Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Мир фантазий"»
II.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования /Стандарты второго поколения/ М.: «Просвещение»),
- Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Ерышовская СОШ Ртищевского района Саратовской области».
-Положением о рабочей программе МОУ «Ерышовская СОШ Ртищевского района Саратовской области».
Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по теории изобразительного искусства, работе с бумагой, лепке, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Это в дальнейшем станет хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного ребёнка.
Цель курса:
учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов;
развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства;
обучение приемам работы с инструментами;
обучение умению планирования своей работы;
обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
развитие образного мышления и воображения;
создание условий к саморазвитию учащихся;
развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира, умений моделирования и конструирования.
Воспитательные:
воспитание уважения к труду и людям труда;
формирование чувства коллективизма;
воспитание аккуратности;
экологическое воспитание обучающихся;
развитие любви к природе, выработка настойчивости в достижении цели.
III. Планируемые результаты освоения учебного предмета
5 КЛАСС
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы кружка «Мир фантазий»:
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественнотворческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
6 КЛАСС
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы кружка «Мир фантазий»:
проявление познавательных интересов и активности в данной области;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
развитие самостоятельности и личной ответственности в деятельности;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
проявление инновационного подхода к решению практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание вклада своей познавательно - трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
7 КЛАСС
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы кружка «Мир фантазий»:
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
согласование и координация совместной познавательно - трудовой деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание вклада своей познавательно – трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
диагностика результатов познавательно–трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно – трудовой деятельности и созидательного труда.
8 КЛАСС
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы кружка «Мир фантазий»:
проявление познавательных интересов и активности в данной области;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
развитие самостоятельности и личной ответственности в деятельности;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
проявление инновационного подхода к решению практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание вклада своей познавательно - трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
распознание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в рукоделии;
владения кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
определять и называть виды материалов;
использовать заданную последовательность изготовления простейших цветов в разных техниках;
называть приемы изготовления несложных изделий;
выполнять изученные операции и приемы по изготовлению цветов, обрабатывать ткань, совершать сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно выполнять декоративную отделку;
сравнивать с образцом готовое изделие по заданным качествам ( точность, аккуратность);
выполнять различные виды отделки цветов (отделка рамки, добавление деталей).
В трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены.
В мотивационной сфере: оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере: моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами;
достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
«Мир фантазий» 5 класс
Ученик научится:
пополнять знания о разнообразии природных материалов и уметь его применять для изготовления поделок;
иметь представление об элементах дизайна;
знать способы крепления материалов;
уметь работать со скульптурным пластилином;
соотносить в выполнении скульптуры животного или птицы размеры головы к размеру туловища;
защищать собственные идеи творческого замысла;
выполнять более сложные объёмные фигуры и аппликации;
самостоятельно использовать подручные средства для отделки изделий;
составлять композиции.
Ученик получит возможность научиться:
правильно называть ручные инструменты и использовать их по назначению;
выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
моделировать и конструировать природные материалы.
Изобразительное искусство 6 класс
Ученик научится:
подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет;
пользоваться ручными инструментами для обработки бумаги, картона, клеенки и других материалов;
организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры).
Ученик получит возможность научиться:
определять проблему и вытекающие из неё задачи;
отбирать материал из информационных источников;
анализировать полученные данные;
проводить рефлексию своей деятельности;
организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры).
Изобразительное искусство 7 класс
Ученик научится:
пополнять знания о разнообразии природных материалов и уметь его применять для изготовления поделок;
иметь представление об элементах дизайна;
знать способы крепления материалов;
уметь работать со скульптурным пластилином;
соотносить в выполнении скульптуры животного или птицы размеры головы к размеру туловища;
защищать собственные идеи творческого замысла;
выполнять более сложные объёмные фигуры и аппликации;
самостоятельно использовать подручные средства для отделки изделий;
составлять композиции.
Ученик получит возможность научиться:
правильно называть ручные инструменты и использовать их по назначению;
выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
моделировать и конструировать природные материалы.
определять проблему и вытекающие из неё задачи;
отбирать материал из информационных источников.
Изобразительное искусство 8 класс
Ученик научится:
пополнять знания о разнообразии природных материалов и уметь его применять для изготовления поделок;
иметь представление об элементах дизайна;
знать способы крепления материалов;
уметь работать со скульптурным пластилином;
соотносить в выполнении скульптуры животного или птицы размеры головы к размеру туловища;
защищать собственные идеи творческого замысла;
выполнять более сложные объёмные фигуры и аппликации;
самостоятельно использовать подручные средства для отделки изделий;
составлять композиции.
Ученик получит возможность научиться:
определять проблему и вытекающие из неё задачи;
отбирать материал из информационных источников;
анализировать полученные данные;
проводить рефлексию своей деятельности;
организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры).
IV. Содержание программы кружка «Мир фантазий» 5-8 класс
«Мир фантазий» 5-8 класс
Название темы
Кол-во часов
Изучаемые в теме вопросы
Тема 1. "Изонить "
5
Об истории изонити. Показ лучших работ в технике изонити. Организация рабочего места при выполнении работ в технике «изонить». Материалы, инструменты, необходимые при работе в технике «изонить». Техника безопасности при работе с острыми инструментами. Последовательность работы. Формирование умения подбирать цветовую палитру для раскрытия смысла сюжета рисунка. Цветы, портреты, городские и природные пейзажи, орнаменты, натюрморты, животные, птицы, – всё подвластно нитке!
Тема 2. "Квиллинг"
4
Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга. Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”, “Завитки”, “Спирали в виде стружки”. Техника изготовления. Применение формы в композициях. Конструирование из основных форм квиллинга. Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов. Изготовление простых, несложных цветов. Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление бахромчатых цветов. Изготовление листиков с продольными жилками.
Тема 3. "Аппликация"
4
Использование семян и круп для создания картин. Необходимы материалы: картон, разнообразные семена ,разные крупы, краски, фломастеры, засушенные листики, бумага, салфетки и клей ПВА. История возникновения данной техники. Сущность и значение аппликации для развития ребенка.
Тема 4. "Вязание крючком "
4
История вязания крючком. Организация рабочего места при вязании крючком. Материалы для вязания (пряжа, нитки), виды крючков. Выбор крючка в зависимости от толщины пряжи. Техника безопасности при вязании крючком. Условное обозначение петель. Принцип чтения схем для вязания крючком. Принцип получения ровного по ширине полотна. Убавление и прибавление петель.