kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«развитие творческой активности личности в хореографическом коллективе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реферат на тему "развитие творческой личности в хореографическом коллективе"

Просмотр содержимого документа
««развитие творческой активности личности в хореографическом коллективе»»



Реферат на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»



Репкина Марина Александровна

МБУ ДО ДШИ «им.А.М.Кузьмина»,

преподаватель хореографических дисциплин, ХМАО, г.Мегион



На основании изучения опыта работы хореографических коллективов, анализа научной психолого-педагогической литературы была сформулирована проблема, которая определяется противоречием между необходимостью развития творческой активности личности и недостаточной теоретической и практической разработкой данного вопроса:

  • во-первых, деятельность хореографических коллективов, развивающая творческую активность личности, без педагогической организации может приобретать криминогенный характер;

  • во-вторых, хореографические коллективы, предоставляя личности, возможность активно участвовать в различных видах творческой деятельности, могут выводить интересы и потребности на более высокий уровень и тем самым способствовать активности личности.

Актуальность. Возросла потребность общества в людях, имеющих не только глубокие и прочные знания, но и способных творчески подходить к решению проблем.

В отечественной педагогике имеется богатый опыт развития творческой активности личности. Однако проблема развития творческой активности в условиях хореографического коллектива еще не являлась предметом специального научного изыскания.

Цель: определить педагогические условия формирования творческой активности личности в хореографическом коллективе.

Объектом является учебно-познавательный процесс, осуществляемый в хореографическом коллективе.

Предметом исследования является развитие творческой активности личности в условиях хореографического коллектива.

Гипотеза: процесс развития творческой активности личности в условиях хореографического коллектива будет наиболее эффективным, если:

- этот процесс будет опираться на личностно-ориентированный подход, позволяющий само реализоваться каждой личности;

- выявить особенности деятельности педагога по развитию творческой активности личности;

- обеспечить личностно-деятельный подход к развитию творческой активности личности в условиях хореографического коллектива.

- разработать и внедрить педагогические условия эффективного развития творческой активности личности:

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы исследования в теории и практике и уточнить сущность основополагающей категории «творческой активности».

2. Осуществить личностно-ориентированный подход к развитию творческой активности.

3. Рассмотреть урок в хореографическом коллективе, как фактор развития творческой активности учащихся хореографических коллективов.

4. Определить этапы, содержание, уровни и критерии творческой активности.

5. Разработать и экспериментально педагогические условия развития творческой активности личности в условиях хореографического коллектива.


1. Теоретический анализ проблемы творческой активности

Развитие мотивации у детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в современном обществе, неразрывно связаны с развитием хореографического искусства. Занятия хореографией развивают фантазию, выразительность и образную память учащихся, учат естественному и гармоничному общению в дуэте на основе взаимного уважения друг к другу. Ребенок становится более дисциплинированным, учится организации своего собственного времени, что влияет на успехи в обучении. Особенно актуальны задачи формирования хореографических навыков, которые приводят к гармоничному развитию учащегося.

Самоорганизация - это деятельность и способность человека, связанная умением организовать себя. Проявляется в целеустремленности, активности, мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности. В человеческой жизни нет ничего более индивидуального и одновременно универсального, чем человеческое движение. Самореализация предполагает постановку целей, утверждение своей самостоятельности, проверку своих преставлений. Самоопределение нахождение места «для себя» в пространстве деятельности. Саморазвитие личности процесс являющийся результатом формирования и проявления сформированной способности.

Задача педагога – помочь организовать учащемуся свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу, т.е. направить ребенка в нужное русло. Особенность подхода заключается в том, что мы делаем акцент на развитие хореографических навыков за счет использования в учебной деятельности творческой активности.

Творческая активность - стремление ученика к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, проявление познавательных интересов. Стимулирование творческой активности личности требует от педагогов создание таких условий обучения, которые вызывают интерес к обучению, потребность к знаниям и, в конечном итоге, их сознательное условие.

