kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доступный урок для учащихся по искусству в 9 классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла"»


Тема: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла».

Цель урока: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре.

Задачи урока:

Образовательные:

формировать знания об истории и традициях гжельского промысла, навыки росписи в традициях народного промысла 

Развивающие:

создание условий для развития познавательного интереса к предмету, творческих способностей, внимательности и точности исполнения;

развитие пространственного и логического мышления, памяти, воображения и внимания;

развитие художественной фантазии учащихся.

развивать чувство цвета, мелкую моторику рук, межличностные отношения 

Развитие у учащихся творческого подхода при составлении коллажа.

Воспитательные:

воспитание аккуратности, самостоятельности, этики взаимоотношений;

воспитывать интерес к истории своего народа, уважение к труду художника ДПИ

Тип учебного занятия: Новый материал, закрепление материала, промежуточный контроль.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны знать:

Историю возникновения промысла;

Какой материал используют мастера в своей работе;

Какие цвета преобладают в гжельской росписи;

Мотивы гжельской росписи.

должны уметь:

выполнять «мазок тенями”.

анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом композиционный центр;

чувствовать гармоничное сочетание мотивов в росписи предметов, изящество их форм и очертаний;

Формы организации познавательной деятельности.

Фронтальная: перед учащимися ставится общая поисково-познавательная задача (на предыдущем уроке).

Индивидуальная: выступление докладчиков, выполнение элементов росписи.

Групповая: составление композиции из элементов гжельской росписи.

Оборудование, учебно–методические материалы.

Для учащихся: синяя гуашь, кисти, баночка для воды, лист бумаги.

Для учителя: Компьютер, проектор, учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс, репродукции и образцы декоративно-прикладного искусства, таблицы, презентация, фонограмма русских народных мелодий

Ключевые понятия: керамика, майолика, фаянс, мазок с тенями.

Структура урока:

Организационный этап (1-2 мин).

Актуализация знаний (20 мин.).

Этап закрепления новых знаний (5 мин.).

Физкультминутка (2 мин).

Творческое практическое задание (12 мин).

Заключительный этап (3 мин).

Домашнее задание (2 мин.)

Ход урока (45 мин):

I. Организационный момент (1-2 мин.). Отмечаю отсутствующих на уроке и проверяю готовность учеников к уроку.

II. Актуализация знаний (20 мин.).

Сегодня, ребята, мы начинаем разговор о русских народных промыслах. О том, что создают народные мастера, какие мотивы и цвета используют в своей работе, а так же попробуем освоить основные приёмы гжельской росписи. И вот перед нами один из промыслов: «Сказочная Гжель». (слайд 3)

На дом было задано каждой творческой группе (группы были созданы в начале II четверти) найти информацию о гжельской росписи: 1 группа краткая информация о промысле, 2 группа о цветах и мотивах используемых в гжельской росписи. 3 группа пословицы о народных мастерах и труде, 4 группа стихи о гжели.

Слушаем выступление учащихся.

Сообщение первой группы.

-В 60 км. от Москвы находится известный художественный центр, который объединяет около 30 сёл, в которых на протяжении 200 лет изготовляют гжельскую керамику. Керамика-это изделия выполненные из глины. Вот как раз глины в этом районе очень большие запасы (Слайд 4).

- Гончарную глину добывают, изготовляют изделие, затем обжигают в печи, а после этого расписывают сине-белым цветом (Слайд 5-6).

- Но не всегда гжельские изделия были двух цветов, изначально она была разноцветной и изготовлялась из цветной глины, такие изделия называются – майолика (Слайд 7-8). Изготовляли чаще всего Квасники и кумганы - кувшины, в которых хранили и подавали квас или воду (Слайд 9-10-11-12). 

- Вслед за майоликой появились фаянсовые и фарфоровые изделия. Это изделия, выполненные из белой глины

Сообщение второй группы.

- Что же изготовляют гжельские мастера?

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

животные и птицы невиданной красы (Слайд 13). 

-Кроме посуды мастера Гжели создают мелкую декоративную пластику – забавные скульптурки людей, животных , сценки из жизни (Слайд  14-15)

- А какие краски используют в своей работе?

Незатейливый узор

Из оттенков краски,

Глина белая, фарфор –

Атрибуты сказки!

Словно детская рука

На кусочках глины

Рисовала в три мазка

Синие картины.

-А что рисуют на посуде народные мастера

Какие розы и пионы.

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны

Прекрасны нынче, как вчера!

Сообщение третьей группы.

- Дело мастера боится.

- Всякий человек на деле познаётся.

- Гляди не на человека, а на его дело.

- Работа хороша, если в ней польза и душа.

Сообщение четвёртой группы.

Гжель! Земля моя родная,

Сколько лет и сколько зим

Ты цветёшь, не увядая,

Полыхая голубым.

В этом пламени чудесном

Вижу буйный твой расцвет.

В сочетании небесном

Белый цвет и синий цвет.

Древний край в обличье новом

Как шекспировский сонет,

Ты звучишь высоким словом –

Белый цвет и синий цвет.

И для всей родной России

Не одну уж сотню лет

Даришь ты свой бело-синий,

Сине-белый свой букет!



