kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Виртуальные лаборатории (технологическая карта)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

3 класс

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Технология групповой работы. Технология проблемного обучения (деятельностный и проблемно-поисковый подход) 

Тема

Алгоритмы решения задач различного типа (переливание, перекладывание, разъезды, переправы)

Цель

Формировать умение решать творческие задачи на уровне комбинации, импровизаций:  самостоятельно составлять план действий (алгоритм решения).

Основные термины, понятия

Виртуальная лаборатория, реальный объект, модель, алгоритм.

Планируемый результат

Предметные умения

Ознакомится с основными  подходами и методами решения логических задач,  а также овладеть обобщенными способами решения классов задач

 Личностные УУД:

    – независимость и критичность мышления;

    – воля и настойчивость в достижении цели.

Регулятивные УУД:

– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

– выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;

Познавательные УУД:

– анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления;

  • искать и выделять необходимую информацию;

– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

- уметь слушать и вступать в диалог.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Единая коллекция ЦОР  Система виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2-6»

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/109593/?interface=catalog&class=44&subject=19

Технические средства обучения

мультимедиа-проектор,  интерактивная доска, презентация, 

Наглядный материал: форматА4: «реальный объект», «модель», «алгоритм»

Раздаточный материал: формат А4: ребус, задания

Просмотр содержимого документа
«Виртуальные лаборатории (технологическая карта) »

Технологическая карта урока


Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

3 класс

Тип урока

Урок открытия нового знания


Технология построения урока

Технология групповой работы. Технология проблемного обучения (деятельностный и проблемно-поисковый подход) 

Тема

Алгоритмы решения задач различного типа (переливание, перекладывание, разъезды, переправы)



Цель

Формировать умение решать творческие задачи на уровне комбинации, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (алгоритм решения).

Основные термины, понятия

Виртуальная лаборатория, реальный объект, модель, алгоритм.


Планируемый результат

Предметные умения


Ознакомится с основными подходами и методами решения логических задач, а также овладеть обобщенными способами решения классов задач












Личностные УУД:

– независимость и критичность мышления;

– воля и настойчивость в достижении цели.


Регулятивные УУД:

– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

– выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;


Познавательные УУД:

– анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления;

  • искать и выделять необходимую информацию;

– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.


Коммуникативные УУД:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

- уметь слушать и вступать в диалог.





Организация пространства

Формы работы

Ресурсы


Фронтальная, групповая, индивидуальная







Единая коллекция ЦОР Система виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2-6»

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/109593/?interface=catalog&class=44&subject=19


Технические средства обучения

мультимедиа-проектор, интерактивная доска, презентация, Наглядный материал: форматА4: «реальный объект», «модель», «алгоритм» Раздаточный материал: формат А4: ребус, задания




Дидактические задачи этапов урока


п/п

Этапы урока

Дидактические задачи (цель этапа)

1

Мотивация к учебной деятельности

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.


2

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Актуализация определенного опыта, предшествующего проблемной ситуации;

Предъявление интересных заданий, для решения которых у учащихся нет знаний или опыта;

3

Выявление места и причины затруднения

Выявление и фиксация места и причины затруднения.


4

Построение проекта выхода из затруднения

Самостоятельное выдвижение гипотез

Планирование этапов и способов решения проблемы.

5

Реализация построенного проекта и первичное закрепление (с комментированием во внешней речи)

Реализация построенного проекта индивидуально при выполнении задания.

6

Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи)

Применение нового знания в типовых заданиях.



7

Включение в систему знаний и повторение

Выполнение более сложных заданий учащимися с помощью построенного проекта.

8

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Самостоятельная формулировка полученных умений;

Самостоятельная оценка достижения поставленной на уроке цели;



Технология изучения


Этапы урока


Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

Предметные:

Метапредметные:

регулятивные:

прогнозироание своей деятельности

коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог

познавательные:

построение речевого высказывания

Личностные:

Умение выделять нравственный аспект поведения

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Посмотрите, всё ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинается урок!


Поднимите руки вверх,

Разведите руки в стороны.

Поймайте правой рукой удачу, а левой – успех.

Прижмите их к себе.

Всё у вас получится!

Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание.

Ученики уже распределены на 4 группы и выбраны ответственные в каждой группе.




2. Актуализация знаний и пробное учебное действие


Предметные:

Актуализация опорных знаний и способов действий по теме

Метапредметные:

регулятивные:

Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка цели учебной задачи, синтез

коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации


Личностные:

смыслообразование


Обратите внимание на слова (на доске закреплены формат А4):

Реальный объект

Модель

Алгоритм

Какие слова Вам знакомы?

Приведите примеры:

Реальный объект

Модель

Алгоритм?

Ученики отвечают на вопросы учителя.

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Предметные:

Осознание того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений или способностей учащихся.

Метапредметные:

регулятивные:

Целеполагание, выдвижение гипотез

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог

познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний.