Творчество – это один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия или решения творческой задачи.

И.Ф. Исаев называет педагогическое творчество самым сложным и ответственным из всех других видов творчества «в силу того, что в процессе педагогической деятельности происходит «творение» и «сотворение» специалиста».

Безусловно, возрастные возможности учащихся дают некоторые ограничения в развитии данных способностей. Таким образом, творческие способности - это способность индивида создать новые понятия и формировать новые навыки. В исследование феномена «творческих способностей» наиболее сложной является проблема соотношения творческих способностей, интеллекта и самостоятельности.

Педагогически целесообразный подход – это создание максимально приятных условий для запуска и активизации внутренних механизмов раскрытия потенциальных возможностей личности, то есть формирование готовности к творческому саморазвитию, что в целом обеспечивает эффективность развития творческого потенциала учащихся.



2. Практический анализ проблемы творческой активности

Обстоятельное изучение педагогических процессов и явлений требует экспериментальной проверки. Эксперимент - надежный способ получения достоверных данных. С помощью эксперимента можно выявить наиболее подходящие методы для развития творческой активности личности.

Принципы экспериментальной работы вытекают из руководящей идеи, которая заключается в достижении возможно более высокой эффективности обучения, в достижении развития творческого потенциала учащихся и использования его в обучении и развитии учащихся как творческих личностей.

В задачи опытно-экспериментальной работы входило:

- реализация деятельности педагога по развитию творческой активности личности учащихся в рамках хореографического коллектива

- проверка эффективности выделенного комплекса методов и упражнений в условиях данного комплекса для развития творческой активности личности в хореографии.

На констатируемом этапе эксперимента работа велась по следующим направлениям: 1. изучения уровня самостоятельности;

2. изучения уровня воображения;

3. изучения сформированности творческой мотивации

Воображение - это способность к отображению реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Особенность воображения - оперирование образами и их преобразование при отсутствии полной информации.

Творческая мотивация - это побудительная сила к действию, субъективное основание, психологическое условие, определяющее целенаправленный характер творческой деятельности.

Самостоятельность проявляется в том, что учащийся:

- активно участвует в осознании и исследовании выдвинутой проблемы;

- умело проявляет свои знания, жизненный опыт для установления новых связей и отношений;

- выслушав неточную формулировку закона, моментально обнаруживает и устраняет недостатки её;

- сформулировав закон, стремится самостоятельно определить его следствия;

- открыв новый закон, самостоятельно находит ему практическое приложение;

- при решении задачи предлагает обоснованные способы её решения.

Целевая аудитория

Для проведения эксперимента были созданы следующие условия:

  • проводился эксперимент на сформированном коллективе, ансамбле хореографических миниатюр «Карамельки» МБУ ДО ДШИ «им.А.М.Кузьмина», класс педагога Репкиной М.А.. возрастного периода 9-12 лет;

  • для проведения эксперимента группа из 20 человек была поделена на две равноценные подгруппы (по возрасту, технике исполнения, возможностям, эмоциональной выразительностью);

  • в одной подгруппе проводилась работа над развитием творческой активности личности, в другой не проводилась такая работа.


Содержание методов и приемов эксперимента на развитие творческой активности личности.


1.Прием бесед и обсуждений. Этот прием помогает выявить стремление к творческой активности личности учащихся коллектива на любом этапе эксперимента. С помощью анкет, бесед на различные темы (например: подбор нового материала, использование реквизита, подбор лексики, проект костюма и т.д.) мы можем сравнить обе группы (1 группа с развитием творческой активности личности, вторая без) на начальном этапе эксперимента и на заключительном.






Гистограмма сравнительных данных уровня стремления учащихся к творческой активности.


Начальный этап Заключительный этап


2. Прием реализации творческой активности личности учащихся коллектива с помощью выполнения творческих заданий.

В одной группе были созданы условия для включения учащихся в совместную и индивидуальную творческую деятельность с использованием творческих задач и заданий с применением спонтанно направленного развития личности, что способствует развитию собственной самостоятельной деятельности учащихся. На данном этапе эксперимента использовались импровизация и интерпретация. Интерпретация, как истолкование готового текста, не допускает изменения готового текста, основного ритма, содержания, темпа, композиции.

Импровизация, как сочинение танцевальных движений, создаваемых в сам момент исполнения, несет в себе систему приемов воплощения содержания, неповторима.

Используя в процессе обучения интерпретацию и импровизацию как приемы развития творческой активности личности учащихся коллектива можно стимулировать учеников в способностях, превращая их в соавторов, развивая их творческую инициативу. А так же добиться глубокого взаимопонимания с учениками.



3. Прием организации мероприятий.

В процессе занятий хореографической деятельностью, как и любой другой, на определенном этапе развития коллектива, особенно подростков, очень важна роль актива. Сотрудничество руководителя с активом придает его деятельности большую значимость. Решает проблему в преодолении противоречий, возникающих в процессе деятельности. Актив способствует формированию и развитию коллектива, вовлекаясь в учебную, исполнительскую, организаторскую, воспитательную деятельность, приобщаясь к решению всех вопросов и организационно-дисциплинарного плана и творческих способностей.


Дополнительные мероприятия:

1) Экскурсия. Экскурсия - это специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку, в театр и т.п.

2) Дополнительные занятия. Проводятся с отдельными учащимися или группой учащихся с целью восполнения пробелов в знаниях, выработке умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к предмету.

3) Домашняя работа. Необходимость домашней работы учащихся обусловлена не столько решением чисто дидактических задач, сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и подготовки к самообразованию. Особым видом являются задания творческого характера (написания изложений, сочинений, рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий и т.п.)

Для выведения результатов по проведенному эксперименту на развитие творческой активности личности учащихся коллектива мы можем сравнить две группы. Для сравнения мы берем три направления, в которых заключается творческая активность: воображение, самостоятельность, и сформированность творческой мотивации.

На основании данных констатирующего этапа эксперимента, мы считаем возможным сделать следующие выводы:

  1. Если не ставить целью обучения развитие творческой личности, то в образовательном процессе она формируется стихийно на низком уровне.

  2. Творческая активность, от которой зависит готовность личности к творческой деятельности, является высшим уровнем результата развития личности, где учащийся сам распределяет цель и наиболее продуктивные средства ее решения, поэтому творческую активность необходимо целенаправленно развивать.


Результаты и социальный эффект

1. Проблема развития творческой активности требует своего решения. Ее актуальность обусловлена потребностью общества в самостоятельных творческих личностях, а также недостаточной разработанностью данной проблемы в теории и практике хореографических коллективов.

2. На основе анализа и обобщения психолого-педагогической литературы, мы определяем творческую активность как стремление ученика к творческому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, проявлению познавательных интересов. Стимулирование творческой активности личности требует от педагогов создания таких условий обучения, которые вызывает интерес к обучению, потребность к знаниям и, в конечном итоге, их сознательное усвоение.

Основные составляющие творческой личности:

  • уверенность в своих силах, доминирование эмоций радости;

  • отсутствие боязни показаться странным и необычным, отсутствие комфортности;

  • любовь к фантазированию, способность быть самим собой, слышать свое "Я".

3. В осуществлении развития творческой активности личности учащегося необходима реализация системно-деятельного подхода. Именно системно-деятельный подход рассматривает объекты как педагогические системы, обеспечивает включение всех участников педагогического процесса в совместную деятельность.

4. Комплекс педагогических условий, включающий:

  • Информационные - обогащение содержание проблемными (творческими) задачами и заданиями «открытого» типа;

  • Организационные (включение учащихся в творческую деятельность), используя специфические методы;

  • Диагностико-корректирующие - осуществление диагностики и коррекции развития творческой активности учащихся является необходимым для эффективного развития творческой активности учащихся младших и старших классов.

