Анализ как способ развития умений школьников рассматривать произведения художников
Анализ как способ развития умений школьников рассматривать произведения художников
В данной методической разработке освещены вопросы, связанные организацией уроков-бесед и анализом произведений изобразительного искусства. Раскрыты методические основы проведения уроков-бесед, рассмотрены разнообразные подходы к анализу произведений искусства. Приведен пример анализа произведения изобразительного искусства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Анализ как способ развития умений школьников рассматривать произведения художников»
АНАЛИЗ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ РАССМАТРИВАТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ
Анализ программных материалов показал, что создание школьниками художественных композиций требует от них не только практических умений по основам изобразительной грамоты, но и теоретических знаний об искусстве, о работе художника над созданием портрета, пейзажа и других жанров, знаний о средствах выразительности, с помощью которых мастер добивается идейной глубины. А также знаний и умений рассматривать и понимать произведение искусства и многое другое.
Овладение даже первичными навыками понимания мира искусства, несомненно, представляет трудность для ученика, многие дети вообще боятся рассуждать, озвучивать свои мысли и чувства о каком-либо произведении, или делают это односложно, не поясняя почему, следовательно, не могут получить эмоциональный отклик от увиденного.
Однако использование на уроке активных методов и разнообразных приёмов обучения, занимательных материалов, исторических фактов, дидактических игр и упражнений, демонстрация разных подходов и способов изображения облегчают эту задачу. Поэтому немаловажное значение в разработке урока знакомящего с произведениями искусства играет педагогическое мастерство, методическая компетентность и профессионализм учителя, что позволит сделать его не только методически грамотным, но и эффективным.
Беседы об искусстве, анализ произведений воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире и направлены на развитие эстетического, нравственного и идейно – патриотического воспитания.
Основные функции изобразительного искусства:
Познавательная функция искусства.При детальном рассматривании картины, анализе изображённого на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребёнок на полотне, но и уметь объяснить, почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного. Детей подводят к осознанию замысла художника (о чём написана картина), к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами. На занятиях по изобразительному искусству широко используют средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей, вводя их в активный и пассивный словарь детей. На занятиях оперируют изобразительными терминами, не вводя их в активный словарь детей: динамика, колорит, пространство, симметрия.
Воспитательная функция искусства.Искусство способствует воспитанию различных чувств. При ознакомлении детей с жанровой живописью у них активизируется интерес к общественной жизни, видам деятельности человека, к ценностям, художественному творчеству. У детей формируется нравственнее сознание.
Эстетическая функция. Это учить детей видеть красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление с реальной действительностью.
Вначале дети объясняют своё отношение к картине лишь одним словом – нравится. Им бывает трудно объяснить, почему понравилось то или иное произведение. Мотивы выбора понравившейся картины чаще отвлечены или обусловлены личным опытом. Но в результате работы отмечаются два вида отношений.
Первый– эмоционально-личностный, для которого характерны личные мотивы, эмоции и интерес.
Второй– когда школьники проявляют эстетическое отношение к произведению искусства, дают оценку содержания, нравственно-эстетическое отношение изображённых на картине людей.
Опыт показывает, что школьники выделяют познавательную, эстетическую и нравственную ценность содержания картины. Оценивая познавательную ценность произведения, они легко понимают, о чём рассказал художник в своей картине.
Об эстетической ценности содержания картины ребята рассказывают с особой эмоциональной настроенностью.
Приведём пример анализа картины В.М. Васнецова «Богатыри».
«БОГАТЫРИ РУСИ ПРИВОЛЬНОЙ».
Вид анализа: беседа.
Цель анализа:Раскрыть образный и содержательный смысл картины В. Васнецова «Богатыри».
Учебно-воспитательные задачи:
анализ одного из лучших полотен выдающегося художника-сказочника В.М. Васнецова;
развитие способностей детей к анализу выразительных средств и композиционного построения картины, образного мышления;
развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся при восприятии произведений живописи.
Наглядный ряд: мультимедийная презентация Power Point «Богатыри Руси привольной», репродуктивный материал.
Ход анализа
1) Творческий путь художника
Родился В.М. Васнецов 15 мая 1848 года в глухом селе Лопьялл Вятской губернии, в большой патриархальной семье священника. Быт семейства Васнецовых мало отличался от быта окружающих их крестьян. Детские впечатления оказали влияние на творчество художника. Можно сказать, что в глубине, в глуши вятских лесов зародилась его страстная привязанность к народной сказке, а своеобразное искусство вятских умельцев - резчиков по дереву, мастеров глиняной расписной игрушки пробудило интерес к народному творчеству.
Семь лет Васнецов учился в Петербургской академии художеств. В академии он пишет свои первые картины: «С квартиры на квартиру», «Военная телеграмма». Однако только в Москве, он полностью нашёл себя как художник. Именно сама Москва, с её Кремлём, старинными храмами, монастырями - служила ему неиссякаемым источником вдохновения, именно здесь он работал над своими широко известными картинами: «Ковёр - самолёт», «Алёнушка», «Иван - царевич на сером волке» и т. д.
Многие картины этого художника хранятся в Третьяковской галерее, в Москве.
- Кто знает, почему она так называется?
Рождение Третьяковской галереи связано с именем Московского коллекционера Павла Михайловича Третьякова (1832 - 1898 г.), который начал собирать коллекцию в 1856 году. Основу коллекции Третьякова составили работы выдающихся художников, среди которых был и брат Павла - Сергей Михайлович Третьяков.
В начале 70-х годов XIIIV века для коллекции, уже не умещающейся в доме Третьякова было построено специальное здание. В 1881 году галерея была открыта для всеобщего обозрения. В 1892 году она передана в дар городу Москве. С этого времени музей получил название Московская городская художественная галерея имени Третьяковых.
2) Богатырская застава
В 1894 году Васнецов выстроил себе дом с огромной мастерской, в которой завершил продолжавшуюся в течение многих лет работу над своим любимым детищем - картиной «Богатыри». Почти век прошёл с тех пор, как в далёком Париже, в миг острой тоски по Отчизне, в считанные минуты на глазах ошеломлённого Поленова художник написал эскиз будущего шедевра. Это было прозрение, и большой живописец Поленов понял, что присутствует при рождении небывалой картины. Если вести счёт от первого эскиза, который был сделан в 1876 году, то работа над картиной продолжалась свыше 20 лет.
- Спасибо! Но после того как напишешь картину, - ответил Поленов».
- Посмотрите на картину, кто здесь изображён? Что это за персонажи?
Три всадника сидят на богатырских конях. Лица сосредоточены, они внимательно куда-то смотрят. Перед ними раскинулось поле. Они в доспехах и вооружены. В любой момент готовы драться. Природа тоже какая-то настороженная.
- Какой фон взял художник на картине?
- Какими красками изображено небо?
- Что изображено вдали?
- А что мы видим на переднем плане?
- Теперь обобщите всё сказанное. Какой пейзаж в картине? О чём он говорит?
- Эта картина - одно из притягательных явлений отечественной живописи. Невольно вспоминаются строки поэмы Гоголя: «Русь! Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?».
- Застава богатырская зорко охраняет русскую землю. На заставе три богатыря. Число три в народном творчестве имеет значение множественности. В лице трёх богатырей весь народ стоит на страже границ своей Родины.
- Назовите имена богатырей.
- Откуда появились Добрыня, Илья, Алёша? Может их выдумал Васнецов?
- Да, эти богатыри или, точнее, люди, похожие на них, когда - то существовали. Послушайте о прототипах этих героев.
- Сказочные богатыри, которых изобразил на своей картине Васнецов, имели вполне реальных прототипов. Прототипом Алёши Поповича был Ольбег Ратиборович. Учёные определили дату одного из подвигов Алёши - убийства Тугарина Змеевича. Оказалось, что это не кто иной, как половецкий хан Тугаркан, убитый во время его похода на Русь. Его звали Змеевичем, потому что он принадлежал к династии Шаруканидов, а имя Шарукан. В переводе с половецкого означает «змей». Известна и дата второго подвига Алёши Поповича - победа над Идолищем Поганым. Под этим именем скрывается знатный половчанин Итларь. Изначально былины называли его пренебрежительно Итларищем. Но шли столетия, и имя половчанина изменилось на Идолище, что превратило реальную историческую фигуру в сказочный персонаж. Былины сохранили обстоятельства убийства Идолища в княжеском дворце. Разгадано и имя героя - летопись прямо называет его. Языческое имя Ольбег со временем вышло из употребления, и было заменено похожим Ольбеже - созвучным с именем Алёша.
В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец. Крестьянский сын - славный богатырь, воспетый в былинах.
- Расскажите, каким его изобразил художник? Какое у него лицо? Какой взгляд? Как одет? Вооружён? (щит, бумажная палица, копьё, колчан со стрелами, кольчуга, шлем).
- Каким можно назвать его?
Илья Муромец свободолюбив, справедлив, бесстрашен, прямодушен, не способен на хитрости и уловки. Любит богатырь Родину и честно служит ей.
По правую руку от Ильи Муромца - Добрыня Никитич. Он искусен в боях и богатырских забавах, умеет на гуслях играть и песни петь.
«Добрынюшка вежливый - увежливый, знает как речь вести и себя блюсти».
- Расскажите, каким его изобразил художник?
- Какое у него лицо, взгляд? (Виктор Михайлович в лице Добрыни изобразил свой портрет).
- Как он одет? Вооружён?
Одет он богато, в княжеские доспехи, щит из дорогого красного металла, инкрустированного золотом, узорчатый высокий шлем.
- Какой характер у Добрыни? Каким можно назвать его?
- Опишите коня Добрыни Никитича.
Третий богатырь - Алёша Попович, сын Ростовского попа Леонтия. Он тоже храбрый и смелый, но не так силён как Илья и Добрыня.
«Алёша силой не силён, да запуском смел, где не взять силой, он берёт ловкостью, ухваткой, находчивостью».
Русский конь Алёши подстать ему, он низко опустил голову, намереваясь поесть степную травку, но уши навострил.
- Как вооружён Алёша? У него есть лук со стрелами и видны также гусли, так как Алёша балагур и весельчак.
- Что объединяет богатырей?
3) Обобщение
Васнецов долго выбирал натурщиков, изучал былины и написал такую картину, о которой современники сказали:
- «Трудно представить себе богатырей иначе чем они выражены художником».
Неотвратимо и сурово
О силе духа говоря
Глядят с картины Васнецова
Российских три богатыря.
Пред ними сумрачное поле.
Родная, древняя земля.
«Дождутся люди лучшей доли» -
решает Муромец - Илья.
Железной возвышаясь башней
Попович про себя твердит:
«Нет сердца русского бесстрашней,
оно Отчизне - верный щит».
О чём задумался, Добрыня?
«Да всё о том же, все о том.
Пройдут века и Русь твердыня,
На месте вырастет пустом».
Богатыри Руси привольной
Широкоплечи и сильны.
В душе, конечно, каждый воин
Защитник мирной стороны.
б) Домашнее задание
Задания на дом: напишите сочинение-миниатюру «Русская богатырская сила»