изображаемых элементов натюрморта являются цветы. Цветы – не просто модель (продемонстрировать старинные голландские натюрморты на примере красивых ваз). Обязательно должна быть композиция, смысловое решение к вазе: цветы, фрукты, овощи. Например: «Подсолнухи» Ван Гога, «Азалия» М. Врубеля, «Розы» К. Коровина, «Сирень» П. Кончаловского. В этих произведениях воплотились душа и ум живописцев.
Натюрморты пишутся с натуры, их можно составить на разные темы. Предметы на натюрморте никогда не рисуются изолированно, отдельно – они всегда являются частью композиции.
Особенно знамениты натюрморты голландских мастеров. В Голландии не было дворян, знати, поэтому была гордость за свою страну, которая выражалась в рисовании натюрмортов.
3. Инструктаж.
Сегодня на уроке мы будем рисовать натюрморт комбинированным способом. Вы будете работать в парах. Лист можно расположить как по горизонтали, так и по вертикали, в зависимости от композиции. Лист надо поделить на две части: верхняя часть – фон, нижняя часть – поверхность. Один раскрашивает фон, другой – поверхность. Фон может быть любого цвета, поверхность тоже.
После того, как будут готовы фон и поверхность, надо взять домашние заготовки: вырезки цветов, листьев, из цветной бумаги или из открыток, можно сухоцветы, распределить всё это на листе и приклеить клеем ПВА.
Затем нужно дорисовать красками тень, падающую на поверхность или на фон. В итоге мы получим натюрморт, выполненный комбинированным способом.
4. Практическая работа.
Ребята приступают к самостоятельной работе.
В это время можно включить тихую музыку, например: пьесы из «Времён года» П.И.Чайковского. На уроке можно прочитать стихи о цветах, дарах природы и т.д. Во время работы учащихся учитель проходит по классу, контролирует процесс выполнения самостоятельной работы, оказывает помощь в компоновке, составлении композиции.
5. Подведение итогов урока.
Пары демонстрируют готовые натюрморты, излагая свой художественный замысел. Учитель оценивает работы, выставляет оценки в электронный журнал.
Если учащиеся не принесли по каким-то причинам заготовки, они могут выполнять натюрморты индивидуально красками или карандашами.
6. Домашнее задание
Составить мультимедийные презентации, состоящие из натюрмортов, или презентацию о великих художниках, авторов натюрмортов.