5. Процесс развития творческой активности личности в условиях хореографического коллектива будет наиболее эффективным, если:

  • этот процесс будет опираться на личностно-ориентированный подход, позволяющий само реализоваться каждой личности;

  • выявить особенности деятельности учителя по развитию творческой активности личности;

  • обеспечить личностно-деятельности подход к развитию творческой активности личности в условиях хореографического коллектива.

Творческая активность, является высшим уровнем результата развития личности, поэтому творческую активность необходимо целенаправленно развивать. Если не ставить целью обучения развития творческой активности, то в образовательном процессе она стихийно формируется на низком уровне. К сожалению, даже самые полные и эффективные методики лишь инструмент в руках преподавателя. Лишь умело, используя их, можно добиться высоких результатов.



ЛИТЕРАТУРА
  1. Андреев В.И. Педагогика творческого коллектива: Инновационный курс. Книга 2 – Казань: изд-во Казанского университета, 1998 – 320

  2. Амосов И.М. и др. Моделирование творческой личности.

  3. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание. – 1981. – 96 с.

  4. Брякова И.Е. Формирование готовности студентов пед. вузов к развитию творческих способностей учащихся: дис. д-ра пед. наук. – 1997. – 287 с.

5. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968.

6. Ковалев А. Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1965. 288 с.

7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). М.: Изд-во УРАО., 1997, 176 с.

8. Крутецкий В. А. Проблема формирования и развития способностей. - Вопросы психологии № 6, 1972.

9. Лук А.Н. Мышление и творчество.

10. Никифорова О. И. К вопросу о воображении. - Вопросы психологии, № 2, 1972.

11. Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976.

12. Рибо Т. Творческое воображение.

13. Райнов Т.И. Теория творчества. — Харьков, 1914.

14. Фадеев В.А., Приступа Т.Н. Как проводить педагогический

эксперимент. — 1994. — 9-10.

15. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. — М.: Радио и

связь, 1989.

16. Энгельмейер П.К. Теория творчества. — С.Петербург, 1910.

17. Морозов, А.В. Управленческая психология :учебное пособие для вузов/А. В. Морозов.-4-е изд., испр. и доп.-М.:Академический Проект,2008.-286 с.

18. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие.-4-е изд.,испр. и доп. –СПб.:Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009.-544 с. (Электронный ресурс, режим доступа — свободный, библиотека ТГПУ).

19. Фомичев, А.Н. Исследование систем управления [Текст]:учебник для бакалавров/А. Н. Фомичев.-Москва:Дашков и К´,2013.-346, [1] с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«развитие творческой активности личности в хореографическом коллективе»

Автор: Репкина Марина Александровна

Дата: 08.01.2020

Номер свидетельства: 534806

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе педагога - хореографа "
    ["seo_title"] => string(99) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-obrazovatiel-nom-protsiessie-piedaghogha-khorieoghrafa"
    ["file_id"] => string(6) "214647"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432390860"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Нравственно-духовное становление личности в организации учебно-воспитательного процесса"
    ["seo_title"] => string(92) "nravstviennodukhovnoiestanovlieniielichnostivorghanizatsiiuchiebnovospitatielnoghoprotsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "262662"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449399997"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Статья: "Развитие певческих и творческих способностей школьников в системе дополнительного образования" "
    ["seo_title"] => string(116) "stat-ia-razvitiie-pievchieskikh-i-tvorchieskikh-sposobnostiei-shkol-nikov-v-sistiemie-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "229583"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441808786"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Статья «Музыкально - ритмические движения как средство повышения двигательной активности у детей на музыкальных занятиях»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_muzykal_no_ritmichieskiie_dvizhieniia_kak_sriedstvo_povyshieniia_dvighat"
    ["file_id"] => string(6) "423514"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1498814610"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Психологические качества личности концертмейстера "
    ["seo_title"] => string(61) "psikhologhichieskiie-kachiestva-lichnosti-kontsiertmieistiera"
    ["file_id"] => string(6) "240681"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445089340"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства