Просмотр содержимого документа
«Искусство и власть»
Тема урока: «Искусство и власть».
Цель: начать осваивать понятия «искусство», «виды искусства», многообразие художественных произведений.
УДД:
Познавательные: ознакомиться с видами искусства, с понятиями «искусство», «классификация».
Регулятивные: обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям.
Коммуникативные: обеспечивать возможности сотрудничества – учить слышать и слушать. Учить сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Обеспечивать ведение диалога с педагогом.
Личностные: Делать учение осмысленным процессом, обеспечивать ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлять на сознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, помогать выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Оборудование для учителя:
Интерактивная доска для показа презентации, конспект.
Тип урока: комбинированный урок.
Структура урока:
Сегодня мы разберемся, как связаны два понятия: «искусство» и «власть». Но для начала ответим на вопросы: «Что такое искусство и что такое власть?»
Искусство – это процесс и итог значимого выражения чувств в образе. Это часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира. Искусство является составной частью культуры человечества.
Власть – это возможность и способность навязывать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Власть появилась с возникновением человеческого общества.
Зарождение искусства человечества восходит к первобытному обществу. Значит искусство и власть возникли и развивались одновременно и являются неотъемлемой частью общественной жизни.
Зачастую власть использует культуру для воздействия на массовое сознание. С помощью искусства укреплялась светская и религиозная власть. Искусство воплощало идеи религии, прославляло правителей и увековечивало память героев.
Одним из первых примеров влияния власти на искусство, мы можем считать появление каменных и деревянных идолов, эти истуканы внушали людям трепет, показывали ничтожность человека перед силами природы и богами. В это же время особое место занимали шаманы и жрецы. Они обладали огромной властью.
В искусстве Древнего Египта вместе с изображениями богов, встречаются изображения фараона – сына бога Ра. И снова искусство приходит на помощь власти, увековечивая имена фараонов в фресках, сохраняя их черты лиц в погребальных масках. О их величии так же говорят монументальные памятники, пирамиды, дворцы и храмы.
Если вспомнить о Геракле, который жил в Древней Греции, то он описывался так: «Ростом Геракл был на голову выше всех, а сила его превосходила силу человека, глаза светились необычным божественным светом; луком и копьем он владел так искусно, что никогда не промахивался». Это идеальное описание образа героя, увековеченного в мифах».
В Древнем Риме так же идеализировались герои, императоры и боги. Но все больше внимания уделялось конкретному человеку. Портреты четко и скурпулёзно передавали черты портретируемого. Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи политических лиц и военных командиров. В случае совершения преступления человека его изображения уничтожались, а статуям просто меняли головы.
С наступлением времен Империи портрет императора и его семья стали одним из мощнейших средств пропаганды.
Воспевание власти особенно отчетливо наблюдается в музыке. Например в государственном гимне Российской империи «Боже, Царя храни!»
В 20 веке, в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная и пышная архитектура подчеркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность, игнорировало индивидуальную своеобразие каждого человека. Бездушный механизм государственного принуждения слышится в музыке Шостаковича и Шнитке.
Демократические настроения народа находят особо яркое выражение в искусстве в переломные моменты истории. Это и революционный марш, и песни в период Октябрьского переворота в России (1917г), а так же плакаты, произведения живописи, музыкальные сочинения времен Великой Отечественной Войны (1941-1945гг). А так же массовая песня, отражающая трудовой энтузиазм послевоенных лет. Массовая песня – это своеобразная летопись истории нашего народа. Широко известные слова о том, что «нам песня строить и жить помогает», оказались необходимыми для жизни нескольких поколений советских люде. Многие из них стихийно рождались в среде красноармейцев («Там вдали за рекой», «Тачанка», «Марш Буденого»).
На смену им пришли песни, вдохновлявшие людей на трудовые подвиги, так появился жанр песня-марш («Марш энтузиастов», «Спортивный марш», «Весенний марш»).
В суровые годы Великой Отечественной Войны особой любовью пользовались песни о родном доме, об оставленных близких («Землянка», «Катюша», «Темная ночь», «Синий платочек»).
После войны в музыку пришли новые интонации, появилась одна из самых любимых народных песен «Подмосковные вечера».
Массовая песня в наши дни сильно изменилась по своей сути. Среди них трудно отдать кому-то предпочтение, ведь у каждого свои вкусы и пристрастия.