Личностные:

смыслообразование


Приведите примеры:

Реальный объект

Модель

Алгоритм?

-Чтобы раскрыть полный смысл этих слов и определить, почему именно в этой последовательности они записаны нам нужно найти ПОМОЩНИКА, давайте посмотрим два видеоролика и пожалуйста выделите два ключевых слова, а помогать вам будут два ребуса(у каждой группы на столе лист)

-Правильно, нам нужна: ВИРТУАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ!


Презентация:

1 слайд: Ребусы

2 слайд: Заведующий лабораторией -3 «Б»

3 слайд: ТИШЕ! Идут опытные работы!

4 слайд: А всегда ли опыты получаются с первого раза?


Отвечают на вопросы

-Лаборатория (Видеоролик мультфильм «Лаборатория Декстера)



-Виртуальная (Видеоролик: примеры опытов из различных областей знаний)





4. Построения проекта выхода из затруднения.




Предметные:

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Метапредметные:

регулятивные:

Целеполагание, выдвижение гипотез

коммуникативные:

Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся

познавательные:

Анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие


Личностные: смыслообразование



Запускаем приложение « Виртуальные лаборатории»

Лаборатория «Переливание»

Лаборатория «Перекладывание»

Лаборатория «Переправы»

Лаборатория «Разъезды»


Распределяем лаборатории(4 группы), получают задания, читают задание.

- Сложные задачи? Как будем решать?

Карта задач виртуальной лаборатории «Переливание»


1 уровень

"Добрая хозяйка"

Хозяйка отжала в две бутылки растительное масло: в одну – 8 литров, другую – 3 литра. Третья бутылка на 5 литров осталась у неё пустая. Перед праздником хозяйка решила одолжить 6 литров масла соседке. Как она это сделала, если меркой могли служить только те же три бутылки?

Карта задач виртуальной лаборатории «Переправы»

1 уровень

" Лиса, Петух да бобовое Зёрнышко "

Через быструю речку – паромная переправа. Паром движется с берега до берега автоматически по вызову. Может перемещаться и без пассажиров или с 1-2 пассажирами.

Лиса, Петух и бобовое Зёрнышко решили перебраться через реку, с левого берега на правый. Пока они все вместе, то всё хорошо: никто никого не обижает. Но оставлять Лису с Петухом или Петуха с бобовым Зёрнышком наедине, без присмотра нельзя – Лиса может съесть Петуха, а Петух склевать Зерно. Как же им быть?


Карта задач виртуальной лаборатории «Перекладывания»

1 уровень

" Цветные шарики 1 "

Есть три пробирки и два зеленых, два красных и два желтых шарика. Шарики перемешали и насыпали друг на друга в первую пробирку. С помощью двух пустых пробирок разберите шарики по цветам.

Карта задач виртуальной лаборатории «Разъезды»

"Переправа 1: 5 машин"

От пристани А к пристани В, расположенных на одной стороне реки ходит паром. С его помощью можно перевозить по одному автомобилю. Так же на реке есть ответвление – затока, в которой находится запасной паром. На оба парома машины могут въезжать и выезжать с обоих концов. Машины нужно выгрузить на пристань В в строго определённой последовательности: красная – белая – красная …

В ожидании начала работы парома у пристани А образовалась очередь: красная – красная – белая – красная – белая…машины. Перевезите 5 машин с помощью парома с пристани А на пристань В с выполнением поставленных условий.










Ученики: Нет ведер, нет переправ, нет разъездов.

Мы будем решать задачи с помощью компьютера!


5.Реализация построенного проекта и первичное закрепления (с проговариванием во внешней речи).




Предметные:

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Метапредметные:

регулятивные:

планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата


коммуникативные:

Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся, планирование учебного сотрудничества

познавательные:

поиск и выделение необходимой информации;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; построение логической цепи рассуждений; установление причинно-следственных связей, анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания


Личностные: смыслообразование



Каждая лаборатория показывает решение своей задачи



Возвращаемся к понятиям:

Реальный объект

Модель

Алгоритм?












































Вы заслужили, чтобы отдохнуть!


Ученики на интерактивной доске создают алгоритм решения

Учащиеся объясняют каждое слово и показывают на примере своей решенной задачи.

1. Выливаем из трёхлитровой бутылки (В) всё масло в пятилитровую (Б).

2. Доливаем из восьмилитровой бутылки (А) масло в пятилитровую бутылку (Б).


Описание решения:

  1. Лиса и бобовое Зёрнышко

  2. пустой паром

  3. Петух

  4. конец

1.‹ посадить › : [Лиса], [бобовое Зерно]

2. ‹ переправить › : [1] , [2]

3.‹ высадить › : [Лиса], [бобовое Зерно]

4. ‹ переправить › : [2] , [1]

5.‹ посадить › : [Петух]

6. ‹ переправить › : [1] , [2]

7. ‹ высадить › : [Петух]

.

