Просмотр содержимого документа
«Региональный компонент в патриотическом воспитании учащихся на уроках искусства»
Региональный компонент в патриотическом воспитании учащихся на уроках искусства
«Моя малая Родина - Индура»
При изучении тем в VII классе «Искусство первобытных времён на белорусских землях» (культура древних городищ), использую сведения об истории агрогородка Индура.
Существует легенда о происхождении этой деревни. Это было во времена крестоносцев. На городище находился форпост защиты родной земли от врага. Городище было обнесено частоколом и рвом с водой, а возле городища селились крестьяне. Образовалась деревня. В этой крепости стоял отряд ратников с семьями во главе с комендантом, у которого была красавица дочь. Девушку звали Инда. В крепости находились деревянные постройки для жилья и хозяйства. В центре на самой верхушке стояла церковь из камня с высокой колокольней в оборонительном стиле, похожая на Каложу. Дочь коменданта была немножко странной. Она часто бродила ночами по крепости, лазила на колокольню, иногда убегала и ходила по окрестным лугам и лесам. В одну из летних ночей, когда вечер почти сходился с рассветом, она сидела на колокольне и ждала солнышка. И вот с первыми лучами солнца на зеленом лугу за рекой она увидела белые тени. Это шли крестоносцы, в белых плащах с черными крестами, на лошадях в белых попонах. Инда начала бить в колокола, оповещая всех о беде. Поднялся отряд ратников, но силы были неравны. Крестоносцы прорвали оборону и ворвались в крепость. И только звон колоколов не умолкал. Враги бросились к крепости, но вдруг все замерли. Над церковью как бы развернулись небеса, и появилась матерь Божья. Она сняла с плеча покрывало и этим белоснежным покрывалом покрыла церковь. Земля под церковью раздвинулась, и она медленно ушла под землю. Все стояли, остолбенев – и наши, и враги. Через день крестоносцы ушли, никого не тронув. Так, благодаря Инде - дуре была спасена крепость и деревня у подножия. Все долго помнили дочь коменданта, а деревню стали называть Индура.
Говорят, что если в день этого чуда приложить ухо к земле на вершине холма, то услышишь удары колоколов ушедшей церкви. И еще. Когда-то в Индуре родится девочка, она придет на курган и увидит торчащую из земли красную ленточку. Если она потянет за нее, то храм появится из-под земли, и Богородица покроет покрывалом эту благодатную землю!
Когда с учащимися VIII класса проходим «Искусство белорусских земель в Средневековье», использую исторические сведения о своём крае.
Еще несколько лет назад годом основания аг. Индура (первого письменного упоминания) считался 1542 г. когда был построен деревянный и костёл Святой Троицы на деньги одного из первых хозяев местечка Яна Давойны (строили 20 лет). Но местный краевед Владимир Козырев несколько лет назад доказал, что Индура упоминается еще в 1413 г. В 1413 г. на реке Западный Буг в замке Городня (ныне Люблинское воеводство, Польша) состоялся сейм Королевства Польского и Великого княжества Литовского. На нём присутствовали Владимир (Ягайло), король Польши, и Витовт, великий князь Литвы. 2 октября 1413 г. было принято постановление Городетского сейма об унии ВКЛ с Польшей, как продолжение Кревской унии 1385 г. Постановление сейма давало большие привилегии феодалам Литвы и Беларуси. По решению Городельского сейма в ВКЛ вводилось деление на воеводства и поветы (как в Польше). К Трокскому воеводству отнесли Ошмян, Слоним, Волковыск, Индуру, Гродно. Все они названы в документе городами.
В результате третьего раздела Речи Пасполитой (1795 г.) Индура оказалась в составе Российской империи, где стала центром волости Гродненского повета. Местечко находилось во владении Бжестовских, Казловских. В 1833 г. тут работало 8 магазинов.
В 1847 г. «Индурское еврейское общество» состояло из 1220 душ. По итогам переписи (1897 г.): 314 дворов, костёл, церковь, синагога, 4 еврейских молитвенных дома, приходская школа, почта, фельдшерский пункт, бровар, 2 винокурни, 16 мастерских, известняковый завод, 8 корчем, воскресные ярмарки. В 1897 г.: 2674 жителей, из которых 2194 евреи.
В Индуре (1881 г.) в ретроспективно-русском стиле была построена каменная православная церковь Александра Невского.
Синагога, построенная в 1885 г. располагалась на синагогальной площади. После войны использовалась местным колхозом под склады для удобрений.
В 1915 г. Индура была оккупирована немецкими войсками, в 1919 – 1920 гг. занята Красной Армией, польскими войсками. В 1921 г. по Рижскому мирному договору отошла в состав Второй Речи Посполитой. Индура – центр сельской и местной гмины Гродненского повета, Белостоцкого воеводства. 4 и 6 декабря 1925 г. в Индуре произошла демонстрация крестьян (около 300 человек) против налоговой политики властей, в поддержку выступления крестьян д. Баранова (теперь Гродненский район).
В 1939 г. Индура вошла в БССР, где 1 мая получила статус посёлка городского типа и стала центром сельсовета. В июне 1941 г. Индура была оккупирована немецкими войсками. В августе-сентябре 1941 г. немецко-фашистские захватчики создали в Индуре гетто. 2 ноября 1942 г. узники гетто были депортированы в транзитный лагерь Колбасино, затем отправлены в лагеря смерти Треблинка и Освенцим. Местечко освобождено 14 июля 1944 г. 29 декабря 1949 г. статус поселения понизили до деревни. В 2007 г. Индура стала агрогородком.
Археологический памятник - городище на холме овальной формы, в 0,5 км от р. Индурка. Диаметр внутренней площадки около 18 м. Высота вала до 2 м. Выявлены гончарная керамика X- XIII вв., обломки железных серпов, глиняное биконическое пряслице, костяные изделия (наконечник стрел, шилья, игла, рыболовный крючок). Находки очень похожи на находки со Старого замка в Гродно. Небольшие раскопки произвела К.Т. Ковальская.