Просмотр содержимого документа
«Архитектура средневековья»
Архитектура средневековья
Презентацию к уроку
по ИЗО в 8 классе
составила
Федулова Н.Я.
МОУ «СОШ с.Сулак,Саратовская область»
Художественная картина средневекового общества отличалась от эстетических идеалов античности. Средневековье создало иное понимание человека и меры его ценностей. Огромное влияние на искусство, философию оказало христианство. В средние века архитектура становится главным видом художественной культуры, подчиняющим себе другие виды пространственных искусств. В ней традиционно выделяют два стиля: романский ( XI-XII вв.) и готический ( XIII-XV вв.). Термин романский стиль возник гораздо позднее, в начале XIX в., когда исследователи указали на теснейшую связь западноевропейского зодчества с некоторыми формами и конструкциями римской архитектуры. Романская архитектура возникла на территории бывшей Римской империи, населенной народами, говорящими на языках романской группы. Несмотря на влияние византийского зодчества, у романской архитектуры было свое собственное лицо.
Архитектура романского стиля сурова, тяжеловесна и замкнута. Ей присуще стремление к целостности, строгости, простоте, отсутствию украшений и орнамента.
Стены романских зданий отличаются большой толщиной и создают впечатление массивности и мощи. Вместе с тем оконные и дверные проемы очень узкие. В очертаниях форм преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Главный строительный материал – камень. Основные типы архитектурных построек: монастырские храмы, феодальные замки, городские укрепления и жилые дома.
Замок Вартбург в Тюрингии 12-18 вв.
Характерный элемент романского стиля – арочная форма дверных и оконных проемов. В период расцвета романской архитектуры, в конце XII в., входы соборов оформлялись в виде расположенных одна за другой, уменьшающихся полукруглых арок, опирающихся на пристенные колонны, так называемый перспективный портал.
Монастырская церковь в Клюни. Южный фасад. Франция. 1089-1130.
Важнейшим типом культового здания стала монастырская церковь. Церковь была не только главной идеологической силой средневековья, но и его культурным центром. Господствующим типом храма становится базилика.
Базилика – вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (обычно 3-5) частей ( нефов ), имеющих самостоятельные перекрытия.
Вытянутая в плане, базилика, отражала главную идею католической церкви – «крестный путь», путь страданий и искупления грехов. Человек, входящий в храм, ориентирован на восток, ибо там находится центр земли – Иерусалим. В этом части, выступающей из тела здания небольшим полукругом, размещается алтарь – самое святое место в храме.
Ближе к восточной части размещался поперечный неф (трансепт), в результате чего в плане возник латинский крест. Купола мало соответствовали продольному плану подобных построек, а поэтому в романских храмах стали использовать цилиндрические (над центральным залом) и более сложные крестовые (над боковыми нефами) своды перекрытий.
Сен-Сернен в Тулузе. Вид сверху
Характерной чертой романского стиля является увеличение восточной части храма ( хора ), предназначенной для духовенства. Особенностью также было расположенное под хором небольшое подземное помещение ( крипта ), служившее для хранения церковных реликвий, а также местом для погребений.
Для освещения храма стали использоваться высоко поднимающиеся своды с многочисленными окнами. Внешний облик романских храмов дополняли башни.
Паломническая церковь Сент-Фуа (ок. 1130). Конк. Франция
Монастырь Мария Лах (1093-1156). Германия
Важнейшей особенность романского стиля стало появление скульптурного декора, в первую очередь рельефа. На капителях и у подножья колонн, на окнах, на рельефах стен и дверей романских соборов гнездятся и кентавры, и львы, и полуящеры-полуптицы, всякого рода химеры. Эти существа возникают из орнаментальной резьбы, сидят на обрамлениях, порой замешиваются в компанию святых и присутствуют при «священных собеседованиях». Пришли они в романский искусство из языческих народных культов. Пришли и осели там очень прочно, на многие столетия, переселившись затем и в готику и даже в искусство северного Возрождения.
«Взвешивание душ» деталь рельефа «Страшный суд». Западный портал собора Сен Лазар в Отене ок. 1130-1145. Франция
Внутри романские соборы украшались росписями и скульптурами. В основу сюжетных программ настенных росписей и скульптурного декора, где доминирует повествовательное начало, была положена идея непримиримой борьбы божественного блага и греховности человека как выражения дьявольского зла, незыблемости мирового порядка, установленного Богом, который вершит Страшный суд в конце времен. Романские росписи из-за слабости красочного грунта фресок сохранились фрагментарно
Центральное положение в средневековой романской архитектуре занимала Франция, где активным строителем выступал монашеский орден
Церковь Сен-Сернен в Тулузе. 11-12 вв.
Церковь Сен-Трините (Св. Троицы) в Кане 1059-1066 и 1066-1130. Западный фасад
Другим крупнейшим центром романской архитектуры стала Германия.
Статуи западного хора собора в Наумбурге. Ок. 1250
Церковь монастыря Марии Лах (1093-1156). Вестверк
Знаменитую «Падающую башню» в общем архитектурном ансамбле итальянского города Пизы сегодня знает каждый. Построенный в 11-12 вв. Пизанский собор облицован белым и черным мрамором, фасад здания украшен четырьмя ярусами декоративных аркад на колонках. Шесть ярусов таких же аркад покрывают стоящую рядом белокаменную «Падающую башню», получившую такое назначение из-за сильно выраженного наклона. Пизанский собор и «Падающая башня» выполнены в романском архитектурном стиле.
Италия. Церковь Св. Франциска
Архитектурный облик средневековья трудно представить без феодального замка, являющегося неотъемлемой частью образа жизни. Здесь протекала жизнь, отвечающая вкусам и потребностям эпохи. Средневековый замок – это не только жилище феодала, оборонительное сооружение, но и очаг культуры. Архитектура замков 11-13 вв. была простой и незатейливой: в те времена больше заботились об их надежности и безопасности, чем о роскошном оформлении.
Из-за массивной толщины стен окна больше походили на амбразуры, используемые в военных целях. Да и сам хозяин замка стремился придать его внешнему облику устрашающий характер.
Готический стиль – художественный стиль завершающий развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. Термин произошел от названия германского племени готов.
В готическом периоде развития архитектуры условно различают три этапа: ранняя готика (12-13 вв.), высокая готика (13 в.) и поздняя , или «пламенеющая», готика (14-15 вв., а в отдельных случаях 16 в.).
Внешний вид готического собора с его острыми шпилями, богато украшенными порталами рождал в душе человека восторг и удивление перед подобным творением рук человеческих.
Южный фасад Кельнского собора
В основе готического собора – несколько упрощенная в плане романская базилика, претворенная в новые архитектурные формы и очертания. Вся воздушность, вся сказочность готического строения состояла в каркасном перекрытии здания, составляющем как бы его скелет. В нем сочетались три главнейших архитектурных элемента: свод на нервюрах (арках) стрельчатой формы, система так называемых аркбутанов , т. е. связующих открытых полуарок, передающих распор свода на мощные контрфорсы – вертикальные, часто сужающиеся кверху выступы стен, увеличивающие устойчивость сооружения.
Готический собор в Милане
Данная конструкция собора придавала ему ту ажурность, которая характеризует готический стиль. Невидимая изнутри, эта система снимала гигантскую нагрузку со стен, предоставляя возможность покрывать почти всю их плоскость оконными проемами, застекленными цветными витражами. В результате пространство готического собора, в отличие от мрачного интерьера романских церквей, стало более светлым.
Церковь Сен Дени. Париж. Франция
Единственной массивной частью храмового готического здания является главный фасад, на котором располагаются две огромные башни, переходящие в тонкий шпиль. Готические соборы очень нарядны и богато украшены. Впечатление легкости, невесомости, ажурности обусловлено и своеобразной пластикой архитектурных форм: подчеркнутыми вертикалями опор, имеющих вид не столбов, а пучков тонких колонок, стрельчатыми арками, остроконечными шатрами и фронтонами. Высота готических соборов вдвое больше романских. Подчеркнутая вертикальностью всех членений, она придает зданию впечатление устремленности вверх, к небесному своду.
Западный фасад Кельнского собора (1248-1560). Германия
Готический собор идеальным образом подходил для синтеза искусств: скульптур, витражей, резьбы по камню, кости и другое.
Витражи могли быть орнаментальными и сюжетными. Большие многоцветные витражи из разнообразных по форме стекол, скрепленных свинцовыми перемычками, - обязательная принадлежность готического стиля. Они изображали религиозные и бытовые сцены.
Излюбленный орнамент витражных окон и окон главного фасада готики – так называемая «роза».
Готические соборы были богато украшены скульптурными изображениями. В этом плане шедевром готического стиля является собор Нотр-Дам в Париже. Здесь впервые применили новую архитектурную конструкцию с использованием каркасной системы и стрельчатого свода. Именно Франция считается родоначальницей готики.
Вот как охарактиризовал собор Парижской Богоматери в одноименном романе В. Гюго: « …это огромная каменная симфония, колосальное творение и человека, и народа».