Описание решения:

  1. жёлтый шарик из пробирки а в пробирку б

  2. зелёный шарик из пробирки а в пробирку б

  3. красный шарик из пробирки а в пробирку в

  4. жёлтый шарик из пробирки б в пробирку в

  5. красный шарик из пробирки а в пробирку б

  6. красный шарик из пробирки в в пробирку б

  7. зелёный шарик из пробирки а в пробирку в

  8. красный шарик из пробирки б в пробирку а


Описание решения:

  1. Грузим на паром 1-ую машину. Она красная.

  2. Перевозим её на пристань В.

  3. Возвращаемся на пристань А.

4. Грузим на паром 2-ую машину. Она красного цвета, а нам нужна белая.

5. Отвозим красную машину в затоку.

6. Перегружаем её на запасной паром.

7. Возвращаемся на пристань А.

8. Грузим на паром 3-ью машину. Она белая.

9. Перевозим её на пристань В.

10. Возвращаемся на пристань А.

11. Грузим на паром 4-ую машину. Она красная.

12. Перевозим её на пристань В.

13. Возвращаемся на пристань А.

14. Грузим на паром 5-ую машину. Она белая.

15. Перевозим её на пристань В.

16. Возвращаемся в затоку.

17. Перевозим красную машину на пристань В.



КЛИП и ПЕСНЯ «МАГ – НЕДОУЧКА!»

6. Включения в систему знаний и повторения.

Предметные:

Включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного материала и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Метапредметные:

регулятивные:

Целеполагание, выдвижение гипотез

коммуникативные:

Контролируют процесс и результат учебной математической деятельности;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция; способность к волевому решениюпознавательные:

Личностные:

смыслообразование


2 уровень

"Наливаем воду 1"

Как, имея два бидона: один пустой, ёмкостью 3литра, и второй, полный, ёмкостью 5 литров, набрать из водопроводного крана 7 литров воды?

"Кошки – мышки 1"

Однажды большая компания: пятеро мышей, да два кота переправлялись через глубокую реку на небольшом пароме. Паромом умеют управлять и коты и мыши, но на пароме может находиться не больше 4 пассажиров. Пока они все вместе, то всё хорошо: никто никого не обижает.

Переправились без потерь. Скажи, как им это удалось, если известно, что один кот не может съесть двух и более мышат?

"Сортировка гороха 1"

Есть три пробирки и шесть горошин разного цвета и размера: три из них зеленые – большая, средняя и маленькая и три желтые – большая, средняя и маленькая.

"Переправа 2: 5 машин"

От пристани А к пристани В, расположенных на одной стороне реки ходит паром. С его помощью можно перевозить по одному автомобилю. Так же на реке есть ответвление – затока, в которой находится запасной паром. На оба парома машины могут въезжать и выезжать с обоих концов. Машины нужно выгрузить на пристань В в строго определённой последовательности: красная – синяя – белая – красная …

В ожидании начала работы парома у пристани А образовалась очередь из машин трёх цветов: синяя – красная – синяя – красная – белая.… Перевезите 5 машины с помощью парома с пристани А на пристань В с выполнением поставленных условий.



Выходят учащиеся из других лабораторий по своему желанию.



















9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Предметные:

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Метапредметные:

регулятивные:

Целеполагание, выдвижение гипотез

коммуникативные:

Оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

познавательные:

Ррефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха


- Что вы сегодня узнали нового?

- Какова была цель вашей деятельности?

- - Вы достигли поставленной цели?

- Что вы использовали, и что вам помогло в достижении цели?


НА УРОКЕ

  • Я узнал…

  • Я научился…

  • Мне понравилось…

  • Я затруднялся…

  • Моё настроение…



Ученики дают самооценку своей работы на уроке.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Виртуальные лаборатории (технологическая карта)

Автор: Филимонова Татьяна Николаевна

Дата: 15.04.2015

Номер свидетельства: 201837

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Технологическая карта урока "Управление компьютером с помощью меню" "
    ["seo_title"] => string(81) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-upravlieniie-komp-iutierom-s-pomoshch-iu-mieniu"
    ["file_id"] => string(6) "143055"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418415858"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Технологическая карта урока "Симметрия" "
    ["seo_title"] => string(45) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-simmietriia"
    ["file_id"] => string(6) "131874"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416241695"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Технологическая карта урока по химии. Тема "Алкены". 10 класс "
    ["seo_title"] => string(66) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-khimii-tiema-alkieny-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "242803"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445538511"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Использование информационных технологий на уроках химии "
    ["seo_title"] => string(63) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "119382"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413394310"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Урок химии по теме " Алюминий и его соединения" "
    ["seo_title"] => string(53) "urok-khimii-po-tiemie-aliuminii-i-iegho-soiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "214183"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432227760"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства