kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока на тему "Виды орнаментов".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока об орнаментах. Может подойти для специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока на тему "Виды орнаментов".»

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Ростовский техникум индустрии моды, экономики и сервиса»

(ГБПОУ РО «РТИМЭС»)














Методическая разработка

урока на тему

«Виды орнаментов».



























2023г.

Предмет: «Спецрисунок и художественная графика».

Тема занятия: «Виды орнамента».

Время: 90 мин.

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид занятия: лекция.

Цель занятия: познакомить обучающихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения. Расширить кругозор обучающихся.

Материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска, иллюстрации с изображением вышитых изделий, изделия и творческие работы с орнаментами, презентация в формате Power  Point.  

Раздаточный материал: открытки с изображением растений и насекомых.

Литература:

  1. Беляева С.Е., Розанов Е.А. «Спецрисунок и художественная графика», учебник для студентов средних специальных учебных заведений, М. «Академия» 2014.-243с.

  2. Бердник Т.О. «Основы художественного проектирования и эскизной графики», учебное пособие, Ростов н/Д: Феникс, 2005.-352с.


План занятия.

  1. Организационный момент-3 мин.

  2. Постановка цели-2 мин.

  3. Актуализация знаний-10 мин.

  4. Введение знаний-50 мин.

  5. Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний-20 мин.

  6. Подведение итогов-2 мин.

  7. Определение домашнего задания, инструктаж по его выполнению-3 мин.


1 Организационный момент.

Проверка явки и готовности учащихся к учебному процессу.


2 Постановка цели.

Тема урока «Виды орнамента». Цель урока познакомиться с основными

видами орнамента, типами орнамента и схемами построения орнаментальных композиций.

Применять полученные знания обучающиеся смогут на практических занятиях предмета «Спецрисунок и художественная графика», а также при разработке моделей современной женской одежды на уроках специальных дисциплин.


3 Актуализация знаний.


Искусство – специфический вид отражения и формирования действительности человеком в процессе художественного творчества.

Виды искусства: пространственные, временные, пространственно-временные.

Пространственные (пластические) - виды искусства, произведения которых имеют предметный характер, создаются путём обработки вещественного материала и существуют в пространстве.

Виды пластических искусств: изобразительные и неизобразительные.

1.Назовите виды изобразительных искусств? (живопись, скульптура, графика)

2.Назовите виды неизобразительных искусств? (архитектура, декоративно- прикладное искусство, художественное конструирование(дизайн))

3.Что такое декоративное искусство?

4.Назовите виды декоративно- прикладного искусства? ( шитье, вышивание, вязание, пэчворк, ткачество, ковроткачество, аппликация,

5.В чём особенности народного искусства?

6.Назовите русские народные промыслы?(гжель, дымковская игрушка, филимоновская игрушка, жостковская роспись, Палех(лаковая миниатюра), городецкая роспись украшала мебель, сундуки, прялки, игрушки)


4 Введение знаний.


 1.Определение орнамента.

Орнамент - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Слово орнамент произошло от латинского ornemantum, что в переводе означает "украшение". Предназначается для украшения различных предметов, архитектурных сооружений, произведений пластических искусств, у первобытных народов также самого человеческого тела.

Характерной чертой орнамента является его неразрывная связь с материалом, назначением предмета и формой поверхности, которую он организует. Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Но назначение орнамента состояло совсем не в украшении предметов. Ему отводилась роль защитника от злых сил и духов.

Орнаменты по характеру поверхности подразделяются на плоские и рельефные.



Плоский орнамент.



Рельефный орнамент.



2. Типы орнаментов.

Узор орнамента может неоднократно повторятся. Минимальная площадь повторяющегося элемента орнамента называется раппортом.

Мотив - это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может быть простым, состоящим из одного элементом или сложным, состоящим из множества элементов.

По форме композиционных схем можно выделить следующие типы орнаментов.

Ленточный орнамент – это орнамент, в котором раппорт многократно повторяется, развиваясь в одном направлении. Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон — сверху и снизу.

В основу ленточного орнамента заложены различные виды симметрии.

Ленточный орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму.


Фриз представляет собой орнаментированную композицию, предназначенную для декоративного оформления верхней части стены либо внутри, либо снаружи здания.



Бордюр — это замкнутая композиция, имеющая ритмический повтор элементов в две противоположные стороны и образующая орнаментальную полосу . Обычно подчеркивает края какой-либо плоскости или объемной формы.




Кайма тоже представляет собой узорную полосу, обрамляющую плоскость. Широко применяется на скатертях, коврах, блюдах.

Схемы построения ленточных орнаментов.

Замкнутый орнамент – это орнамент, в котором орнаментальные мотивы располагаются в круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике и т.д. Построение орнамента, основанное на центрально-осевой симметрии. Раппорт вращается вокруг центральной оси.наиболее характерный пример такого орнамента – розетка.

Схемы построения замкнутых орнаментов.

Сетчатый орнамент  это орнамент в котором повторяющийся раппорт заполняет всю декорируемую поверхность, развиваясь в двух направлениях — по горизонтали и по вертикали. Ячейка такой раппортной сетки может иметь разнообразную форму — в виде квадрата, прямоугольника, правильного треугольника (равностороннего), ромба, параллелограмма, правильного пяти- и шестиугольника и т. д. Этот вид орнамента часто используется в архитектуре при орнаментации полов, стен, потолков, а также в костюме при оформлении текстильных изделий — практически все рисунки ткани представляют собой сетчатые орнаменты.

Сетчатый орнамент.

Схемы построения сетчатого орнамента.

3.Виды орнамента.


В зависимости от характера используемых мотивов различают следующие виды орнамента:

1) Геометрический орнамент представляет собой правильные геометрические элементы: квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, прямые и изогнутые линии и т.д. Многие мотивы, полученные из геометрических элементов в разных сочетаниях, имеют свои названия: звёзды, розеты, зигзаги, кресты, плетёнки, меандр и т.д.




Арабский геометрический орнамент.


2)Растительный орнамент. Мотивы растительного орнамента-это стилизованные изображения растений и их частей: листьев, плодов, цветов, стеблей и т.д.


Растительный орнамент Индии.


3)Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных и птиц.



Зооморфный египетский орнамент.


4)Антропоморфный орнамент представляет собой композицию, составленную из изображений мужских и женских человеческих фигур или отдельных элементов человеческого тела.


Вологодская вышивка.


5)Тератологический орнамент. Его мотивами являются персонажи, созданные фантазией человека. Эти фантастические существа могут иметь одновременно признаки разных животных или животного и человека. Например, русалки – женщины-рыбы, кентавры – лошади с человеческим торсом, сирены – птицы с женской головой и т.д.


Тератологический орнамент Древнего Египта.


6)Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму.



7)Геральдический орнамент - это орнамент, в котором в качестве мотивов используются знаки, эмблемы, гербы, элементы воинского снаряжения – щиты, оружие, флаги.



8)Астральный орнамент содержит в качестве мотивов звёзды, облака, солнце, луну.




9)Пейзажный орнамент-изображение декоративно переработанных природных пейзажей.



10)Комбинированный орнамент содержит разнообразные сочетания перечисленных выше мотивов и является наиболее распространенным видом орнаментальной композиции.


5. Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний.

Практическое задание: выполнить трансформацию природной формы в орнаментальный мотив.

Орнаментальные композиции, как правило, создаются на основе трансформации растительных форм. Трансформация – изменение, преобразование, декоративная переработка природной формы.

Приёмы декоративной переработки: обобщение формы, добавление деталей, изменение абриса, превращение объёмной формы в плоскостную, упрощение или усложнение конструкции, выделение силуэта.


Студенты получают фотографии и выполняют трансформацию изображения в декоративную форму.


6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.

Прочитать по учебнику параграф 6. Орнамент как вид декоративной композиции, стр. 167-181, ответить устно на вопросы в конце параграфа. Принести бумагу формата А4 для выполнения практической работы.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока на тему "Виды орнаментов".

Автор: Афанасьева Татьяна Александровна

Дата: 05.02.2023

Номер свидетельства: 624905

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Открытый урок нп тему: "Основные композиционные схемы в народной орнаментации". "
    ["seo_title"] => string(83) "otkrytyi-urok-np-tiemu-osnovnyie-kompozitsionnyie-skhiemy-v-narodnoi-ornamientatsii"
    ["file_id"] => string(6) "100189"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402370786"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Методическая разработка занятия "Художественная обработка древесины". "Приёмы резьбы равнобедренных треугольников. Основы композиции.""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_zaniatiia_khudozhiestviennaia_obrabotka_drieviesin_1"
    ["file_id"] => string(6) "366695"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481054648"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Урок технологии в 10-м классе по теме "Сделать уроки технологии увлекательными"."
    ["seo_title"] => string(77) "urok_tekhnologii_v_10_m_klasse_po_teme_sdelat_uroki_tekhnologii_uvlekatelnymi"
    ["file_id"] => string(6) "490077"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544468288"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(294) "Методическая разработка занятия."Художественная обработка древесины."" Измерительный и разметочный инструмент. Перевод рисунка. Первоначальные приёмы резьбы.""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_zaniatiia_khudozhiestviennaia_obrabotka_drieviesiny_"
    ["file_id"] => string(6) "365836"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480881109"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Средневековое  искусство Западной Европы. "
    ["seo_title"] => string(44) "sriednieviekovoie-iskusstvo-zapadnoi-ievropy"
    ["file_id"] => string(6) "183356"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425832357"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства