Образ Петра Первого в творчестве А.С. Пушкина находится в постоянном движении и развитии.
Впервые А.С. Пушкин коснулся темы Петра I в «Заметках по русской истории 18 века». Работая над петровской темой, Пушкин использовал различные жанры. В 1826 году он пишет о Петре I в «Стансах». Это стихотворение по стилю напоминает оды 18 века, например: «Петра Великого» Ломоносова и «Вельможу» Державина.
В «Стансах», соизмеряя начавшееся царствование Николаем I с царствованием Петра I («Во всем будь пращуру подобен.»), и первые два года правления нового царя в его глазах оправдывали эту аналогию: «Россию вдруг он оживил / Войной, надеждами, трудами» («Друзьям»). Пётр I в «Стансах» – просвещённый монарх:
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещение,
Не призирал страны родной:
Он знал её предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Острота момента все больше обращает его историческую мысль вспять, он принимается за художественное исследование эпохи Петра I, с которой начиналась для него новая российская история — с лета 1827 г. работает над романом «Арап Петра Великого», а в сентябре 1827 г. говорит А. Н. Вульфу о намерении «непременно написать историю Петра I».
Пушкин по-разному представляет Петра. То для него он полубог, или демон, то человек, в котором Пушкин хочет выразить свой идеал светлой человечности. Таков он в "Арапе Петра Великого", таков в мелких пьесах. "Пир Петра Великого" - это апофеоз прощения. В стансах 1826 г. он "незлобен памятью", "правдой привлек сердца". Но еще более, чем правда и милость, подвиг просвещения и культуры составляет для Пушкина, как для людей XVIII века, главный смысл империи: он "нравы укротил наукой", "он смело сеял просвещенье". Преклонение Пушкина перед культурой, еще ничем не отравленное, - ни славянофильскими, ни народническими, ни толстовскими сомнениями, - почти непонятное в наши сумеречные дни, - не менее военной славы приковывало его к XVIII веку. Он готов посвятить неосуществленной Истории Петра Великого свою жизнь. И, хотя изучение архивов вскрывает для него темные стороны тиранства на любимом лице, он не допускает этим низким истинам омрачить ясность своего творимого Петра; подобно тому, как низость Екатерины, прекрасно ему известная, не пятнает образа "Великой Жены" в его искусстве. Низкие истины остаются на страницах записных книжек. В своей поэзии, - включая и Пушкин чтит в венценосцах XVIII века - более в Петре, конечно, - творцов русской славы и русской культуры. Но тогда нет ничего несовместимого между империей и свободой. Мы понимаем, почему Пушкину так легко дался этот синтез, который был почти неосуществим после него.
Пушкинский государственно-исторический пафос, как и апофеоз Петра, в высшей точке своей явились в поэме «Полтава» (апрель - октябрь 1828).
В основу произведения легла одна из величайших побед Петра и русского войска – победа под Полтавой. Здесь мы видим перед собой Петра-полководца, ведущего войска к победе. Сочетание «ужасного» и «прекрасного», «звучный глас» - все это делает Петра не просто величественным, а наделенным сверхчеловеческими чертами, призванным на российский престол божественной силой.
В работе над поэмой он использовал многочисленные исторические труды на русском и французском языках, в первую очередь — «Деяния Петра Великого»
И. И. Голикова, «Историю Малой России» Д. Н. Бантыша-Каменского, «Журнал, или Поденную записку Петра Великого», «Военную историю походов россиян в XVIII столетии» Д. П. Бутурлина, «Историю Карла XII» и «Историю Российской империи при Петре Великом» Вольтера. В предисловии к первому изданию поэмы (1829) Пушкин мотивирует выбор исторического сюжета тем, что именно Полтавская битва стала триумфом государственной политики Петра; державно-героический план «Полтавы» и опоэтизированный в ней образ Петра-победителя продолжают линию исторического назидания новому императору.
Современники отмечали в поэме неожиданные у зрелого Пушкина признаки классицистической поэтики — как черты ломоносовской оды в батальных сценах (Полтавский бой), так и необычайно резкую прямолинейную и полярную оценочность характеристик (Мазепа — Петр), какая не повторится больше у Пушкина. Но отмечали и словно бы рецидив романтизма в лирическом рассказе о дочери Кочубея и удивлялись странной связи любовной истории с сюжетом историко-героическим, находя словно две поэмы в одной.
Образ Петра в «Полтаве» – это символ поднимающейся России, поэтому он лишен каких-либо отрицательных черт, недостатков, во всех строках звучит хвала великому императору:
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе.
Пётр Великий, неотделимый от своих дружин, похожий на героев торжественной оды и эпической поэмы, нарисован в традициях литературы 18 века. Основным средством выразительности является сравнение, оттенённое и как бы комментированное эпитетами:
Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза…
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен как бой.
Возвеличивая подвиг и мужество Петра и его воинства, Пушкин отдаёт должное и сильным противникам русских – шведам. Однако поэт даёт почувствовать, что и сам Карл, и его армия не воодушевлены ничем высоким, тогда как Пётр и его дружины исполнены патриотизма, уверенности в победе. Пётр восхищается благородством Петра на пиру:
При кликах войска своего,
В шатре своём он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих заздравный кубок подымает.
Пушкин сумел придать «Полтаве» черты глубокой народности в содержании и в стиле.
В поэме «Полтава» отразился художественный опыт «Арапа Петра Великого» как эпическое решение темы Петра I. Поэма начинается как семейная драма, а разворачивается как народная трагедия. Кочубей, Мария, Мазепа связаны друг с другом личными отношениями, которые находят настоящую оценку лишь в отношении к истории. Пётр поставлен вне круга личных отношений, он «свыше вдохновленный».
Мысль Пушкина о русской истории определила и название поэмы. Он назвал её не «Мазепа», не «Пётр Великий», а «Полтава», указывая на великий народный подвиг, совершённый в этой битве, которая была одним «из самых важных и счастливых происшествий царствования Петра Великого». Пушкин рисует черты великодушия Петра и в то же время пишет (в связи с делом первой, постриженной в монахини жены Петра, которая была высечена кнутом): «Пётр хвастал своей жестокостью». Пушкин намечает изображение Петра в действии, в противоречиях, в борьбе с врагами и препятствиями.
Критики отмечали «разностильность» двух объединившихся в ней жанрово-стилистических начал — романтической поэмы и эпопеи, новеллистического любовного и исторического сюжетов. Однако именно разнопланность сюжетов и составляла оригинальность поэмы, которой гордился Пушкин, отмечая при этом ее неуспех («Опровержение на критики», 1830 — XI, 158) — обнаружившийся новый разрыв поэта с читателями и критикой. В финале поэмы подводится исторический итог с точки зрения пушкинской современности: «Прошло сто лет — и что ж осталось/ От сильных, гордых сих мужей, / Столь полных волею страстей?» Ответ: ничего не осталось, кроме памятника, который «герой Полтавы» воздвиг себе в нашей истории. А повесть «грешной девы» (Марии) и ее любви к изменнику-гетману забыта даже народной молвой, «след ее существованья» потерян. Таков жесткий итог, подведенный поэтом-историком «грешной» частной жизни персонажей с птичьего исторического полета. Но у того же поэта та же частная повесть занимает большую часть поэмы и так же дана крупным планом, как и Петр затем на поле Полтавской битвы. История все же не поглотила частную жизнь людей для поэта, сохранившего нам ее, как история сохранила Петра и Полтаву. Автор парадоксально и «неслиянно» соединяет в себе поэта-лирика и поэта-историка; личная повесть, забытая даже молвой, вписана крупным планом в широчайший государственно-исторический круг. Внутренний план поэмы противоречит историческому итогу, а воспоминание о несчастной деве в двух последних строках осложняет героический пафос трагической нотой.
Парадоксальная архитектура «Полтавы» предвещала более сильное и глубокое раскрытие темы «общего», государственного и частного, человеческого в «Медном Всаднике».
В 1833-м, Пушкин создает еще одно произведение, посвященное петровской теме, - поэму «Медный всадник». В октябре поэт начинает ее и мощным творческим усилием завершает главное для 30-х годов сочинение большой поэтической формы (вся вторая часть в 230 стихов была написана за один день 31 октября).
Итак, в работе А. С. Пушкина над темой Петра очевидна эволюция образа Петра Первого. Эту эволюцию отражает движение от стихотворения одического характера через поэмы с усложняющейся жанровой природой к эпическим жанрам с возможностями изображения действительности в единстве её противоречивых сторон.