Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для театральной студии»
ВВЕДЕНИЕ
Долгое время общество уходило от обсуждения проблемы коррупции. Ныне тема открыта для обсуждения. Прозрачность антикоррупционной деятельности – залог успешности.
Противостояние коррупции – дело всего общества. Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития. Важная роль в становлении личности отводится школе. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, – важнейшая задача школы. Уровень образования населения, его правовой культуры – это не только престиж страны, но и вопрос национальной безопасности.
Борьба с коррупцией предполагает использование системы экономических, политических, правовых, психологических, образовательных и воспитательных мер. Необходимо сосредоточить усилия на ограничении сферы приложения проявлений коррупции, снижении степени ее влияния, минимизации вредных последствий, и школьное образование может и должно внести свой вклад в создание антикоррупционной атмосферы в обществе, в формирование антикоррупционной устойчивости личности.
Отсутствие целенаправленной системы мер по противодействию этому негативному явлению приводит к укоренению этого страшного социального недуга. Особенность современного момента заключается в том, что коррупционное поведение не только сохраняется, но и перестает быть постыдным.
Коррупция включает в себя две составляющие: правовую (коррупционные правонарушения, преступления) и этическую (морально- этические коррупционные отклонения, нарушения). Будучи антиобщественным явлением, она безнравственна по своей сути. Во многом именно терпимость общества к повседневным проявлениям коррупционного поведения и делает коррупцию столь распространенным явлением. Коррупция разъедает общественную мораль, культивирует алчность, жадность, игнорирование закона, насилие. В коррупцию всегда вовлечены две стороны, и всегда это – проблема нравственного выбора. Для того чтобы этот выбор был более осмысленным, взвешенным, необходимы объективная информация, знания, наглядные примеры негативных последствий, четко определенная позиция государства и всего общества.
Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупционной деятельности, должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения.
Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся предполагает решение ряда задач в процессе обучения и воспитания:
• дать общее представление об исторических формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях этого явления;
• сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;
• сформировать комплекс знаний, обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально- этическими нормами;
Разработка системы заданий, проектирование и описание различных форм антикоррупционного просвещения школьников (практикумы, игры, интернет-уроки, дискуссии и т. п.) может стать инновационным направлением в методической деятельности педагога. Школа нуждается в педагогически обработанном материале, побуждающем учеников к формированию собственной системы ценностей.
На школьных мероприятиях важно рассмотреть коррупцию как явление социально-историческое, социально-экономическое, правовое; осветить исторический аспект проблемы: какие этапы проходила коррупция в своем развитии, какие формы принимала, каковы причины того, что, несмотря на предпринимавшиеся государством и обществом меры, коррупция сохранялась. Через выявление причин возникновения этого феномена и понимание вреда, причиняемого им всему обществу, необходимо целенаправленно формировать негативное отношение к коррупции (так же как к наркомании, алкоголизму и т. д.), развивать навыки антикоррупционного поведения. Стратегия действий учителя должна опираться на объективные данные, исторический опыт, которые опровергают расхожие стереотипы, традиционные заблуждения части населения в том, что коррупция малоопасна, а ее размах не зависит от каждого члена общества.
Сценарий внеурочного мероприятия
«К нам едет ревизор!».
Аннотация к методическойразработке.
Проведение любого общешкольного мероприятия должно проходить в системе работы для достижения наибольшего результата.
Данная методическая разработка предназначена для любого возраста и контингента учащихся (предпочтительно для обучающих школ и средних профессиональных заведений).
Цели разработки:
Познакомить и расширить представления учащихся о коррупции и ее различных формах проявления.
Помочь педагогам данными разработками при проведении мероприятий, посвященных проблеме коррупции.
Задачи:
Привлечь внимание учащихся к проблеме коррупции;
Способствовать профилактике асоциального поведения, осознанию важности таких понятий как соблюдение закона, незапятнанная репутация и необходимость борьбы с коррупцией, наносящей вред государственным устоям и растлевающей человеческую личность.
Обозначить проблему и помочь учащимся в осознание своей причастности к еѐ решению.
Постараться вызвать негативное отношение к коррупции как к явлению.
Формировать у учащихся правовое самосознание, способствовать осознанию важности соблюдения закона.
Тема «Коррупция» актуальна сегодня как никогда. Об этом говорят средства массовой информации, разговоры людей из окружения учащихся о взятках и взяточниках, о решении каких- то вопросов с помощью взятки.
Сама жизнь погружает детей в негатив проблемы, показывает, что к ней может быть причастен любой гражданин нашего общества.
Главная задача этой тематической недели - обозначить эту проблему, заставить учеников задуматься о том, что в обществе могут быть большие проблемы.
Тема общешкольного мероприятия раскрывается в комплексе различных мероприятий, направленных на достижение общей цели. К достижению результата мы приходим в несколько этапов:
Прием «мозгового штурма» позволяет влиять подсознательно на учащихся;
Живая газета «Российская коррупция», конкурс рисунков и поделок «Коррупция глазами детей» позволяют увидеть уровень знаний учащихся о коррупции и ее формах проявления.
Интеллектуальный марафон «Тропою антикоррупционера», анкетирование «Что ты знаешь о коррупции?» – все это помогает расширить представления учащихся о коррупции.
Защита мини-проектов «Мое видение коррупции» позволяет увидеть уровень владения учащимися информацией о коррупции, а также раскроет личное отношения учащихся к этой проблеме.
Педагог может расширить или уменьшить границы сведений о коррумпированности общества, исходя из возраста учащихся.
Содержание учебно-методической разработки.
С 2004 года 9 декабря считается Международным Днѐм борьбы с коррупцией. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № А/RES/58/4 от 21 ноября 2003 года, согласно которой в Мексике была подписана Конвенция ООН против коррупции. В резолюции не было предусмотрено призывов отмечать этот день и проводить соответствующие тематике мероприятия. Но целью утверждения еѐ было достижение понимания народом проблемы коррупции и начала активной борьбы с ней, а так же роли Конвенции в предупреждении подобных проблем. В некоторых странах в этот день принято организовывать митинги, собрания, лекции и семинары по наболевшим вопросам борьбы с коррупцией, в России же он практически не вызывает народных волнений и проходит относительно спокойно.
Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей 1 ноября 2003 года обязывает государства, подписавшие еѐ, считать взятки, хищение бюджетных средств и отмывание доходов уголовным
преступлением, которое подлежит наказанию согласно Уголовному Кодексу страны. Также одно из положений гласит, что средства, извлеченные у коррупционеров, необходимо вернуть в ту страну, откуда они поступили. Это особенно важно для тех стран, которым закоррумпированность наносит ощутимый ущерб финансовому, национальному и социальному благосостоянию.
В План по противодействию коррупции включен комплекс мероприятий, обеспечивающих согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных, профилактических и иных мер, направленных на выявление, предупреждение и пресечение коррупции в деятельности.
Общешкольное мероприятие представляет собой комплекс мероприятий по пропаганде профилактики коррупции в нашей стране.
III. Сценарий внеурочного мероприятия «К нам едет ревизор!».
Открытый урок
Учитель. Дорогие, ребята, сегодня мы собрались, чтобы отметить Международный день борьбы с коррупцией, который по инициативе ООН отмечается 9 декабря. В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей 1 ноября.
1 учащийся.
Толпой огромной в Храм Фемиды
Ворвался разорѐнный люд.
Нет, не со зла, а от обиды,
- Их разорил богатый плут.
2учащийся.
Он результат трудов тяжѐлых
Себе присвоить вдруг решил:
Без правды он оставил «голых»,
И их последнего лишил.
учащийся.
Перед лицом суда и чести
«Я не виновен!»- говорил,
И рассыпался в грубой лести,
Чтоб суд его не очернил.
учащийся.
Но справедливость существует…
Судом был плут приговорѐн…
Так справедливость торжествует,-
«Закон суров, но он - Закон!»
Сцена из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» (Инсценируют учащиеся)
Действие четвёртое Явление 1
Артемий Филлипович. Воля ваша, Аммос Фѐдорович, нам нужно бы кое- что предпринять.
Аммос Фѐдорович. А что именно?
Артемий Филлипович. Ну, известно что.
Аммос Фѐдорович. Подсунуть?
Артемий Филиппович. Ну да, хоть и подсунуть.
Аммос Фѐдорович. Опасно, чёрт возьми, раскричится: государственный человек. А разве в виде приношения со стороны дворянства на какой-нибудь памятник?
Почтмейстер. Или же: « Вот, мол, пришли по почте деньги, неизвестно кому принадлежащие».
Артемий Филиппович. Смотрите, чтоб он вас по почте не отправил куда- нибудь подальше…
Явление 2
Хлестаков. Прошу садиться. Так вы здесь судья?
Аммос Фѐдорович. С восемьсот шестнадцатого был избран на трѐхлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени.
Хлестаков. А выгодно, однако, же быть судьѐю?
Аммос Фѐдорович. За три трѐхлетия представлен к Владимиру четвѐртой степени с одобрения со стороны начальства. (В сторону) А деньги в кулаке, да кулак- то весь в огне.
Хлестаков. А мне нравится Владимир. Вот Анна третьей степени уж не так.
Аммос Фѐдорович(высовывая понемногу вперѐд сжатый кулак. В сторону). Господи боже! Не знаю, где сижу. Точно горячие угли под тобою.
Хлестаков. Что это у вас в руке?
Аммос Фѐдорович. (роняя на пол ассигнации). Ничего-с.
Хлестаков. Как ничего? Я вижу, деньги упали.
Аммос Фѐдорович(дрожа всем телом). Никак нет-с! (В сторону) О
боже! Вот уж я и под судом! И тележку подвезли схватить меня!
Аммос Фѐдорович(поспешно). Как же-с, как же-с… с большим удовольствием. (в сторону.) Ну смелее, смелее! Вывози, пресвятая матерь!
Хлестаков. Я, знаете, в дороге издержался: то да сѐ… Впрочем, я вам из деревни сейчас их пришлю.
Аммос Фѐдорович. Помилуйте! как можно! И без того, это такая честь… Конечно, слабыми моими силами, рвением и усердием к начальству… постараюсь заслужить… (Приподымается со стула, вытянувшись обеими руками по швам.) Не смею больше беспокоить своим присутствием. Не будет ли какого приказания?
Хлестаков. Какого приказания?
Аммос Фѐдорович. Я разумею, не дадите ли какого приказания здешнему уездному суду?
Хлестаков. Зачем же? Ведь мне никакой нет теперь в нѐм надобности.
Покорнейше благодарю.
Аммос Фѐдорович(раскланиваясь и уходя, в сторону). Ну, город наш!
Хлестаков(по уходу его). Судья - хороший человек!
Учитель: Речь в данной сцене шла о взяточничестве.
1 учащийся.
Об этом не сразу услышишь вокруг, Ведь это скрыто от глаз,
Дать взятку, подмазать, «на лапу» дать, Всѐ чаще звучит сейчас.
Аммос Фѐдорович.
А лапа мохнатая тут как тут, Везде затаилась и ждѐт,
И часто случается в жизни так, Что лапа взятки берѐт.
Хлестаков.
Вот важный чиновник сидит за столом, В два счѐта решил бы вопрос,
А он намекал, юлил, не спешил, И денежный ждал поднос.
Артемий Филиппович.
И посетителя вынудил он, Чиновника понят намёк,
Деньги - в конверт, конверт - на стол, И сразу решился вопрос.
учащийся.
Горячее лето, для ВУЗа страда, Экзамены здесь сдают,
Но чьи - то папа с мамой в обход Сынка в институт ведут.
Он в школе учился не ахти, кое - как, Но в ВУЗ ему позарез,
За взятку декану в тот институт Этот бездельник пролез.
А кто - то умный уже за бортом, Не будет учиться он,
Тот умный честно хотел поступить, Не нарушая закон.
учащийся.
А в клинике к доктору сто человек, Толпится народ и ждѐт,
Но кто- то без очереди, дав взятку врачу, Уже на приѐм идѐт.
На снимок больного доктор послал, А там никого - тишина.
-Придѐте вечером,- ему говорит В стерильном халате сестра.
-Ах, как же, на вечер? Я не могу. Что делать? А время идѐт.
Чтоб день не губить, он деньги тайком В стерильный карман кладѐт.
Минута, другая, и снимок готов, Не надо вечера ждать,
Как видите, просто всѐ и легко, Если взятку дать…
учащийся.
Превысил скорость пьяный лихач, Задержан постом ГАИ,
Юлит и вертится этак и так, Чтоб только не замели.
А пост ГАИ продажным был, На деньги позарился он,
За взятку он отпустил лихача, Презрев и нарушив закон.
Учитель.
Взятки и взятки на каждом шагу, За то, и за это. Как быть?
Как эту заразу в жизни у нас со свету искоренить?
Что можем с тобою, я и ты,
Что можем мы предпринять?
Пусть долго, пусть трудно, но никогда Взяток не будем давать!
Живая газета «Российскаякоррупция»
В течение дня действует живая газета, в которой ребятам предлагается нарисовать общими усилиями портрет российской коррупции (каждый учащийся имеет право внести свой элемент в рисунок). Данная газета крепиться к стене в фойе школы или в коридоре. Формат газеты может варьироваться. Также по желанию педагога количество живых газет можно увеличить в соответствии с возрастными категориями учащихся (то есть не одну газету на школу, а несколько – для 1-4, 5-6, 7-8 и 9-11 классов). 3.Интеллектуальный марафон «Тропоюантикоррупционера»
Ребятам предлагается во время перемен между уроками пройти по трем-пяти станциям и ответить на пару вопросов по теме: «Как я борюсь с коррупцией!». Станции определяются учителем истории самостоятельно. Мною будет предложен примерный маршрут с примерными станциями и вопросами. По желанию педагога маршрут станции и вопросы могут быть изменены.
Команда представляет собой состав из 3 учащихся, которым дается путеводный лист «Тропою антикоррупциониста». По данному листу команда должна за время школьных перемен совершить путешествие по всем 5 станциям и ответить на предложенные там вопросы. Ответы на вопросы вносятся в путеводный лист во вторую графу. В третьей графе организатор станции ставит свою подпись и объем записанных предложений участников (во избежание дополнения вопроса вне станции). Если же данной графы не
хватает участникам для ответа, то они могут попросить у организатора станции дополнительный бланк ответов. В таком случае, организатор станции ставит свою подпись и количество записанных предложений также в третьей графе дополнительного листа для ответов.
Станция 1. На смекалку.
В России отношение к коррупции, закону нашло отражение во всевозможных пословицах и поговорках, фразах из известных кинофильмов. Ваша задача произнесѐнные слова перевернуть так, чтобы получилось крылатое выражение или знаменитое высказывание.
нога ногу чешет (Рука руку моет)
- владей одним долларом и не имей одного врага (Не имей сто рублей, а имей сто друзей)
трудящийся имеет право стоять на свободе (Вор должен сидеть в тюрьме)
с чемоданом или с волей завязывают (От сумы и от тюрьмы не зарекайся)
на тебя подарком не угодишь (С меня взятки гладки)
чужая мафия тебя не ценит (Моя милиция меня бережѐт)
Назовите проявления коррупции в системе образования.
Станция 5. Сказочная.
В чем заключается мораль сказки.
Решил народ освободиться от коррупции, собрал на стадионе всех чиновников и сказал –те кто не берет взятки –шаг вперед! И половина чиновников дружно сделала шаг вперед, а другая половина- замялась, застеснялась, покраснела и осталась топтаться на месте. Посовещался народ и всех расстрелял.
И жил счастливо после этого ровно пять минут, а потом выбрал себе президента, а тот назначил новых чиновников и все пошло по-старому.
Путеводный лист, дополнительный путеводный лист, карточки с вопросами и примерный маршрут интеллектуального марафона приведены в приложении 3.
4.Защита мини-проектов «Мое видениекоррупции».
В течение недели каждый класс готовит конкурсанта на конкурс защиты мини-проектов «Мое видение коррупции». Каждый конкурсант представляет жюри свое понимание коррупции в разных формах. На защиту мини-проектов допускаются следующие формы:
1. Презентация.
2. Фильм, снятый по своему сюжету.
3. Театрализованное представление.
4. Устное выступление.
5. Чтение стихотворений собственного сочинения.
Любая из предложенных форма должна преследовать одну цель – показать зрителям и жюри свое понимание коррупции в нашей стране. В приложении 4 приведена ведомость оценки защиты мини-проектов «Мое видение коррупции».
6.Анкетирование «Что ты знаешь о коррупции?»
Педагог-психолог проводит анкетирование «Что ты знаешь о коррупции?». Учащиеся отвечают на 10 вопросов. По итогам анкетирования выявляется процент учащихся, знающих все о коррупции.
Вопросник анкеты «Что ты знаешь о коррупции?
1. Что Вы понимаете под коррупцией?
a) Взяточничество
b) Подношение подарков должностным лицам
c) Использование должностного положения в личных, корыстных интересах
d) Вымогательство
2. Как Вы думаете, существуют ли в нашем обществе факты, явления коррупции, взяточничества?
a) Очень часто
b) Часто
c) Редко
d) Очень редко
3. Как вы думаете, за последние 3–4 года уровень коррупции в стране изменился?
a) Коррупции стало намного больше
b) Нет, все осталось на том же уровне
c) Коррупции стало намного меньше
4. Даже если Вы лично не сталкивались с проблемой, скажите, пожалуйста, по Вашему мнению, представители каких профессий наиболее коррумпированы?
a) Преподаватели ВУЗов
b) Сотрудники ГАИ (ГИБДД)
c) Сотрудники таможенных органов
d) Сотрудники учреждений исполнения наказания (СИЗО, колонии, тюрьмы)
e) Судьи
f) Чиновники
5. Приходилось ли Вам или членам вашей семьи попадать в коррупционную ситуацию независимо от того, давали Вы взятку или нет
a) Да
b) Нет
6. Если бы вам пришлось попасть в коррупционную ситуацию, то пришлось ли бы Вам при этом давать взятку, или все-таки вы бы обошлись без взятки?
a) Да
b) Нет
7. Почему вы не согласились бы дать взятку должностному лицу?
a) Взятка мне «не по карману»
b) Я принципиально не даю взятки
c) Испугался бы уголовной ответственности
8. При решении какой проблемы или в какой ситуации вы все-таки смогли бы дать взятку?
a) Устройство ребенка в дошкольное учреждение
b) Вуз: поступить, перевестись, экзамены, и т.д.
c) Военкоматы: решение проблем в связи с призывом на военную службу
d) Суды: добиться справедливости или желаемого результата в суде
e) Милиция: получить помощь и защиту
f) ГАИ: урегулировать ситуацию, получение прав, техосмотр, дорожное движение и др.
g) Прокуратура: получение правовой помощи и защиты
h) Учреждения исполнения наказания (СИЗО, колонии, тюрьмы): при посещении родственников, передаче посылок и др.
9. В чем, по Вашему мнению, причины коррупции?
a) Недостаточно строгий контроль за действиями чиновников, их доходами и расходами
b) Несовершенство судебной системы
c) Неадекватность наказания за факты коррупции
10. Видели ли Вы информацию об антикоррупционных мероприятиях в СМИ (статьи в газетах, сюжеты на телевидении)?
a) Да
b) Нет
III. Заключение.
Таким образом, данная методическая разработка стимулирует школьников к борьбе с коррупцией. Тематическая неделя позволяет систематизировать изученный материал по коррупции и проанализировать все проведенные мероприятия в комплексе, тем самым достигая наибольшего результата. Также важно не потерять ни одного талантливого школьника и предложить ему разные формы последующей научной работы. Лишь в этом случае мы сможем вывести страну на более высокий и престижный уровень развития образования.
Приложение1.
Путеводный лист команды
Станция
Ответы на вопросы
Подпись
организатора
Станция 1. На смекалку.
Станция 2. Антикоррупцио нист.
Станция 3.
Теоретическая.
Станция 4. Борец.
Станция 5. Сказочная.
Приложение2.
Карточки с вопросами.
Станция
Вопросы
Станция 1. На смекалку.
В России отношение к коррупции, закону нашло отражение во всевозможных пословицах и поговорках, фразах из известных кинофильмов. Ваша задача произнесѐнные слова перевернуть так, чтобы получилось крылатое выражение или знаменитое высказывание.
Решил народ освободиться от коррупции, собрал на стадионе всех чиновников и сказал –те кто не берет взятки –шаг вперед! И половина чиновников дружно сделала шаг вперед, а другая половина- замялась, застеснялась, покраснела и осталась топтаться на месте. Посовещался народ и всех расстрелял.
И жил счастливо после этого ровно пять минут, а потом выбрал себе президента, а тот назначил новых чиновников и все пошло по-старому.