воспитывать интерес к истории своего народа, уважение к труду художника ДПИ
Тип учебного занятия: Новый материал, закрепление материала, промежуточный контроль.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать:
Историю возникновения промысла;
Какой материал используют мастера в своей работе;
Какие цвета преобладают в гжельской росписи;
Мотивы гжельской росписи.
должны уметь:
выполнять «мазок тенями”.
анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом композиционный центр;
чувствовать гармоничное сочетание мотивов в росписи предметов, изящество их форм и очертаний;
Формы организации познавательной деятельности.
Фронтальная: перед учащимися ставится общая поисково-познавательная задача (на предыдущем уроке).
Индивидуальная: выступление докладчиков, выполнение элементов росписи.
Групповая: составление композиции из элементов гжельской росписи.
Оборудование, учебно–методические материалы.
Для учащихся: синяя гуашь, кисти, баночка для воды, лист бумаги.
Для учителя: Компьютер, проектор, учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс, репродукции и образцы декоративно-прикладного искусства, таблицы, презентация, фонограмма русских народных мелодий.
Ключевые понятия: керамика, майолика, фаянс, мазок с тенями.
Структура урока:
Организационный этап (1-2 мин).
Актуализация знаний (20 мин.).
Этап закрепления новых знаний (5 мин.).
Физкультминутка (2 мин).
Творческое практическое задание (12 мин).
Заключительный этап (3 мин).
Домашнее задание (2 мин.)
Ход урока (45 мин):
I. Организационный момент (1-2 мин.). Отмечаю отсутствующих на уроке и проверяю готовность учеников к уроку.
II. Актуализация знаний (20 мин.).
Сегодня, ребята, мы начинаем разговор о русских народных промыслах. О том, что создают народные мастера, какие мотивы и цвета используют в своей работе, а так же попробуем освоить основные приёмы гжельской росписи. И вот перед нами один из промыслов: «Сказочная Гжель». (слайд 3)
На дом было задано каждой творческой группе (группы были созданы в начале II четверти) найти информацию о гжельской росписи: 1 группа краткая информация о промысле, 2 группа о цветах и мотивах используемых в гжельской росписи. 3 группа пословицы о народных мастерах и труде, 4 группа стихи о гжели.
Слушаем выступление учащихся.
Сообщение первой группы.
-В 60 км. от Москвы находится известный художественный центр, который объединяет около 30 сёл, в которых на протяжении 200 лет изготовляют гжельскую керамику. Керамика-это изделия выполненные из глины. Вот как раз глины в этом районе очень большие запасы (Слайд 4).
- Гончарную глину добывают, изготовляют изделие, затем обжигают в печи, а после этого расписывают сине-белым цветом (Слайд 5-6).
- Но не всегда гжельские изделия были двух цветов, изначально она была разноцветной и изготовлялась из цветной глины, такие изделия называются – майолика (Слайд 7-8). Изготовляли чаще всего Квасники и кумганы - кувшины, в которых хранили и подавали квас или воду (Слайд 9-10-11-12).
- Вслед за майоликой появились фаянсовые и фарфоровые изделия. Это изделия, выполненные из белой глины
Сообщение второй группы.
- Что же изготовляют гжельские мастера?
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
животные и птицы невиданной красы (Слайд 13).
-Кроме посуды мастера Гжели создают мелкую декоративную пластику – забавные скульптурки людей, животных , сценки из жизни (Слайд 14-15)
- А какие краски используют в своей работе?
Незатейливый узор
Из оттенков краски,
Глина белая, фарфор –
Атрибуты сказки!
Словно детская рука
На кусочках глины
Рисовала в три мазка
Синие картины.
-А что рисуют на посуде народные мастера
Какие розы и пионы.
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!
Сообщение третьей группы.
- Дело мастера боится.
- Всякий человек на деле познаётся.
- Гляди не на человека, а на его дело.
- Работа хороша, если в ней польза и душа.
Сообщение четвёртой группы.
