kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Творческая мастерская»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной программы: создание условий для развития творческих способностей обучающихся  посредством приобщения к театральному искусству.

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Творческая мастерская»»

МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества»


РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО ПРИКАЗОМ

на методическом совете, МБУДО «ДДТ»

протокол от «___» ___ 201__ г. № ____ № ____ от « ___ » ___ 201__ г.


Директор ______В.Н.Беспалова



Утверждаю:

директор МБУДО «ДДТ»

Беспалова В.Н.

Протокол педагогическог02 сентября 20



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Творческая мастерская»

детского объединения «Озарение»

(срок реализации - 1 год, возраст детей - 8-14 лет)







Автор-составитель:

Воробьёва Татьяна Алексеевна,

педагог дополнительного образования

















Бийск, 2018

Пояснительная записка



Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует развитию ребенка и формированию его культуры. Развитие творческой личности, ее самостоятельности и инициативности – одна из актуальных задач современного образовательного процесса. Один из путей решения задачи – приобщение детей к искусству, в связи с чем возникла необходимость написания программы, призванной способствовать формированию духовно развитой личности.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Творческая мастерская» имеет художественную направленность.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Цель данной программы: создание условий для развития творческих способностей обучающихся посредством приобщения к театральному искусству.

Задачи:

Образовательные

- познакомить учащихся с понятием театра и его видами, жанрами театрального искусства, основными театральными терминами;

- содействовать расширению общего кругозора учащихся, пополнению их словарного запаса;

Развивающие

- содействовать формированию у обучающихся навыков актерского мастерства;

- создать условия обучающимся для овладения особенностями сценической речи и приёмами сценического движения;

- содействовать развитию воображения, творческого мышления, формированию художественного вкуса;

Воспитательные

- способствовать воспитанию чувства коллективизма, умению согласовывать свои действия с партнерами, формированию коммуникативных и поведенческих навыков.

Театральная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Индивидуальность каждого ребенка будет светиться, открывать живые и смелые краски только в театре, управляемом высоконравственными и духовными позициями. Только в театре высокого назначения можно прийти к высоким результатам. Поэтому в программе воплощены задачи режиссерской и педагогической направленности. Каждое упражнение, этюд, задание, тренинг, игра, работа над спектаклем продуманы и разработаны так, чтобы одновременно реализовался двуединый процесс режиссуры и педагогики.

Программа построена на практической работе с детьми. Высшим достижением театральной деятельности является рождение спектакля, где создается коллектив – ансамбль единомышленников, объединенных общностью понимания творческих и социальных задач. Именно через работу над спектаклем идет основной процесс обучения. Через конкретную практическую деятельность дети быстрее и плодотворнее познают и осваивают мастерство сценического искусства. При погружении в материал пьесы и роли у детей проходит творческий процесс индивидуального постижения мира. Как заметил кто-то из великих: наука – это мы, искусство – это я.

В течение учебного года уровни знаний и умений обучающихся определяются посредством начальной, промежуточной и итоговой диагностики, целью которой является определение:

- способности к импровизации;

- артистических способностей;

- художественно-словесной выразительности.

Программа рассчитана на 1 год обучения - 216 часов. Учащиеся занимаются 3 раза в неделю по 2 часа. В состав учебных групп входят обучающиеся 8-14 лет.

Программа опирается на следующие нормативно-правовые документы:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

  • Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики»;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

  • приказ главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ»;

  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиП 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2014, per. № 33660);

  • закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»;

  • положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МБУДО «Дом детского творчества».











Учебный план


Цель: приобщение обучающихся к искусству драматического театра, освоение основных речевых и пластических навыков, органичного актёрского существования на сцене.


Таблица № 1



п/п

Название раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Таинственные превращения.

22

4

18

3

Работа над постановкой спектакля.

80

8

72

4

Создание этюдов.

30

4

26

5

Создание клоунады.

46

8

38

6

Художественное слово.

30

4

26

7

Формирование идейно-эстетических оценок.

4

2

2

8

Итоговое занятие

2

1

1


Итого:

216

32

184











Содержание учебного плана


1.Вводное занятие

Теория: Техника безопасности. Правила поведения в театре. Театр. Знакомство с историей возникновения театра, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).

Практика: Упражнения на знакомство.


2. Таинственные превращения

Теория: Введение детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства. Учить детей умению вживаться в сою роль, учить их через интонации передавать настроение, чувства, персонажа. Формировать образно-выразительные умения и средства. Техника речи. Общение партнеров.

Практика: Учить имитировать характерные движения животных. Игры-превращения. Проводить голосовые разминки, упражнения со скороговорками. Проводить упражнения на освоение пространства и освобождение мышц.


3. Работа над постановкой спектакля

Теория: Познакомить актеров с законами написания пьес и с их композиционным построением (завязка, кульминация, развязка). Обучать детей сочинять сказки и разыгрывать их. Формировать аналитико-исследовательскую работу с пьесой и действующими лицами. Формировать умение анализировать свою работу и работу товарища.

Практика: Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Глубокий и детальный разбор пьесы. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Анализ текста. Распределение ролей. Заучивание текста наизусть, соединения действия со словами своей рели. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка звукового и светового оформления, декоративных деталей. Прогонные репетиции. Показ спектакля зрителю.


4. Создание этюдов

Теория: Побуждать коллективно сочинять этюды из жизни детей и разыгрывать их. После просмотра показов, анализировать свою работу и работу своих товарищей. Действие-язык театра. Речевое поведение персонажей.

Практика: Давать задания детям сочинять этюды, сказки на заданные и свободные темы. Игровое творчество. Техника речи. Пластическая импровизация. Общение с партнером.


5. Создание клоунад

Теория: Знакомство с историей возникновения клоунады. Использование исследовательско-поискового процесса создания образа клоуна.

Изучение композиционного построения клоунады.

Практика: Давать задания детям сочинять клоунады на заданные и свободные темы. Сочинение образов. Проводить исследование темы о пользе и вреде озорства на примере реприз. Игровое творчество. Техника речи. Пластическая передача образа. Показ клоунских реприз на зрителя.


6. Художественное слово

Теория: Знакомство с законами художественного слова. Изучение понятий «сверхзадача», «словесное действие», «подтекст», «публичное одиночество». Техника речи.

Практика: Обучение выразительной, эмоциональной речи через упражнения и скороговорки. Работа со стихотворным, прозаическим тестом. Выступление детей на фестивалях, конкурсах, в праздничных программах.


7.Формирование идейно-эстетических оценок

Теория: Обогащение художественного опыта и формирование идейно-эстетических оценок на примере посещения театра и выставочного зала.

Практика: Разбор и анализ просмотренного спектакля. Обсуждения детьми работ, увиденных в выставочном зале.


8.Итоговое занятие

Теория: Театральная этика. Подведение итогов за год.

Практика: Показ этюдов на свободную тему.



Планируемые результаты после реализации программы


В результате реализации программы у обучающихся предполагается расширение общего кругозора, увеличение словарного запаса; у обучающихся сформируются следующие

знания:

  • понятие «театр», его виды, жанры театрального искусства, основные театральные термины;

  • основные правила сценического движения;

  • основные принципы актёрского мастерства;

  • правила поведения актёров во время выступлений и просмотра работ товарищей;

умения и навыки:

  • правильно двигаться в сценическом пространстве; находить своё место в мизансцене;

  • правильно общаться с партнёром в условиях сценического действия;

  • действовать чётко и слаженно в условиях показа спектакля;

представления:

  • о системе Станиславского, театральной этике.



Методическое обеспечение программы


п/п

Название раздела

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

1

Вводное занятие

Карточки, фотографии

компьютер

Конкурс

2

Таинственные превращения

Карточки, фотографии

таблицы, реквизит

декорации,

компьютер.


Показ этюдов,

упражнений.


3

Работа над постановкой спектакля.

Пьеса, тексты,

бутафория,

реквизит

декорации,

компьютер.

прожектора.

Спектакль. Анализ и

разбор

спектакля.

Отзывы зрителей.

4

Создание этюдов.

Карточки, фотографии

реквизит

декорации,

компьютер,


Показ этюдов,

сказок,

написанных

учащимися.

5

Создание клоунад.

Карточки, фотографии

реквизит, бутафория,


декорации,

компьютер.

Показ реприз. Анализ и

разбор.

Отзывы

зрителей.

6

Художественное слово

Карточки, фотографии

декорации,

компьютер,

микрофон

Показ

чтецких

номеров

зрителям.

Выступление

на фестивалях

и конкурсах.

9

Формирование идейно-эстетических оценок.

Карточки, фотографии


Обсуждение

просмотренного

материала.

8

Итоговое занятие

Карточки, фотографии

Компьютер

Конкурс
















Список литературы


Алянский Ю.Л. «Азбука театра» М., Современник. (1998)

Артемьева Л.В. «Театральные игры» М., Просвещение (1991 )

Булатова О.С. «Педагогический артистизм» М., Академия (2001)

Енин А.В. «Учитель-актер» Воронеж (1998)

Ершов П.М. «Технология актерского искусства» М., ТОО «Горбунок» (1992)

Ю.В.Колчеев, Н.М.Колчеева. Театрализованные игры в школе.- М.: Школьная Пресса (2003)

Немеровский А. «Пластическая выразительность актёра» - М., 1982г

Некрылова А.Ф. Библиотека русского фольклора «Народный театр» М., Советская Россия (1991)

Хренников Б.О. «Программы образовательных учреждений» М., Просвещение (1995)

«Энциклопедический словарь юного зрителя» М., Просвещение (1989)

  • http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR.html

  • http://www.solnet.ee/holidays/s9.html#04 – Детский портал «Солнышко»

  • Сайт«Happy-Kids.ru» http://yandex.ru/yandsearch?clid=163301&yasoft=barff&text=www.happy-kids.ru&lr=193

  • Сайт театральной школы «Скаена» - http://teatr.scaena.ru/list-c-ohist.html

  • Театр-студия«Арт-Мастер» http://www.artmaster.info/library/stanislavsky/



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Воробьёва Татьяна Алексеевна

Дата: 22.11.2018

Номер свидетельства: 486973

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) ""Школа ремесел" дополнительная общеразвивающая программа "
    ["seo_title"] => string(70) "shkola-riemiesiel-dopolnitiel-naia-obshchierazvivaiushchaia-proghramma"
    ["file_id"] => string(6) "111248"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407297603"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства