Просмотр содержимого документа
«Урок по изобразительному искусству»
Виртуальная экскурсия «Семь чудес Казахстана»
Цель: Познакомить учащихся с достижениями казахского народа, рассказать о семи чудесах Казахстана.
Задачи:
1. Прививать Любовь к Родине, уважение к истории казахского народа;
2. Развивать кругозор, любознательность учащихся.
Предварительная подготовка: учащимся 6-7 классов дается задание собрать материал о семи чудесах Казахстана. Подготовка презентации для учащихся 5 класса.
Оборудование:
1. Карта Казахстана с отмеченными на ней местами нахождения семи чудес Казахстана;
2. Название темы занятия;
3. Выставка книг;
4. Высказывания Н.М.Карамзина, Н.Г.Чернышевского, А.Байтұрсынова об истории;
5. Макет юрты;
6. Домбра;
7. Слайды с изображением семи чудес Казахстана, интерактивная доска.
Вступительное слово:
- С самого своего возникновения человечество пережило множество интереснейших событий, оставило свой след в истории. Мы изучаем свою историю, историю других народов и стран, чтобы сохранить в памяти самые важные моменты.
- Прочитайте на доске высказывания об истории. Как вы их понимаете?
А. Байтурсынов: «Самое великое и симпатичное слово – история».
Н.М. Карамзин: «История – главная книга каждой нации».
Н.Г. Чернышевский: «не любить историю может только человек, совершенно не развитый умственно».
- Почему нужно изучать историю?
- У каждого народа своя история. Богатую историю имеет и казахский народ. Мы познакомимся с великими достижениями казахской истории. Чудес много, но мы выделим семь наиболее значимых, о которых должен знать каждый гражданин нашей страны.
Байтерек «Байтерек» - в переводе с казахского означает тополь. Он сделан из металла, стекла, бетона. Металлическая конструкция высотой 105метров, весом свыше 1000 тонн, стоит на пятистах сваях. Впервые шар диаметром 22 метра и весом в 300 тонн из стекла «Хамелеон», меняющего цвет в зависимости от солнечного Света, поднялся на столь рекордную высоту – 97 метров.
Здесь, на высоте, в «кроне» «Байтерека» находится «Аялы-Алакан» - оттиск правой ладони первого Президента Республики Казахстан. Не случайна и высота монумента: в 1997 г. была провозглашена новая столица государства.
Монумент «Астана-Байтерек» - символ важного этапа в жизни казахстанцев. Своим расположением и композиционным строением выражает космогонические представления древних кочевников. Именно здесь состоялся Первый Съезд мировых религий. Лидеры мировых религий оставили свои «бата» - благословения земле Казахстана.
Идея создания этого уникального сооружения, которому в мире нет аналогов, принадлежит Президенту Казахстана Нурсултану Абишевичу Назарбаеву. «Байтерек» служит архитектурным символом обновления, символом независимости Казахстана.
Демонстрация слайдов:
1) Бәйтерек (вид днем).
2) Тұмар с отпечатком ладони Н. Назарбаева.
3) Бата – благословения Лидеров мировых религий
4) Панорамный зал.
5) Бәйтерек (вид ночью).
Домбра
Казахская домбра имеет множество видов. Но в основном распространены два вида: одни – полукруглой формы, другие – плоские, вытянутые. Домбры полукруглой формы широко распространены в Западном Казахстане. На востоке обычно используют полуплоскую, вытянутую форму. Встречаются и трехструнные домбры. В настоящее время они сохранились только в Семипалатинской области.
Демонстрация слайдов:
1) Восточная домбра
2) Западная домбра
3) Памятник домбре
Прослушивание одного из музыкальных произведений, исполняемого на домбре.
- А сейчас посмотрите на корпус домбры и обратите внимание на отверстие на крышке. О том, как оно появилось, нам расскажет легенда.
Легенда
«Мудрый старик»
В далекие времена жил хан. Он имел только одного сына, любившего охотиться.
Однажды, во время охоты мальчик подъехал к озеру, где паслись куланы. Охотник выстрелил, пуля попала в одного кулана. Видя это, остальные куланы бросились на мальчика и растоптали его.
Хан волновался, что мальчик так долго не возвращается. Он приказал разыскать сына: «Тому, кто придет ко мне с вестью о семтри сына и будет утешать Меня, я залью уши расплавленным свинцом», - предупредил он.
Никто не смел сообщить хану о смерти сына. Лишь мудрый кюйши Кер-Буга решил оповестить хана об этом игрою на домбре.
Пришел старик к хану и стал играть: «испуганный хромой кулан помчался в гору. Умер твой сын, Джучихан...»
Рассердился хан и закричал на старика. «Не тебе играть этогт мотив и не мне слушать его. Я залью тебе уши свинцом!»
Тогда Кер-Буга ответил ему на это: «Если будешь поступать по справедливости, то залей домбру. Если будешь поступать по упрямству, то залей мне уши свинцом».
Хан взял домбру, сделал в ней отверстие и залил свинцом.
И стали с тех Пор делать отверстие на крышке домбры.
«Золотой человек»
Так называют чудесную археологическую находку, обнаруженную в 1969-1970 годах в Иссыкском кургане в Жетысу известным археологом Кемелем Акишевым. В Иссыкском кургане был погребен сакский воин, царевич. Его возраст 17-18 лет, рост 165 см. Захоронение датируется V-ІV в.в. до н.э., т.е. раннежелезным веком.
Сакский воин погребен по обычаю той эпохи в золотых доспехах и с бытовой утварью. Одежда «Золотого человека», головной убор, сапоги были украшены более чем четырьмя тысячами золотых пластинок. На них были изображены барс, лось, горный козел, архар, лошадь, различные птицы, т.е. украшения были выполнены в «зверином стиле»; причем на очень высоком уровне.
Остроконечный головной убор высотой 70 см. «Золотые горы» и «деревья», нашитые по окружности шапки, представляют картину Мира. Считалось, что вождь находится в центре Вселенной, как и солнце. Спереди на шапке – пара золотых коней с козлиными рогами. Из их спин вырастают 4 золотые стрелы. Это эмблема – «царский знак», олицетворяющий власть вождя над миром.
Обувь также украшена золотыми бляшками.
Одежда дополнялась украшениями: двумя перстнями, наборным поясом из блях в виде бегущего оленя.
При погребении было инкрустированное золотом оружие – меч, кинжал, камча и матерчатая Сума.
Также в захоронении найдена посуда: подносы, миски, черпаки.
«Золотой человек» является уникальным образцом сакской культуры, носители которой были дальними предками казахского народа.
В наши дни «Золотой человек» превратился в символ независимого Казахстана. Он изображен на Монументе Независимости на площади Республики в Алматы. Крылатые скакуны, украшавшие головной убор «Золотого человека», также нашли свое отражение на Гербе Республики Казахстан.
Демонстрация слайдов:
1) «Золотой человек».
2) Иссыкский Курган
3) Золотые бляшки
4) Головной убор
5) Перстни, пояс
6) Оружие: меч, кинжал, рукоятка плети
7) Посуда
8) Монумент Независимости в г.Алматы9) Герб Республики Казахстан
Мавзолей Хожда Ахмеда Йасауи Архитектурным шедевром конца ХІV – начала ХV веков является мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи, возведенный по приказу эмира Тимура. Площадь мавзолея составляет 46,5х65,5 м, высота – 37,5 м. Величественное здание мавзолея с двумя куполами лицевой частью обращено на восток. В самой середине комплекса находится центральный просторный зал размером 18,5х18,5 м. Помимо него, в мавзолее имеется 35 больших и малых помещений: дворцовые залы, библиотека, колодезная, кухня, жилые помещения и др.
Казандык – парадное помещение комплекса. В центре зала стоит большой тайказан (котел), отлитый в 1399 г. Казан – символ единения и гостеприимства. Диаметр его 22 метра, вес две тонны. В нем в праздничные дни готовили еду и бесплатно раздавали верующим.
На южной стороне мавзолея расположены большой аксарай и малый аксарай, где захоронены знаменитые люди.
В одном из больших помещений находится захоронение Ахмеда Йасауи. Деревянная дверь украшена красочным орнаментом. Надгробие над могилой сложено из гладких плит светло-зеленой яшмы.
Снаружи мавзолей облицован поливными кирпичами и майоликой, образующими геометрические, растительные и эпиграфические орнаменты. Изумительной красотой отличается облицовка северного портала.
Для всего казахского народа мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи является пантеоном, т.к. здесь похоронены многие казахские ханы, а также выдающиеся деятели государства. Это место является священным доля мусульман-паломников.
Мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи включен ЮНЕСКО в Список Всемирного Наследия.
Наскальные изображения Тамгалы Казахстан – одно из наиболее богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков-петроглифов.
Крупнейшим памятником наскальных рисунков является урочище Тамгалы, которое находится в 170 км от г. Алматы. Здесь в 2003 году создан Государственный историко-культурный заповедник. В 2004 году он включен ЮНЕСКО в Список Всемирного Наследия.
В урочище Тамгалы встречаются изображения колесниц. В основном, это легкие двухколесные охотничьи и боевые повозки, запряженные лошадьми и верблюдами. Встречаются изображения домашнего быка в упряжке в сценах пахоты Или везущего повозку. Эти рисунки связаны с идеей плодородия, а также символом могущества и силы.
Найдены рисунки с изображением различных животных: кабанов, оленей, диких лошадей, верблюдов, архаров.
Среди петроглифов немало изображений воинов, вооруженных палицами, топорами, луками, сцены боя. Воин с палицей часто упоминается в древней литературе. Палица – священное и грозное оружие.
Кроме того, показан солнцеголовый человек, вокруг которого располагается хоровод пляшущих человечков, а также одиночные танцоры и пары. Все они исполняют ритуальный танец: хоровод – это символ солнца, а движение участников – это имитация вращения светил на небе.
Наскальные изображения показывают нам, что люди в эпоху бронзы достигли больших успехов в искусстве.
Эти рисунки – ценнейший источник информации о духовной культуре человека, о его мировоззрении.
Демонстрация слайдов:
1) Хоровод. Святилище Тамгалы;
2) Солнцеголоое божество на быке;
3) Конный знаменосец;
4) Всадник и Сокол;
5) Олень с ветвистыми рогами;
6) Палиценосцы.
Юрта
Основным жилищем кочевого казахского народа была юрта. Она была очень удобна для кочевания. В юрте казахи жили круглогодично, и летом, и зимой. Зимой юрта покрывалась дополнительным слоем войлока. Летом в юрте было просторно, там создавался микроклимат, способствовавший быстрому отдыху уставшего человека.
Юрты по размерам были следующими: 4-канатными, 6-канатными, 8-канатными, 12-канатными. По убранству юрты назывались: ақ орда, хан орда, қараша үй, лашық, айылайша, ұранқой, жолым үй. Юрты богатых людей издалека привлекали своими размерами и красотой. Юрты бедняков располагались отдельно от аула бая.
Юрта состоит из кереге, двери, уыков, шанырака. Кереге называют круговую решетчатую стену юрты. Уыки соединяли кереге и шанырак. Шанырак – самая высокая часть юрты, служила навершием, остовом.
У казахов шанырак считался священным. С этим связано много поверий. Например, когда молодые женились и создавали семью, то часто пожеланием были: «Пусть будет прочным ваш шанырак!», «Пусть ваш шанырак будет на высоте!».
Внешняя часть юрты – это различные войлочные кошмы, которыми покрывали юрту. Они назывались туырлық, үзік, түндік. Они нужны были для того, чтобы не пропускать слишком много солнца в юрту, а также предохраняли от осадков, сохраняли микроклимат в юрте. Обычно, юрты богатых казахов украшались белым войлоком, различными узорами.
При входе справа от двери ставили деревянную лежанку, подставку на ножках для постели (жүкаяқ), сундук и кебеже (разновидность сундука для хранения продуктов). В середине находился очаг. На нем готовили пищу, обогревали жилище.
Благоустройство юрты, ее сборка и разборка требовали умения и большой сноровки.
Первые варианты юрт появились еще в бронзовом веке. Это уникальное жилище практически не изменилось с древних времен.
Демонстрация слайдов:
1) Юрта
2) Составные части юрты: кереге, дверь, уыки, шанырак.
3) Внутреннее убранство юрты
Поэтическая минутка.
Стихотворение китайского поэта Бо Изюй-и «Голубая юрта».
Шерсть собрали с тысячи овец,
Сотни две сковали мне колец,
Круглый остов из проибрежных ив
Прочен, свеж, удобен и красив.
В северной прозрачной синеве
Воин юрту ставил на траве,
А теперь, как голубая мгла,
Вместе с ним она на снег пришла.
Юрту вихрь не может покачнуть,
От дождя ее твердеет грудь.
Нет в ней ни застенков, ни углов,
Но внутри уютно и тепло.
Удалившись от степей и гор,
Юрта приобрела ко мне во двор.
Тень ее прекрасна под луной,
А зимой она всегда со мной.
Войлок против инея – стена,
Не страшна и снега пелена,
Там меха атласные лежат,
Прикрывая струн певучих ряд.
Там певец садится в стороне,
Там плясунья пляшет при огне.
В юрту мне милей войти, чем в дом,
Утомившись, сплю на войлоке сухом.
Очага багряные огни
Весело сплетаются в тени,
Угольки таят в себе жару,
Точно орхидеи по утру;
Медленно над сумраком пустым
Тянется ночной священный дым,
Тает тишь замерзшая, и вот
Стих, как водопад весной, течет.
Даже к пологу из орхидей
Не увлечь из юрт людей.
Тем, кто в шалашах из тростника,
Мягкая зима и то горька.
Юрте позавидует монах
И школяр, запутанный в долгах.
В юрте я приму моих гостей,
Юрту сберегу я для детей.
Князь свои дворцы покрыл резьбой, -
Что они пред юртой голубой!
Юрту за дворцы их не отдам!
Наскальные мечети Мангыстау В труднодоступной местности Мангыстау, где были частые песчаные бури, находятся эти мечети. Они вырублены в меловых породах. Здесь находится подземная мечеть Бекет-Ата. Его жизнь и духовная деятельность датируется второй половиной ХVII века, Своим упорным трудом он построил подземную мечеть, состоящую из семи комнат, повторяющих в точности расположение комнат в пирамиде Хеопса в Египте.
Бекет-Ата оставил после себя большое духовное наследие. В народе известен не только как проповедник суфизма, но и как воин, предсказатель и пророк, целитель.
Бекет-Ата похоронен в мечети, построенной им.
Демонстрация слайдов:
1) Внешний вид, вход в скальную мечеть
2) Вид изнутри
Учитель: Итак, мы видим, что наша история богата уникальными памятниками, изобретениями. Нам есть чем гордиться. Н.А.Назарбаев сказал: «Каждый гражданин должен понять, что история его народа, его страны не уступает любой другой. Каждый гражданин, углубляясь в историю, должен стать достойным продолжателем дел своих предков, оставивших ему в наследство такую огромную и богатую землю».