Гжель! Земля моя родная,
Сколько лет и сколько зим
Ты цветёшь, не увядая,
Полыхая голубым.
В этом пламени чудесном
Вижу буйный твой расцвет.
В сочетании небесном
Белый цвет и синий цвет.
Древний край в обличье новом
Как шекспировский сонет,
Ты звучишь высоким словом –
Белый цвет и синий цвет.
И для всей родной России
Не одну уж сотню лет
Даришь ты свой бело-синий,
Сине-белый свой букет!
- Молодцы! Все отлично справились с заданием.
«Играет нежная свирель,
И замирает в восхищенье
Жемчужина России – Гжель,
Где поселилось вдохновенье.
Здесь каждый – мастер и творец…»
III. Этап закрепления новых знаний (5 мин).
- С каким народным промыслом мы сегодня с вами познакомились? (Гжель.)
– Какой материал используют гжельские мастера в своей работе? (Глину.)
- Что такое «керамика»? (Это изделие из глины.)
- Назовите виды гжельской керамики? (Майолика, фаянс, фарфор.)
– Что создают гжельские мастера? (Посуду, мелкую скульптурную пластику.)
– Какие цвета применяют? (Синий, белый.)
– Какие элементы используют народные мастера?(Линии, сеточки, усики, капельки, мазок с тенями)
– Ребята, что нужно делать, чтобы декоративно-прикладное искусство развивалось, процветало? (Изучать, сохранять.)
Да, нужно всем стараться что-то делать своими руками, создавать и украшать.
Итак, учимся выполнять необычный мазок “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.
Посмотрите, как можно рисовать гжельскую розу, основной мотив гжельской росписи. Необходимо положить на палитру синюю краску смочить кисть и поставить её ворсом на палитре так, чтобы она расплющилась. Затем плавно подвести кисть к комочку краски одной стороной и набрать на кисть синюю краску. Когда мы делаем мазок на бумаге (показываю), то видим мягкий переход от насыщенного глубокого синего цвета к более бледному. Приглядитесь, моя кисть сначала рисует всем ворсом, а затем, постепенно приподнимаясь над бумагой, – концом. (Выполняют упражнение).
В своей росписи вы можете использовать и различные приемы украшения бордюров завитки, дуги, сеточки, травинки, точки. Необходимые таблицы на доске.
Этапы работы над гжельской розой, мазком с тенями. Я выполняю на доске, дети на формате А-4.
2. Лепестки нашей розы сводим в одну точку к основанию цветка (цветоножки). Здесь мазки выполняем лёгкими волнообразными движениями, чтобы «оживить» розу.
IY. Физкультминутка (3 мин)Слайд16. А теперь, для снятия физической и эмоциональной усталости, для успешного выполнения работы, отвлечёмся и сделаем несколько не сложных физических упражнений.
По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).
И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).
V. Практическая работа (12 мин). (Слайд 17). Вот и мы на уроке украсим гжельской росписью посуду. Работаем по творческим группам. Каждой творческой группе предложен шаблон предмета, который необходимо украсить элементами гжельской росписи в технике коллаж (вырезание, наклеивание и рисование.)
Результат зависит от вашей совместной работы.
8 — 10 минут каждый работает самостоятельно, делая заготовки одного из элементов: цветы, листья, полосы и т.п. для коллажа. Затем вместе составляете композицию из заготовленных элементов.
В процессе самостоятельной работы предоставляю детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.
VI. Заключительный этап (5 мин).
Выставка работ учащихся (2 мин.).
Выставление оценок.
Рефлексия (3 мин.) (Слайд 18)
Сегодня я узнал… (о гжельской росписи).
Было интересно… (самим находить информацию).
Было трудно… (выполнять “ мазок тенями”).
У меня получилось… (выполнить гжельскую роспись).
Теперь я могу…(создавать прекрасное)
Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!
VII. Домашнее задание (2 мин.)(Слайд 19)
Выполнить практическую работу в альбомах гжельской росписи предметов домашней утвари.