УЧЕНИКА(ЦЫ) 8 __ КЛАССА _______________________________ |
2.1. Тема 1. Введение в предмет: предмет информатики; роль информации в жизни людей |
2.2. Тема 2. Информация. Информационные процессы |
2.3. Тема 3. Измерение информации |
| ВОПРОС | ОТВЕТ | БАЛЛЫ |
| Что является предметом изучения информатики? | Информация, информационные процессы, а также способы и средства их автоматизации | 1 |
| Каково основное предназначение компьютера? | Компьютер – универсальное программно-управляемое устройство для работы с информацией | 1 |
| Нарушение каких правил техники безопасности и санитарных норм может повлечь серьёзный вред здоровью человека? | Большое количество времени проведенной за компьютером; ухудшение общего самочувствия; самостоятельное переключение проводов; Плохая освещенность рабочего места; отсутствие кондиционирования или вентиляции воздуха; | 1 |
| Какая из наук считается «основателем» системно-информационного взгляда на природу? | Кибернетика | 2 |
| Какая связь между кибернетикой и информатикой? | В 60-70-е годы двадцатого века информатика выделилась из кибернетики как самостоятельная научная дисциплина | 2 |
| Какие абстрактные понятия науки позволили сформировать три точки зрения на изучения окружающего нас мира? | Вещество, энергия, информация | 2 |
| Для каких целей могут использовать персональные компьютеры люди приведённых ниже профессий? Архитектор, Врач, Учитель, Бизнесмен, Бухгалтер, Композитор, Секретарь, Писатель, Художник, Модельер. | Архитектор: проектирование зданий Врач: запись на прием; определение диагноза Учитель: подготовка практических заданий; Бизнесмен: анализ работы фирмы; Бухгалтер: расчет зарплаты; Композитор: сочинять музыку Секретарь: оформление документов Писатель: набор, редактирование, сохранение текста своего произведения Художник: редактирование картин, фотоизображений Модельер: моделирование одежды; создание чертежей одежды | 1 |
| В чём отличие работы программиста от пользователя? | Программист составляет программы для ЭВМ, используя различные языки программирования, пользователь решает свои задачи на компьютере, используя прикладные программы (не прибегая к программированию) | 1 |
| Приведите 3-4 примера профессий людей, чья деятельность, в основном, связана с обработкой полученной информации. | В древности это были, например, военачальники, летописцы. Позднее - профессия библиотекаря, архивариуса. (В современном мире - администратор защиты информации , аналитик программного обеспечения). | 1 |
| Итого: | | |
УЧЕНИКА(ЦЫ) 8 __ КЛАССА _______________________________ |
Тема: Измерение информации |
-
| Какая совокупность символов считается алфавитом? | | 1 |
-
| Что называется мощностью(размером) алфавита? | | 1 |
-
| Что принято считать за единицу информации в алфавитном подходе к измерению информации ? | | 1 |
-
| Какова минимальная мощность алфавита, с помощью которого можно записать информацию? | | 1 |
-
| Сколько «весит» один символ компьютерного алфавита? | | 1 |
-
| Сколько символов содержит компьютерный алфавит? | | 1 |
-
| При алфавитном подходе к измерению информации, значения каких переменных связаны формулой: N=2 i | | 2 |
-
| В каком соотношении находятся мощность алфавита и информационный вес символов этого алфавита? | | 2 |
-
| По каким формулам можно определить количество информации в сообщении при алфавитном подходе? | | 2 |
-
| Если текст будет состоять из бессмысленного сочетания символов, можно ли будет определить его информационный объем с учетом алфавитного подхода к измерению количества информации? | | 2 |
-
| Что такое неопределенность знания о некотором событии? | | 2 |
-
| Что такое «бит» с позиции содержательного подхода к измерению информации? | | 2 |
-
| Какие события считаются равновероятными? | | 2 |
-
| Когда сообщение содержит информацию для человека? | | 2 |
-
| По какой формуле определяется количество информации в одном из N равновероятных событий? | | 2 |
-
| Какие качественные оценки информации возможны при содержательном подходе к измерению информации? | | 2 |
-
| В каком соотношении находятся следующие единицы измерения информации: килобайт, байт, бит? | | 1 |
-
| В каком соотношении находятся следующие единицы измерения информации:Гигабайт,Мегабайт,Килобайт? | | 1 |
-
| Сообщение является понятным, если оно логически связанно с предыдущими знаниями человека. Выберите из списка тех, кому будет полезна и понятна следующая информация «значение определенного интеграла равно разности значений первообразной подынтегральной функции на верх- нем и на нижнем пределах». | 1.старшекласснику 2.физику 3.преподавателю математики 4.биологу 5.студенту математического факультете | 1 |
