На основании изучения опыта работы хореографических коллективов, анализа научной психолого-педагогической литературы была сформулирована проблема, которая определяется противоречием между необходимостью развития творческой активности личности и недостаточной теоретической и практической разработкой данного вопроса:
во-первых, деятельность хореографических коллективов, развивающая творческую активность личности, без педагогической организации может приобретать криминогенный характер;
во-вторых, хореографические коллективы, предоставляя личности, возможность активно участвовать в различных видах творческой деятельности, могут выводить интересы и потребности на более высокий уровень и тем самым способствовать активности личности.
Актуальность. Возросла потребность общества в людях, имеющих не только глубокие и прочные знания, но и способных творчески подходить к решению проблем.
В отечественной педагогике имеется богатый опыт развития творческой активности личности. Однако проблема развития творческой активности в условиях хореографического коллектива еще не являлась предметом специального научного изыскания.
Цель: определить педагогические условия формирования творческой активности личности в хореографическом коллективе.
Объектом является учебно-познавательный процесс, осуществляемый в хореографическом коллективе.
Предметом исследования является развитие творческой активности личности в условиях хореографического коллектива.
Гипотеза: процесс развития творческой активности личности в условиях хореографического коллектива будет наиболее эффективным, если:
- этот процесс будет опираться на личностно-ориентированный подход, позволяющий само реализоваться каждой личности;
- выявить особенности деятельности педагога по развитию творческой активности личности;
- обеспечить личностно-деятельный подход к развитию творческой активности личности в условиях хореографического коллектива.
- разработать и внедрить педагогические условия эффективного развития творческой активности личности:
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы исследования в теории и практике и уточнить сущность основополагающей категории «творческой активности».
2. Осуществить личностно-ориентированный подход к развитию творческой активности.
3. Рассмотреть урок в хореографическом коллективе, как фактор развития творческой активности учащихся хореографических коллективов.
4. Определить этапы, содержание, уровни и критерии творческой активности.
5. Разработать и экспериментально педагогические условия развития творческой активности личности в условиях хореографического коллектива.
1. Теоретический анализ проблемы творческой активности
Развитие мотивации у детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в современном обществе, неразрывно связаны с развитием хореографического искусства. Занятия хореографией развивают фантазию, выразительность и образную память учащихся, учат естественному и гармоничному общению в дуэте на основе взаимного уважения друг к другу. Ребенок становится более дисциплинированным, учится организации своего собственного времени, что влияет на успехи в обучении. Особенно актуальны задачи формирования хореографических навыков, которые приводят к гармоничному развитию учащегося.
Самоорганизация - это деятельность и способность человека, связанная умением организовать себя. Проявляется в целеустремленности, активности, мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности. В человеческой жизни нет ничего более индивидуального и одновременно универсального, чем человеческое движение. Самореализация предполагает постановку целей, утверждение своей самостоятельности, проверку своих преставлений. Самоопределение нахождение места «для себя» в пространстве деятельности. Саморазвитие личности процесс являющийся результатом формирования и проявления сформированной способности.
Задача педагога – помочь организовать учащемуся свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу, т.е. направить ребенка в нужное русло. Особенность подхода заключается в том, что мы делаем акцент на развитие хореографических навыков за счет использования в учебной деятельности творческой активности.
Творческая активность - стремление ученика к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, проявление познавательных интересов. Стимулирование творческой активности личности требует от педагогов создание таких условий обучения, которые вызывают интерес к обучению, потребность к знаниям и, в конечном итоге, их сознательное условие.
Творчество – это один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия или решения творческой задачи.
И.Ф. Исаев называет педагогическое творчество самым сложным и ответственным из всех других видов творчества «в силу того, что в процессе педагогической деятельности происходит «творение» и «сотворение» специалиста».
Безусловно, возрастные возможности учащихся дают некоторые ограничения в развитии данных способностей. Таким образом, творческие способности - это способность индивида создать новые понятия и формировать новые навыки. В исследование феномена «творческих способностей» наиболее сложной является проблема соотношения творческих способностей, интеллекта и самостоятельности.
Педагогически целесообразный подход – это создание максимально приятных условий для запуска и активизации внутренних механизмов раскрытия потенциальных возможностей личности, то есть формирование готовности к творческому саморазвитию, что в целом обеспечивает эффективность развития творческого потенциала учащихся.
2. Практический анализ проблемы творческой активности
Обстоятельное изучение педагогических процессов и явлений требует экспериментальной проверки. Эксперимент - надежный способ получения достоверных данных. С помощью эксперимента можно выявить наиболее подходящие методы для развития творческой активности личности.
Принципы экспериментальной работы вытекают из руководящей идеи, которая заключается в достижении возможно более высокой эффективности обучения, в достижении развития творческого потенциала учащихся и использования его в обучении и развитии учащихся как творческих личностей.
В задачи опытно-экспериментальной работы входило:
- реализация деятельности педагога по развитию творческой активности личности учащихся в рамках хореографического коллектива
- проверка эффективности выделенного комплекса методов и упражнений в условиях данного комплекса для развития творческой активности личности в хореографии.
На констатируемом этапе эксперимента работа велась по следующим направлениям: 1. изучения уровня самостоятельности;
2. изучения уровня воображения;
3. изучения сформированности творческой мотивации
Воображение - это способность к отображению реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Особенность воображения - оперирование образами и их преобразование при отсутствии полной информации.
Творческая мотивация - это побудительная сила к действию, субъективное основание, психологическое условие, определяющее целенаправленный характер творческой деятельности.
Самостоятельность проявляется в том, что учащийся:
- активно участвует в осознании и исследовании выдвинутой проблемы;
- умело проявляет свои знания, жизненный опыт для установления новых связей и отношений;
- сформулировав закон, стремится самостоятельно определить его следствия;
- открыв новый закон, самостоятельно находит ему практическое приложение;
- при решении задачи предлагает обоснованные способы её решения.
Целевая аудитория
Для проведения эксперимента были созданы следующие условия:
проводился эксперимент на сформированном коллективе, ансамбле хореографических миниатюр «Карамельки» МБУ ДО ДШИ «им.А.М.Кузьмина», класс педагога Репкиной М.А.. возрастного периода 9-12 лет;
для проведения эксперимента группа из 20 человек была поделена на две равноценные подгруппы (по возрасту, технике исполнения, возможностям, эмоциональной выразительностью);
в одной подгруппе проводилась работа над развитием творческой активности личности, в другой не проводилась такая работа.
Содержание методов и приемов эксперимента на развитие творческой активности личности.
1.Прием бесед и обсуждений. Этот прием помогает выявить стремление к творческой активности личности учащихся коллектива на любом этапе эксперимента. С помощью анкет, бесед на различные темы (например: подбор нового материала, использование реквизита, подбор лексики, проект костюма и т.д.) мы можем сравнить обе группы (1 группа с развитием творческой активности личности, вторая без) на начальном этапе эксперимента и на заключительном.
Гистограмма сравнительных данных уровня стремления учащихся к творческой активности.
Начальный этап Заключительный этап
2. Прием реализации творческой активности личности учащихся коллектива с помощью выполнения творческих заданий.
В одной группе были созданы условия для включения учащихся в совместную и индивидуальную творческую деятельность с использованием творческих задач и заданий с применением спонтанно направленного развития личности, что способствует развитию собственной самостоятельной деятельности учащихся. На данном этапе эксперимента использовались импровизация и интерпретация. Интерпретация, как истолкование готового текста, не допускает изменения готового текста, основного ритма, содержания, темпа, композиции.
Импровизация, как сочинение танцевальных движений, создаваемых в сам момент исполнения, несет в себе систему приемов воплощения содержания, неповторима.
Используя в процессе обучения интерпретацию и импровизацию как приемы развития творческой активности личности учащихся коллектива можно стимулировать учеников в способностях, превращая их в соавторов, развивая их творческую инициативу. А так же добиться глубокого взаимопонимания с учениками.
3. Прием организации мероприятий.
В процессе занятий хореографической деятельностью, как и любой другой, на определенном этапе развития коллектива, особенно подростков, очень важна роль актива. Сотрудничество руководителя с активом придает его деятельности большую значимость. Решает проблему в преодолении противоречий, возникающих в процессе деятельности. Актив способствует формированию и развитию коллектива, вовлекаясь в учебную, исполнительскую, организаторскую, воспитательную деятельность, приобщаясь к решению всех вопросов и организационно-дисциплинарного плана и творческих способностей.
Дополнительные мероприятия:
1) Экскурсия. Экскурсия - это специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку, в театр и т.п.
2) Дополнительные занятия. Проводятся с отдельными учащимися или группой учащихся с целью восполнения пробелов в знаниях, выработке умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к предмету.
3) Домашняя работа.Необходимость домашней работы учащихся обусловлена не столько решением чисто дидактических задач, сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и подготовки к самообразованию. Особым видом являются задания творческого характера (написания изложений, сочинений, рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий и т.п.)
Для выведения результатов по проведенному эксперименту на развитие творческой активности личности учащихся коллектива мы можем сравнить две группы. Для сравнения мы берем три направления, в которых заключается творческая активность: воображение, самостоятельность, и сформированность творческой мотивации.
На основании данных констатирующего этапа эксперимента, мы считаем возможным сделать следующие выводы:
Если не ставить целью обучения развитие творческой личности, то в образовательном процессе она формируется стихийно на низком уровне.
Творческая активность, от которой зависит готовность личности к творческой деятельности, является высшим уровнем результата развития личности, где учащийся сам распределяет цель и наиболее продуктивные средства ее решения, поэтому творческую активность необходимо целенаправленно развивать.
Результаты и социальный эффект
1. Проблема развития творческой активности требует своего решения. Ее актуальность обусловлена потребностью общества в самостоятельных творческих личностях, а также недостаточной разработанностью данной проблемы в теории и практике хореографических коллективов.
2. На основе анализа и обобщения психолого-педагогической литературы, мы определяем творческую активность как стремление ученика к творческому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, проявлению познавательных интересов. Стимулирование творческой активности личности требует от педагогов создания таких условий обучения, которые вызывает интерес к обучению, потребность к знаниям и, в конечном итоге, их сознательное усвоение.
Основные составляющие творческой личности:
уверенность в своих силах, доминирование эмоций радости;
отсутствие боязни показаться странным и необычным, отсутствие комфортности;
любовь к фантазированию, способность быть самим собой, слышать свое "Я".
3. В осуществлении развития творческой активности личности учащегося необходима реализация системно-деятельного подхода. Именно системно-деятельный подход рассматривает объекты как педагогические системы, обеспечивает включение всех участников педагогического процесса в совместную деятельность.
4. Комплекс педагогических условий, включающий:
Информационные - обогащение содержание проблемными (творческими) задачами и заданиями «открытого» типа;
Организационные (включение учащихся в творческую деятельность), используя специфические методы;
Диагностико-корректирующие - осуществление диагностики и коррекции развития творческой активности учащихся является необходимым для эффективного развития творческой активности учащихся младших и старших классов.
5. Процесс развития творческой активности личности в условиях хореографического коллектива будет наиболее эффективным, если:
этот процесс будет опираться на личностно-ориентированный подход, позволяющий само реализоваться каждой личности;
выявить особенности деятельности учителя по развитию творческой активности личности;
обеспечить личностно-деятельности подход к развитию творческой активности личности в условиях хореографического коллектива.
Творческая активность, является высшим уровнем результата развития личности, поэтому творческую активность необходимо целенаправленно развивать. Если не ставить целью обучения развития творческой активности, то в образовательном процессе она стихийно формируется на низком уровне. К сожалению, даже самые полные и эффективные методики лишь инструмент в руках преподавателя. Лишь умело, используя их, можно добиться высоких результатов.
ЛИТЕРАТУРА
Андреев В.И. Педагогика творческого коллектива: Инновационный курс. Книга 2 – Казань: изд-во Казанского университета, 1998 – 320
Амосов И.М. и др. Моделирование творческой личности.
Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание. – 1981. – 96 с.
Брякова И.Е. Формирование готовности студентов пед. вузов к развитию творческих способностей учащихся: дис. д-ра пед. наук. – 1997. – 287 с.
5. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968.
6. Ковалев А. Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1965. 288 с.
7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). М.: Изд-во УРАО., 1997, 176 с.
8. Крутецкий В. А. Проблема формирования и развития способностей. - Вопросы психологии № 6, 1972.
9. Лук А.Н. Мышление и творчество.
10. Никифорова О. И. К вопросу о воображении. - Вопросы психологии, № 2, 1972.
11. Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976.
12. Рибо Т. Творческое воображение.
13. Райнов Т.И. Теория творчества. — Харьков, 1914.
14. Фадеев В.А., Приступа Т.Н. Как проводить педагогический
эксперимент. — 1994. — 9-10.
15. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. — М.: Радио и
связь, 1989.
16. Энгельмейер П.К. Теория творчества. — С.Петербург, 1910.
17. Морозов, А.В. Управленческая психология :учебное пособие для вузов/А. В. Морозов.-4-е изд., испр. и доп.-М.:Академический Проект,2008.-286 с.
18. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие.-4-е изд.,испр. и доп. –СПб.:Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009.-544 с. (Электронный ресурс, режим доступа — свободный, библиотека ТГПУ).
19. Фомичев, А.Н. Исследование систем управления [Текст]:учебник для бакалавров/А. Н. Фомичев.-Москва:Дашков и К´,2013.-346, [1] с.