Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству»
Урок ИЗО в 6 кл.
Цель: 1. Познакомить учащихся с ролью и местом живописного портрета в
истории искусства, обобщённым образом человека в живописи
Возрождения, в XVI-XIX и XX веках.
Тип урока: комбинированный.
Материалы и оборудование: видеоряд произведений художников
Портретистов разных эпох, репродукции живописных портретов,
образцы детских работ, альбом, краски, кисти, палитра, резинка,
карандаш, стакан с водой.
Ход урока.
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Актуализация опорных знаний.
Распределить репродукции по видам портретного жанра.
Мотивация учебной деятельности.
На протяжении многих столетий художники разных эпох с большим интересом обращались к образу человека. Через образы людей они
передавали свои мысли о человеческой жизни. Мастера разных поколений воплощали в изображениях людей свои представления
о чертах человеческой натуры.
Сегодня на уроке мы внесём свой вклад в развитие этой вечной для искусства темы.
Изучение нового материала.
Поговорим о роли и месте живописного портрета в истории искусства. Античная система, творчески переосмысленная итальянскими архитекторами и художниками, внесла в архитектуру и изобразительное искусство соразмерность, ясность композиции. Героем античных мастеров являлся прекрасный человек, величие духа которого вызывало восхищение. И итальянские художники подхватили и развили это отношение. Их героем стал не средневековый аскет и христианский мученик, а жизнелюбивый и мужественный человек, стремившийся не к райскому блаженству, а к земному счастью. И хотя художники продолжали писать произведения на библейские и религиозные сюжеты, картины их теперь были скорее похожи на сцены из реальной жизни.
Знаменитый итальянский художник Рафаэль Санти (1483-1520 гг.) написал картину «Сикстинская мадонна». В образе пресвятой богородицы он изобразил совсем юную женщину с ребёнком на руках. В её глазах столько тревоги, она так бережно прижимает к груди сына, что традиционную для его предшественников библейскую сцену и образ богородицы мы воспринимаем как гимн, прославляющий прекрасное чувство материнской любви.
Близка по изображению, проникновенна и нежна «Сикстинской мадонне» другая картина Рафаэля «Мадонна Конестабиле» (около 1504 года).
Мастера Возрождения умели передавать тончайшие нюансы переживаний своих героев. Не случайно, что многие художники пытались передать улыбку «Джоконды», модели Леонардо да Винчи. Отличающее мастеров Возрождения чувство гармонии и естественной простоты также стало образом для мастеров более позднего времени.
Давайте на примере попытаемся понять какими средствами выразительности воспользовались художники для создания художественного образа.
Анализ картин Леонардо да Винчи «Джоконда» и Валентина Серова «Девочка с персиками».
В. Серов. «Девочка с персиками». Леонардо да Винчи. «Джоконда».
Вопросы для беседы.
1. Что перед тобой?
2. Знаешь ли ты автора? Назови.
3. Что на ней изображено?
4. Как расположены персонажи? Предметы? Насколько материальна картина (например, как художник сумел передать особенности причёски персонажей, материальность их одежды, структурность или гладкость поверхностей).
5. Можно ли определить характер изображённых? По каким признакам?
6. Какое настроение хотел передать художник?
7. Каким способом он передал настроение? Какие для этого
использовал средства выразительности?
8. Каким образом красками передал художник настроение?
9. Каково твоё отношение к этой картине?
Джоконда.
Множество людей во всём мире выражали своё восхищение этой женщиной. Художники, писатели, философы писали о её загадке, о скрытой в ней тайне. Миллионы людей на стенах своих комнат среди самых дорогих и прекрасных лиц помещали её лицо. Лицо той, которую никогда не встречали на улице, с кем никогда не говорили, о которой почти ничего не знают. И всё-таки знают почти все. Её удивительные черты помогают нам жить, радоваться, верить в красоту жизни. Потому что увидел и понял её художник.
Вы уже не раз встречали это лицо – в художественных альбомах, журналах, на календарях, открытках, на экранах телевизора.
- Так кто же эта женщина? На лице её тихая улыбка, она смотрит на нас покойно, просто и приветливо.
- А кто создал это полотно?
- Правильно, это «Мона Лиза» Джоконда Леонардо да Винчи.
Посмотрите внимательно на неё. Как любовался этим лицом художник, рисуя портрет!
Посмотрите: все линии в нём мягкие, нежные. Мона Лиза Джоконда сидит, спокойно сложив руки. На портрете нет никаких деталей, говорящих о её образе жизни или привычках, но как много мы узнали из самих черт лица, из линий картины. Мона Лиза ласковая, она, наверное, говорит тихим, спокойным голосом, обладает большой выдержкой. Эта выдержка объясняется огромным чувством собственного достоинства. Она натура сильная, твёрдая, ясная, потому ей не нужно повышать голос, кричать, чтобы её услышали и поняли. Такому человеку, как Мона Лиза, достаточно внимательно посмотреть, чтобы к её желаниям отнеслись с уважением и пониманием. Весь её облик мягкий. Кажется, положи ей голову на плечо – и она сразу же поймёт тебя. Ей даже не нужно подробно рассказывать о своих горестях, о том, что тебя обидели: она так глубоко заглядывает тебе прямо в душу. Она сама всё поймёт! Лицо Моны Лизы словно бы светится этим даром сочувствия и соучастия, этой душевной проницательностью. Она вызывает огромное доверие. Её внутренняя жизнь так богата, её душа так щедра и просторна, что в ней хватит места и сил, чтобы понять, кто пришёл к ней со своей бедой или просьбой. Тысячи и тысячи людей всего мира думали и думают о загадке огромной притягательности и очарования Моны Лизы. Её взгляд постоянно направлен на зрителя. Куда бы вы ни пошли – она по-прежнему мягко, ласково и пристально смотрит на вас. Сам художник Леонардо да Винчи был потрясён открывшимися ему обаянием и мудростью этой женщины. Ему хотелось сказать своей картиной, как всеохватна доброта человека, его мысль, сила его духа. Он не знал, как выразить все эти чувства на одной маленькой картине, и он придумал вот что. Позади и вокруг Моны Лизы не стал рисовать комнату, обыкновенные бытовые вещи. Он убрал все стены, которые обыкновенно ограждают и ограничивают человека в жизни. Мона Лиза у него как бы вышла на открытый простор Земли. Картина полна вольного свежего воздуха. Вокруг Моны Лизы кипит мир планеты.
Посмотрите: там, сзади, горы и леса, река с запрудой, мостом и водопадом, дорога, поля… Огромное пространство лежит позади прекрасной женщины. А она словно бы парит над ним. «Целый мир лежит у твоих ног, а ты прекрасна и неповторима, добрая, умная женщина», - вот что сказал своим полотном восхищённый мастер. Мона Лиза Джоконда стала одной из самых знаменитых работ художника, скульптора и архитектора Леонардо да Винчи.
Девочка с персиками.
Она лишь на минуту уселась за столом, искоса поглядывая на нас своими карими глазами, в которых притаился огонек. У нее чуть раздуваются ноздри, точно она не может отдышаться от быстрого бега. Ее губы серьезно сжаты, но в них столько детского беззаботного и счастливого лукавства! На картине "Девочка с персиками" изображена дочь Саввы Мамонтова — Вера Мамонтова. Она одета в розовую кофту с нарядным чёрным бантом. Взгляд зрителя прежде всего останавливается на ней. Загорелая девочка пристально смотрит вперёд. У нее большие темные глаза, слегка растрепанные волосы и четко очерченные брови. Можно подумать, что девочка задумала какую-то шалость. Цвет лица Веры напоминает цвет персика. Она держит один персик, собирается съесть его. Поза девочки выражает нетерпение.
Вся картина залита солнечным светом, и создается впечатление, что только рама мешает ему вылиться. Свет заливает всю комнату, играет разноцветными бликами на стене, на мебели, на подсвечнике, виднеющемся справа, на серебряном ноже, лежащем на белоснежной скатерти. Через окно мы видим, что на улице ранняя осень, также это заметно по жёлтым листьям, лежащим на столе. Дверь, открытая в другую комнату дает нам представление о неограниченном пространстве. Вся картина наполнена белым светом, что придаёт ей чистоту, свежесть и спокойствие. Во всем портрете продуманная композиционная завершенность. Фигура вписана в окружающую обстановку, как в естественную жизненную среду, что превращает портрет в картину, а мастерски написанное, насыщенное воздухом пространство не только столовой, но и парка за окнами - делает эту картину живой и привлекательной.
VI. Практическая деятельность учащихся.
Учащиеся выполняют портрет друга в цвете, работая по плану:
Выбрать объект для рисования.
Продумать сюжет портрета (раскрыть характер человека через окружающую среду, фон, позу, жесты, выражение лица, одежду).
Определиться с композиционным решением.
Наметить карандашом общий характер головы человека и её основные элементы.
Уточнить форму лица с передачей индивидуальных анатомических и психологический черт модели.
Передать локальные цветовые соотношения (фон, лицо, одежда).
При помощи цвета показать настроение модели (весёлое, грустное,
мечтательное, сердитое и т.д.).
Проверить, достигнута ли цель, при необходимости исправить
недостатки.
VII.Закрепление новых знаний.
1. С творчеством каких художников – портретистов вы познакомились
сегодня на уроке?
2. Какие портреты вам понравились больше и почему?
3. Какой последовательности вы придерживались при выполнении
задания?
Подведение итогов.
Анализ и оценивание детских работ. Организация выставки.
Домашнее задание.
Принести: пластилин, стеку, доску для лепки, салфетку.