-
| Информативность одного и того же сообщения может быть разной для разных людей. Определите, для кого могут быть информативны следующие сообщения: «2x2=4», «Москва – столица России», «Cat - кошка» | | 2 |
-
| Учитель информатики раздал всем учащимся домаш-нее задание на листе бумаги: на одной стороне листа – закодированный текст домашнего задания, на дру-гой стороне – правила расшифровки. Когда для учащихся текст домашнего задания будет информативным? | | 2 |
-
| Какой информационный объем в байтах несет сообщение, записанное при использовании компьютерного алфавита, если оно содержит 1024 символов? | | 1 |
-
| Сколько символов содержит сообщение объемом 7242 байта, если оно было записано 64-х символьным алфавитом? | | 1 |
-
| Книга, подготовленная к печати с помощью специальной компьютерной программы, содержит 100 страниц. На каждой странице – 35 строк, в каждой строке – 56 символов (включая пробелы между словами). Каков объем информации в книге в байтах, Кбайтах, Мбайтах? | | 1 |
-
| Переданное сообщение содержало 1125 байтов информации, было записано 8-ми символьным алфавитом и занимало 5 страниц. Каждая страница содержала 25 строк. Сколько символов в строке? | | 1 |
-
| Артур Конан Дойл. «Пляшущие человечки». Шерлок Холмс получил следующее послание: Учитывая то, что весь алфавит, с помощью которого было записано послание, представлен в самом послании, определите его информационный объем в байтах. | | 2 |
| ИТОГО | | |
Тема . Измерение информации |
1 | Какая совокупность символов считается алфавитом? | Алфавит – это вся совокупность символов, используемых в некотором языке для представления информации | 1 |
2 | Что называется мощностью(размером) алфавита? | Мощность алфавита - это полное количество символов в алфавите. | 1 |
3 | Что принято считать за единицу информации в алфавитном подходе к измерению информации ? | Информационный вес символа двоичного алфавита – определяют как единицу информации и называют 1 бит. | 1 |
4 | Какова минимальная мощность алфавита, с помощью которого можно записать информацию? | Два символа | 1 |
6 | Сколько «весит» один символ компьютерного алфавита? | 8 битов | 1 |
7 | Сколько символов содержит компьютерный алфавит? | 256 символов | 1 |
9 | При алфавитном подходе к измерению информации, значения каких переменных связаны формулой: N=2 i | N – мощность алфавита. i-информационный вес одного символа, i-выражается в битах. | 2 |
11 | В каком соотношении находятся мощность алфавита и информационный вес символов этого алфавита? | При увеличении мощности алфавита увеличивается и информационный вес символов этого алфавита. | 2 |
12 | По каким формулам можно определить количество информации в сообщении при алфавитном подходе? | Количество информации в сообщении: I=K×i, где К-число символов в сообщении; i-количество информации в одном символе. 2i =N, где N-мощность алфавита. | 2 |
13 | Если текст будет состоять из бессмысленного сочетания символов, можно ли будет определить его информационный объем с учетом алфавитного подхода к измерению количества информации? Обоснуйте ответ. | Да можно. Так как алфавитный подход не учитывает содержание текста. | 2 |
14 | Что такое неопределенность знания о некотором событии? | Неопределенность знания о некотором событии – количество возможных результатов данного события. | 2 |
15 | Что такое «бит» с позиции содержательного подхода к измерению информации? | Сообщение, уменьшающее неопределенность знания в два раза, несет 1 бит информации. | 2 |
16 | Какие события считаются равновероятными? | События равновероятны, если ни одно из них не имеет преимущества перед другими. | 2 |
17 | Когда сообщение содержит информацию для человека? | Сообщение содержит информацию для человека, если заключенные в нем сведения являются для этого человека новыми и понятными, таким образом пополняют его знания. | 2 |
18 | По какой формуле определяется количество информации в одном из N равновероятных событий? | Количество информации в одном из N равновероятных событий определяется по формуле: 2 х =N, где N – количество равновероятных событий; х – количество информации о том, что свершилось одно из N событий. | 2 |
19 | Какие качественные оценки информации возможны при содержательном подходе к измерению информации? | При содержательном подходя к измерению информации можно оценить информацию как «безразличная», «полезная», «нужная» и т.п. | 2 |
2 | В каком соотношении находятся следующие единицы измерения информации: килобайт, байт, бит? | 1 Килобайт = 1024 байта = 210 байта 1 Килобайт = 1024 байта = 1024 × 8(бит) | 1 |
4 | В каком соотношении находятся следующие единицы измерения информации:Гигабайт,Мегабайт,Килобайт? | 1 Гигабайт = 1024 Мбайта = 210 Мбайта 1 Гигабайт = 1024 Мбайта = 1024 × 1024 ( Килобайт ) | 1 |
2 | Сообщение является понятным, если оно логически связанно с предыдущими знаниями человека. Выберите из списка тех, кому будет полезна и понятна следующая информация «значение определенного интеграла равно разности значений первообразной подынтегральной функции на верх нем и на нижнем пределах». 1.старшекласснику 2.физику 3.преподавателю математики 4.биологу 5.студенту математического факультете | Информация будет полезной и понятной для: 3). и 5). | 1 |
6 | Информативность одного и того же сообщения может быть разной для разных людей. Определите, для кого могут быть информативны следующие сообщения: «2x2=4» «Москва – столица России» «Cat - кошка» | «2x2=4» информативно для первоклассника, изучающего таблицу умножения «2x2=4» неинформативно для старшеклассника «Москва – столица России»: информативно для человека, который начал изучать историю российского государства; не информативно для учащегося пятого класса. «Cat - кошка» информативно для того, кто изучает английский язык; не информативно для того, кто изучает итальянский язык. | 2 |
7 | Учитель информатики раздал всем учащимся домашнее задание на листе бумаги: на одной стороне листа – закодированный текст домашнего задания, на другой стороне – правила расшифровки. Когда для учащихся текст домашнего задания будет информативным? | Текст домашнего задания будет информативным для учащихся после того, как они раскодируют текст задания и прочтут его. | 2 |
1 | Какой информационный объем в байтах несет сообщение, записанное при использовании компьютерного алфавита, если оно содержит 1024 символов? | Информационный объем сообщения: I=K×i К-число символов в сообщении равно 1024. i -? N=2i ; N=256 256=2i следовательно i=8(бит) – вес одного символа компьютерного алфавита. I=K×i = 1024 × 8=8192(бит)=8192/8(байт) =1024(байт) | 1 |
3 | Сколько символов содержит сообщение объемом 7242 байта, если оно было записано 64-х символьным алфавитом? | Число символов в сообщении определяется из формулы: I=K×i К=I/i I= 7242 (байт) i-? N=2i ; N=64 64=2i следовательно i=6(бит) – вес одного символа Приведем к единым единицам измерения информации: I= 7242 (байт) = 7242 × 8 (бит) = 57984(бит) К= 57984/6 = 9664 (символа) | 1 |
5 | Книга, подготовленная к печати с помощью специальной компьютерной программы, содержит 100 страниц. На каждой странице – 35 строк, в каждой строке – 56 символов (включая пробелы между словами). Каков объем информации в книге в байтах, Кбайтах, Мбайтах? | Количество информации в книге: I=K×i К-число символов в сообщении равно: К=35 × 56 × 100 =196000 (символов). 2i =N Мощность компьютерного алфавита равна 256(N=256), следовательно 2i =256, тогда i= 8 (бит)=1 (байт)- количество информации в одном символе текста. Следовательно I=K×i = 196000 × 1(байт) = 196000 (байтов) = =(Кбайт) = ( Мбайт) 1024196000 10241024196000⋅ | 1 |
7 | Переданное сообщение содержало 1125 байтов информации, было записано 8-ми символьным алфавитом и занимало 5 страниц. Каждая страница содержала 25 строк. Сколько символов в строке? | Для определения количества символов в строке воспользуемся формулой: Информационный объем 1 строки: Iстроки=Kстроки×i, Кстроки= Iстроки / i; Iстроки-? и i-? Iстроки-? Так как на 1 странице 25 строк, то Iстроки= Iстраницы /25 , но в сообщении 5 страниц, то Iстраницы= Iвсего сообщения / 5 = 1125 / 5=225(байтов); Iстроки= Iстраницы /25 = 225/25=9 (байт) i-? i-количество информации в одном символе; N=2i N=8 8=2i следовательно i=3(бит) – вес одного символа Приведем к единым единицам измерения информации: Iстроки=9 (байт)=9*8=72( бит) Кстроки= Iстроки / i; Кстроки= 72 / 3 = 24 . В строке 24 символа. | 1 |
12 | Артур Конан Дойл. «Пляшущие человечки». Шерлок Холмс получил следующее послание: Учитывая то, что весь алфавит, с помощью которого было записано послание, представлен в самом послании, определите его информационный объем в байтах. | Информационный объем послания: I=K×i, К = 17 - число символов в сообщении i-? N=2i Мощность алфавита равна количеству неповторяемых символов в сообщении: N=14. → 14=2i → i≈3,80735(по таблице 1.1. учебника). I= 17 × 3,80735 = 64,72495(бита) = 64,72495 / 8 = | 2 |