- Молодцы! Все отлично справились с заданием.

«Играет нежная свирель,

И замирает в восхищенье

Жемчужина России – Гжель,

Где поселилось вдохновенье.

Здесь каждый – мастер и творец…»

III. Этап закрепления новых знаний (5 мин).

- С каким народным промыслом мы сегодня с вами познакомились? (Гжель.)

– Какой материал используют гжельские мастера в своей работе? (Глину.)

- Что такое «керамика»? (Это изделие из глины.)

- Назовите виды гжельской керамики? (Майолика, фаянс, фарфор.)

– Что создают гжельские мастера? (Посуду, мелкую скульптурную пластику.)

– Какие цвета применяют? (Синий, белый.)

– Какие элементы используют народные мастера? (Линии, сеточки, усики, капельки, мазок с тенями)

– Ребята, что нужно делать, чтобы декоративно-прикладное искусство развивалось, процветало? (Изучать, сохранять.)

Да, нужно всем стараться что-то делать своими руками, создавать и украшать.



Итак, учимся выполнять необычный мазок “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.

Посмотрите, как можно рисовать гжельскую розу, основной мотив гжельской росписи. Необходимо положить на палитру синюю краску смочить кисть и поставить её ворсом на палитре так, чтобы она расплющилась. Затем плавно подвести кисть к комочку краски одной стороной и набрать на кисть синюю краску. Когда мы делаем мазок на бумаге (показываю), то видим мягкий переход от насыщенного глубокого синего цвета к более бледному. Приглядитесь, моя кисть сначала рисует всем ворсом, а затем, постепенно приподнимаясь над бумагой, – концом. (Выполняют упражнение).

В своей росписи вы можете использовать и различные приемы украшения бордюров завитки, дуги, сеточки, травинки, точки. Необходимые таблицы на доске.

Этапы работы над гжельской розой, мазком с тенями. Я выполняю на доске, дети на формате А-4.

1. Делаем основание гжельской розы – полукруглый теневой серповидный мазок широкой кистью.

2. Лепестки нашей розы сводим в одну точку к основанию цветка (цветоножки). Здесь мазки выполняем лёгкими волнообразными движениями, чтобы «оживить» розу.

3. Упругими, волнообразными движениями делаем «шапку» розы.

IY. Физкультминутка (3 мин) Слайд16. А теперь, для снятия физической и эмоциональной усталости, для успешного выполнения работы, отвлечёмся и сделаем несколько не сложных физических упражнений.

По солнышку, по солнышку

Дорожкой луговой

Иду по мягкой травушке

Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).

И любо мне, и весело,

Смотрю по сторонам,

Голубеньким и синеньким

Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).

V. Практическая работа (12 мин). (Слайд 17). Вот и мы на уроке украсим гжельской росписью посуду. Работаем по творческим группам. Каждой творческой группе предложен шаблон предмета, который необходимо украсить элементами гжельской росписи в технике коллаж (вырезание, наклеивание и рисование.)

Результат зависит от вашей совместной работы.

8 — 10 минут каждый работает самостоятельно, делая заготовки одного из элементов: цветы, листья, полосы и т.п. для коллажа. Затем вместе составляете композицию из заготовленных элементов.

В процессе самостоятельной работы предоставляю детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.

VI. Заключительный этап (5 мин).

Выставка работ учащихся (2 мин.).

Выставление оценок.

Рефлексия (3 мин.) (Слайд 18)

Сегодня я узнал… (о гжельской росписи).

Было интересно… (самим находить информацию).

Было трудно… (выполнять “ мазок тенями”).

У меня получилось… (выполнить гжельскую роспись).

Теперь я могу… (создавать прекрасное)

Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!

VII. Домашнее задание (2 мин.) (Слайд 19)

Выполнить практическую работу в альбомах гжельской росписи предметов домашней утвари.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла"

Автор: Фадякина Елена Николаевна

Дата: 22.04.2018

Номер свидетельства: 467302

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Искусство гжели. Истоки и современное развитие промысла "
    ["seo_title"] => string(61) "iskusstvo-ghzhieli-istoki-i-sovriemiennoie-razvitiie-promysla"
    ["file_id"] => string(6) "158087"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421684879"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Урок изобразительного искусства на тему: «Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла» "
    ["seo_title"] => string(104) "urok-izobrazitiel-nogho-iskusstva-na-tiemu-iskusstvo-zhostovo-istoki-i-sovriemiennoie-razvitiie-promysla"
    ["file_id"] => string(6) "116572"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412521739"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классет  "Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла"."
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekturokapoizobrazitielnomuiskusstvuv5klassietiskusstvozhostovoistokiisovriemiennoierazvitiiepromysla"
    ["file_id"] => string(6) "274351"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452362990"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Методическая разработка открытого урока по теме: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_otkrytogho_uroka_po_tiemie_iskusstvo_gzhieli_istoki_"
    ["file_id"] => string(6) "359327"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479276566"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Урок изобразительного искусства в 5 классе  по теме: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла» "
    ["seo_title"] => string(116) "urok-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-5-klassie-po-tiemie-iskusstvo-gzhieli-istoki-i-sovriemiennoie-razvitiie-promysla"
    ["file_id"] => string(6) "117863"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412944897"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства