Просмотр содержимого документа
«Доклад "Нравственные и духовные ориентиры"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №5»
муниципального образования «город Бугуруслан»
Педсовет
«Нравственные и духовные ориентиры на уроках изобразительного искусства и искусства в рамках реализации ФГОС НОО и ООО»
Доклад к педагогическому совету
Тема: «Нравственные и духовные ориентиры на уроках изобразительного искусства и искусства в рамках реализации ФГОС НОО и ООО».
«Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически»
Фридрих Шиллер
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности: – Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Идейные ресурсы современного образования заложены в ФГОС и новой редакции Закона об образовании. В этих документах акцент сделан на расширение правовой базы образования. В этих документах говорится о компетентностном подходе в обучении.
А что же такое компетенция? Это готовность человека действовать в любой ситуации. Базовые компетенции стали своего рода общеобязательным минимумом требований работодателей для любой специальности и профессии. Для современного школьника базовыми являются компетенции:
– информационная (готовность к работе с информацией);
– коммуникативная (готовность к общению с другими людьми);
– кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми).
– проблемная (готовность к решению проблем).
К методам формирования ключевых компетенций относятся:
Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Мы широко используем организационно - деятельностные игры. Они не только оживляют заняития, но и позволяют формировать базовые компетенции учащихся.
Большое значение уделяется интеграции содержания образования. Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений. Они развивают творческий потенциал учащихся, побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей.
Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Мы широко используем организационно-деятельностные игры. Они не только оживляют уроки, но и позволяют формировать базовые компетенции учащихся.
О роле библиотеки в духовно- нравственном воспитании можно говорить много. Библиотека может и должна стать центральным местом воспитания, прежде всего нравственной, творческой личности. Воспитать такого человека без книг невозможно. Поэтому необходимо говорить о духовности, нравственности, культуре. В основе этого лежат правила этикета.
«Этикет – очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности – в области культуры материальной».
Работая над этой проблемой ставятся следующие цели и задачи занятий:
– формирование духовно-нравственных ориентиров;
– воспитание культуры поведения и сознательной дисциплины;
– формирование потребности в самообразовании, самовоспитании своих морально-волевых качеств.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что знания не повлияли на саму личность, на ее качество, ничего не изменили в ее сущности, остались «мертвым капиталом». Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?
Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.
Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.
– опора на возрастные, половые и индивидуальные потребности.
2. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, использование разных средств искусства, игры, выпуск газет, коллективных работ, другие.
3. Проблемные ситуации.
Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.
4. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.
5. Чувство юмора.
6. Ситуация успеха.
Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности.
. В педагогической практике используются следующие личностно-развивающие ситуации:
– проблемная – когда идет поиск новых знаний для решения проблемы;
– прогностическая – направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);
– конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях;
– оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки;
– аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных действий участников;
– репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.
Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях.
Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности. Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Какие требования к современному уроку изобразительного искусства в условиях введения ФГОС.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Как проходил обычный урок? В начале урока изобразительного искусства – учитель рассказывает тему и дает практическое задание, а в конце урока ученики сдают альбомы с выполненными заданиями, затем учитель ставит оценки. Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот –необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.
С введением ФГОС в образование изменилась система преподавания уроков. По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. А ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. Поэтому в требованиях нового стандарта – это формирование и развитие у ребенка тех или иных навыков, компетенций. Уже в 1 классе на своих уроках учим детей ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности, осуществлять самоконтроль и давать самостоятельную оценку своей работы на уроке.
Одним из основных принципов программы «Изобразительное искусство и художественный труд» является принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира, являются важными условиями духовного развития личности, то есть, формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем.
При введении нового стандарта,на уроке изо– акцент делается на умение применять знания в жизни, на развитие личности, ее социализацию, т.е. современное образование должно обеспечить способность жить в современном обществе. НА уроке учитель лишь направляет и дает рекомендации, заставляя детей мыслить, выдвигать свои гипотезы и аргументировать их. Это сложно, но очень важно для гармоничного развития личности. На современном уроке в деятельности учителя становятся значимыми задачи: - создание ситуаций взаимодействия, - организация познавательной деятельности с различными источниками информации, - оказание помощи в решении учебных проблем, - понимание школьниками ценностей и усвоение ценностных установок и смыслов. Поэтому в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; их активную учебно-познавательную деятельность; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Важнейшими задачами духовно-нравственного воспитания школьников являются: научить детей понимать прекрасное и возвышенное с одной стороны, безобразное и низменное – с другой; развивать у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве. Чтобы дети видели мир во всем великолепии, богатстве красок, необходимо развивать духовно-нравственные качества обучающихся, а также специальные, предметные и общеинтеллектуальные умения; анализировать состояние души и окружающего мира, осознанно выбирать средства для их отображения, прогнозировать создаваемый художественный образ, то есть результат деятельности, оценивать его. Таким образом, необходимо развить у учащихся умения организации самостоятельной деятельности, чтобы дети могли украшать свою жизнь, отличать подлинное от подделки.
Важнейшими задачами духовно-нравственного воспитания школьников являются: научить детей понимать прекрасное и возвышенное с одной стороны, безобразное и низменное – с другой; развивать у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
["file_id"] => string(6) "220207"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1434545723"
}
}