Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего школьного возраста
Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего школьного возраста
В последнее время все большей популярностью пользуются нетрадиционные художественно-графические техники. В разработке мы делимся простыми способами "чудесного рисования" - печатной графикой. Ими легко овладеет каждый ребенок, да и материалы всегда найдутся под рукой. Ребенок чувствует себя маленьким художником, исследователем, волшебником.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего школьного возраста»
Смирнова Елена Ивановна
Бунакова Лариса Викторовна
МБОУ ДО «Детская школа искусств» г. Бакала
Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего школьного возраста
Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отобразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность.
Чем разнообразнее будут условия, в которых она протекает, а также материалы, с которыми дети действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
В последнее время все большей популярностью пользуются нетрадиционные художественно-графические техники. Хочется поделиться с вами простыми способами "чудесного рисования" - печатной графикой. Ими легко овладеет каждый ребенок, да и материалы всегда найдутся под рукой. Ребенок чувствует себя маленьким художником, исследователем, волшебником.
Чтобы постичь этот вид увлекательного творчества, необходимо, прежде всего, изучить технические приемы выполнения, познакомиться с основными техниками печатной графики.
В младшем возрасте дети знакомятся с одной из техник печатной графики - монотипией. Монотипия — уникальная нетиражная техника. Художественные образы создаются отпечатыванием части изображения или полноценной композиции. Работы, созданные в технике монотипии, симметричные или имеют в основе зеркальный эффект. При помощи отпечатывания создаются как простые картинки - предметная монотипия, так и живописные пейзажи - пейзажная монотипия. После высыхания отпечатка тонкой кисточкой дети прорисовывают детали изображения.
По отношению к краскам эта техника всеядна: акварель, гуашь, масляные и типографские краски.
Вариантом использования монотипии в смешанной технике может быть штамп. Самый простой штамп – это наши руки и пальцы. Дети с удовольствием осваивают эту технику, дающую простор для творческого воображения. Оказывается, отпечаток ладони может стать и птицей, и рыбкой, и осьминогом, а если еще добавить отпечатки пальцев получится целый подводный мир!
Дети любят рисовать, используя штампы и печати. Одно движение - и на чистой бумаге как по волшебству появляется рисунок. Печати и штампы расширяют возможности ребенка, с ними без особых усилий даже самые маленькие дети могут создать красивую картинку. При составлении композиции в качестве штампа используется все, что есть под рукой: пробки, сухие листья.
Штамп можно изготовить из ластика и овощей. Чтобы сделать штамп из картофеля, нужно разрезать его пополам и на срезе вырезать ножом бабочку, сердечко, цветок или листик. затем нанести краску и приложить штамп к бумаге. Хорошо смотрятся отпечатки не только на белой, но и на цветной бумаге.
Очень просто и удобно сделать штампики из пластилина. Достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линии, точки) и окрасить в необходимый цвет. Для окрашивания можно использовать губку, увлажненную краской или кисть, которой можно наносить краску на поверхность штампика. Лучше использовать густую краску.
Штампы из пенопласта легки в применении и удобны в изготовлении. Рисование штампами из пенопласта учит детей быть аккуратными, это не так просто снять штамп, не испачкав и не размазав отпечаток.
Следующий способ изображения - рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость).
Чтобы края у предметов были ровными, используется трафарет. Трафарет нужно плотно прижать к листу бумаги. Губку обмакнуть в краску нужного цвета и постукивающими движениями закрасить форму внутри трафарета, затем аккуратно убрать трафарет с рисунка.
Дети постарше переходят к более сложной технике печатной графики, требующей терпения и внимания - граттаж.
Работа в технике граттаж проходит несколько этапов: бумагу или картон покрывают воском, если работа черно-белая или плотно закрашивают лист восковыми мелками, чтобы фон был цветной, затем фон грунтуется каким-либо тоном (чаще темным), ему дают просохнуть. И самый интересный этап - при помощи палочки процарапывается рисунок, открывая белый или цветной фон.
Частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, с присущей только ребенку детской непосредственностью, с верой в чудеса на эмоционально-чувствительном уровне. Этот способ рисования строится на имеющемся уже изобразительном опыте, умении выражать свое отношение к рисуемому объекту различными способами и выразительными средствами через цвет, линии, передачу характерных поз, мимики. Пусть ребенок пофантазирует и представит себе, что самые обыкновенные вещи, которые нас окружают, вдруг ожили.