Цель урока:
познакомить учащихся с новым предметом, рассказать, о чём пойдёт речь на уроках, чему ученики должны научиться, какое значение для их образования и дальнейшей жизни имеет информатика.
Задачи:
- обучающие: дать понятие вещества, энергии, информации; информатики как науки; компьютера как универсального технического средства для работы с информацией; информационно-компьютерных технологий как важной составляющей жизни современного общества;
-развивающие: развивать познавательные интересы, навыки работы с мышью и клавиатурой, самоконтроль, умение конспектировать;
-воспитательные: воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.
Тип урока:
изучение нового материала.
Формы работы учащихся:
фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Необходимое техническое оборудование:
Мультимедийный проектор; экран; компьютерный класс; интерактивная доска; презентации к уроку: «Место информатики в системе наук», «ИКТ в современном мире», «Цели и задачи изучения предмета «Информатика и ИКТ», «Техника безопасности и санитарные нормы»; карточки с гимнастикой для глаз; карточки с домашним заданием.
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
1
2
3
5
6
7
1
Организационный момент
-
Приветствует учащихся.
Проверяет готовность учащихся к уроку.
Объявляет план урока.
Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к уроку.
1мин
2
Изложение нового материала
ЭОР №1 «Место информатики в системе наук»
№2
«ИКТ в современном мире»
ЭОР №3 «Цели и задачи изучения предмета «Информатика и ИКТ»
Сообщает тему урока.
Демонстрирует слайды и ведёт беседу с учащимися:
- Любой учебный предмет посвящён изучению какой-то стороны окружающей нас действительности. Мир, окружающий нас, чрезвычайно разнообразен. Бесплодны попытки человека понять любой его объект, любое явление в исчерпывающей полноте. Для обозначения всего разнообразия материальных объектов в науке используется термин «вещество». После разгадки природы вещества, его структуры казалось, что всё в мире можно объяснить, описав его как совокупность взаимодействующих материальных частиц.
Следующим обобщающим понятием в истории науки стало понятие «энергия». Его появление было связано с развитием техники, созданием двигателей, технических преобразователей энергии. Наука стала активно использовать энергетический язык в описании природы.
В середине XX века появляется и развивается новая научная дисциплина – кибернетика. Её основатель (1948) – американский математик Норберт Винер. Н. Винер назвал кибернетикой науку об управлении и связи в живом организме и машине. Объекты, рассматриваемые с позиции кибернетики, принято называть кибернетическими системами. Центральным понятием кибернетики является «информация». В рамках кибернетики не рассматривается физическое, энергетическое взаимодействие, а только информационное. Кибернетика породила новый системно-информационный взгляд на природу. Вещество-энергия-информация – это три точки зрения, три стороны, с которых наука сумела посмотреть на бесконечно разнообразный мир.
В 60-70-е годы XX века информатика выделилась как самостоятельная научная дисциплина. Развитию информатики послужило одно из самых значительных достижений XX века – создание ЭВМ. С появлением ПК эта техника стала общедоступной. В последнее время для обозначения компьютерных методов хранения, обработки и передачи информации стали использовать термин «ИКТ».
На данном слайде вы видите структурное содержание предмета «Информатика и ИКТ» и какие основные разделы мы с вами будем рассматривать.
Получение практических навыков работы с ПК – это не самоцель, а всего лишь средство для освоения информатики.
Записывают тему урока в рабочую тетрадь.
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.
Задают вопросы учителю.
Отвечают на вопросы учителя.
25 мин
3
Гимнастика для глаз.
-
Проводит гимнастику для глаз:
-Учитесь отдыхать. Выполните, пожалуйста, комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления. Упражнения выполняются на рабочем месте сидя, откинувшись на спинку стула.
1. Смотреть прямо перед собой в течение 2-3 сек, затем на 3-4 сек опустить глаза вниз. Повторять упражнение в течение 30 сек.
2. Поднять глаза кверху, опустить их книзу, отвести глаза в правую сторону, отвести глаза в левую сторону, повторить 3-4 раза.
3. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, сделать ими движение против часовой стрелки. Повторить 3-4 раза.
4. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, открыть на 3-5 сек. Повторить 4-5 раз.
Выполняют упражнения.
2 мин
4
Практическая работа
ЭОР №4 «Техника безопасности и санитарные нормы»
Демонстрирует слайды и ведёт беседу с учащимися:
- Прежде, чем умело использовать компьютерную технику, вы должны освоить правила по технике безопасности, т. к. кабинет информатики является кабинетом повышенной опасности.
Раздаёт учащимся заготовленные распечатки правил и требований.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Общие положения:
-
К работе в кабинете информатики допускаются школьники, прошедшие инструктаж по ТБ, соблюдающие указания учителя.
-
Необходимо неукоснительно соблюдать правила по ТБ.
-
Нарушение этих правил может привести к поражению электрическим током, к получению механических повреждений и травм, вызвать возгорание.
Правила поведения в кабинете:
-
Не входить в кабинет в верхней одежде, головных уборах и грязной обуви.
-
Передвигаться в кабинете спокойно, не торопясь.
-
Работать разрешается только на том ПК, который выделен на данное занятие.
-
Не разговаривать громко, не шуметь, не отвлекать других учеников.
-
Перед началом работы ученик должен убедиться в отсутствии видимых повреждений оборудования на рабочем месте.
-
Включать и выключать ПК только с разрешения учителя.
Требования безопасности во время работы:
-
Быть предельно острожными при работе с техникой;
-
Не включать кабели, разъёмы и другие устройства к ПК;
-
Соблюдать правила последовательности включения и выключения ПК;
-
При появлении изменений в функционировании ПК, самопроизвольного отключения необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом преподавателю;
-
Контролировать расстояние до экрана и правильную осанку;
Запрещается:
-
Пользоваться неисправной техникой;
-
Касаться экрана и тыльной стороны монитора, разъёмов, соединительных кабелей, токоведущих частей руками и/или острыми металлическими предметами;
-
Самостоятельно устранять неисправность работы ПК;
-
Передвигать системный блок и монитор;
-
Работать грязными, влажными руками, во влажной одежде;
-
Работать за ПК дольше положенного времени.
Наклеивают на обороте обложки рабочей тетради заготовленные учителем распечатки правил и требований по технике безопасности.
15 мин
5
Подведение итогов
-
Помогает учащимся сформулировать вывод урока.
Формулируют вывод урока.
1мин
6
Домашнее задание
ЭОР №5 «Домашнее задание №1»
ЭОР №6 «Информатика и современное общество»
Выдаёт домашнее задание:
- Работа с учебником: введение; техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК. Выполнить задание на карточке.
Ознакомиться с дополнительным материалом.
Благодарит за урок и прощается.
Получают домашнее задание.
1мин
Таблица 2.
Приложение к плану-конспекту урока
Тема: «Предмет информатики. Роль информации в жизни людей»
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
«Место информатики в системе наук»
Информационный
Презентация в формате .pps
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9cbbb831-3621-45c8-82ac-1f1a15c26df0/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&interface=teacher&class=50&subject=19
2
«ИКТ в современном мире»
Информационный
Презентация в формате .pps
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6d8bee0f-81a5-46a3-8bb3-c13cc4a5ff5d/?from=e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034&
3
«Цели и задачи изучения предмета «Информатика и ИКТ»
Информационный
Презентация в формате .pps
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3db4fa23-4ac7-4c05-95cd-022c3cd29073/?from=e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034&
4
«Техника безопасности и санитарные нормы»
Информационный
Презентация в формате .pps
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b9cac53b-f817-470a-920c-ce0d00c1c5da/?from=e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034&
5
«Домашнее задание № 1»
Практический
Задание на карточке
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f2e802bf-dc84-4d1b-87b1-088f44d37871/?from=e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034& http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f2e802bf-dc84-4d1b-87b1-088f44d37871/?from=e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034&