Просмотр содержимого документа
«Русская художественная культура. Батальный жанр»
Батальный жанр
Русская художественная культура
8 класс
Суляева Юлия Анатольевна
Батальный жанр
Батальный жанр в искусстве существует с древнейших времён – человечество постоянно воевало и продолжает воевать до сих пор.
Изображения битв и походов находят на рельефах Древнего Востока, на фронтонах зданий, на древнеримских триумфальных арках и колоннах, на вазах Древней Греции и т.д.
Слово «bataille» в переводе с французского языка означает «битва». То есть батальный жанр посвящён военной тематике. Это могут быть сцены сражений, военных походов, героических подвигов – современных или прошлых лет и веков. Если художник не только показывает сцену битвы, но и раскрывает смысл происходящего, приводит зрителя к осознанию значения того или иного исторического события, то такую картину можно отнести не только к батальному, но и к историческому жанру. Если же на картине мы видим изображение быта и жизни военных или моряков, то батальный жанр здесь сочетается с бытовым. Батальный жанр может включать элементы других жанров: портретного, пейзажного, анималистического, натюрморта.
Русский батальный жанр
В XVIII в. появились произведения русского батального жанра. И здесь прежде всего хочется вспомнить работу В.М. Ломоносова «Полтавская баталия», хотя она принадлежит к мозаичной живописи.
Полта́вская би́тва – крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. Битва состоялась утром 8 июля 1709 г. в 6 верстах от города Полтава. Разгром шведской армии привёл к перелому в Северной войне в пользу России и к концу господства Швеции в Европе. 10 июля в честь победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении считается Днём воинской славы России.
«Полтавская баталия». Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. Санкт-Петербург (1762-1764)
Франц Алексе́евич Рубо́ (1856-1928)
русский художник-панорамист, академик и руководитель батальной мастерской Академии художеств, создатель трёх батальных панорам: «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго». Он является основоположником отечественной школы панорамной живописи, автором почти 200 монументальных полотен.
русский живописец, академик, заслуженный профессор батальной живописи, член Совета Императорской Академии художеств. Любимой темой его творчества была Отечественная война 1812, он хорошо изучил эпоху Наполеона и возвращался к этой теме постоянно. Его работы отличаются мягким юмором, умением изображать живые военно-бытовые сцены.
Б. Виллевальде «Подвиг конного полка в сражении при Аустерлице в 1805 году» (1884)
русский батальный живописец, график, академик и профессор батальной живописи Императорской академии художеств. Он создал целый цикл картин о Русско-турецкой войне (1877-1878 гг.).
Н. Дмитриев-Оренбургский «Бой под Плевной 27 августа 1877 года» (1883)
Васи́лий Васи́льевич Вереща́гин (1842-1904)
один из наиболее известных художников-баталистов. Выпускник Морского кадетского корпуса, он всю жизнь был связан с армией: был в Самарканде во время его осады бухарцами; был в действующей русской армии во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., где получил тяжёлое ранение. Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб 31 марта 1904 г. вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.
В.В. Вереща́гин Перед атакой. Под Плевной. 1881
Митрофан Борисович Греков (1882-1934)
советский художник-баталист русского казачьего происхождения. По его идее 29 ноября 1934 г. была создана Студия военных художников, впоследствии названная его именем.
М.Б. Греков «Трубачи Первой Конной армии» 1934
Пётр Александрович Кривоно́гов (1910-1967)
советский художник-баталист, график. Член Союза художников СССР. Заслуженный деятель искусств СССР (1955). Лауреат Сталинской премии второй степени (1949). Награждён орденом Красной Звезды. П. А. Кривоногов был первым, кто награжден золотой медалью им. М. Б. Грекова (1967).